Автор: Бурмакова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №206
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Тема: Методика воспитания и обучения
Раздел: дошкольное образование
Бурмакова Татьяна Николаевна
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Личностно-ориентированный подход,
ребенок, педагог.
В
статье
рассматривается
понятие
личностно-ориентированного
подхода
и
его
цели.
Показаны
основные
позиции,
занимаемые
педагогом
в
личностно-
ориентированном
подходе.
Также
показано,
какое поведение ребенка и педагога предполагает данный подход.
Личностно-ориентированный подход – это принцип воспитания, который
предписывает в качестве главной цели становление и развитие личности как
субъекта собственной жизни, истории и культуры [1]. Этот подход опирается на
то, что каждый человек стремится быть личностью, то есть быть активным,
отличаться от других людей, иметь свои убеждения, личные духовные ценности,
а
также
выполнять
определенную
роль
в
обществе.
Воспитание,
которое
основано на этом подходе, создает для этого условия, в которых развивающаяся
личность
включается
в
ситуации,
требующие
проявления
нравственного
выбора, рефлексии, ответственности [1].
Цель
личностно-ориентированного
подхода
состоит
в
том,
чтобы
заложить
в
ребенке
механизмы
самореализации,
саморазвития,
адаптации,
самозащиты и другие, необходимые для становления самобытного личностного
образа.
Позиция, занимаемая педагогом в личностно-ориентированном подходе:
Оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление видеть
перспективы развития личностного потенциала ребенка, а также умение
мотивировать его развитие;
Отношение к ребенку как к полноценной личности, которая способна
добровольно учиться, а также проявлять активность;
Опора на личностный смысл и интересы ребенка в учении, помощь в их
обретении и развитии.
В
дошкольный
период
развитие
ребенка
идет
очень
стремительно:
из
маленького и беспомощного существа ребенок превращается в относительно
самостоятельную,
активную
личность.
Познавательная
активность
ребенка
проявляется в его умении принимать от взрослого и ставить самостоятельно
какую-либо
задачу,
составлять
план
действий
и
отбирать
средства
для
ее
решения [2].
Личностно-ориентированный
подход
предполагает
переход
педагога
от
командного стиля к сотрудничеству, ориентируясь не столько на результат,
сколько на процесс деятельности ребенка [2]. На занятиях педагог должен давать
не только знания, но и создавать условия для развития личности и активизации
познавательной деятельности ребенка.
В
чем
заключается
деятельность
педагога?
Он
объясняет,
показывает,
напоминает и намекает, подводит к проблеме, допускает сознательные ошибки,
советуется. Центральная фигура – ребенок. Задача педагога – создать ситуацию
успеха,
поощрять
и
вселять
уверенность.
В
чем
заключается
деятельность
ребенка? Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет
не от педагога, а от ребенка.
Итак, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход играет
важную роль в системе дошкольного образования. Этот подход способствует
формированию личности, которая умеет мыслить, защищать себя от различного
давления
и
отстаивать
свою
точку
зрения,
а
также
позволяет
раскрыть
ее
возможности и таланты.
Библиографический список
1.
Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия
и путь реализации. — М,:МГИУ, 2000.
2.
Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной
школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002.