Напоминание

"Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников"


Автор: Кулакова Евгения Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Горевская средняя школа" дошкольная группа
Населённый пункт: с. Горево Нижегородская область Ковернинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников"
Раздел: среднее образование





Назад




Семинар – практикум для воспитателей

"Роль сказки в нравственном воспитании

дошкольников"

Автор: Кулакова Евгения Петровна

воспитатель

Нижегородская область Ковернинский район

МОУ «Горевская средняя школа»

дошкольная группа

2021г.

I часть

Игра-приветствие «Я сегодня вот такой»

Цель игры: эмоциональная зарядка, развивать умение понимать своё

эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.

Ход игры:

Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я

сегодня вот такой» - и показывает невербально своё состояние (жесты,

мимика, движения руками). Остальные слушатели повторяют имя

приветствующего их игрока и говорят: «Наташа сегодня вот такая», при этом

стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра

продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение

все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, все!»

II часть

Основная

Ю. Любимов

Книжку с мамой я читала,

А потом чуть-чуть устала.

Я проснулась, мама спит,

Книжка рядышком лежит.

Книжка называется

«Спящая красавица»

О, книголюбы, и книгопочетатели! О, сказковерцы и сказкоискуссницы!

Взываю к вам! Разрушьте интерактивный мир планшетов и компьютеров,

расколдуйте сухой безжизненный голос аудиокниг и верните его во всех

эмоциональных красках реальным рассказчикам сказок!

Ну, у кого же сейчас даже голос не дрогнет сказать, что он не любит сказку?

Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребёнка с

самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и

остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром

литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим

миром в целом.

Ребёнка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых,

скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев,

чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара,

постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и

жестоких богачей и властителей.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то

фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый

взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем

выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях

чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо

руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее

содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых

сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности.

Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней

ребёнок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них

выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация

способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в

своих силах, самостоятельность, артистичность.

Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после

повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили

содержание сказки.

Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания

текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению

текста.

Использованием драматизации как приёма можно привлекать, прежде всего,

менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие

в представлении активизирует даже самых молчаливых детей.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он

представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему

видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребёнок чувствует и видит, как

каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким

образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается

кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную

куклу двигаться так, как он считает нужным.

Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее

развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются

преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта

радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать,

начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность,

милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная

сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного

учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а

делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и

сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки,

которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести,

чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому,

чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не

только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх

над злыми.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды

сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

III часть

Практическая

Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли,

позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно

поэтому, готовясь, каждый раз к НОД, следует чувствовать в себе не

взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать

интересный и незнакомый мир ребенка.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А

сказочное может быть только в сказке. Именно с неё и следует начинать, ею

заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как

сказку.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со

сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть

много познавательного: первые представления о времени и пространстве,

природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу

впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло.

Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие,

которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом

убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают

Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил,

нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные

ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их

месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребёнку было легче запомнить сказки и после рассказывать

их, можно использовать различные игровые приёмы. Они очень хорошо

помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной

монологической и диалогической речи.

«Звукорежиссёры»

Этот игровой приём помогает лучше запоминать последовательность

действий сказки и её сюжет.

После прочтения сказки рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на

понравившейся. Предложите «озвучить» картинку. Пусть ребёнок вспомнит,

что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для

этого приёма можно использовать и мультфильмы по одноимённым сказкам.

Выключите звук, и пусть ребёнок озвучивает ход событий.

«Встречи героев»

Ребёнку читается сказка. После прочтения ему предлагаются изображения

двух героев из сказки. Задача ребёнка состоит в том, что ему нужно

вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно

предложить героев, которые в сказке не встречаются друг с другом.

Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь

или в сказке «Заюшкина избушка» собака и петух, медведь и собака и т. д. Но

чтобы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то,

что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Новые сказки»

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий

в неё, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг

в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился

новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и

отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдёт, если там

появится ещё и злой волшебник или крот с Дюймовочкой?

Также можно продраматизировать спасательные ситуации в опасных для

героев ситуациях – нахождение выхода для любимых героев (например,

лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем

временем выскочил и покатился дальше). Изменение ситуаций в знакомых

сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев,

а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка

«Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой

день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк;

сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с

бабой и т. д.).

Вот лишь несколько интересных приёмов, которые помогут ориентироваться

в мире сказок. А то бесценное время, проведённое с ребёнком за сказкой, не

заменят никакие другие блага.

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника,

никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего

присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте

сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и

благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир

своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь,

помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Используемая литература:

Аникина В.И. Русская народная сказка. М, 1997 Дьяченко О.М. «

Придумываем истории и сказки» Фесюкова Л.Б. « Воспитание сказкой» _ М:

Просвещение, 2003 О.А. Садилова «Волшебные сказки. Нравственное

воспитание детей и подростков» - М: 2005г. Аникин В.П. К мудрости

ступенька.М.,1988. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как

средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего

школьного возраста, М., 2008. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение

детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002. Фесюкова Л.Б.

Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.:

«Творческий центр», 2006г. Е. Лютова-Робертс, Г. Монина Игры-

приветствия для хорошего настроения.



В раздел образования