Автор: Валиева Илюза Ринатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Ивушка"
Населённый пункт: Село Новое Шигалеево, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
УДК
37.015.3
РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Галич Т.Н.
к.п.н., доцент,
Елабужский институт ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабуга, Россия
Валиева И.Р.
студент,
Елабужский институт ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабуга, Россия
Аннотация
На основании анализа литературных источников автор делает вывод о
том, что роль проблемных методов обучения в формировании положительной
учебной мотивации школьников сложно переценить. Примами проблемного
обучения могут выступать:
-формулирование проблемных вопросов;
-создание проблемных ситуаций;
-постановка проблемных задач и др.
Организуя проблемное обучение, учитель добивается не только усвоения
итогов научных знаний, но и формирует представление у школьников о том,
как эти знания добывались. Это есть верный путь становления универсальных
учебных действий и формирования позитивного отношения учащегося к
процессу познания.
Ключевые слова: мотивация, обучение, младший школьник, процесс
обучения, воспитательная деятельность, организация работы, проблемное
обучение, ситуация, задача, знания.
THE ROLE OF PROBLEM-BASED LEARNING IN THE FORMATION
OF POSITIVE EDUCATIONAL MOTIVATION OF SCHOOLCHILDREN
Galich T. N.
Ph. D., Associate Professor,
Yelabuga Institute of
Kazan (Volga Region) Federal University
Yelabuga, Russia
Valieva I. R.
Student,
Yelabuga Institute of
Kazan (Volga Region) Federal University
Yelabuga, Russia
Annotation
Based on the analysis of literary sources, the author concludes that the role of
problematic teaching methods in the formation of positive educational motivation of
schoolchildren is difficult to overestimate. Examples of problem - based learning can
be:
-formulation of problematic issues;
- creating problematic situations;
-statement of problematic tasks, etc.
By organizing problem-based learning, the teacher achieves not only the
assimilation of the results of scientific knowledge, but also forms an idea among
schoolchildren about how this knowledge was obtained. This is the right way to
establish universal learning activities and to form a positive attitude of the student to
the process of cognition.
Keywords: motivation, training, junior student, learning process, educational
activity, organization of work, problem-based learning, situation, task, knowledge.
Педагогическая ценность обучения методом решения противоречий была
доказана очень давно.
Ученые советовали и рекомендовали применять данный метод обучения в
процессе воспитания детей младшего школьного возраста. Полноценное
развитие ученика может происходить только в процессе обучения и на
занятиях, когда педагог умеет верно организовать проблемное обучение и
добивается развития положительной учебной мотивации школьников.
Велика роль проблемного обучения в формировании положительной
учебной мотивации школьников [3, с. 8].
Организуя проблемное обучение, учитель добивается не только усвоения
итогов научных знаний, но и формирует представление у школьников о том,
как эти знания добывались. Это есть верный путь становления универсальных
учебных действий и формирования позитивного отношения учащегося к
процессу познания.
Большая роль проблемного обучения в формировании положительной
учебной мотивации детей также связана с тем, что самостоятельная поисковая
деятельность раскрывает и совершенствует творческие способности учащихся.
Проблемное обучение — это всегда поиск учеником новых путей
получения знаний, а организация такого поиска отражается на формировании
интереса ученика к процессу познания, его стремлении научиться новому.
Поисковая учебная деятельность связана с открытием результатов
научных исследований, а также приемов работы, изобретением способов
использования теоретических знаний человека на практике. Весь указанный
процесс осуществим только в том случае, если учащийся имеет положительный
мотив к познанию и готов постигать новое.
Младший школьник, систематически решающий на занятиях проблемные
задания, ситуации и задачи приучается относится к процессу обучения как к
интересной, полезной и важной для него деятельности.
Он сам делает выводы, сам добывает знания, потом проверяет их на
практике, все это очень важно для становления и развития формирующейся
личности.
Для того чтобы проблемное обучение было правильно организовано,
учителю следует сообщить и разъяснить изначально все сложности в работе,
трудные и новые определения для ребенка, понятия, законы [5, с. 119].
Проблемное
обучение
позитивно
отражается
на
формировании
положительной учебной мотивации и в связи с тем, что здесь развивается воля
ребенка, тренируется его внимание, память, речь, мышление, воображение,
процессы восприятия.
Сталкиваясь с противоречием, ученик всегда решает определенную
задачу, то есть проявляет потребность в познании, а если это ему удается
осуществить он получает радость, удовлетворение и желание выполнить данное
действие еще раз.
Подбирая проблемные задания в целях стимулирования положительной
учебной мотивации школьников, педагог должен исходить из того, какие
знания у ребенка уже имеются, что ему удается сделать на практике, а что нет,
что для него интересно и др.
Если ребенок не желает индивидуально работать над проблемной
ситуацией изначально следует объединить их в небольшие пары или малые
группы.
Так уверенность в собственных силах школьника возрастет, и он
продемонстрирует
в
следующий
раз
желание
выполнить
задание
самостоятельно без помощи товарищей и педагога.
В.А. Юрков пишет, что положительная учебная мотивация школьников
служит залогом успешного обучения детей в среднем и старшем звене школы.
Мышление и познавательный интерес человека могут развиваться только
в процессе систематического поиска, что и обеспечивает прием и технология
проблемного метода обучения.
Сама проблемная ситуация решается учеником поэтапно:
-возникновение проблемной ситуации;
-формулировка затруднения, проблемы;
-выдвижение гипотезы о способах разрешения ситуации;
-доказательство гипотезы;
-проверка правильности решения задания, проблемы.
При формировании положительной учебной мотивации школьников
педагог должен подбирать не схожие между собой по содержанию проблемные
задания и важно их включать во все предметы образовательной программы
начальной школы [2, с. 45].
Примами проблемного обучения могут выступать:
-формулирование проблемных вопросов;
-создание проблемных ситуаций;
-постановка проблемных задач и др.
Проблемные вопросы педагогом могут быть сформулированы при
изучении разных предметов:
-«Почему зимой идет снег?»;
-«Почему содержание сочинения по теме «Моя мама» у всех получилось
разным?»;
-«Почему словарные слова мы должны выучить?» и др.
Проблемные ситуации создаются в ходе противопоставления разных
фактов, явлений, событий и противоречий. Например: «Мы решили задачу,
которая состоит из трех действий, ваша цель составить и решить данную задачу
обратным способом».
При решении проблемных ситуаций можно дать для работы младшим
школьникам разные таблицы, опорные схемы, газеты, научные статьи и
журналы, которыми они могут воспользоваться в процессе самостоятельной
работы.
Также важно говорить с младшим школьником о его успехах. Например:
«Я тебе ставлю хорошую отметку за работу на уроке. Молодец. Ты с каждым
днем решаешь все более сложные и не простые задания. У тебя все получится».
Такая похвала мотивирует ребенку к дальнейшим действиям, вызывает у
него потребность и дальше проявлять свои способности в учебе.
При формировании положительной учебной мотивации школьников
методы проблемного обучения можно использовать и во время проведения
внеурочной работы [1, с. 20].
Формирование положительной учебной мотивации школьников на
практике достигается в течении продолжительного времени систематически
организованной работы.
Учитель
начальных
классов
должен
стремиться
научить
детей
самостоятельно
ставить
перед
собой
цели
и
задачи
познавательной
деятельности, на основе которых впоследствии создается план работы, система
действий по разрешению проблемной задачи учеником.
Не менее важно учить младших школьников анализировать проделанную
работу,
извлекать
плюсы
и
минусы
своих
ошибок,
устранять
их
самостоятельно, каждый раз проводить рефлексию.
Таким образом отметим, что роль проблемных методов обучения в
формировании
положительной
учебной
мотивации
школьников
сложно
переценить. Примами проблемного обучения могут выступать:
-формулирование проблемных вопросов;
-создание проблемных ситуаций;
-постановка проблемных задач и др.
Организуя проблемное обучение, учитель добивается не только усвоения
итогов научных знаний, но и формирует представление у школьников о том,
как эти знания добывались. Это есть верный путь становления универсальных
учебных действий и формирования позитивного отношения учащегося к
процессу познания.
Библиографический список:
1. Кубарева, Н.И. Сущность понятия мотивация обучения / Н.И.
Кубарева. – Казань: Прага, 2018. – 154 с.
2. Лорина, М.И. Самостоятельная познавательная активность младшего
школьника / М.И. Лорина // Образование в России. – Ижевск: Час пик, 2020.-
144 с.
3. Мартынюк, К. В. Методы обучения и современные педагогические
технологии: учеб. пособие / К.В. Мартынюк. - Киров: Рогоза, 2018. – 258 с.
4. Насонова, А.А. Положительная учебная мотивация, вопросы и
проблемы формирования / А.А. Насонова. - М.: Том, 2019.- 254 с.
5. Пирогова, К. А. Процесс обучения младших школьников // К.А.
Пирогова. Инновации в образовании. – 2019. -№7. - С.119.