Автор: Панова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Шалапский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с.Шалап Целинного района Алтайского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровье детей младшего дошкольного возраста- как залог активного образа жизни."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Шалапский детский сад «Солнышко»
общеразвивающего вида Целинного района Алтайского края
Методическая разработка
«Здоровье детей младшего дошкольного возраста – как залог активного образа
жизни»
Выполнила :
Воспитатель МКДОУ «Шалапский
детский сад «Солнышко»
Панова Т.В.
2017г
Период дошкольного детства - это на самом деле быстро заканчивающий промежуток
в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является
формирование привычки к здоровому образу жизни. Ведь гармоничное развитие
ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому
именно в период дошкольного возраста и должно формироваться психическое и
физическое здоровье малыша. На протяжении первых семи лет жизни маленький
человек должен пройти определенный путь развития, который потом никогда не
повторится на протяжении всей последующей жизни. И именно он и должен заложить
понятие про здоровый образ жизни для детей дошкольников. Кроме того в этот
период наиболее интенсивно происходит развитие органов, становление
функциональных систем организма, формируются основные черты личности,
характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с самого раннего
возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное
отношение к себе и жизни, и желание к саморазвитию и самосохранению.
На занятиях дети узнают о себе не достаточно, поэтому я веду кружок « Школа
здорового человека». Занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по
формированию здорового образа жизни детей.
Цель кружка: сформировать у детей мотивы самосохранения, воспитать привычку
думать и заботиться о своем здоровье.
Для достижения поставленных целей необходимо:
* дать основные представления о строении и функциях тела,
*сформировать навыки ухода за телом,
* выработать стойкую привычку к самомассажу,
* формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью
окружающих,
* научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.
Занятия кружка провожу по следующим темам:
« Я осваиваю гигиену и этикет»
Цели : рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и
действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание,
купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
« Я - человек»
Цели : формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о
способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального
поведения.
« Я и опасные предметы»
Цели : рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате;
разъяснить правило « нельзя».
« Я и улица»
Цели : рассказать о правилах поведения на улице: переходить дорогу только за руку
со взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих,
внимательно смотреть под ноги и вперед.
Особенность занятий кружка заключается в том, то усвоение материала происходит
незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как
задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Полученные на занятиях кружка знания и умения устойчивы настолько, что дети
применяют их в повседневной жизни. Поэтому их успехи на занятиях кружка
определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала,
но и эмоциональным отношением к занятиям кружка, заинтересованностью.
Комплексно-тематическое планирование кружка «школа здорового человека»
месяц
Название занятия
цель
Я осваиваю гигиену и этикет
сентябрь
1.
« Наша группа»
Познакомить детей с групповой
комнатой (раздевалка, групповая,
умывальная); их предназначением;
– учить детей ориентироваться в
групповом пространстве;
– развивать чувство любви и гордости за
свою группу;
– побуждать детей бережно относиться
к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов
действия в раздевалке, в умывальной
комнате.
2.
« Да здравствует мыло
душистое»
Приучать
детей
следить
за
своим
в н е ш н и м
в и д о м ,
п р а в и л ь н о
п о л ь з о в а т ь с я
м ы л о м ,
в о д о й
и
полотенцем,
-упражнять в выделении и обозначении
словом
цвета,
формы,
аромата
мыла,
воспитывать
желание
быть
опрятным,
умение
передавать
своё
отношение
к
положительным
и
отрицательным
поступкам героев.
3.
« Путешествие по
стране чистоты»
Закрепить с детьми умения
пользоваться предметами личной
гигиены (расческой, мылом, зубной
пастой и щеткой) ;
-формировать у детей навыки
самообслуживания;
-научить детей составлять описание
предмета;
-развивать речь ,
-воспитывать умение помогать друг
другу.
4.
« Умывание каждый
день»
Закрепить навыки детей в умывании, в
знании предметов туалета и их
назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические
навыки, желание всегда быть красивым,
чистым, аккуратным, уважительно
относится к своему телу,
- познакомить с новым словом
«микроб»
октябрь
1.
«Вместе с куклой на
прогулку»
Закрепить выполнение алгоритма
одевания одежды;
– формировать потребность в
соблюдении опрятности в саду и на
улице.
2.
«Мышка и больной
зуб»
Дать
представление
о
полезной
и
вредной пище,
-расширение и активизация словарного
запаса
детей
на
основе
обогащения
представлений о здоровой и полезной
пище,
-воспитать
бережное
отношение
к
с в о е м у
з д о р о в ь ю
и
з д о р о в ь ю
окружающих.
3.
« Волшебные слова»
Развивать
к ул ьт у р н о - л и ч н о с т н ы е
отношения в процессе взаимодействия
со сверстниками,
- п о м о ч ь
д е т я м
о с в о и т ь
ф о р м ы
в ы р а ж е н и я
д о б р о ж е л а т е л ь н о г о
отношения к людям, друг другу,
-учить, отвечая на вопросы воспитателя,
находить как можно больше вариантов
вежливых слов и обращений,
-дать понятие и закрепить, что такое
вежливость,
-
в о с п и т ы в а т ь
в н и м а т е л ь н о е
и
доброжелательное
отношение
к
друг
другу и окружающим.
4.
« Путешествие в страну
здоровья»
Формирование навыков здорового
образа жизни, развитие речи детей и
двигательной активности,
- закреплять знания детей в умывании; в
знании предметов туалета и их
назначении; закрепить знания о
свойствах воды,
- воспитывать у детей культурно-
гигиенические навыки, желание всегда
быть красивыми, чистыми,
аккуратными, уважительно относиться к
своему телу,
- побудить детей к постоянному
соблюдению культурно-гигиенических
навыков ; развивать наблюдательность,
любознательность.
Я - человек
ноябрь
1.
« Кто я?»
Учить детей различать свой пол, чем
отличается мальчик от девочки;
называть свои имя, фамилию;
- активизировать в речи детей знакомые
слова: шорты, платье, рубашка, сарафан
и другие;
- развивать мышление (сравнение);
- воспитывать культуру поведения,
доброе отношение друг к другу.
2.
« Мои ручки».
Рассказать о значении рук для человека
(о пальцах и об их именах),
- учить упражнениям для развития
пальчиков;
- обогащать словарный запас,
активизировать в речи детей слова,
обозначающие действие, развивать
внимание;
- воспитывать доброжелательное
отношение к друг другу и к
окружающим, культуру поведения.
3.
« Мои ноги. Как беречь
ноги?»
Формировать представление детей о
том, как беречь и ухаживать за своими
ногами;
- учить упражнениям для
предупреждения плоскостопия;
- учить составлять и повторять
предложения по картинкам, соотносить
действия со словами зарядки;
- развивать двигательную активность;
- воспитывать культуру поведения,
доброе отношение к животным.
4.
«Мои уши. Как беречь
уши?»
Формировать представление об органах
слуха – ушах, о значении ушей для
человека;
- учить не только узнавать разные звуки,
но и называть их (хрум – хлюп – бум);
- развивать координацию движений,
умение ориентироваться в
пространстве, тренировать слуховой
анализатор.
Декабрь
1.
« Мой рот и язычок.
Мои зубки».
Формировать представление детей о
том, что у каждого человека есть рот,
для чего он нужен и как его беречь;
- активизировать в речи детей слова:
рот, губы, язык, зубы;
- учить правильному
звукопроизношению, различать и
называть разные эмоции;
- воспитывать культурно –
гигиенические навыки.
2.
« Мой нос. Как беречь
нос?»
Формировать представление детей о
том, что такое нос, как его беречь и как
за ним ухаживать;
- учить дыхательной гимнастике;
- воспитывать культурно –
гигиенические навыки.
3.
« Мои глаза. Как беречь
глаза?»
Формировать представление детей о
глазах человека, о том, как за ними
ухаживать и беречь;
- вызывать положительные радостные
эмоции;
- воспитывать культурно –
гигиенические навыки, доброе
отношение к окружающим.
4.
« Изучаем своё тело»
Закреплять представления детей о
частях тела человека, о различиях
между мальчиками и девочками;
- развивать слуховое внимание,
координацию движений;
- воспитывать бережное отношение к
своему телу и здоровью.
Я и опасные предметы
январь
1.
« Опасность
подстерегает»
Рассказать об источниках опасности в
квартире и групповой комнате,
разъяснить правило « нельзя»
-Нельзя брать спички, трогать
газовую плиту, вставлять пальцы в
электророзетки, трогать
работающие электроприборы.
-Брать иголки, ножницы, лезвия,
спиртные напитки, режущие и
колющие предметы, лекарства из
аптечки, пить их.
-Подходить к открытому окну.
2.
« Спички детям не
игрушки»
Дать понятие детям о том, какую
опасность таят в себе спички.
Познакомить со свойствами огня.
Вызвать у детей желание быть всегда
осторожными с огнём.
февраль
1. « Кошкин дом»
Познакомить с опасностью,
происходящей от огня.
Дать детям понятие о пользе и вреде
огня.
Познакомить с огнетушителем,
дымоуловителем.
Вызвать у детей желание быть всегда
осторожным с огнем, соблюдать
правила пожарной безопасности.
2.« Опасные таблетки»
(беседа о правилах общения
с лекарствами)
3.« Научись себя охранять»
Рассказать о правилах поведения в
разных ситуациях ( как вести себя с
незнакомыми людьми, не открывать
дверь чужому, не уходить с
незнакомыми, нельзя гулять одному без
близких людей).
4.«Можно-нельзя» (беседа о
правилах поведения в
группе)
Я и улица
март
1.« Знакомство детей с
автомобилями»
Познакомить детей с машинами;
- охарактеризовать основные части
машин (кабина, кузов, колеса, руль,
двери, фары),
- уточнять знания о работе шофер ( он
управляет автомобилем, перевозит
грузы и людей)
2.«Как кот Мурзик
познакомился с правилами
дорожного движения»
Познакомить детей с элементарными
правилами дорожного движения,
учить отвечать на вопросы по тексту,
довести до сознания детей, к чему
может привести нарушение правил
дорожного движения;
развивать ловкость, внимание,
сосредоточенность, смекалку,
логическое мышление;
воспитывать грамотного пешехода.
3.« Безопасность на дороге»
Формировать знания детей о
безопасном поведении на улицах и
дорогах, правилах дорожного
движения.
Формировать положительное
эмоциональное настроение детей.
Развивать у детей интерес к игровым
действиям.
Воспитывать желание заботиться о
своем здоровье и жизни.
Воспитывать вежливость и уважение
при общении со сверстниками ,умение
вести себя спокойно.
4.« Какой бывает транспорт»
Формировать у детей представление о
транспорте (автобусе, грузовых
машинах и легковых автомобилях);
познакомить детей с трамваем ; дать
знания о правилах поведения в
транспорте.
апрель
1.«Расскажем Мишутке
правила»
Выработать бессознательную привычку
играть в строго определенном месте,
понимание того, что на дорогу выходить
нельзя, дать понятие о том, что
машины- это транспорт, что транспорт
бывает разным; объяснить, для чего
нужен светофор; продолжать знакомить
детей с основными цветами (красный,
зеленый, желтый) .
2.« Красный, желтый,
зелёный»
Закреплять знания детей о работе
светофора, знания правил перехода
улицы;
развивать ориентировку в пространстве,
умение действовать по сигналу;
развивать у детей разговорную речь.
3.«Наша улица»
Закрепить знания детей о правилах
перехода через дорогу ( переходя
дорогу, обязательно сначала посмотри
налево, а дойдя до середины дороги —
направо).
4.« Путешествие в страну
Развлечение
« Светофорию»»
май
1.
«Беседа о солнышке и
его целебном свете.
Солнечные ожоги»
Познакомить детей с ролью солнца в
оздоровлении , учить соблюдать
технику безопасности при принятии
солнечных ванн.
2.
« Солнце, воздух и вода
– наши лучшие
друзья!»
Познакомить детей с ролью
естественных факторов природы в
закаливании организма.
3.
« Экскурсия по
экологической тропе»
(терренкуры)
Дать детям знания о лекарственных
растениях.
4.