Напоминание

Почему ребенок плохо читает


Автор: Черанева Анна Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Фёдоровсая СОШ"
Населённый пункт: гп. Фёдоровское, Тосненский р-н, Ленинградская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Почему ребенок плохо читает
Раздел: начальное образование





Назад




Почему ребенок плохо читает?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале рассмотрим, что такое чтение. Чтение – это

сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный,

речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

Как читает человек, по-настоящему умеющий читать:

Он читает целыми слова и группами слов, бегло скользя глазами по тексту,

угадывая слова и их сочетания по общему контуру и читая по буквам лишь

незнакомые слова.

Он понимает смысл текста с первого раза, за исключением трудных мест.

Он читает полностью про себя – не шепчет, не шевелит беззвучно губами, не

напрягает гортань, произнося там слова. Он может слегка шевелить языком -

автоматически, ничего не проговаривая этим движением.

Он читает «одними глазами», сразу переводя читаемое в смысл.

Если человек читает иначе – он дислексик.

Как читает дислексик:

Бывает, ребенок вообще не читает (это называется алаксией)

Ребенок может складывать буквы по одной: м-а-м-а. И потом пытаться понять

смысл слова. Но рваное слово узнается с трудом или не узнается вовсе. Часто

дислексики (даже старшеклассники и взрослые) читают по слогам, хотя и быстро.

Чтение остается рваным и бессмысленным.

Дислексик не может последовательно вести взгляд по строке, пропускает буквы,

опознает их неправильно. Добавляет звуки, когда ему померещились лишние

буквы, или переставляет звуки местами, если посмотрел буквы не в том порядке.

Он не видит слова целиком, а потому не может читать бегло, опознавая слова по

общему контуру. Он произвольно додумывает окончания.

Дислексики часто не знают смысл прочитанных слов, а потому не понимают

прочитанного.

Дислексик не может перейти к чтению про себя, продолжает артикулировать,

ворочая языком, а то и шевеля губами, может читать шепотом или скрыто

проговаривать слова в гортани. Свободное понимание текста возможно лишь при

полном

чтении

про

себя,

без

всякой

артикуляции.

Так

что

отсутствие

интериоризации («введение вовнутрь») чтения относится к дислексиям. Ведь

выхода на смысл не происходит. Или же для этого нужно многократно прочесть

фрагмент.

Ребенок переживает дислексические проблемы очень остро. Ведь он читает

(точней, не читает) перед всем классом. У него пропадает желание учиться. Он не

успевает по всем школьным предметам. Читать надо – везде. На фоне дислексии

может возникнуть невроз.

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только

специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга,

запомните некоторые правила.

Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия –

это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.

Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.

Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.

Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при

ребенке, это может серьезно его ранить.

Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для

этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а

регулярно.

Чтобы

малышу

не

наскучили

ежедневные

упражнения,

старайтесь

организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией.

Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на

обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово.

Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить

обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее

усложняйте задание и предложите найти предметы,

которые заканчиваются на

определенный звук.

Письмо по памяти

Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось?

Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если

возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику

определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов,

которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел

– луна – аквариум.

Материалы по теме Смешные и трогательные детские стихи про папу

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное

слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед

своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно

использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения

письма). Об этом мы писали в статье Дисграфия: модное слово или страшный

диагноз?

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите

их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь

найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте

из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки,

между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок

попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой

расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на

друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась

другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с

недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить

неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и

воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является

работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано.

Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими

«развивалками».

Дополнительные упражнения

Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь,

память, внимание и мышление дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно

применять следующие игры-упражнения:

Собираясь в магазин, составьте с сыном (дочкой) список покупок, нарисуйте на

бумаге схему движения по улице, магазину. По дороге (если идете пешком) спрашивайте

– куда нужно идти? Просите показать путь, указать ориентиры.

Очень полезно играть с ребенком в обычные классики, или же в «солдатиков»,

чтобы он выполнят по команде развороты – направо, налево.

Спрячьте в квартире игрушку (или другую вещь), нарисуйте схему, по которой ее

можно найти. Попросите свое чадо сделать это.

Подберите 7-10 игрушек, расставьте их в ряд. Затем пригласите ребенка войти в

комнату, дайте ему посмотреть на игрушки 5 секунд, попросите отвернуться. Спрячьте

одну игрушку, попросите определить, какую именно спрятали.

Сложите в мешочек 5-10 мелких игрушек (или предметов с ярко выраженной

фактурой). Пусть ребенок предварительно их изучит, а затем, опуская ручку в мешочек,

определяет на ощупь, что именно в его руке.

Вечером, общаясь, просите вспомнить последовательно, что кроха делал утром,

днем, вечером. Что у него получилось, что нет. Обсудите план на следующий день.



В раздел образования