Напоминание

Технологическая карта урока географии 9 класс


Автор: Бастрыгина Татьяна Леонидовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей" № 126
Населённый пункт: НОВОСИБИРСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока географии 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока географии в 9 классе .

Тема: «Россия и мировое хозяйство».

УМК: Сферы

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство.

М. «Просвещение» 2015

Цель: определить роль России в современной мировой торговле, основных торговых

партнёров, составляющих экспортно-импортную политику и определить перспективы

развития внешней торговли России

Задачи: показать реализацию системно-деятельностного подхода и способы мотивации на

уроке географии в условиях ФГОС (на примере групповой формы работы).

В

мастер-классе я хочу продемонстрировать прием групповой формы обучения в 9 классе

в теме «Россия в современном мире», где на ментальном уровне определяются основные

торговые партнёры России Основной момент организации этапа урока - актуализация

знаний и пробное учебное действие.

Аудитория разделена на четыре группы. Каждой группе выдаётся карточка с названиями:

1)

одежда и обувь

2)

автомобили

3)

бытовая техника

4)

электроника

Также каждой группе раздаются флажки из разноцветной бумаги, прикреплённые к

иголочкам.

В течении пяти минут члены каждой группы обсуждают из каких стран у нас преобладает

одежда и обувь, бытовая техника, электроника и автомобили на дорогах города. Затем

представитель от каждой группы подходит к заранее вывешенной на доску карте и

прикрепляет флажки к тем странам, которые определились в ходе обсуждений. Кто-либо

делает вывод об основных торговых партнёрах России, обеспечивающих импорт.

Основные

этапы

организации

учебной

деятельности.

Цель этапа.

Содержание педагогического взаимодействия.

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Познавательна

я

Коммуник

ативная

Регуляти

вная

1.

Эта

п

Выработка на

личностно

Какие

внешнеэконо

Пытаются

вспомнить,

Слушают

учителя,

Принима

ют и

мотиваци

и к

деятельн

ости

значимом

уровне

внутренней

готовности к

изучению

новой темы.

мические

связи вам

известны?

Скажите об

этом,

опираясь на

СМИ или на

личные

познания.

определить,

что бывают

торговые,

культурные,

научно-

технические,

связи, связи

взаимопомощ

и, валютно-

финансовые и

др.

Фиксируют

проблему

урока.

друг друга,

строят

понятные

для

собеседни

ка

высказыва

ния.

сохраня

ют

учебную

цель и

задачу

2.

Этап

актуализаци

и и

пробного

учебного

действия.

Актуализация

имеющихся

знаний об

основном

виде

внешнеэконо

мических

связей –

торговле; о

понятиях –

экспорта и

импорта.

Задаёт

вопросы: что

такое экспорт

и импорт?

Чем может

торговать

Россия с

другими

странами?

Посмотрите

на таблицы и

диаграммы в

атласе?

С какими

странами у

нас наиболее

тесные

торговые

связи и какие

товары

составляют

долю

экспорта , а

какие –

импорта?

Аргументирую

т определения

понятий.

Работают с

картами

атласа,

анализируя

диаграммы и

статистические

данные.

Строят

речевые

высказыва

ния.

Исследу

ют

условия

учебной

задачи,

обсужда

ют

предмет

ные

способы

решения.

3.

Модел

ирование.

Закрепление

ранее

полученных

знаний и

переход к

следующему

этапу.

Учитель

делит класс

на группы (4

группы).

Каждой

выдаётся

определённа

я тема

импортных

товаров:

Вспоминают

на ментальном

уровне , у кого

есть

импортная

одежда и

откуда?, какие

автомобили

чаще

встречаются на

Работают в

группах,

обсуждают

наличие

товаров,

вспомина

ют, что

видели на

улице, у

кого, что

Осущест

вляют

самоконт

роль.

Принима

ют и

сохраня

ют

учебную

цель и

одежда и

обувь;

автомобили

и другие

транспортны

е средства;

бытовая

техника;

электроника.

Также

выдаются

разноцветны

е флажки

(каждой

группе свой

определённы

й цвет).

Далее, на

протяжении

5 минут,

каждая

группа

определяет,

какие товары

преобладают

в наличии в

нашей

стране, в

городе, у

каждого

дома?

улицах города,

какая техника

и электроника

имеется у

каждого дома?

есть, кто и

чем

пользуется

, учатся

слушать

друг

друга .

задачу.

4.

Констр

уирование

нового

способа

действия.

Получение

знаний о

преобладаю

щих

импортных

товарах и о

странах –

импортёрах.

Представител

ь от каждой

группы

должен

выйти к

карте,

заранее

вывешенной

на доску, и

прикрепить

разноцветны

е флажки к

тем странам,

из которых

приходит

преобладаю

щий

импортный

Выходят к

карте и

находят

страны

(умение

работать с

политической

картой).соотве

тствующие

своему ответу.

Учатся

формулир

овать ,

строить

рассужден

ия,

понятные

для

собеседни

ка, умеют

использов

ать речь

для

регуляции

своего

действия.

Осущест

вляют

самоконт

роль.

товар .

5.

Переход

к этапу

решения

частных

задач.

Проверка

правильного

решения

частных

задач.

Теперь вновь

обратимся к

статистическ

им данным,

которые вы

видите на

экране

презентации

и на

диаграмме в

учебнике.

Посмотрите,

совпадают ли

наши с вами

наблюдения

и

реальность ,

которая

отражается в

видимых

диаграммах?

Есть ли в

данном

списке те же

страны,

которые

определили

вы?

Работают со

статистически

м материалом

и

диаграммами,

определяют

территориальн

ую структуру

внешней

торговли

России,

сравнивают,

делают

выводы.

Выявляют

общие

признаки и

находят те

страны, о

которых не

было

сказано.

Пытаются

вспомнить

вместе, из

каких

стран

поступают

другие

товары.

Делают

логическ

ие

выводы.

6.

Примене

ние

общего

способа

действия

для

решения

частных

задач.

Проверка

правильност

и усвоения

материала о

торговых

связях нашей

страны.

Теперь

каждой

группе

выдаётся

список

товаров,

которые

Россия

отправляет

на экспорт:

уголь, нефть,

газ,

древесина,

металлы,

алмазы,

станки,

техника,

одежда,

обувь, с/х

продукция,

Работают с

картами

атласа,

определяют,

какие страны

являются

основными

потребителям

и российской

продукции; что

основу

экспорта

России

составляет

сырьё,

устанавливают

, какие страны

занимают

наибольшую

долю в

Строят

рассужден

ия,

понятные

для

собеседни

ка, умеют

выстраива

ть речь и

определят

ь лидера в

группе,

который

должен

выразить

мнения и

результаты

обсуждени

й своей

группы.

Делают

выводы,

высказы

вают

способы

решения

задач,

которые

призван

ы

выявить

патриоти

ческое

отношен

ие к

своей

стране.

лекарства,

косметика,

игрушки.

(можно

сделать это в

картинках).

Предлагается

выбрать из

данного

списка те,

которые

Россия

экспортирует

. (опираясь

на карту в

атласе).

А какие бы

вы хотели

назвать

товары,

которые бы

поставляла

наша страна

на мировой

рынок в

недалёком

межторговых

отношениях,

сопоставляют

долю

выявленных

стран в

экспорте и

импорте

России и

сравнивают

между собой

страны по

соотношению

данных

показателей.

Оценивают по

статистически

м данным и

картам место и

роль России в

МГРТ и в

отдельных

сферах

хозяйства.

Называют

продукцию,

которая бы

могла составит

конкуренцию

другим

странам.

будущем? С

какими бы

странами

производите

лями вы, как

представител

и своей

страны,

хотели бы

конкурироват

ь?

7.

Контроль

на этапе

окончан

ия

учебной

темы.

Коррекция и

отработка

способов.

Каждой

группе

выдаётся

вопрос:

1) какова

главная

проблема

внешней

торговли

России?

2)Почему

основные

внешнеторго

вые

партнёры

России –

страны

дальнего

зарубежья?

3) Какие

изменения

могут

произойти в

географии

внешней

торговли?

4) Как могут

«помочь»

или

«навредить»

санкции

применяемы

е сегодня к

России?

Деятельность

предполагает

работу с

текстом

учебника, в

котором

можно найти

определённые

ответы или

аргументы.

Идут

обсуждени

я в группе,

выделяютс

я нужные

варианты

ответов из

текста

учебника,

строятся

предполо

жения и

предложе

ния о

выводе

России из

экономиче

ского

кризиса и

о

поддержк

е

отечествен

ного

предприни

мателя.

Рефлекс

ия.

Логическ

ие

выводы.



В раздел образования