Автор: Кулакова Евгения Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Горевская средняя школа" дошкольная группа
Населённый пункт: с. Горево Нижегородская область Ковернинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников"
Раздел: среднее образование
Семинар – практикум для воспитателей
"Роль сказки в нравственном воспитании
дошкольников"
Автор: Кулакова Евгения Петровна
воспитатель
Нижегородская область Ковернинский район
МОУ «Горевская средняя школа»
дошкольная группа
2021г.
I часть
Игра-приветствие «Я сегодня вот такой»
Цель игры: эмоциональная зарядка, развивать умение понимать своё
эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.
Ход игры:
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я
сегодня вот такой» - и показывает невербально своё состояние (жесты,
мимика, движения руками). Остальные слушатели повторяют имя
приветствующего их игрока и говорят: «Наташа сегодня вот такая», при этом
стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра
продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение
все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, все!»
II часть
Основная
Ю. Любимов
Книжку с мамой я читала,
А потом чуть-чуть устала.
Я проснулась, мама спит,
Книжка рядышком лежит.
Книжка называется
«Спящая красавица»
О, книголюбы, и книгопочетатели! О, сказковерцы и сказкоискуссницы!
Взываю к вам! Разрушьте интерактивный мир планшетов и компьютеров,
расколдуйте сухой безжизненный голос аудиокниг и верните его во всех
эмоциональных красках реальным рассказчикам сказок!
Ну, у кого же сейчас даже голос не дрогнет сказать, что он не любит сказку?
Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребёнка с
самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и
остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром
литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом.
Ребёнка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых,
скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев,
чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара,
постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и
жестоких богачей и властителей.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то
фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый
взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем
выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях
чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо
руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее
содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых
сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности.
Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней
ребёнок выполняет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них
выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация
способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в
своих силах, самостоятельность, артистичность.
Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после
повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили
содержание сказки.
Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания
текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению
текста.
Использованием драматизации как приёма можно привлекать, прежде всего,
менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие
в представлении активизирует даже самых молчаливых детей.
Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он
представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему
видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребёнок чувствует и видит, как
каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким
образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается
кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную
куклу двигаться так, как он считает нужным.
Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее
развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются
преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта
радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать,
начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность,
милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная
сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного
учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а
делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и
сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки,
которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести,
чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому,
чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не
только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх
над злыми.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды
сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
III часть
Практическая
Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли,
позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно
поэтому, готовясь, каждый раз к НОД, следует чувствовать в себе не
взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать
интересный и незнакомый мир ребенка.
Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А
сказочное может быть только в сказке. Именно с неё и следует начинать, ею
заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как
сказку.
Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со
сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть
много познавательного: первые представления о времени и пространстве,
природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу
впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло.
Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие,
которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом
убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают
Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил,
нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные
ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их
месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребёнку было легче запомнить сказки и после рассказывать
их, можно использовать различные игровые приёмы. Они очень хорошо
помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной
монологической и диалогической речи.
«Звукорежиссёры»
Этот игровой приём помогает лучше запоминать последовательность
действий сказки и её сюжет.
После прочтения сказки рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на
понравившейся. Предложите «озвучить» картинку. Пусть ребёнок вспомнит,
что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для
этого приёма можно использовать и мультфильмы по одноимённым сказкам.
Выключите звук, и пусть ребёнок озвучивает ход событий.
«Встречи героев»
Ребёнку читается сказка. После прочтения ему предлагаются изображения
двух героев из сказки. Задача ребёнка состоит в том, что ему нужно
вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно
предложить героев, которые в сказке не встречаются друг с другом.
Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь
или в сказке «Заюшкина избушка» собака и петух, медведь и собака и т. д. Но
чтобы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то,
что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Новые сказки»
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий
в неё, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг
в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился
новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и
отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдёт, если там
появится ещё и злой волшебник или крот с Дюймовочкой?
Также можно продраматизировать спасательные ситуации в опасных для
героев ситуациях – нахождение выхода для любимых героев (например,
лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем
временем выскочил и покатился дальше). Изменение ситуаций в знакомых
сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев,
а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка
«Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой
день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк;
сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с
бабой и т. д.).
Вот лишь несколько интересных приёмов, которые помогут ориентироваться
в мире сказок. А то бесценное время, проведённое с ребёнком за сказкой, не
заменят никакие другие блага.
Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника,
никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего
присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте
сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и
благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир
своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь,
помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
Используемая литература:
Аникина В.И. Русская народная сказка. М, 1997 Дьяченко О.М. «
Придумываем истории и сказки» Фесюкова Л.Б. « Воспитание сказкой» _ М:
Просвещение, 2003 О.А. Садилова «Волшебные сказки. Нравственное
воспитание детей и подростков» - М: 2005г. Аникин В.П. К мудрости
ступенька.М.,1988. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как
средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего
школьного возраста, М., 2008. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение
детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002. Фесюкова Л.Б.
Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.:
«Творческий центр», 2006г. Е. Лютова-Робертс, Г. Монина Игры-
приветствия для хорошего настроения.