Напоминание

рабочая программа по физике 8 класс


Автор: Лихненко Инна Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района"
Населённый пункт: с.Завьялово Алтайский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: рабочая программа по физике 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




\

Рабочая программа

учебного предмета «Физика»

предметная область

«Естественно-научные предметы»

(68 часов)

8 класс

ФГОС 3 поколения

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации";

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31 мая 2021 года "Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования"

Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 17.08.2021г № 1044 "О

введении федеральных государственных образовательных стандартов начального

общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях

Алтайского края в 2021-2022 учебном году"

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СП 2.4.3648-20 УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Зарегистрировано в Министерстве

юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 года регистрационный № 61573

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об

утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность"(Зарегистрирован 14.09.2020 №

59808)

Основная образовательная программа основного общего образования

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

Устав ОУ.

Положение о рабочей программе ОО.

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯФИЗИКА

БА-

ЗОВЫЙУРОВЕНЬ(для5–9классовобразовательныхорганизаций)

Одобренарешениемфедерально-

го

учебно-методическогообъединенияпообщемуобразованию,протокол3/21от27.09.2021г.

Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности

учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе, учитываются возмож-

ности предмета в реализации требований ФГОСООО к планируемым личностным и мета-

предметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественно-научных

учебных предметов на уровне основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, по-

скольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, био-

логией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не толь-

ко вносит основной вклад в естественно-научную картину мира, но и предоставляет наи-

более ясные образцы применения научного метода познания, т е способа получения до-

стоверных знаний о мире Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими

естественно-научными предметами должен дать школьникам представление об увлека-

тельности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования со-

стоит в выявлении и подготовке талантливых молодых людей для продолжения образова-

ния и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественно-научных иссле-

2

дований и создании новых технологий. Но не менее важной задачей является формирова-

ние естественно- научной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающих-

ся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности Со-

гласно принятому в международном сообществе определению, «Естественно-научная гра-

мотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по обще-

ственно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность ин-

тересоваться естественно-научными идеями Научно грамотный че-ловек стремится участ-

вовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам

и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

—научно объяснять явления,

—оценивать и понимать особенности научного исследования,

—интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выво-

дов

Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественно-науч-

ной грамотности обучающихся

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концеп-

ции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Россий-

ской Федерации, реализующих основные общеобразовательные програмы, утверждённой

решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3

декабря 2019 г № ПК-4вн

Цели изучения физики:

—формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы,

развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследователь-

ского отношения к окружающим явлениям;

—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения мате-

рии и фундаментальных законов физики;

—формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и науч-

ных доказательств;

—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук,

техники и технологий;

—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельно-

сти, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении До-

стижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решени-

ем следующих задач:

—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых,

электрических, магнитных и квантовых явлениях;

—описание и объяснение физических явлений с использованием полученных знаний;

—освоение методов решения простейших расчётных задач с ис- пользованием физиче-

ских моделей, творческих и практико-ориентированных задач;

—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные ра-

боты и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информа-

цию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информа-

ции;

—знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и

современными технологиями, основанными на достижениях физической науки

3

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне

основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики в 8

классе в объёме 68 часов за год обучения по 2 ч в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕ-

ТА «ФИЗИКА»

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования долж-

но обеспечивать достижение следую-щих личностных, метапредметных и предметных об-

разовательных результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической

науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических

проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, стро-

гости, точности, лаконичности Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, осно-

вы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,

важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и

тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же

права у другого человека

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)

технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических

знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружаю-

щей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружа-

ющей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической

направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,

гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

4

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в

том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобаль-

ных последствий

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблю-

дениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процес-

сов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, вы-

двигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение

нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно

выделенных критериев)

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический экс-

перимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе иссле-

дования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого на-

блюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также вы-

двигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информа-

ции или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и

форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллю-

стрировать решаемые задачи не- сложными схемами, диаграммами, иной графикой и их

комбинациями

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов за-

давать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на ре-

шение задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;

—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,

исследования, проекта) Совместная деятельность (сотрудничество):

5

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при ре-

шении конкретной физической проблемы;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению:

распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать

мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направле-

нию и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физи-

ческих знаний;

—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие

решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследова-

ния с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать

предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать ответственность за решение

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать

оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выпол- нения физического ис-

следования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, уста-

новленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис-куссии на научную тему,

понимать мотивы, намерения и логику другого

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях

на научные темы и такое же право другого

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся умений: ис-

пользовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агре-

гатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщен-

ный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элемен-

тарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный

электрический ток, магнитное поле;

—различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие,

смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация

(отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электри-

зация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаи-

модействие магнитов действие магнитного поля на проводник с током) по описанию их ха-

рактерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том

числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в

6

природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, об-

разование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество жи-

вых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на

Земле, полярное сияние;при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять су-

щественные свойства/признаки физических явлений;описывать изученные свойства тел и

физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, ко-

личество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная

теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного дей-

ствия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока,

электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества,

работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический

смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить фор-

мулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики

изученных зависимостей физических величин;

—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные поло-

жения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей

(на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джо-

уля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и

записывать его математическое выражение;

—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций прак-

тико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяс-

нение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений,

физических законов или закономерностей;

—решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы, связывающие

физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выяв-

лять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для

её решения,

проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными

данными;

—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; ис-

пользуя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правиль-

ность порядка проведения исследования, делать выводы;

—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел

(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости

процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверх-

ности; скорость испарения во-ды от температуры жидкости и площади её поверхности; элек-

тризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магни-

тов, визуализация

магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током,

свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать про-

веряемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать

ход опыта и формулировать выводы;

—выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока,

напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; срав-

нивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;

проводить исследование зависимости одной физической ве- личины от другой с использова-

нием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади по-

перечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего че-

рез проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллель-

ного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять

7

измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости

в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

—проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества,

сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измере-

ния, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычис-

лять значение величины;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опо-

рой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, ам-

перметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагре-

вательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, элек-

тродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необ-

ходимые физические закономерности;

—распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схе-

матичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель

внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с по-

следовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения

элементов электрических цепей;

—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования фи-

зических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с при-

борами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологи-

ческого поведения в окружающей среде;

—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе

имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию,

которая является противоречивой или может быть недосто- верной;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-по-пулярную литературу физиче-

ского содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами

конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в дру-

гую;

—создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию

из нескольких

источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты

проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изучен-

ный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

—при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять

обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением

плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятель-

ность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разре-

шать конфликты

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Раздел 1. Тепловые явления

Основные положения молекулярно кинетической теории строения вещества Масса и разме-

ры атомов и молекул Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетиче-

ской теории

Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества Кристаллические и аморф-

ные тела Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молеку-

лярно-кинетической теории Смачивание и капиллярные явления Тепловое расширение и

сжатие

Температура Связь температуры со скоростью теплового движения частиц

8

Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение

работы Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение

Количество теплоты Удельная теплоёмкость вещества Теплообмен и тепловое равновесие

Уравнение теплового баланса Плавление и отвердевание кристаллических веществ

Удельная теплота плавления Парообразование и конденсация Испарение (МС) Кипение

Удельная теплота парообразования Зависимость температуры кипения от атмосферного дав-

ления

Влажность воздуха

Энергия топлива Удельная теплота сгорания

Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя Тепловые двигатели и за-

щита окружающей среды (МС)

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС)

Демонстрации

1 Наблюдение броуновского движения

2 Наблюдение диффузии

3 Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений

4 Наблюдение теплового расширения тел

5 Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении

6 Правила измерения температуры 7 Виды теплопередачи

8 Охлаждение при совершении работы

9 Нагревание при совершении работы внешними силами

10 Сравнение теплоёмкостей различных веществ

11 Наблюдение кипения

12 Наблюдение постоянства температуры при плавлении

13 Модели тепловых двигателей

Лабораторные работы и опыты

1 Опыты по обнаружению действия сил молекулярного при-тяжения

2 Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара

3 Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жид- костей и твёрдых тел

4 Определение давления воздуха в баллоне шприца

5 Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или

охлаждения

6 Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической

трубке от температуры 7 Наблюдение изменения внутренней энергии тела в резуль- тате теп-

лопередачи и работы внешних сил

8 Исследование явления теплообмена при смешивании хо-лодной и горячей воды

9 Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым метал-

лическим цилиндром

10 Определение удельной теплоёмкости вещества 11 Исследование процесса испарения

12 Определение относительной влажности воздуха 13 Определение удельной теплоты плав-

ления льда

Раздел 2. Электрические и магнитные явления

Электризация тел Два рода электрических зарядов Взаимо- действие заряженных тел Закон

Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстоя-

ния между телами)

Электрическое поле Напряжённость электрического поля Принцип суперпозиции электриче-

ских полей (на качественном уровне)

Носители электрических зарядов Элементарный электрический заряд Строение атома Про-

водники и диэлектрики Закон сохранения электрического заряда

9

Электрический ток Условия существования электрического тока Источники постоянного

тока Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное) Электрический ток

в жидкостях и газах

Электрическая цепь Сила тока Электрическое напряжение Сопротивление проводника

Удельное сопротивление вещества Закон Ома для участка цепи Последовательное и парал-

лельное соединение проводников

Работа и мощность электрического тока Закон Джоуля— Ленца Электрические цепи и по-

требители электрической энергии в быту Короткое замыкание

Постоянные магниты Взаимодействие постоянных магнитов Магнитное поле Магнитное

поле Земли и его значение для жизни на Земле Опыт Эрстеда Магнитное поле электрическо-

го тока Применение электромагнитов в технике Действие магнитного поля на проводник с

током Электродвигатель постоянного тока Использование электродвигателей в технических

устройствах и на транспорте. Опыты Фарадея Явление электромагнитной индукции Правило

Ленца Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на

возобновляемых источниках энергии.

Демонстрации

1 Электризация тел

2 Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел

3 Устройство и действие электроскопа

4 Электростатическая индукция

5 Закон сохранения электрических зарядов

6 Проводники и диэлектрики

7 Моделирование силовых линий электрического поля

8 Источники постоянного тока

9 Действия электрического тока

10 Электрический ток в жидкости

11 Газовый разряд

12 Измерение силы тока амперметром

13 Измерение электрического напряжения вольтметром

14 Реостат и магазин сопротивлений

15 Взаимодействие постоянных магнитов

16 Моделирование невозможности разделения полюсов магнита

17 Моделирование магнитных полей постоянных магнитов

18 Опыт Эрстеда

19 Магнитное поле тока Электромагнит

20 Действие магнитного поля на проводник с током

21 Электродвигатель постоянного тока

22 Исследование явления электромагнитной индукции.

23 Опыты Фарадея

24 Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения

25 Электрогенератор постоянного тока

Лабораторные работы и опыты

1 Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении

2 Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики

3 Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока

4 Измерение и регулирование силы тока

5 Измерение и регулирование напряжения

6 Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резисто-

ра и напряжения на резисторе

10

7 Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его

длины, площади поперечного сечения и материала

8 Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисто-

ров

9 Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов

10 Определение работы электрического тока, идущего через резистор

11 Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе

12 Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней

13 Определение КПД нагревателя

14 Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов

15 Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении

16 Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку

17 Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита

от силы тока и направления тока в катушке

18 Изучение действия магнитного поля на проводник с током

19 Конструирование и изучение работы электродвигателя

20 Измерение КПД электродвигательной установки

21 Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений

значения и направления индукционного тока

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

класс (68 ч)

Тематический

блок, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся (на уров-

не учебных действий)

Раздел1. Тепловые явления (28 ч)

Строение

Основные положения

Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих

и свойства

молекулярно-кинетической

об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с рас-

вещества (7 ч)

теории строения вещества.

творением различных веществ в воде.

Масса и размеры атомов

Решение задач по оцениванию количества атомов или моле-

и молекул. Опыты, под-

кул в единице объёма вещества.

тверждающие основные

Анализ текста древних атомистов (например, фрагмента

положения молекуляр-

поэмы Лукреция «О природе вещей») с изложением обосно-

но-кинетической теории.

ваний атомной гипотезы (смысловое чтение). Оценка

Модели твёрдого, жидкого

убедительности этих обоснований.

и газообразного состояний

Объяснение броуновского движения, явления диффузии

вещества. Кристаллические

и различий между ними на основе положений молекуляр-

и аморфные твёрдые тела.

но-кинетической теории строения вещества.

Объяснение свойств газов,

Объяснение основных различий в строении газов, жидко-

жидкостей и твёрдых тел

стей и твёрдых тел с использованием положений молекуляр-

на основе положений

но-кинетической теории строения вещества.

молекулярно-кинетической

Проведение опытов по выращиванию кристаллов поварен-

теории. Смачивание и ка-

ной соли или сахара.

пиллярные явления.

Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих

Тепловое расширение

капиллярные явления и явление смачивания.

и сжатие

Объяснение роли капиллярных явлений для поступления

воды в организм растений (МС — биология).

Наблюдение, проведение и объяснение опытов по наблю-

дению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых

тел.

,

Объяснение сохранения объёма твёрдых тел текучести

(

,

жидкости в том числе разницы в текучести для разных

),

.

жидкостей

давления газа

,

-

Проведение опытов демонстрирующих зависимость давле

,

ния воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения

-

.

и их объяснение на основе атомно молекулярного учения

,

Анализ практических ситуаций связанных со свойствами

,

газов жидкостей и твёрдых тел

Тепловые про

-

(21

)

цессы

ч

.

-

Температура Связь темпе

ратуры со скоростью тепло

-

.

вого движения частиц

.

Внутренняя энергия Способы

изменения внутренней энер

-

:

гии теплопередача и соверше

-

.

ние работы Виды теплопере

-

:

,

дачи теплопроводность кон

-

,

.

векция излучение

.

Количество теплоты

Удельная теплоёмкость

.

вещества Теплообмен и

.

тепловое равновесие

Уравнение теплового ба

-

.

ланса

.

Обоснование правил измерения температуры Сравнение

.

различных способов измерения и шкал температуры

,

Наблюдение и объяснение опытов демонстрирующих из

-

-

менение внутренней энергии тела в результате теплопере

.

дачи и работы внешних сил

,

Наблюдение и объяснение опытов обсуждение практиче

-

,

-

ских ситуаций демонстрирующих различные виды тепло

:

,

,

.

передачи теплопроводность конвекцию излучение

Исследование явления теплообмена при смешивании хо

-

.

лодной и горячей воды

Наблюдение установления теплового равновесия между

.

горячей и холодной водой

(

)

,

Определение измерение количества теплоты полученного

водой при теплообмене с нагретым металлическим цилин

-

.

дром

(

)

.

Определение измерение удельной теплоёмкости вещества

,

Решение задач связанных с вычислением количества тепло

-

.

ты и теплоёмкости при теплообмене

Плавление и отвердевание

.

кристаллических веществ

.

Удельная теплота плавления

Парообразование

.

.

и конденсация Испарение

.

Кипение Удельная теплота па

-

Анализ ситуаций практического использования тепловых

,

свойств веществ и материалов например в целях энергосбе

-

:

,

,

режения теплоизоляция энергосберегающие крыши термо

-

.

.

аккумуляторы и т д

.

Наблюдение явлений испарения и конденсации Исследо

-

.

вание процесса испарения различных жидкостей Объяс

-

.

рообразования Зависимость

температуры кипения от атмо

-

.

сферного давления Влаж

-

.

ность воздуха

.

Энергия топлива Удельная

.

теплота сгорания

-

Принципы работы тепло вых

.

двигателей КПД теплового

.

двигателя

-

Тепловые двигатели и защи

.

та окружающей среды

-

Закон сохранения и превра

-

щения энергии в механиче

ких и тепловых процессах

нение явлений испарения и конденсации на основе

-

.

атомно молекулярного учения

,

Наблюдение и объяснение процесса кипения в том числе

.

зависимости температуры кипения от давления

(

)

Определение измерение относительной влажности воз

-

.

духа Наблюдение процесса плавления кристаллического

,

.

вещества например льда

Сравнение процессов плавления кристаллических тел

.

и размягчения при нагревании аморфных тел

(

)

Определение измерение удельной теплоты плавления

.

льда Объяснение явлений плавления и кристаллизации на

-

.

основе атомно молекулярного учения

,

Решение задач связанных с вычислением количества

теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кри

-

,

.

сталлизации испарении и конденсации

Анализ ситуаций практического применения явлений

,

,

-

плавления и кристаллизации например получение сверх

,

.

чистых материалов солевая грелка и др

Анализ работы и объяснение принципа действия теплового

.

двигателя

,

Вычисление количества теплоты выделяющегося при

,

.

сгорании различных видов топлива и КПД двигателя

Обсуждение экологических последствий использования

,

двигателей внутреннего сгорания тепловых и

(

,

)

гидроэлектростанций МС

экология химия

2.

(37

)

Раздел

Электрические и магнитные явления

ч

Электрические

.

заряды Заря

-

женные

тела

и их

-

взаимодей

.

Электризация тел Два рода

.

электрических зарядов

-

Взаимодействие заряжен ных

.

.

тел Закон Кулона

.

Электрическое поле Прин

-

цип суперпозиции электри

-

Наблюдение и проведение опытов по электризации

.

тел при соприкосновении и индукцией

Наблюдение и объяснение взаимодействия

.

одноимённо и разноимённо заряженных тел

.

Объяснение принципа действия электроскопа Объясне

-

ние явлений электризации при соприкосновении тел и

(7

)

ствие

ч

.

ческих полей Носители

.

электрических зарядов

Элементарный электриче

-

.

ский заряд

.

Строение атома

.

Проводники и диэлектрики

Закон сохранения электриче

-

ского заряда

индукцией с использованием знаний о носителях элек

-

.

трических зарядов в веществе

Распознавание и объяснение явлений электризации в по

-

.

вседневной жизни

,

Наблюдение и объяснение опытов иллюстрирующих закон

.

сохранения электрического заряда

Наблюдение опытов по моделированию силовых линий

.

электрического поля

Исследование действия электрического поля на проводни

-

ки и диэлектрики

Постоянный

электриче

-

(20

)

ский ток

ч

.

Электрический ток Условия

существования электрическо

-

.

го тока Источники постоянно

-

.

го тока Действия электриче

-

(

,

ского тока тепловое химиче

-

,

).

ское магнитное

Электриче

-

.

ский ток в жидкостях и газах

Наблюдение различных видов действия электрического

тока и обнаружение этих видов действия в повседневной

.

жизни

Сборка и испытание электрической цепи постоянного

.

тока

.

Измерение силы тока амперметром

.

Измерение электрического напряжения вольтметром

,

Проведение и объяснение опытов демонстрирующих

.

Электрическая цепь Сила

.

тока Электрическое напря

-

.

жение Сопротивление про

-

.

водника Удельное сопротив

-

.

ление вещества Закон Ома

.

для участка цепи Последова

-

тельное

и параллельное соединение

.

проводников

Работа и мощность

.

электрического тока Закон

.

Джоуля Ленца Электропро

-

водка и потребители электри

-

.

ческой энергии в быту

зависимость электрического сопротивления проводника

,

от его длины площади поперечного сечения и материа

-

.

ла

,

Исследование зависимости силы тока протекающего че

-

,

рез резистор от сопротивления резистора и напряжения

.

на резисторе

Проверка правила сложения напряжений при

.

последовательном соединении двух резисторов

Проверка правила для силы тока при параллельном

.

соединении резисторов

Анализ ситуаций последовательного и параллельного со

-

.

единения проводников в домашних электрических сетях

Решение задач с использованием закона Ома и формул рас

-

чёта электрического сопротивления при

Короткое замыкание

последовательном и параллельном соединении проводни

-

.

ков

,

Определение работы электрического тока протекающе

-

.

го через резистор

,

Определение мощности электрического тока выделяе

-

.

мой на резисторе

Исследование зависимости силы тока через лампочку

.

от напряжения на ней

.

Определение КПД нагревателя

Исследование преобразования энергии при подъёме гру

-

.

за электродвигателем

Объяснение устройства и принципа действия домашних

.

электронагревательных приборов

Объяснение причин короткого замыкания и принципа

.

действия плавких предохранителей

.

Решение задач с использованием закона Джоуля

Ленца

Наблюдение возникновения электрического тока в жид

-

кости

Магнитные

Постоянные магниты.

Исследование магнитного взаимодействия постоянных

явления (6 ч)

Взаимодействие постоянных

магнитов.

магнитов. Магнитное

Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их

поле. Магнитное поле Земли

объединении и разделении.

и его роль для жизни

Проведение опытов по визуализации поля постоянных

на Земле. Опыт Эрстеда.

магнитов.

Магнитное поле

электрического

Изучение явления намагничивания вещества.

тока. Применение

Исследование действия электрического тока на магнитную

электромагнитов в технике.

стрелку.

Действие магнитного поля

Проведение опытов, демонстрирующих зависимость силы

на проводник с током.

взаимодействия катушки с током и магнита от силы и на правления

Электродвигатель постоян-

тока в катушке.

ного тока. Использование

Анализ ситуаций практического применения электромагнитов

электродвигателей в тех-

(в бытовых технических устройствах, промышленности,

ническихустройствах

медицине).

и на транспорте

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение действия электродвигателя.

Измерение КПД электродвигательной установки.

Распознавание и анализ различных применений электро-

двигателей (транспорт, бытовые устройства и др.)

электромагнитная

индукция ( 4часа)

Опыты Фарадея Явление

электромагнитной индук

ции Правило Ленца

Электрогенератор Способы

получения электрической

энергии Электростанции

на возобновляемых источ

никах энергии

Опыты по исследованию явления электромагнитнойиндук

ции: исследование изменений значения и направления

индукционного тока

(3 )

Резервное время

ч

Поурочное планирование курса физики 8 класса

68 часов

п/п

Тема урока

Раздел 1. Тепловые явления (28 ч)

Строение и свойства вещества

1

1

Основныеположениямолекулярнокинетической

теориистроения

вещества

2

2

Массаиразмерыатомови молекул

3

3

Моделитвёрдого,жидкого

и газообразногосостояний

вещества

4

4

Кристаллические

и аморфныетвёрдыетела.

5

5

Смачивание и капиллярныеявления

6

6

Тепловоерасширение

исжатие

7

7

Обобщение изученного материала

8

1

Температура. Внутренняя энергия

9

2

Виды

теплопередачи

10

3

Количество теплоты.

Удельнаятеплоёмкость

вещества

11

4

Уравнение тепловогобаланса

12

5

Лабораторная работа №1 №

Определение(измерение)количестватеплоты,по-

лученноговодойпритеплообменеснагретымметаллическимцилин

дром.»

13

6

Лабораторная работа №2 «

Определение(измерение)удельнойтеплоёмкости-

вещества.»

14

7

Решениезадач,связанныхсвычислениемколичества теплотыитеплоёмкости-

притеплообмене

15

8

Контрольная работа№

16

9

Плавлениеиотвердевание

кристаллеских веществ.

17

10

Лабораторная работа №3 «

Определение (измерение) удельной теплоты

плавления льда.»

18

11

Парообразованиеиконденсация.

19

12

Зависи

мостьтемпературыкипения

от атмосферного давления

20

13

Лабораторная работа №4 «

Определение (измерение) относительной

влажности воздуха»

21

14

Энергия топлива

22

15

Решениезадач,связанныхсвычислениемколичества теплоты

23

16

Принципыработытепло

выхдвигателей

24

17

Вычислениеколичестватеплоты

25

18

Тепловыедвигателиизащи

таокружающей среды

26

19

Закон сохранения и превращенияэнергии

27

20

Решениезадач,связанныхсвычислениемколичества теплоты

28

21

Контрольная работа №2

Раздел 2.Электрические и магнитныеявления(37ч)

Электрические

заряды.Заряженныетела

иихвзаимодействие

29

1

Электризация тел

30

2

ЗаконКулона

31

3

Электрическое поле

32

4

Элементарныйэлектрическийзаряд.

33

5

Строениеатома

34

6

Закон

сохраненияэлектрического

заряда

35

7

Электрические

заряды.Заряженныетела

иихвзаимодействие

36

1

Электрический ток.

37

2

Действияэлектрического тока

38

3

Электрическийтоквжидкостяхигазах.

39

4

Лабораторная работа №5 «

Сборкаииспытаниеэлектрическойцепипосто-

янного

тока»

40

5

Сопротивле

ниепроводника

41

6

Лабораторная работа №6 «Измерение электрического напряжения

вольтметром.»

42

7

Лабораторная работа №7 «Измерениесилытокаамперметром.

«

43

8

Лабораторная работа№8 «

Исследованиезависимостисилытока,протекаю-

щегочерезрезистор,отсопротивлениярезистораинапряжения

нарезисторе»

44

9

Закон Ома для участкацепи

45

10

Решение задач по теме закон Ома

46

11

Последовательное

и параллельноесоединение

проводников

47

12

Лабораторная работа №9 «Проверкаправиласложениянапряженийпри-

последовательномсоединениидвухрезисторов»

48

13

Лабораторная работа №10 «

Проверкаправиладлясилытокаприпараллель-

номсоеди

нениирезисторов»

49

14

Решение задач с использованием закона Ома

50

15

Контрольная работа №3

51

16

Работаимощностьэлектри

ческоготока

52

17

Лабораторная работа №11

«Определениеработыэлектрическоготока,про-

текающего

через

мощностиэлектрическоготока»

53

18

потребители электрическойэнергии

54

19

Решение задач

55

20

Контрольная работа №4

Магнитныеявления

56

1

Магнитноеполе.

57

2

Магнитноеполеэлектриче

ского тока.

58

3

Применение

электромагнитоввтехнике

59

4

Лабораторная работа №12 «

Изучениедействиямагнитногополянапро-

водникстоком.»

60

5

Лабораторная работа №13 «

Измерение КПД электродвигательной уста-

новки»

61

6

Использованиеэлектродвигателей

Электромагнитная индукция

62

1

Явление

электромагнитной индук

ции

63

2

Способы

получения электрическойэнергии

64

3

Лабораторная работа№14 «

Исследование изменений значения и направ-

ленияиндукционноготока»

65

4

Контрольная работа №5

66-

68

Резервноевремя(3ч)



В раздел образования