Автор: Емельянова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: урок
Тема: «Урок литературного чтения по теме: Я. Аким «Мама», Э. Успенский «Всё в порядке»,Н.Саконская «Мы с мамой»»
Раздел: начальное образование
Емельянова Ирина Анатольевна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
(г. Старый Оскол Белгородской области)
«Урок литературного чтения по теме: Я. Аким «Мама», Э. Успенский
«Всё в порядке»,Н.Саконская «Мы с мамой»»
Цель: создать условия для формирования нравственных качеств личности для
развития учебных и читательских умений, умений выделять главную мысль
произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание значимости чтения для развития и обучения, испытание
потребности в систематическом чтении, умение высказывать свою точку зрения.
Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной
задачей, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме,
владения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, составление
несложных высказываний о героях.
Предметные: научатся определять и называть жанры и темы изученных
произведений,
получат
возможность
научиться
понимать
нравственное
содержание прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и
поступках героев.
Ход урока
1. Мотивационно - вступительная часть.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
2. Дыхательная разминка
Начинаем урок с дыхательной разминки.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим,
- спокойное дыханием (вдох через нос, выдох через рот);
- надуваем воздушный шар;
- дуем на свечки;
3. Речевая разминка
Скороговорка: Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Мы выполнили разминку, для того, что выработать у себя чёткую дикцию.
4. Введение в тему урока
- Как вы думаете, почему именно такую скороговорку мы сегодня проговорили?
(мы поговорим о маме)
-Тему нашего урока вы узнаете, когда отгадаете загадку .
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю утром мне налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех? (мама)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с несколькими произведениями о маме и
детях, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением,
будем учиться думать, рассуждать.
-Давайте посмотрим, как вы изобразили маму на своих рисунках?
Мама воспета в поэзии и в прозе, в музыке, живописи, фольклоре.
- А начнем работу со стихотворения Якова Лазаревича Акима «Мама».
5. Работа над стихотворением Я.Акима «Мама» .
-Откройте стр.29 в учебнике, самостоятельно познакомьтесь со стихотворением.
-Понравилось стихотворение? А чем?
- Прочитайте заголовок этого произведения.
- Внимательно посмотрите на предложения и знаки препинания. О чем они нам
говорят? (стихотворение надо читать с восклицанием)
6.Выразительное чтение стихотворения
- Как герой стихотворения назовет корабль? Почему?
- Давайте попробуем прямо сейчас выучить это стихотворение наизусть и
прочитать нашим мамам.
7. Чтение стихотворения наизусть (лицом к мамам).
Физкультминутка.
8. Работа над стихотворением Э. Успенского «Всё в порядке»
-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё со стихотворением «Всё в порядке» Э.
Успенского. Э.Успенский удивительный художник слова, пишет не только стихи,
но и сказки, фантастические и приключенческие рассказы, сценарии, то есть
тексты к мультфильмам, кинофильмам.
-Какие произведения Эдуарда Николаевича Успенского вы знаете? (Приключения
д. Фёдора, о Чебурашке и Крокодиле Гене, про Веру и Анфису, Если был бы я
девчонкой, пластилиновая Ворона и д.р)
Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» наизусть.
-Своими произведениями Успенский учит маленьких друзей, то есть вас, ребята,
доброте, дружбе, уважению к взрослым, быть воспитанными. Об этом мы
прочитаем в стихотворении, которое называется “Всё в порядке»
8. Работа над стихотворением «Всё в порядке»
Первичное чтение стихотворения (Читает учитель)
– Понравилось стихотворение? Почему? О чем оно?
Самостоятельное чтение.
Прочтите стихотворение и отметьте непонятные слова.
9.Словарная работа.
БОТЫ
–
резиновая
обувь,
надеваемая
во
время
плохой
погоды.
НАЛЁТ
–
стремительное,
внезапное
нападение.
ОБВАЛ – разрушение, обломки чего-нибудь.
10. Беседа по содержанию
Что можно сказать о маме?
– Какой у мамы сын?
– Чем он занимался дома?
– Какое настроение было у мальчика?
– Что чувствовала мама, увидев дом?
– Как вы думаете, правильно ли повел себя мальчик?
– Как должен был поступить? (Извиниться, самому все убрать, расставить на
места.)
- Прочитайте слова мамы, которыми закончено стихотворение.
Как вы их понимаете? Объясните.
Что хотел автор сказать нам своим стихотворением?
– Как можно передать настроение, состояние мамы и мальчика? (Интонацией)
- Какое это стихотворение? (юмористическое)
Чтение по ролям.
Какие роли выделим в стихотворении?
Как вы помогаете своей маме?
11.
Работа
в
парах
с
пословицами
- Сейчас поиграем в игру «Собери пословицы». Работать
будем в парах,
собирать пословицы. Они находятся в конвертах и разрезаны на
части.
-
Прочитайте,
какие
пословицы
у
вас
получились?
При
солнышке
тепло,
а
при
матери
добро.
Нет
милее
дружка,
чем
родная
матушка.
Птица
рада
весне,
а
младенец
матери.
Какое слово объединяет значение этих пословиц – МАМА.
11. Скажи о своей маме.
- Что объединяет произведения, которые мы сегодня читали? (они все о маме)
- О каких мамах мы прочитали? (об испуганной, о любимой, о доброй, о веселой)
-Сейчас каждый из вас скажет своей маме самые тёплые слова.
В руках учителя воздушный шарик. Дети передают шарик друг другу и
называют одно слово о своей маме. Моя мама самая….. (трудолюбивая,
ласковая, умная, красивая и т. д).
12. Рефлексия деятельности.( звучит аудиозапись «Моя мама».
-Наш урок подходит к концу.
Осталось только поблагодарить наших мам, которые сегодня пришли к нам на
урок, собрать для них красивый букет . Если вы считаете, что сегодня вы
работали на уроке
хорошо, активно,
вам было всё понятно и интересно
выберите самый красивый цветок и прикрепите и поставьте в вазу.
-У нас получился букет, который подчёркивает ваше настроение и отношение к
уроку. У нас получился замечательный букет.
Спасибо за урок.