Напоминание

Методика воспитания и обучения


Автор: Бурмакова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №206
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Тема: Методика воспитания и обучения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бурмакова Татьяна Николаевна

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В

ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Личностно-ориентированный подход,

ребенок, педагог.

В

статье

рассматривается

понятие

личностно-ориентированного

подхода

и

его

цели.

Показаны

основные

позиции,

занимаемые

педагогом

в

личностно-

ориентированном

подходе.

Также

показано,

какое поведение ребенка и педагога предполагает данный подход.

Личностно-ориентированный подход – это принцип воспитания, который

предписывает в качестве главной цели становление и развитие личности как

субъекта собственной жизни, истории и культуры [1]. Этот подход опирается на

то, что каждый человек стремится быть личностью, то есть быть активным,

отличаться от других людей, иметь свои убеждения, личные духовные ценности,

а

также

выполнять

определенную

роль

в

обществе.

Воспитание,

которое

основано на этом подходе, создает для этого условия, в которых развивающаяся

личность

включается

в

ситуации,

требующие

проявления

нравственного

выбора, рефлексии, ответственности [1].

Цель

личностно-ориентированного

подхода

состоит

в

том,

чтобы

заложить

в

ребенке

механизмы

самореализации,

саморазвития,

адаптации,

самозащиты и другие, необходимые для становления самобытного личностного

образа.

Позиция, занимаемая педагогом в личностно-ориентированном подходе:

Оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление видеть

перспективы развития личностного потенциала ребенка, а также умение

мотивировать его развитие;

Отношение к ребенку как к полноценной личности, которая способна

добровольно учиться, а также проявлять активность;

Опора на личностный смысл и интересы ребенка в учении, помощь в их

обретении и развитии.

В

дошкольный

период

развитие

ребенка

идет

очень

стремительно:

из

маленького и беспомощного существа ребенок превращается в относительно

самостоятельную,

активную

личность.

Познавательная

активность

ребенка

проявляется в его умении принимать от взрослого и ставить самостоятельно

какую-либо

задачу,

составлять

план

действий

и

отбирать

средства

для

ее

решения [2].

Личностно-ориентированный

подход

предполагает

переход

педагога

от

командного стиля к сотрудничеству, ориентируясь не столько на результат,

сколько на процесс деятельности ребенка [2]. На занятиях педагог должен давать

не только знания, но и создавать условия для развития личности и активизации

познавательной деятельности ребенка.

В

чем

заключается

деятельность

педагога?

Он

объясняет,

показывает,

напоминает и намекает, подводит к проблеме, допускает сознательные ошибки,

советуется. Центральная фигура – ребенок. Задача педагога – создать ситуацию

успеха,

поощрять

и

вселять

уверенность.

В

чем

заключается

деятельность

ребенка? Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет

не от педагога, а от ребенка.

Итак, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход играет

важную роль в системе дошкольного образования. Этот подход способствует

формированию личности, которая умеет мыслить, защищать себя от различного

давления

и

отстаивать

свою

точку

зрения,

а

также

позволяет

раскрыть

ее

возможности и таланты.

Библиографический список

1.

Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия

и путь реализации. — М,:МГИУ, 2000.

2.

Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной

школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002.



В раздел образования