Автор: Шинкарчук Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар детский сад комбинированного вида №179 Дюймовочка
Населённый пункт: Краснодарский край г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приемы развития сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад
комбинированного вида № 179 «Дюймовочка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Шинкарчук Татьяны Александровны,
воспитателя группы компенсирующей направленности для детей
среднего дошкольного возраста с ТНР
на тему: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ
КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного
периода
под
влиянием
разнообразной
деятельности
ребёнка:
лепки,
рисования, конструирования, чтения книг, музыки, спортивных занятий,
прогулок. Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой, в
которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой
информации, вызвавшей у него интерес и переживания. В игре ребёнок
активно познаёт воспринятую информацию.
Для детей с нарушениями речевого развития особое значение имеют
дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи
и отношения, направлены, прежде всего, на развитие восприятия и
мышления. Основное место в сенсорном воспитании детей с ТНР занимает
обогащение сенсорного опыта детей, целенаправленное развитие восприятия
и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с
опорой на разные органы чувств.
Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа
сложных
свойств
предметов,
«раскладывания»
их
на
элементы,
соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим
воссозданием
целостного
предмета.
Восприятие
происходит
при
непосредственном участии органов чувств. Но наличие органов чувств – это
лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного
сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого
рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность
тонко
реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Для
развития
каждого
вида
восприятия
разработана
система
дидактических игр, которые постепенно усложняются. Игровая система
позволяет
в
доступной
и
интересной
форме
развивать
ведущий
познавательный процесс детей с ТНР.
Дидактические игры проводятся в игровой комнате, в музыкальном зале,
на участке для прогулок, в лесу, парке и т. д. Этим обеспечиваются более
широкая
двигательная
активность
детей,
разнообразие
впечатлений,
непосредственность переживаний и общения.
Игры с предметами – это игры с реальными предметами,
дидактическими игрушками (в качестве которых выступают бочонки, шары,
матрёшки и т. д.), мозаикой, различными природными материалами
(листьями, плодами, семенами, камушками, шишками, ракушками, песком,
глиной).
Настольно – печатные – это такие виды игр, как: парные картинки, лото,
домино, мозаика, разрезные картинки, складные кубики и другие.
Словесные
игры
направлены
на
формирование
грамматически
правильной, связной и выразительной речи, обогащение словаря детей
(«Чудесный мешочек», «Что предмет расскажет о себе»).
Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия,
связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, сериация
и классификация (группировка), обобщение, выделение признака, системный
осмысленный поиск по условию, выявление оснований классификации,
исключение лишнего и многие другие.
Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз.
Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений.
Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из
внешнего мира.
В рамках сенсорного развития детей знакомят с такими положение в
пространстве. Также проводится работа по обучению детей целостному
восприятию образов предметов.
Изолированное восприятие свойств предметов учит детей выделять и
дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий
продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети
научатся
воспринимать
и
различать
отдельные
свойства
предметов,
становится возможным изучение совокупности их свойств.
СВЕТ
С такими явлениями, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый
день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально
обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие
новыми впечатлениями, расширить представления об окружающем мире. А
весёлые занятия и игры помогут детям преодолеть страх перед темнотой
.
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о
свете и темноте.
Материалы: Зеркальце.
Ход игры:
В солнечную погоду поймать с помощью зеркальца лучик и обратить
внимание детей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку,
стульям и т. д. Затем предложить детям поймать солнечного зайчика. При
этом сначала передвигать луч плавно, затем быстрее. Если малышам игра
понравится, можно повторить несколько раз.
Проводить игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на
мебель и другие предметы.
«ФОНАРИК»
Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о
свете и темноте.
Материалы: Электрический фонарик.
Ход игры:
Когда стемнеет, походить вместе с детьми по тёмной комнате, освещая
её лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглянуть в тёмные
углы, рассмотреть окружающие предметы. Затем передать фонарик ребёнку,
пусть теперь он ведёт за собой остальных малышей.
«СВЕЧА»
Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о
свете, темноте, полумраке.
Материалы: Свеча
Ход игры:
Когда стемнеет, установить на столе свечу и зажечь её. Предложить
детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной
свечой по группе, освещая путь. Обратить внимание детей на то, что со
свечой в комнате стало светлее. Затем предложить всем вместе задуть свечу.
Включить электрическое освещение и обратить внимание детей , что свет
лампочки ярче, чем свет свечи.
«ТЕНИ НА СТЕНЕ»
Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о
свете и темноте.
Материалы: Настольная лампа
Ход игры:
Вечером, когда стемнеет, включить настольную лампу, направить её
свет на стену и показать детям несколько простых фигур. Например:
«Дерево».
Поднять
прямую
руку
вверх,
растопырить
пальцы;
пошевелить пальцами и покачать рукой из стороны в сторону («подул ветер и
дерево закачалось»).
«Собака».
Соединить
вместе
выпрямленные
пальцы.
Сдвигая
и
раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изображая, как лает
собака.
«Птица». Выпрямленные ладони рук скрестить в районе запястий –
получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и вниз,
изобразить, как летит птица.
«Заяц». Сжать пальцы руки в кулак, затем выпрямить указательный и
средний пальцы и пошевелить ими («заяц шевелит ушками»). Изобразить,
как зайчик скачет, танцует.
«Гусь».
Соединить вместе выпрямленные пальцы, большой палец
должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая пальцы,
изобразить, как гусь открывает и закрывает клюв, щиплется.
Можно предложить детям поэкспериментировать и придумать свои
собственные фигуры. В процессе игры можно использовать различные
знакомые
детям
предметы
и
игрушки.
По
желанию
детей
можно
организовать театр теней, используя для этого приготовленные заранее
бумажные фигурки.
ЦВЕТ
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет
нельзя выделить практическим путём, в ходе действий с предметами, как,
например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет
на сущность предметов, их функцию. Тем не менее это то свойство, которое
первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других
и запомнить его.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так
называемые хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий,
голубой) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).
Знакомство детей с цветом надо начинать с четырёх основных цветов:
красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как дети научатся
без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно
знакомить их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие
этапы:
- Различение цветов по принципу «такой – не такой».
На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их
друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов
одинакового цвета.
- Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии,
выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку
определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки)
такого же цвета.
- Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети
различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не
сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
«ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»
Цели: Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой»,
подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы:
Пары разноцветных кубиков (красные, жёлтые, синие,
зелёные).
Ход игры:
Разложить кубики на ковре. Затем взять один кубик и показать детям:
«Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдём такой же кубик».
Взять кубик контрастного цвета и приложить к выбранному кубику.
Таким же образом прикладывать другие кубики, пока цвет кубиков не
совпадёт. Комментируя свои действия: «Такой? Нет, не такой. Вот этот
такой. Одинаковые кубики». Затем раздать нескольким детям кубики разных
цветов и предложить найти им пары.
«НИТОЧКИ ДЛЯ ШАРИКОВ»
Цель: Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»;
знакомить с названиями цветов.
Материалы: Шары и узкие полоски зелёного, красного, синего, жёлтого
цветов (вырезанные из цветного картона).
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям шарики и предлагает подобрать к ним
«ленточки» такого же цвета. Дети сравнивают цвета шариков и «ленточек»
путём приложения и обозначают результат словами «такой», «не такой».
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цели: Закреплять знания цветов.
Материалы: Карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в
отдельных рамках):
- жёлтая груша, жёлтый банан, жёлтое яблоко, оранжевый апельсин;
- зелёный огурец, зелёное яблоко, зелёная груша, синяя слива;
- красная клубника, красный помидор, красная редиска, зелёный арбуз.
Ход игры:
Раздать
детям карточки
и
предложить
внимательно рассмотреть
нарисованные на них предметы. Затем предложить найти и показать предмет,
который отличается от остальных по цвету.
ФОРМА
Говоря о сенсорных эталонах формы,
следует различать плоские
фигуры
(круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
овал,
трапеция,
многоугольник) и объёмные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед
(«кирпичик»), эллипсоид («яйцо»), цилиндр, конус).
Сначала детей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом;
помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть
стороны и углы): показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Когда
дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и
овалом.
Параллельно можно дать детям представление об объемных
геометрических телах – шаре, кубе и т. д.
Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них
можно следующими способами:
- используя специальные игрушки;
- рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;
- рассматривая реальные предметы простой формы;
- используя специальные дидактические игры (настольно – печатные и
др.).
«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»
Цели: Познакомить с объёмными геометрическими фигурами разной
формы; учить подбирать нужные формы.
Материалы:
Деревянная коробка с отверстиями разной формы,
объёмные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход игры:
Показать детям коробку с прорезями и геометрические фигуры.
Обыграть ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить
посылки в почтовый ящик». Объяснить, что для каждой посылки в ящике
есть своё отверстие. Раздать детям по одной фигурке и предложить
протолкнуть их внутрь почтового ящика.
Эту игру можно проводить многократно, по – разному обыгрывая её
сюжет.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
Цели:
Познакомить детей с плоскими геометрическими формами –
квадратом,
кругом,
треугольником,
овалом,
прямоугольником;
учить
подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
5 карт жёлтого цвета с изображенными в середине
птицами и 5 жёлтых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник.
Ход игры:
Раздать
детям
карты
жёлтого
цвета
с
изображениями
птиц
в
«гнёздышках» в виде геометрических фигур. Воспитатель вместе с детьми
поочерёдно рассматривает фигуры в следующем порядке: круг, овал,
треугольник, квадрат, прямоугольник. Обращая внимание на углы и
пропорции фигур (овал и прямоугольник – вытянутые). Потом воспитатель
предлагает детям уложить птичек спать в «гнёздышки» - разложить все
геометрические фигуры на карточки с птицами так, чтобы они совпали с
нарисованными.
«КАТИТСЯ-НЕ КАТИТСЯ»
Цели:
Познакомить детей с объёмными геометрическими телами –
шаром, кубом.
Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям кубики и шарики предлагая поиграть с
ними: поставить на пол, друг на друга, покатить и т. д. Затем просит
разложить их по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Можно предложить разложить предметы по цвету и размеру.
ВЕЛИЧИНА
Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то
есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается
данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом
может казаться и большим, и маленьким.
При проведении дидактических игр желательно:
- предлагать сравнивать предметы только по одному параметру,
например, только по высоте или только по ширине;
- сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;
- сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине,
например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем
можно добавить третий объект – средний по величине;
- параметры величины обозначать словами, не требуя от детей
повторения. Для наглядности можно использовать выразительные жесты.
Сначала величину обозначают при помощи слов такой – не такой, затем
словами большой – маленький,
а в последующем используют понятия,
обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий –
широкий, длинный – короткий.
Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно
следующими способами:
- сравнивая пары предметов практически – способом приложения;
- зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары
предметов;
-
используя
специальные
дидактические
игрушки
(многослойные
паззлы);
-
используя
специальные
дидактические
игры,
направленные
на
изучение величины (настольно – печатные и др.).
ИГРОВОЕ ПАННО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
(НЕТРАДИЦИОННЫЙ ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ)