Напоминание

Методы и приемы развития сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Шинкарчук Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар детский сад комбинированного вида №179 Дюймовочка
Населённый пункт: Краснодарский край г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приемы развития сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад

комбинированного вида № 179 «Дюймовочка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Шинкарчук Татьяны Александровны,

воспитателя группы компенсирующей направленности для детей

среднего дошкольного возраста с ТНР

на тему: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ

КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного

периода

под

влиянием

разнообразной

деятельности

ребёнка:

лепки,

рисования, конструирования, чтения книг, музыки, спортивных занятий,

прогулок. Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой, в

которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой

информации, вызвавшей у него интерес и переживания. В игре ребёнок

активно познаёт воспринятую информацию.

Для детей с нарушениями речевого развития особое значение имеют

дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи

и отношения, направлены, прежде всего, на развитие восприятия и

мышления. Основное место в сенсорном воспитании детей с ТНР занимает

обогащение сенсорного опыта детей, целенаправленное развитие восприятия

и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с

опорой на разные органы чувств.

Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа

сложных

свойств

предметов,

«раскладывания»

их

на

элементы,

соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим

воссозданием

целостного

предмета.

Восприятие

происходит

при

непосредственном участии органов чувств. Но наличие органов чувств – это

лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного

сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого

рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность

тонко

реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Для

развития

каждого

вида

восприятия

разработана

система

дидактических игр, которые постепенно усложняются. Игровая система

позволяет

в

доступной

и

интересной

форме

развивать

ведущий

познавательный процесс детей с ТНР.

Дидактические игры проводятся в игровой комнате, в музыкальном зале,

на участке для прогулок, в лесу, парке и т. д. Этим обеспечиваются более

широкая

двигательная

активность

детей,

разнообразие

впечатлений,

непосредственность переживаний и общения.

Игры с предметами – это игры с реальными предметами,

дидактическими игрушками (в качестве которых выступают бочонки, шары,

матрёшки и т. д.), мозаикой, различными природными материалами

(листьями, плодами, семенами, камушками, шишками, ракушками, песком,

глиной).

Настольно – печатные – это такие виды игр, как: парные картинки, лото,

домино, мозаика, разрезные картинки, складные кубики и другие.

Словесные

игры

направлены

на

формирование

грамматически

правильной, связной и выразительной речи, обогащение словаря детей

(«Чудесный мешочек», «Что предмет расскажет о себе»).

Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия,

связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, сериация

и классификация (группировка), обобщение, выделение признака, системный

осмысленный поиск по условию, выявление оснований классификации,

исключение лишнего и многие другие.

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз.

Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений.

Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из

внешнего мира.

В рамках сенсорного развития детей знакомят с такими положение в

пространстве. Также проводится работа по обучению детей целостному

восприятию образов предметов.

Изолированное восприятие свойств предметов учит детей выделять и

дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий

продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети

научатся

воспринимать

и

различать

отдельные

свойства

предметов,

становится возможным изучение совокупности их свойств.

СВЕТ

С такими явлениями, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый

день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально

обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие

новыми впечатлениями, расширить представления об окружающем мире. А

весёлые занятия и игры помогут детям преодолеть страх перед темнотой

.

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о

свете и темноте.

Материалы: Зеркальце.

Ход игры:

В солнечную погоду поймать с помощью зеркальца лучик и обратить

внимание детей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку,

стульям и т. д. Затем предложить детям поймать солнечного зайчика. При

этом сначала передвигать луч плавно, затем быстрее. Если малышам игра

понравится, можно повторить несколько раз.

Проводить игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на

мебель и другие предметы.

«ФОНАРИК»

Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о

свете и темноте.

Материалы: Электрический фонарик.

Ход игры:

Когда стемнеет, походить вместе с детьми по тёмной комнате, освещая

её лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглянуть в тёмные

углы, рассмотреть окружающие предметы. Затем передать фонарик ребёнку,

пусть теперь он ведёт за собой остальных малышей.

«СВЕЧА»

Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о

свете, темноте, полумраке.

Материалы: Свеча

Ход игры:

Когда стемнеет, установить на столе свечу и зажечь её. Предложить

детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной

свечой по группе, освещая путь. Обратить внимание детей на то, что со

свечой в комнате стало светлее. Затем предложить всем вместе задуть свечу.

Включить электрическое освещение и обратить внимание детей , что свет

лампочки ярче, чем свет свечи.

«ТЕНИ НА СТЕНЕ»

Цели: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о

свете и темноте.

Материалы: Настольная лампа

Ход игры:

Вечером, когда стемнеет, включить настольную лампу, направить её

свет на стену и показать детям несколько простых фигур. Например:

«Дерево».

Поднять

прямую

руку

вверх,

растопырить

пальцы;

пошевелить пальцами и покачать рукой из стороны в сторону («подул ветер и

дерево закачалось»).

«Собака».

Соединить

вместе

выпрямленные

пальцы.

Сдвигая

и

раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изображая, как лает

собака.

«Птица». Выпрямленные ладони рук скрестить в районе запястий –

получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и вниз,

изобразить, как летит птица.

«Заяц». Сжать пальцы руки в кулак, затем выпрямить указательный и

средний пальцы и пошевелить ими («заяц шевелит ушками»). Изобразить,

как зайчик скачет, танцует.

«Гусь».

Соединить вместе выпрямленные пальцы, большой палец

должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая пальцы,

изобразить, как гусь открывает и закрывает клюв, щиплется.

Можно предложить детям поэкспериментировать и придумать свои

собственные фигуры. В процессе игры можно использовать различные

знакомые

детям

предметы

и

игрушки.

По

желанию

детей

можно

организовать театр теней, используя для этого приготовленные заранее

бумажные фигурки.

ЦВЕТ

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет

нельзя выделить практическим путём, в ходе действий с предметами, как,

например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет

на сущность предметов, их функцию. Тем не менее это то свойство, которое

первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других

и запомнить его.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так

называемые хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий,

голубой) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).

Знакомство детей с цветом надо начинать с четырёх основных цветов:

красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как дети научатся

без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно

знакомить их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие

этапы:

- Различение цветов по принципу «такой – не такой».

На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их

друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов

одинакового цвета.

- Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии,

выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку

определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки)

такого же цвета.

- Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети

различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не

сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

«ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»

Цели: Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой»,

подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы:

Пары разноцветных кубиков (красные, жёлтые, синие,

зелёные).

Ход игры:

Разложить кубики на ковре. Затем взять один кубик и показать детям:

«Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдём такой же кубик».

Взять кубик контрастного цвета и приложить к выбранному кубику.

Таким же образом прикладывать другие кубики, пока цвет кубиков не

совпадёт. Комментируя свои действия: «Такой? Нет, не такой. Вот этот

такой. Одинаковые кубики». Затем раздать нескольким детям кубики разных

цветов и предложить найти им пары.

«НИТОЧКИ ДЛЯ ШАРИКОВ»

Цель: Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»;

знакомить с названиями цветов.

Материалы: Шары и узкие полоски зелёного, красного, синего, жёлтого

цветов (вырезанные из цветного картона).

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям шарики и предлагает подобрать к ним

«ленточки» такого же цвета. Дети сравнивают цвета шариков и «ленточек»

путём приложения и обозначают результат словами «такой», «не такой».

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цели: Закреплять знания цветов.

Материалы: Карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в

отдельных рамках):

- жёлтая груша, жёлтый банан, жёлтое яблоко, оранжевый апельсин;

- зелёный огурец, зелёное яблоко, зелёная груша, синяя слива;

- красная клубника, красный помидор, красная редиска, зелёный арбуз.

Ход игры:

Раздать

детям карточки

и

предложить

внимательно рассмотреть

нарисованные на них предметы. Затем предложить найти и показать предмет,

который отличается от остальных по цвету.

ФОРМА

Говоря о сенсорных эталонах формы,

следует различать плоские

фигуры

(круг,

квадрат,

треугольник,

прямоугольник,

овал,

трапеция,

многоугольник) и объёмные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед

(«кирпичик»), эллипсоид («яйцо»), цилиндр, конус).

Сначала детей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом;

помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть

стороны и углы): показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Когда

дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и

овалом.

Параллельно можно дать детям представление об объемных

геометрических телах – шаре, кубе и т. д.

Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них

можно следующими способами:

- используя специальные игрушки;

- рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;

- рассматривая реальные предметы простой формы;

- используя специальные дидактические игры (настольно – печатные и

др.).

«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»

Цели: Познакомить с объёмными геометрическими фигурами разной

формы; учить подбирать нужные формы.

Материалы:

Деревянная коробка с отверстиями разной формы,

объёмные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры:

Показать детям коробку с прорезями и геометрические фигуры.

Обыграть ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить

посылки в почтовый ящик». Объяснить, что для каждой посылки в ящике

есть своё отверстие. Раздать детям по одной фигурке и предложить

протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Эту игру можно проводить многократно, по – разному обыгрывая её

сюжет.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Цели:

Познакомить детей с плоскими геометрическими формами –

квадратом,

кругом,

треугольником,

овалом,

прямоугольником;

учить

подбирать нужные формы разными методами.

Материалы:

5 карт жёлтого цвета с изображенными в середине

птицами и 5 жёлтых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал,

прямоугольник.

Ход игры:

Раздать

детям

карты

жёлтого

цвета

с

изображениями

птиц

в

«гнёздышках» в виде геометрических фигур. Воспитатель вместе с детьми

поочерёдно рассматривает фигуры в следующем порядке: круг, овал,

треугольник, квадрат, прямоугольник. Обращая внимание на углы и

пропорции фигур (овал и прямоугольник – вытянутые). Потом воспитатель

предлагает детям уложить птичек спать в «гнёздышки» - разложить все

геометрические фигуры на карточки с птицами так, чтобы они совпали с

нарисованными.

«КАТИТСЯ-НЕ КАТИТСЯ»

Цели:

Познакомить детей с объёмными геометрическими телами –

шаром, кубом.

Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям кубики и шарики предлагая поиграть с

ними: поставить на пол, друг на друга, покатить и т. д. Затем просит

разложить их по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.

Можно предложить разложить предметы по цвету и размеру.

ВЕЛИЧИНА

Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то

есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается

данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом

может казаться и большим, и маленьким.

При проведении дидактических игр желательно:

- предлагать сравнивать предметы только по одному параметру,

например, только по высоте или только по ширине;

- сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;

- сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине,

например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем

можно добавить третий объект – средний по величине;

- параметры величины обозначать словами, не требуя от детей

повторения. Для наглядности можно использовать выразительные жесты.

Сначала величину обозначают при помощи слов такой – не такой, затем

словами большой – маленький,

а в последующем используют понятия,

обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий –

широкий, длинный – короткий.

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно

следующими способами:

- сравнивая пары предметов практически – способом приложения;

- зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары

предметов;

-

используя

специальные

дидактические

игрушки

(многослойные

паззлы);

-

используя

специальные

дидактические

игры,

направленные

на

изучение величины (настольно – печатные и др.).

ИГРОВОЕ ПАННО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

(НЕТРАДИЦИОННЫЙ ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ)



В раздел образования