Автор: Богатикова Валентина Александровна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 87 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие изобразительного творчества детей
Раздел: дошкольное образование
Развитие изобразительного творчества детей
МБДОУ Детский сад №87 «Улыбка» г. Улан-Удэ
Воспитатель: В.А. Богатикова
Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности.
Большой потенциал содержит в себе изобразительная деятельность дошкольников, так как
по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Наиболее ярко
изобразительное творчество проявляется в сюжетном рисовании. Влияние изобразительно-
го творчества на разностороннее развитие ребенка отмечают выдающиеся зарубежные педа-
гоги (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель) и многие отечественные исследователи
(Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, В.М. Бехтерев, Н.Н. Поддьяков, Т.С. Комарова, Н.П.
Сакулина, Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина, В.А. Езикеева, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, В.Б.
Косминская, Г.В. Лабунская, Г.Г. Григорьева и др.).
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по
познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира (В.М. Бехтерев,
Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.). В процессе творческой деятельности, что особенно важ-
но, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он
становится творческой личностью. Понятие творчества рассматривается с разных позиций.
Прежде всего, выделяется философский смысл понятия творчества как некой тотальности,
связанной со всяким переходом из небытия в бытие. М.С. Каган, рассматривая творчество с
позиции древних философов, выделяет следующее: «В сознании древних греков художник
был избранником богов, пророком, устами которого глаголит Муза; исходя из этих представ-
лений и Демокрит, и Платон определяли художественно-творческое состояние ка своего
рода безумие, ибо оно непроизвольно и неподконтрольно самому художнику. По сути дела,
здесь имелось в виду то, что позднее будут называть вдохновением, поскольку оно является
мощной созидательной силой, неподвластной воли и разуму человека…» [1, с.377]. Отече-
ственные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объектив-
но и субъективно нового (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова
и др.). Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей
дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает для себя новое. Общече-
ловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность
его значительна. [2, с. 81]. Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой дея-
тельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт
без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его
передатчик. Объективной основой изобразительного творчества является изображение реаль-
ного мира. Есть и субъективная сторона – отношение ребенка к изображаемому. Он не про-
сто изучает и отражает мир, но и вкладывает свои эмоции, чувства. В дошкольном возрасте
изобразительное творчество для ребенка выступает как средство познания окружающего
мира. Все познавательное развитие ребенка проходит исключительно творческим путем.
Условием, необходимым для развития творчества, является овладение навыками, что должно
осуществляться только при целенаправленном обучении. Как самостоятельный вид занятий,
сюжетное рисование выделяется в старшей группе, хотя обучение детей сюжетному рисова-
нию начинают в средней. Детям среднего дошкольного возраста доступно изображение не-
сложных сюжетный композиций, в которых ребенок может проявлять свое творчество. Осо-
бенно важно соблюдать педагогические условия, благодаря которым у детей развивается
изобразительное творчество. [3, с.134] К ним относятся: организация интересной содержа-
тельной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями; обеспечение эмоционально-
эстетического восприятия как основы возникновения замыслов; предварительное наблюде-
ние за объектами и явлениями; создание проблемных ситуаций, что стимулирует поисковую
деятельность; рациональное использование игровых приемов, экспериментирования, нетра-
диционных способов изображения, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности;
создание атмосферы творчества использованием других видов искусств, которые не отвле-
кают ребенка от главного, а создают фон этой деятельности (вовремя сказанное четверости-
шье, пословица, поговорка, спетая песня, включенная музыка, создают настроение, ожив-
ляют образ, активизируют воображение). Очень важным условием является целенаправлен-
ное обучение, ориентированное на развитие изобразительного творчества детей. Активные
формы взаимодействия разных видов искусства в художественной деятельности ребенка
способствуют формированию эмоциональной отзывчивости на искусство как таковое, разви-
тию продуктивного художественно-образного мышления и воображения, стимулируют твор-
чество. [4, с.4]. Интегрированные занятия, включающие разные виды искусства, предостав-
ляют ребенку уникальные возможности для создания в своем творчестве богатого и много-
гранного художественного образа. Эти занятия – безусловный стимул детского творчества,
значительно превышающий вероятность создания ребенком интересных индивидуальных об-
разов, появления оригинальных решений.
Литература:
1.
Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. – С.-Пб.: Петрополис, 1997.
– 543 с.
2.
Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? /
Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005 - № 2. - С. 80-86.
3.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григо-
рьева. – М.: Академия, 2000. – 342 с.
4.
Занимаемся искусством с дошкольниками / под ред. К.В. Тарасовой. – М.: ТЦ Сфера,
2011. – 96 с.