Автор: Валиева Илюза Ринатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Ивушка"
Населённый пункт: Село Новое Шигалеево, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Раздел: начальное образование
УДК
37.015.3
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Галич Т.Н.
к.п.н., доцент,
Елабужский институт ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабуга, Россия
Валиева И.Р.
студент,
Елабужский институт ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабуга, Россия
Аннотация
На основании анализа литературных источников автор делает вывод о
том, что здоровье — это гармоническое развитие обменных процессов между
организмом и окружающей человека средой.
Под здоровым образом жизни следует понимать виды и способы
повседневной жизнедеятельности человека, они укрепляют и совершенствуют
возможности организма, создавая на основе этого успешное осуществление
функций независимо от психологических и экономических обстоятельств.
Исходя из этого понятно, насколько необходимо с самого раннего
возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному состоянию
здоровья, пониманию того, что здоровье – это самая значимая ценность, данная
человеку природой.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическое здоровье,
иммунная устойчивость, формирование здорового образа жизни, признаки
здоровья, психическое здоровье.
THE ESSENCE OF THE CONCEPTS OF «HEALTH», «HEALTHY
LIFESTYLE»
Galich T. N.
Ph. D., Associate Professor,
Yelabuga Institute of
Kazan (Volga Region) Federal University
Yelabuga, Russia
Valieva I. R.
Student,
Yelabuga Institute of
Kazan (Volga Region) Federal University
Yelabuga, Russia
Annotation
Based on the analysis of literary sources, the author concludes that health is the
harmonious development of metabolic processes between the body and the human
environment.
A healthy lifestyle should be understood as the types and methods of daily
human activity, they strengthen and improve the capabilities of the body, creating on
the basis of this successful implementation of functions regardless of psychological
and economic circumstances.
Based on this, it is clear how necessary it is from an early age to educate
children in an active attitude to their own state of health, understanding that health is
the most significant value given to a person by nature.
Keywords: health, healthy lifestyle, physical health, immune resistance, healthy
lifestyle formation, health signs, mental health.
Итоги воспитания и обучения детей младшего школьного возраста во
многом предопределяет состояние их здоровья и общее самочувствие. Здоровье
выступает главным фактором трудоспособности и полноценного развития
организма ребенка.
Укрепление
здоровья
подрастающего
поколения
-
важная
задача
современного общества, в решении которой нельзя обойтись без содействия
начальной школы. Педагогам совместно с родителями, психологами и
общественностью необходимо так строить процесс образования и воспитания,
чтобы дети были систематически нацелены на повышение уровня своего
здоровья.
Для этого необходимо иметь четкие представления о сущности понятий
«здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко применяются в системе
современного образования.
Единого ответа определения понятия здоровья не существует. На основе
проведенных исследований А.М. Луговой указывает, что здоровье – это
естественное
состояние
организма
человека,
оно
характеризуется
его
уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием заболеваний.
В.М. Мазанова считает, что здоровье — это гармоническое развитие
обменных процессов между организмом и окружающей человека средой.
С экологической позиции С.К. Петров раскрывает смысл понятия о
здоровье, как о балансе организма с окружающей природой [4, с. 11].
При этом все имеющиеся способности личности, проявляются наиболее
полно и значимые подсистемы организма человека осуществляют свои
функции с максимальной интенсивностью.
Раскрывая данную мысль, И.В. Владимиров считает, что здоровье есть не
отсутствие болезни, а ее преодоление.
То есть здоровье – это не только состояние человеческого организма, но и
стратегия его жизнедеятельности.
В.М.
Котова
много
сил
вкладывает
в
труд
за
оздоровление
подрастающего
поколения.
С
сохранением
здоровья
человека,
совершенствованием условий его жизни в целом, повышением благосостояния
она связывает возможности развития индивида и социума. Значительное
внимание автор при этом уделяет проблемам сохранения и укрепления
здоровья детей.
В своей работе «Здоровые дети» она рассматривает содержание
программы, направленной на решение рассмотренных выше задач, через
систему культурно-гигиенических, медико-биологических, общественных и
психологических мероприятий [3, с. 19].
Вопросы охраны и сбережения здоровья также интересовали многих
других педагогов. В.А. Гончаров говорил, что забота о здоровье детей — это
система норм и правил, а также требований к питанию, режиму дня, трудовой
деятельности и отдыху. Эта деятельность представляет собой заботу о
полноценности физических и духовных сил ребенка, результатом данного
гармоничного развития выступает радость творчества.
Таким образом, можно отметить, что в литературе понятие здоровье
рассматривается с разных точек зрения, которые по своей природе имеют
одинаковый смысл.
В общем виде здоровье определяется как многогранная обширная
система, состоящая из ряда критериев и показателей.
Рассмотрев указанные выше трактовки, мы сформулировали следующее
определение «здоровье — это состояние, при котором человек полноценно
осуществляет свои психические, духовные и биологические функции.
При этом он владеет оптимальной трудоспособностью и активностью при
максимальной продолжительности жизни.
С.А. Алиев рассматривает следующие виды здоровья:
-физическое здоровье – степень роста и развития органов и систем
организма;
-соматическое здоровье состояние организма человека, основу которого
составляет программа развития личности, которая строится в соответствии с
его потребностями. Данные интересы рассматриваются в качестве пускового
механизма развития человека;
-нравственное здоровье состоит из системы ценностей, установок и
мотивов поведения человека в социуме. Нравственное здоровье предопределяет
духовность человека, так как оно связано с такими человеческими истинами
как добро, красота и любовь;
-психическое здоровье отражает состояние психической сферы, основу
его составляет состояние душевного комфорта. Данное состояние зависит от
общественных
и
биологических
потребностей,
а
также
возможней
их
осуществления [2, с. 210].
В
качестве
основных
признаков
здоровья
принято
рассматривать
следующие показатели:
-иммунная устойчивость организма к воздействию неблагоприятных
факторов;
-нормативные и стандартные критерии роста и развития;
-резервные возможности человеческого организма;
-наличие имеющихся болезней и недостатков развития;
-степень психологических и мотивационных установок.
Согласно заключению ученых экспертов, если рассматривать уровень
здоровья за сто процентов, то состояние здоровья человека:
-на десять процентов зависит от осуществления деятельности системой
здравоохранения в государстве;
-на двадцать процентов от генетико-наследственных факторов;
-также на двадцать процентов от состояния окружающей среды.
Оставшиеся пятьдесят процентов зависят от самой личности, от образа
жизни, который он ведет.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни». Определение
образа жизни по своему содержанию выступает сложным процессом, здесь
играют роль ценностные ориентации личности, причины его действий и
поступков, стиль жизнедеятельности, который предопределен укладом и
уровнем жизни.
Поэтому принято считать, что образ жизни непосредственно оказывает
прямое воздействие на состояние здоровья человека. В определении понятия
«здоровый образ жизни», имеются основные суждения о поведении и
действиях человека, поддержании им своего здоровья, отсутствии у него
вредных привычек и др.
Следует понимать, что образ жизни человека и его семьи в целом не
складывается сам по себе в зависимости от факторов и условий окружения, а
формируется постоянно в течении жизни.
Формирование здорового образа жизни выступает основным механизмом
предупреждения заболеваний и укрепления здоровья граждан через изменение
стиля и уклада их жизни. Здоровый образ жизни тесно связан с применением
культурно-гигиенических представлений о борьбе с вредными привычками,
преодолением
неблагоприятных
явлений,
вызываемых
жизненными
обстоятельствами.
Образ жизни людей не бывает одинаковым у всех, так как мы различны.
Здоровым является такой образ жизни, который приводит человека к
долголетию и улучшению качества жизни. Но это происходит только тогда,
когда человек заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.
Таким образом, здоровье — это гармоническое развитие обменных
процессов между организмом и окружающей человека средой [1, с. 119].
Под здоровым образом жизни следует понимать виды и способы
повседневной жизнедеятельности человека, они укрепляют и совершенствуют
возможности организма, создавая на основе этого успешное осуществление
функций независимо от психологических и экономических обстоятельств.
Исходя из этого понятно, насколько необходимо с самого раннего
возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному состоянию
здоровья, пониманию того, что здоровье – это самая значимая ценность, данная
человеку природой.
Библиографический список:
1. Воробьева, А.А. Как сохранить и укрепить здоровье младших
школьников / А.А. Воробьева // Начальная школа. – 2020. - №5. – С. 119.
2.
Галкин,
А.К.
Физическая
культура
и
здоровый
образ
жизни
школьника / А.К. Галкин // Обруч. – 2018. - №1. – С. 210.
3. Данилина, И.С. Здоровый образ жизни в современной школе / И.С.
Данилина. – М.: Изд-во Астра, 2020. – 147 с.
4. Егорова, А.В. Теоретические основы и методика воспитания младших
школьников / А.В. Егорова. – Москва: Изд-во Проспект, 2018. – 19 с.
5. Иванов, Е.В. Исследование представлений детей о здоровом образе
жизни / Е.В. Иванов. – Новокузнецк: Изд-во Графика, 2019. - 201 с.