Автор: Бастрыгина Татьяна Леонидовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей" № 126
Населённый пункт: НОВОСИБИРСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока географии 9 класс
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока географии в 9 классе .
Тема: «Россия и мировое хозяйство».
УМК: Сферы
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство.
М. «Просвещение» 2015
Цель: определить роль России в современной мировой торговле, основных торговых
партнёров, составляющих экспортно-импортную политику и определить перспективы
развития внешней торговли России
Задачи: показать реализацию системно-деятельностного подхода и способы мотивации на
уроке географии в условиях ФГОС (на примере групповой формы работы).
В
мастер-классе я хочу продемонстрировать прием групповой формы обучения в 9 классе
в теме «Россия в современном мире», где на ментальном уровне определяются основные
торговые партнёры России Основной момент организации этапа урока - актуализация
знаний и пробное учебное действие.
Аудитория разделена на четыре группы. Каждой группе выдаётся карточка с названиями:
1)
одежда и обувь
2)
автомобили
3)
бытовая техника
4)
электроника
Также каждой группе раздаются флажки из разноцветной бумаги, прикреплённые к
иголочкам.
В течении пяти минут члены каждой группы обсуждают из каких стран у нас преобладает
одежда и обувь, бытовая техника, электроника и автомобили на дорогах города. Затем
представитель от каждой группы подходит к заранее вывешенной на доску карте и
прикрепляет флажки к тем странам, которые определились в ходе обсуждений. Кто-либо
делает вывод об основных торговых партнёрах России, обеспечивающих импорт.
Основные
этапы
организации
учебной
деятельности.
Цель этапа.
Содержание педагогического взаимодействия.
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Познавательна
я
Коммуник
ативная
Регуляти
вная
1.
Эта
п
Выработка на
личностно
Какие
внешнеэконо
Пытаются
вспомнить,
Слушают
учителя,
Принима
ют и
мотиваци
и к
деятельн
ости
значимом
уровне
внутренней
готовности к
изучению
новой темы.
мические
связи вам
известны?
Скажите об
этом,
опираясь на
СМИ или на
личные
познания.
определить,
что бывают
торговые,
культурные,
научно-
технические,
связи, связи
взаимопомощ
и, валютно-
финансовые и
др.
Фиксируют
проблему
урока.
друг друга,
строят
понятные
для
собеседни
ка
высказыва
ния.
сохраня
ют
учебную
цель и
задачу
2.
Этап
актуализаци
и и
пробного
учебного
действия.
Актуализация
имеющихся
знаний об
основном
виде
внешнеэконо
мических
связей –
торговле; о
понятиях –
экспорта и
импорта.
Задаёт
вопросы: что
такое экспорт
и импорт?
Чем может
торговать
Россия с
другими
странами?
Посмотрите
на таблицы и
диаграммы в
атласе?
С какими
странами у
нас наиболее
тесные
торговые
связи и какие
товары
составляют
долю
экспорта , а
какие –
импорта?
Аргументирую
т определения
понятий.
Работают с
картами
атласа,
анализируя
диаграммы и
статистические
данные.
Строят
речевые
высказыва
ния.
Исследу
ют
условия
учебной
задачи,
обсужда
ют
предмет
ные
способы
решения.
3.
Модел
ирование.
Закрепление
ранее
полученных
знаний и
переход к
следующему
этапу.
Учитель
делит класс
на группы (4
группы).
Каждой
выдаётся
определённа
я тема
импортных
товаров:
Вспоминают
на ментальном
уровне , у кого
есть
импортная
одежда и
откуда?, какие
автомобили
чаще
встречаются на
Работают в
группах,
обсуждают
наличие
товаров,
вспомина
ют, что
видели на
улице, у
кого, что
Осущест
вляют
самоконт
роль.
Принима
ют и
сохраня
ют
учебную
цель и
одежда и
обувь;
автомобили
и другие
транспортны
е средства;
бытовая
техника;
электроника.
Также
выдаются
разноцветны
е флажки
(каждой
группе свой
определённы
й цвет).
Далее, на
протяжении
5 минут,
каждая
группа
определяет,
какие товары
преобладают
в наличии в
нашей
стране, в
городе, у
каждого
дома?
улицах города,
какая техника
и электроника
имеется у
каждого дома?
есть, кто и
чем
пользуется
, учатся
слушать
друг
друга .
задачу.
4.
Констр
уирование
нового
способа
действия.
Получение
знаний о
преобладаю
щих
импортных
товарах и о
странах –
импортёрах.
Представител
ь от каждой
группы
должен
выйти к
карте,
заранее
вывешенной
на доску, и
прикрепить
разноцветны
е флажки к
тем странам,
из которых
приходит
преобладаю
щий
импортный
Выходят к
карте и
находят
страны
(умение
работать с
политической
картой).соотве
тствующие
своему ответу.
Учатся
формулир
овать ,
строить
рассужден
ия,
понятные
для
собеседни
ка, умеют
использов
ать речь
для
регуляции
своего
действия.
Осущест
вляют
самоконт
роль.
товар .
5.
Переход
к этапу
решения
частных
задач.
Проверка
правильного
решения
частных
задач.
Теперь вновь
обратимся к
статистическ
им данным,
которые вы
видите на
экране
презентации
и на
диаграмме в
учебнике.
Посмотрите,
совпадают ли
наши с вами
наблюдения
и
реальность ,
которая
отражается в
видимых
диаграммах?
Есть ли в
данном
списке те же
страны,
которые
определили
вы?
Работают со
статистически
м материалом
и
диаграммами,
определяют
территориальн
ую структуру
внешней
торговли
России,
сравнивают,
делают
выводы.
Выявляют
общие
признаки и
находят те
страны, о
которых не
было
сказано.
Пытаются
вспомнить
вместе, из
каких
стран
поступают
другие
товары.
Делают
логическ
ие
выводы.
6.
Примене
ние
общего
способа
действия
для
решения
частных
задач.
Проверка
правильност
и усвоения
материала о
торговых
связях нашей
страны.
Теперь
каждой
группе
выдаётся
список
товаров,
которые
Россия
отправляет
на экспорт:
уголь, нефть,
газ,
древесина,
металлы,
алмазы,
станки,
техника,
одежда,
обувь, с/х
продукция,
Работают с
картами
атласа,
определяют,
какие страны
являются
основными
потребителям
и российской
продукции; что
основу
экспорта
России
составляет
сырьё,
устанавливают
, какие страны
занимают
наибольшую
долю в
Строят
рассужден
ия,
понятные
для
собеседни
ка, умеют
выстраива
ть речь и
определят
ь лидера в
группе,
который
должен
выразить
мнения и
результаты
обсуждени
й своей
группы.
Делают
выводы,
высказы
вают
способы
решения
задач,
которые
призван
ы
выявить
патриоти
ческое
отношен
ие к
своей
стране.
лекарства,
косметика,
игрушки.
(можно
сделать это в
картинках).
Предлагается
выбрать из
данного
списка те,
которые
Россия
экспортирует
. (опираясь
на карту в
атласе).
А какие бы
вы хотели
назвать
товары,
которые бы
поставляла
наша страна
на мировой
рынок в
недалёком
межторговых
отношениях,
сопоставляют
долю
выявленных
стран в
экспорте и
импорте
России и
сравнивают
между собой
страны по
соотношению
данных
показателей.
Оценивают по
статистически
м данным и
картам место и
роль России в
МГРТ и в
отдельных
сферах
хозяйства.
Называют
продукцию,
которая бы
могла составит
конкуренцию
другим
странам.
будущем? С
какими бы
странами
производите
лями вы, как
представител
и своей
страны,
хотели бы
конкурироват
ь?
7.
Контроль
на этапе
окончан
ия
учебной
темы.
Коррекция и
отработка
способов.
Каждой
группе
выдаётся
вопрос:
1) какова
главная
проблема
внешней
торговли
России?
2)Почему
основные
внешнеторго
вые
партнёры
России –
страны
дальнего
зарубежья?
3) Какие
изменения
могут
произойти в
географии
внешней
торговли?
4) Как могут
«помочь»
или
«навредить»
санкции
применяемы
е сегодня к
России?
Деятельность
предполагает
работу с
текстом
учебника, в
котором
можно найти
определённые
ответы или
аргументы.
Идут
обсуждени
я в группе,
выделяютс
я нужные
варианты
ответов из
текста
учебника,
строятся
предполо
жения и
предложе
ния о
выводе
России из
экономиче
ского
кризиса и
о
поддержк
е
отечествен
ного
предприни
мателя.
Рефлекс
ия.
Логическ
ие
выводы.