Автор: Новикова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад"
Населённый пункт: г.Сафоново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в детском саду в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в детском саду в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного
образования. Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это
особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии
развития информационного общества. Мы видим, какие значительные
перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является
использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это
компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD,
различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним
из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном образовании становится все более актуальным, так как
позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение качества образования в ДОУ путем внедрения в
образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в
соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором
были бы задействованы все участники образовательного процесса:
администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.
- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих
профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
- разработка технологий мультимедийных сопровождений
образовательного процесса.
- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных
обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми
могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.
Значимость проекта:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования
ИКТ в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного
перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного
образования. А именно, воспитание любознательного, активного,
эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на
сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки
деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная
предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и
содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и
воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому
основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве
традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и
современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы
над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ
является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития
мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести
тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и
творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим
воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные
подходы в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика
развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление
отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к
совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии
презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским
собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом
программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них
включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр
познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное
количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема
бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео
аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования
видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр
информационного материала с наложением хорошо известным им
аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие
программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать
логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического
мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов,
так и для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на
группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для
интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его
использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях
требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в
целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана
должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером
для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз
необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Заключение
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу
в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно
способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю
следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный
процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,
активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого
потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить
результат своих действий, выявить достижения в процессе работы,
зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их
исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и
навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а также качество предоставляемых сопроводительных материалов;
мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В
частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование учебного материала. Появляется возможность для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и
особенностей программы.