Автор: Брыжакина Надежда Зиновьевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Бердигестяхская ДШИ"
Населённый пункт: с. Бердигестях
Наименование материала: Пальчиковые игры в обучении детей подготовительного (нулевого) класса
Тема: Пальчиковые игры в обучении детей подготовительного (нулевого) класса
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРДИГЕСТЯХСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО (НУЛЕВОГО) КЛАССА ФОРТЕПИАНО
Методическая работа
Автор: Брыжакина Надежда Зиновьевна
Преподаватель фортепиано
МБУ ДО «Бердигестяхская ДШИ»
Бердигестях 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение. Пальчиковая игра: особенности и необходимость.
2.
Теоретическая часть. Развитие и польза пальчиковых игр на фактических основах.
3.
Практическая часть. Пальчиковые игры, применяемые в работе с детьми.
4.
Заключение. Результаты использования пальчиковых игр.
5.
Приложение.
6.
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ
Актуальность данной работы состоит в том, что наш современный ритм жизни
постепенно приводит к тому, что с каждым годом все большее количество детей
становится эмоционально неуравновешенными и неусидчивыми. В младших классах,
используя только типичные формы работы на уроках, становится сложнее заинтересовать
ребят и удержать их внимание. Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки
(введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству, и в связи с этим, расширение
их духовной сферы, воспитание чувств) требуют серьезных знаний о предмете, а также
знаний в области педагогики и психологии. Поэтому на уроках с учащимися младших
классов, помимо традиционных, необходимо находить и использовать в игровой форме
различные новые и интересные виды работы. Все мы знаем, что первые годы обучения
являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет
строиться его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к
искусству. Большинству дошкольников, наша школа является первой школой в его жизни,
а мы – его первыми учителями. Поэтому нашей главной задачей является - заинтересовать
ребенка, не спугнуть его, привлечь к себе его симпатию. Игровой принцип подачи
материала выбран неслучайно. Игра является одним из главных средств познания для
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным
в процессе обучения. Очень важно и необходимо говорить с ребенком не на взрослом
теоретически-умном, а на понятном и доступном ему языке.
В сочетании с речью и движением звучащие жесты как форма темброво-ритмического
развития характеризуются высокой эффективностью в творческих групповых и
индивидуальных моделях и не имеют аналогов в нашей педагогической практике.
Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения
чувства ритма в музыке. Каждый педагог, выбирая определенный вариант игровой
деятельности должен представлять для себя задачи, помогающие детям в развитии
определенных способностей и конечную цель этих игр. Игровые моменты на уроках
фортепиано помогут снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы
на другую. Одними из самых интересных и действенных являются пальчиковые игры.
Главной целью в процессе работы с «пальчиковыми» играми является:
Формирование и развитие метроритмических и двигательных ощущений,
восприятия, памяти, наглядности и воображения посредством использования
«пальчиковых» игр у учащихся младших классов.
Задачи:
1.Развитие чувства метроритма, восприятия, памяти и воображения;
2.Развитие внимания, терпения, внутреннего тормоза - умения сдерживаться
именно тогда, когда это необходимо;
3.Стимулирование фантазии, проявление творческих способностей;
4.Умение управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат», чтобы предотвратить возникновение неврозов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
РАЗВИТИЕ И ПОЛЬЗА ОТ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА ФАКТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае
распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия
с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем,
устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются
упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие
оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И нас с малого
возраста учили детей играть в «ладушки», «сороку-белобоку», «козу-рогатую». Сегодня
специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
В наше время о пальчиковых играх имеется множество литературы. Они получили
достаточно широкое распространение. Их используют в своей работе как логопеды,
психологи, педагоги, так и сами родители, стремясь начинать развивать своих детей с
самого раннего возраста. Положительный опыт обучения детей раннего возраста
подтверждается как отечественной, так и зарубежной практикой. Чем раньше дети
дошкольного возраста начнут учиться, тем лучше. Потому что, процесс познания – самая
интересная развивающая игра, он не заложен в детях от рождения. Это тот навык,
который необходим человеку для выживания. Маленькие дети усваивают информацию с
поразительной быстротой. На основе большого количества фактов сами обнаруживают
законы, которым эти факты подчиняются. За первые 3 года жизни ребенок усваивает
больше фактов, чем за всю остальную жизнь, так как мозг растет очень быстро, но к
шести годам жизни темп роста мозга замедляется. До шести лет мозг фактически
накапливает информацию, которая потом будет нужна в течении всей жизни. Поэтому
очень важно, чтобы эта информация была необходимой, полезной, а не никому не
нужным сором и балластом.
Мозг представляет собой своеобразный компьютер, чем больше в него закладывается,
тем большую работу по систематизации поступившей информации будет проведено, тем
совершеннее он станет. А мозг ребенка будет расти тем успешнее, чем больше мы ему в
этом поможем. Детский врач, исследователь, организатор Института развития
человеческого потенциала в Филадельфии (США) - Глен Доман утверждает: «все, что
можно получить из данного ребенка, определятся первыми шестью годами его жизни». А
психологические исследования доктора психологических наук Абрамовой Галины
Сергеевны говорят, что ребенка раннего возраста можно научить играть на музыкальных
инструментах, играть в шахматы, научить плавать. Чтобы передать информацию мы чаще
всего пользуемся словом, но «словом» может стать и любое действие человека. Нужно
только, чтобы оно что-то сообщало, имело определенное значение. Одним из таких
действий является язык жестов. В повседневной жизни мы часто пользуемся этим
языком. Например: подъем большого пальца означает «замечательно», поднятый
указательный - «предупреждение», палец на губах - знак молчания и т. д. На санскрите –
язык жестов называется мудра. Это слово состоит как бы из двух слов: «муд» - радость,
«ра» - даровать. Буквальный перевод: дарующая радость. Интересно, что в «Толковом
словаре» В. Даля «мудро» объясняется как разумно, дельно и полезно.
Язык жестов нужен не только для передачи какой-либо информации, а и для того, чтобы
наши пальцы и система организма находились в постоянном и тесном энергетическом
взаимодействии. Пальцы - своеобразные пульты дистанционного управления организма
человека. Особое положение рук и пальцев воздействует на энергетические каналы,
способствуя правильной циркуляции и перераспределению энергии, тем самым улучшая
функции отдельных органов и систем. У каждой руки и каждого пальца есть зоны
соответствия энергетически определенного участка тела. Например: большой палец
соответствует голове, в то же время и каждый палец соответствует голове (первая
фаланга), грудному отделу (вторая фаланга), брюшному отделу (третья фаланга). На
пальцах находится система высокоактивных точек. Они активно контактируют с внешней
средой, так как наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в
центральную нервную систему.
Профессор Су Джок терапии Пак Чже Ву (Южная Корея) подтверждает, что при игре на
рояле стимулируется мозг, развивается мышление, а точечные движения пальцев рук
стимулируют активные зоны соответствия пальцев. Это самый простой и доступный
массаж. Когда ребенок впервые приходит в школу, ему объясняют, как нужно сидеть за
партой: спину держать прямо, а руки, согнутые в локтях, положить одна на другую. И
мало, кто знает, что этот жест означает средоточие ума. Если вспомнить известную
картину В. Сурикова «Боярыня Морозова», то поднятая ее рука - это - мудра жизни, знак,
говорящий о воздействии на интеллект, знак, выравнивающий энергетический потенциал
организма. Память цивилизации сохранила и донесла до наших дней такой язык
жестов. При выполнении упражнений музыкальной пальчиковой гимнастики важно
помнить, что это не должно быть работой, а процессом познания, потому что дети
наполнены большой жаждой познания и жизненной энергией. Познание - самая
интересная, важная и развивающая игра. Дети могут научиться многому, если только их
учить искренне, радостно и постоянно, основываясь на фактах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
В связи с введением новых технологий работы на уроках, которые связаны с
познавательной деятельностью, я стараюсь находить для детей интересные и
разнообразные модули работы, учитывая психологические особенности младшего
школьного и дошкольного возраста, и включаю их в практику.
Перед каждым педагогом поставлена задача интересно, увлекательно и как можно
непринужденнее донести информацию до детей. Поэтому я составляю разнообразные
игры, ритмические и пальчиковые упражнения, и включаю их в урок. Данные упражнения
я применяю на практике в течение учебного года с учащимися 1 и 2 класса. Было
использовано около 50 упражнений из различных сборников современных и
отечественных авторов. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном
универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр
состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая
деятельность активизируется. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность
сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и
ребенком. Теперь я хочу остановиться конкретно на тех пальчиковых играх, которые
использую на уроках:
1)
«Настольная игра» (Автор О. Емельянова) Цель: уметь действовать не всей рукой
целиком, а каждым пальцем в отдельности.
Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом
для последующей постановки руки. Требуется игровое поле, оно состоит из упражнений-
приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено
кружочком, а окончание – стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ученик выполняет
упражнение.
2)
«Импровизация» Цель: правильная постановка пальцев и кисти; научить ребенка
задатками приема легато.
Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное
сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое
производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом
необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением
с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.
Упражнение мы выполняем вместе, при этом необходимо продемонстрировать
собственную увлеченность игрой.
3)
«Фонарики» или «Кошечка выпускает коготки» Задача: Координировать левую
и правую руку.
Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения
соответствующими фразами:
«Раз! Фонарики зажглись!» (пальцы выпрямить),
«Два! Фонарики погасли!» (пальцы сжать).
Или «Раз! Ш-ш-ш, расшипелась кошка»,
«Два! Замурлыкала».
Упражнение выполнять несколько раз. Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на
счет «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На
«два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять
упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.
4)
«Деревья»
Пальцы растопырены, покачиваются как ветви на ветру:
«Высокие красивые…» показываем руками (деревья) «…деревья здесь растут».
«Корни под землею…» показываем руками (корни) «…для них водичку пьют».
Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в
стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.
5)
«Лыжник»
Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими
движениями по столу.
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду — весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
6)
«Разминка»
Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом:
«Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим….»
(Прижимаем указательные пальцы к губам.)
«…Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем
И немножко отдохнем…»
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками),
«…Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем.
Ножку ножкой подобьем
И сначала все начнем...»
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста). Далее темп ускоряется.
7)
«Моя семья»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной
последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец,
указательный палец, средний и большой.
«Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет».
8)
«Моем руки»
Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук:
«Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!»
Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
«Мы стряхнем водичку с рук
Брызги — вправо,
брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!»
9)
«Гроза»
Капли первые упали,
(Слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; Пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков;
остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
10) «Черепашка»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
(Рука лежит на другой ладони, или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
(Волнообразные движения кулаком в воздухе).
По полу ползёт.
("Черепашка" ползёт по другой руке, своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
(Руки возвращаются в исходное положение).
Она не захочет меня укусить
(Отрицательный жест головой)
11) «Горшок»
Под крышкой -
(Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз).
Маленький горшок,
(Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри).
Открыли крышку -
(Поворачиваем "крышку" ладонью вверх).
Мышка - скок!
(Резко поднимаем большой палец)
12) «Радуга»
Гляньте: радуга над нами,
(Нарисовать рукой над головой полукруг - маховое движение).
Над деревьями,
(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами,
(Руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной,
(Нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы).
13) «Прилипало» (Автор С. Вдовенко)
Сложное упражнение, но очень веселое. Большой и безымянный палец руки
«приклеиваем» к столу, а остальные пальчики нажимают на стол «нон-легато» в разном
порядке, главное в игре не отклеить большой и безымянный. Прилипшие пальчики можно
менять, действует как правая так и левая рука.
Есть еще несколько упражнений, которые больше подходят для раннего эстетического
развития, но и они очень полезны для развития пальчикового аппарата. Эти упражнения
изложены в приложении:
1.
«Пять маленьких братьев»
2.
«Вышли пальчики гулять» - очень важно эти 2 упражнения сделать на согнутых
в кулак пальчиках, а потом по одному пальчику выпрямлять, и наоборот сгибать по
одному пальчику в кулачок. Упражнения даны как для правой руки, так и для
левой, сложность состоит в том, что 3-4-5 пальчики связаны между собой и их
трудно выпрямить - загибать, В этом упражнении учителю обязательно нужно
остановиться на теме о связанных пальчиках.
3.
«Кисточка» - упражнение на освобождение кисти рук.
4.
«Большой братец» - можно провести это упражнение на всех пальчиках от
большого до мизинца правой и левой рук.
5.
«Строим дом»
6.
«Качели» - В этом упражнении можно заменить указательные пальцы на средние,
безымянные и даже на мизинцы
7.
«Кошка выпускает коготки» - см. упр. «Фонарики»
8.
«Пропеллер» - Сложное упражнение, ученику карандаш нужно держать
посередине, так будет легче справиться с заданием, главное следить, чтобы не
кисть в момент пропеллера напрягалась, а пальчики активно работали.
9.
«Большой веер»
10. «Лесенка» - Это упражнение на координацию пальчиков, очень нравиться детям,
но не все с первого раза справляются.
Таким образом, в своей методической работе из всего обширного комплекса умений и
навыков я выделила одну область освоения игровых навыков в обучении: развитие
двигательных способностей учащихся, формирующих базовые пианистические навыки.
А в представленном мной приложении есть простые примеры упражнений, которые
вошли в наиболее интересные и больше всего понравившиеся детям из таких известных
сборников как: Ковалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков», Поддубная Е.
«Музыкальные пальчиковые игры», Рузина М. «Страна пальчиковых игр», Черенкова Е.
«Развивающие игры с пальчиками» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, который
находится в постоянном движении. Учащийся постепенно усваивает в упражнениях
следующие пианистические движения и навыки:
- Чуткость и цепкость кончиков пальцев
- Организация округлой кисти руки и упругого свода
- Горизонтальные, вертикальные, кругообразные движения запястья
- Самостоятельность и активность пальцев
- Положение и действие 1 пальца.
В том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные
движения, его следует хвалить и , если возможно, показать свои творческие достижения,
например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые
игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить
занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую
подходящую мелодию.
Исследования Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук
РФ доказали положительное воздействие тонких движений пальцев рук под музыку на
развитие детей. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами
создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно
его распределять, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности,
помогает воображать и фантазировать. А исследования отечественных физиологов,
показали, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления
ребенка, оказывая большое влияние на функции высшей нервной деятельности.
На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массаж их поможет
воздействовать положительно на внутренние органы, связанные с ними рефлекторно.
Достоинство именно «пальчиковых» игр заключается в том, что в процессе их
выполнения у ребенка развиваются музыкальные способности, ритм, музыкальная память,
умение чисто интонировать мелодию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Арановский М./ Мышление, язык, семантика// Проблемы музыкального мышления.
М.,1974
2.
Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Ч.1., Минск, 1999
3.
Далькроз Э. Ритм. М., 2006
4.
Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С.- П., 2006
5.
Лифиц И. Ритмика. Ч.2., М., 1992
6.
Петрушин В. Музыкальная психология. М., 1994
7.
Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов-на-Дону, 2011
8.
Руднева С., Фиш З. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972
9.
Рузина М. Страна пальчиковых игр. С.- П., 2000
10. Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками. М., 2010.