Напоминание

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ЗВУК [Ц] И БУКВА Ц»


Автор: Ескевич Светлана Григорьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №6 "Солнышко"
Населённый пункт: п. Вербилки, Талдомский р-н, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ЗВУК [Ц] И БУКВА Ц»
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

«ЗВУК [Ц] И БУКВА Ц»

Цели:

коррекиионно-образовательная:

— формировать и расширять знания о «семантическом поле»

коррекционно-развиваюшие:

— автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— работать над голосом;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— уточнять и расширять словарь;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе

Оборудование; сюжетная картинка «Во дворе», предметные картинки,, наборы для

составления схем, зеркала, ручки и тетради.

Ход занятия:

№1. Психотренинг.

Логопед: Главное чудо света – человек.

Хотите к нему прикоснуться?

Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные

слова: «Здравствуй, человек!»

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, великодушный, интересный,

великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный,

классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный,

наблюдательный, мудрый, обязательный).

- Здравствуйте, добрые друзья!

- Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята, занимайте свои места, присаживайтесь на стульчики.

№2. Игра: «Доскажи словечко»

Стали выше небеса,

Звонче птичьи голоса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь …. (Весной)

- Верно. И сегодня мы поговорим о весне.

№3. Игра: «Слоговые лужицы»

Весной начинает ласково припекать солнце. Тает снег. Звонко капают капели, образуя

лужи. Но посмотрите у нас не простые лужи, а слоговые.

Ребята на каждой капельке – картинка. Ваша задача догадаться в какую лужу упадет

капелька. Сколько в названии картинки слогов, в такую лужу она и упадет.

Проталины подснежник ручей ледоход солнце март апрель май почки листья.

№4. Физ. мин. Пальчиковая гимнастика «Капель».

Кап, кап, кап – звенит капель-

Приближается апрель. Ритмично на каждый слог стучат подушечками пальцев,

начиная с большого, по столу.

Утром снова солнце встанет,

Будет сильно припекать, Сжимают и разжимают кулачки.

По крыльцу забарабанит Стучат пальцами по столу

Капель веселая опять. Хлопают в ладоши.

№5. Знакомство со звуком «Ц».

Весной возвращаются домой перелетные птицы. одними из первых прилетают

скворцы. О них говорят: «Летит скворец – зиме конец». Посмотрите на картинку.

Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне

и распевает «Ц-ц-ц!»

- Как поет скворец? (ц-ц-ц)

- С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

- Произнесите звук «ц», наблюдая за артикуляцией в зеркале.

(Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за

нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя

разбивает эту преграду. Голос не работает.)

- Произнесите этот звук в ладошку; закрыв ушки.

- Дайте характеристику звуку «ц».(Звук «ц» - согласный, всегда твердый, глухой).

№6. Упражнения в произношении.

- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные

звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец – лошадка во дворе копытцами

стучит: «цок – цок – цок» и повторяет за ней. Повторите и вы.

- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап – цап – цап». И вторит ей «цап – цап –

цап». Повторите за скворцом.

- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып – цып – цып». Произнесите так же.

- Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята?

Произнесите отчетливо:

Курица волнуется,

Не пугайте курицу.

№7. Выделение звука «ц» из состава слова.

Игра «Сигнальщики».

- Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове вы услышите звук

«ц». Какого цвета фонарик вы будете поднимать? Почему? (Синий – потому что «Ц»

всегда твердый.)

Солнце птенцы весна

Тепло первоцвет листья

Цветной зеленые птицы

Скворечник скворец почки

№8. Формирование грамматического строя речи. «Малыши заблудились»

Весной появляются детеныши у животных и птиц. Но случилась беда, некоторые

детеныши заблудились. Найдите малышам маму. Отвечайте, четко произнося звук

«ц».

У медвежонка мама – медведица.

У верблюжонка …

У ослика…

У волчонка…

У львенка…

У тигренка…

У ягнят …

У цыпленка…

№9. Звуковой анализ слова.

- Ребята составьте звуковую схему слова курица.

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько согласных твердых?

- Сколько согласных мягких?

- Сколько слогов?

№10. Знакомство с буквой «ц».

- Звук «Ц» - отрывистый, резкий, сильный, быстрый, острый: ц-ц-ц. И буква, которая

его обозначает, имеет коготочек на конце.

- Посмотрите, как буква Ц изображена пальцами рук. Постройте ее также.

№11. Развитие графических навыков.

Откройте пропись на странице 10. Задание №5. Напечатайте 3 буквы ц.

№12. Чтение слогов.

Забрались к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Пестренькая курица.

Цыплятам так понравилось в детском саду, что один из ник так у нас и остался. Вышел

однажды цыпленок на участок и увидел зернышки. А на зернышках – гласные буквы.

Тогда он надел передник со своей первой буквой Ц и сказал:

Буду зернышки клевать,

Буду слоги я читать.

- Какие слоги с буквой Ц прочитает цыпленок? Ребята, помните, что звук «ц»

произносится всегда твердо! И буква Ц всегда читается твердо.

Ац уц ец ыц иц оц

Ца цу це цы цо ци

№13. Физ. мин. + развитие мимических мышц.

-Ребята на улице так ласково припекает солнце, что скоро на деревьях появятся

листочки, а на полянах среди зеленой травки расцветут прекрасные цветы.

Давайте выполним ф. мин. «Цветы»

Вырос высокий цветок на поляне, Изобразить цветок с закрытыми лепестками.

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание, Ритмичные движения руками вместе и врозь.

Дружно дают под землей корешки. Присесть изобразить корни.

А теперь цветочки радуются солнышку, Изобразить радость.

Улыбаются ему, Изобразить веселье.

Вдруг набежала тучка, Изобразить грусть.

Рассердились цветы на тучку! Рассердиться.

Тучка убежала. Изобразить радость.

№14. Составление схемы предложения. И предложений по заданной схеме.

- Ребята, а для того, чтобы садовые цветы росли, радовали нас своей красотой и

ароматом за ними нужно ухаживать как называется профессия человека, который

ухаживает за цветами, разводит их. (Цветовод)

Составьте предложение о цветоводе к схеме.

___ ___ ___ .

Придумайте предложение и начертите схему своего предложения.

№15. Выделение звука из состава слова и определение местоположения этого звука.

Игра «Будь внимателен».

- Рассмотри картинку во дворе, назови слова со звуком «Ц». Определи где находится

этот звук.

№16. Чтение.

Игра «Собери слова».

Будь внимательным, смотри!

Части слов соедини.

Из рассыпанных слогов дети составляют слова «умница», «молодец».

№17. Итог занятия.

- Как вы сами считаете, кто из вас на занятии был умницей и молодцом?

- С каким звуком познакомил вас скворец? Что вы узнали о звуке «Ц»?



В раздел образования