Напоминание

"Использование ИКТ в детском саду в условиях реализации ФГОС"


Автор: Новикова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад"
Населённый пункт: г.Сафоново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в детском саду в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в детском саду в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий

момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного

образования. Информатизация системы образования предъявляет новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это

особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии

развития информационного общества. Мы видим, какие значительные

перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во

многом это связано с обновлением научной, методической и материальной

базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является

использование новых информационных технологий. На сегодняшний день

воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это

компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD,

различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.

Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним

из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в

дошкольном образовании становится все более актуальным, так как

позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и

привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,

усилить творческую составляющую учебного процесса.

Цель проекта:

Повышение качества образования в ДОУ путем внедрения в

образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в

соответствии с ФГОС.

Задачи проекта:

- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором

были бы задействованы все участники образовательного процесса:

администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.

- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих

профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

- разработка технологий мультимедийных сопровождений

образовательного процесса.

- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных

обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми

могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.

Значимость проекта:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования

ИКТ в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного

перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного

образования. А именно, воспитание любознательного, активного,

эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на

сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки

деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная

предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и

содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и

воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому

основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве

традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и

современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы

над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ

является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития

мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести

тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и

творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим

воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные

подходы в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика

развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление

отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к

совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,

кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных

образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии

презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским

собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом

программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них

включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр

познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное

количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема

бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео

аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования

видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр

информационного материала с наложением хорошо известным им

аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет

ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров

по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в

виртуальный мир один на один с компьютером.

- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие

программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать

логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается

способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать

прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического

мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов,

так и для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на

группы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью

информационного и научно-методического сопровождения образовательного

процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для

интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его

использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях

требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в

целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана

должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером

для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз

необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Заключение

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя

позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.

Информационные технологии значительно расширяют возможности

воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу

в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями

воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно

способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю

следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный

процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,

активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого

потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить

результат своих действий, выявить достижения в процессе работы,

зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их

исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и

навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять

поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;

способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;

повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,

а также качество предоставляемых сопроводительных материалов;

мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность

педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его

«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,

которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и

собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В

частности, прекрасные возможности создает систематизация и

структурирование учебного материала. Появляется возможность для

концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных

источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и

скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и

особенностей программы.



В раздел образования