Напоминание

Пальчиковые игры в обучении детей подготовительного (нулевого) класса


Автор: Брыжакина Надежда Зиновьевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Бердигестяхская ДШИ"
Населённый пункт: с. Бердигестях
Наименование материала: Пальчиковые игры в обучении детей подготовительного (нулевого) класса
Тема: Пальчиковые игры в обучении детей подготовительного (нулевого) класса
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРДИГЕСТЯХСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО (НУЛЕВОГО) КЛАССА ФОРТЕПИАНО

Методическая работа

Автор: Брыжакина Надежда Зиновьевна

Преподаватель фортепиано

МБУ ДО «Бердигестяхская ДШИ»

Бердигестях 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение. Пальчиковая игра: особенности и необходимость.

2.

Теоретическая часть. Развитие и польза пальчиковых игр на фактических основах.

3.

Практическая часть. Пальчиковые игры, применяемые в работе с детьми.

4.

Заключение. Результаты использования пальчиковых игр.

5.

Приложение.

6.

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ

Актуальность данной работы состоит в том, что наш современный ритм жизни

постепенно приводит к тому, что с каждым годом все большее количество детей

становится эмоционально неуравновешенными и неусидчивыми. В младших классах,

используя только типичные формы работы на уроках, становится сложнее заинтересовать

ребят и удержать их внимание. Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки

(введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству, и в связи с этим, расширение

их духовной сферы, воспитание чувств) требуют серьезных знаний о предмете, а также

знаний в области педагогики и психологии. Поэтому на уроках с учащимися младших

классов, помимо традиционных, необходимо находить и использовать в игровой форме

различные новые и интересные виды работы. Все мы знаем, что первые годы обучения

являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет

строиться его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к

искусству. Большинству дошкольников, наша школа является первой школой в его жизни,

а мы – его первыми учителями. Поэтому нашей главной задачей является - заинтересовать

ребенка, не спугнуть его, привлечь к себе его симпатию. Игровой принцип подачи

материала выбран неслучайно. Игра является одним из главных средств познания для

ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным

в процессе обучения. Очень важно и необходимо говорить с ребенком не на взрослом

теоретически-умном, а на понятном и доступном ему языке.

В сочетании с речью и движением звучащие жесты как форма темброво-ритмического

развития характеризуются высокой эффективностью в творческих групповых и

индивидуальных моделях и не имеют аналогов в нашей педагогической практике.

Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения

чувства ритма в музыке. Каждый педагог, выбирая определенный вариант игровой

деятельности должен представлять для себя задачи, помогающие детям в развитии

определенных способностей и конечную цель этих игр. Игровые моменты на уроках

фортепиано помогут снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы

на другую. Одними из самых интересных и действенных являются пальчиковые игры.

Главной целью в процессе работы с «пальчиковыми» играми является:

Формирование и развитие метроритмических и двигательных ощущений,

восприятия, памяти, наглядности и воображения посредством использования

«пальчиковых» игр у учащихся младших классов.

Задачи:

1.Развитие чувства метроритма, восприятия, памяти и воображения;

2.Развитие внимания, терпения, внутреннего тормоза - умения сдерживаться

именно тогда, когда это необходимо;

3.Стимулирование фантазии, проявление творческих способностей;

4.Умение управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе

«телесных координат», чтобы предотвратить возникновение неврозов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

РАЗВИТИЕ И ПОЛЬЗА ОТ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА ФАКТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае

распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия

с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем,

устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и

ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются

упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие

оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И нас с малого

возраста учили детей играть в «ладушки», «сороку-белобоку», «козу-рогатую». Сегодня

специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

В наше время о пальчиковых играх имеется множество литературы. Они получили

достаточно широкое распространение. Их используют в своей работе как логопеды,

психологи, педагоги, так и сами родители, стремясь начинать развивать своих детей с

самого раннего возраста. Положительный опыт обучения детей раннего возраста

подтверждается как отечественной, так и зарубежной практикой. Чем раньше дети

дошкольного возраста начнут учиться, тем лучше. Потому что, процесс познания – самая

интересная развивающая игра, он не заложен в детях от рождения. Это тот навык,

который необходим человеку для выживания. Маленькие дети усваивают информацию с

поразительной быстротой. На основе большого количества фактов сами обнаруживают

законы, которым эти факты подчиняются. За первые 3 года жизни ребенок усваивает

больше фактов, чем за всю остальную жизнь, так как мозг растет очень быстро, но к

шести годам жизни темп роста мозга замедляется. До шести лет мозг фактически

накапливает информацию, которая потом будет нужна в течении всей жизни. Поэтому

очень важно, чтобы эта информация была необходимой, полезной, а не никому не

нужным сором и балластом.

Мозг представляет собой своеобразный компьютер, чем больше в него закладывается,

тем большую работу по систематизации поступившей информации будет проведено, тем

совершеннее он станет. А мозг ребенка будет расти тем успешнее, чем больше мы ему в

этом поможем. Детский врач, исследователь, организатор Института развития

человеческого потенциала в Филадельфии (США) - Глен Доман утверждает: «все, что

можно получить из данного ребенка, определятся первыми шестью годами его жизни». А

психологические исследования доктора психологических наук Абрамовой Галины

Сергеевны говорят, что ребенка раннего возраста можно научить играть на музыкальных

инструментах, играть в шахматы, научить плавать. Чтобы передать информацию мы чаще

всего пользуемся словом, но «словом» может стать и любое действие человека. Нужно

только, чтобы оно что-то сообщало, имело определенное значение. Одним из таких

действий является язык жестов. В повседневной жизни мы часто пользуемся этим

языком. Например: подъем большого пальца означает «замечательно», поднятый

указательный - «предупреждение», палец на губах - знак молчания и т. д. На санскрите –

язык жестов называется мудра. Это слово состоит как бы из двух слов: «муд» - радость,

«ра» - даровать. Буквальный перевод: дарующая радость. Интересно, что в «Толковом

словаре» В. Даля «мудро» объясняется как разумно, дельно и полезно.

Язык жестов нужен не только для передачи какой-либо информации, а и для того, чтобы

наши пальцы и система организма находились в постоянном и тесном энергетическом

взаимодействии. Пальцы - своеобразные пульты дистанционного управления организма

человека. Особое положение рук и пальцев воздействует на энергетические каналы,

способствуя правильной циркуляции и перераспределению энергии, тем самым улучшая

функции отдельных органов и систем. У каждой руки и каждого пальца есть зоны

соответствия энергетически определенного участка тела. Например: большой палец

соответствует голове, в то же время и каждый палец соответствует голове (первая

фаланга), грудному отделу (вторая фаланга), брюшному отделу (третья фаланга). На

пальцах находится система высокоактивных точек. Они активно контактируют с внешней

средой, так как наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в

центральную нервную систему.

Профессор Су Джок терапии Пак Чже Ву (Южная Корея) подтверждает, что при игре на

рояле стимулируется мозг, развивается мышление, а точечные движения пальцев рук

стимулируют активные зоны соответствия пальцев. Это самый простой и доступный

массаж. Когда ребенок впервые приходит в школу, ему объясняют, как нужно сидеть за

партой: спину держать прямо, а руки, согнутые в локтях, положить одна на другую. И

мало, кто знает, что этот жест означает средоточие ума. Если вспомнить известную

картину В. Сурикова «Боярыня Морозова», то поднятая ее рука - это - мудра жизни, знак,

говорящий о воздействии на интеллект, знак, выравнивающий энергетический потенциал

организма. Память цивилизации сохранила и донесла до наших дней такой язык

жестов. При выполнении упражнений музыкальной пальчиковой гимнастики важно

помнить, что это не должно быть работой, а процессом познания, потому что дети

наполнены большой жаждой познания и жизненной энергией. Познание - самая

интересная, важная и развивающая игра. Дети могут научиться многому, если только их

учить искренне, радостно и постоянно, основываясь на фактах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В связи с введением новых технологий работы на уроках, которые связаны с

познавательной деятельностью, я стараюсь находить для детей интересные и

разнообразные модули работы, учитывая психологические особенности младшего

школьного и дошкольного возраста, и включаю их в практику.

Перед каждым педагогом поставлена задача интересно, увлекательно и как можно

непринужденнее донести информацию до детей. Поэтому я составляю разнообразные

игры, ритмические и пальчиковые упражнения, и включаю их в урок. Данные упражнения

я применяю на практике в течение учебного года с учащимися 1 и 2 класса. Было

использовано около 50 упражнений из различных сборников современных и

отечественных авторов. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном

универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр

состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая

деятельность активизируется. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает

разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность

сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и

ребенком. Теперь я хочу остановиться конкретно на тех пальчиковых играх, которые

использую на уроках:

1)

«Настольная игра» (Автор О. Емельянова) Цель: уметь действовать не всей рукой

целиком, а каждым пальцем в отдельности.

Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом

для последующей постановки руки. Требуется игровое поле, оно состоит из упражнений-

приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено

кружочком, а окончание – стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ученик выполняет

упражнение.

2)

«Импровизация» Цель: правильная постановка пальцев и кисти; научить ребенка

задатками приема легато.

Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное

сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое

производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом

необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением

с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.

Упражнение мы выполняем вместе, при этом необходимо продемонстрировать

собственную увлеченность игрой.

3)

«Фонарики» или «Кошечка выпускает коготки» Задача: Координировать левую

и правую руку.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения

соответствующими фразами:

«Раз! Фонарики зажглись!» (пальцы выпрямить),

«Два! Фонарики погасли!» (пальцы сжать).

Или «Раз! Ш-ш-ш, расшипелась кошка»,

«Два! Замурлыкала».

Упражнение выполнять несколько раз. Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на

счет «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На

«два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять

упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.

4)

«Деревья»

Пальцы растопырены, покачиваются как ветви на ветру:

«Высокие красивые…» показываем руками (деревья) «…деревья здесь растут».

«Корни под землею…» показываем руками (корни) «…для них водичку пьют».

Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в

стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

5)

«Лыжник»

Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими

движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду — весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

6)

«Разминка»

Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом:

«Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим….»

(Прижимаем указательные пальцы к губам.)

«…Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясем

И немножко отдохнем…»

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками),

«…Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем.

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем...»

(Подпрыгиваем на месте в ритме текста). Далее темп ускоряется.

7)

«Моя семья»

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной

последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец,

указательный палец, средний и большой.

«Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет».

8)

«Моем руки»

Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук:

«Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!»

Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

«Мы стряхнем водичку с рук

Брызги — вправо,

брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!»

9)

«Гроза»

Капли первые упали,

(Слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; Пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков;

остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

10) «Черепашка»

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт,

(Рука лежит на другой ладони, или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне,

(Волнообразные движения кулаком в воздухе).

По полу ползёт.

("Черепашка" ползёт по другой руке, своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,

(Руки возвращаются в исходное положение).

Она не захочет меня укусить

(Отрицательный жест головой)

11) «Горшок»

Под крышкой -

(Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз).

Маленький горшок,

(Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри).

Открыли крышку -

(Поворачиваем "крышку" ладонью вверх).

Мышка - скок!

(Резко поднимаем большой палец)

12) «Радуга»

Гляньте: радуга над нами,

(Нарисовать рукой над головой полукруг - маховое движение).

Над деревьями,

(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).

Домами,

(Руки сложены над головой крышей).

И над морем, над волной,

(Нарисовать волну рукой).

И немножко надо мной.

(Дотронуться до головы).

13) «Прилипало» (Автор С. Вдовенко)

Сложное упражнение, но очень веселое. Большой и безымянный палец руки

«приклеиваем» к столу, а остальные пальчики нажимают на стол «нон-легато» в разном

порядке, главное в игре не отклеить большой и безымянный. Прилипшие пальчики можно

менять, действует как правая так и левая рука.

Есть еще несколько упражнений, которые больше подходят для раннего эстетического

развития, но и они очень полезны для развития пальчикового аппарата. Эти упражнения

изложены в приложении:

1.

«Пять маленьких братьев»

2.

«Вышли пальчики гулять» - очень важно эти 2 упражнения сделать на согнутых

в кулак пальчиках, а потом по одному пальчику выпрямлять, и наоборот сгибать по

одному пальчику в кулачок. Упражнения даны как для правой руки, так и для

левой, сложность состоит в том, что 3-4-5 пальчики связаны между собой и их

трудно выпрямить - загибать, В этом упражнении учителю обязательно нужно

остановиться на теме о связанных пальчиках.

3.

«Кисточка» - упражнение на освобождение кисти рук.

4.

«Большой братец» - можно провести это упражнение на всех пальчиках от

большого до мизинца правой и левой рук.

5.

«Строим дом»

6.

«Качели» - В этом упражнении можно заменить указательные пальцы на средние,

безымянные и даже на мизинцы

7.

«Кошка выпускает коготки» - см. упр. «Фонарики»

8.

«Пропеллер» - Сложное упражнение, ученику карандаш нужно держать

посередине, так будет легче справиться с заданием, главное следить, чтобы не

кисть в момент пропеллера напрягалась, а пальчики активно работали.

9.

«Большой веер»

10. «Лесенка» - Это упражнение на координацию пальчиков, очень нравиться детям,

но не все с первого раза справляются.

Таким образом, в своей методической работе из всего обширного комплекса умений и

навыков я выделила одну область освоения игровых навыков в обучении: развитие

двигательных способностей учащихся, формирующих базовые пианистические навыки.

А в представленном мной приложении есть простые примеры упражнений, которые

вошли в наиболее интересные и больше всего понравившиеся детям из таких известных

сборников как: Ковалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков», Поддубная Е.

«Музыкальные пальчиковые игры», Рузина М. «Страна пальчиковых игр», Черенкова Е.

«Развивающие игры с пальчиками» и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, который

находится в постоянном движении. Учащийся постепенно усваивает в упражнениях

следующие пианистические движения и навыки:

- Чуткость и цепкость кончиков пальцев

- Организация округлой кисти руки и упругого свода

- Горизонтальные, вертикальные, кругообразные движения запястья

- Самостоятельность и активность пальцев

- Положение и действие 1 пальца.

В том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные

движения, его следует хвалить и , если возможно, показать свои творческие достижения,

например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые

игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить

занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую

подходящую мелодию.

Исследования Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук

РФ доказали положительное воздействие тонких движений пальцев рук под музыку на

развитие детей. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами

создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно

его распределять, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности,

помогает воображать и фантазировать. А исследования отечественных физиологов,

показали, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления

ребенка, оказывая большое влияние на функции высшей нервной деятельности.

На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массаж их поможет

воздействовать положительно на внутренние органы, связанные с ними рефлекторно.

Достоинство именно «пальчиковых» игр заключается в том, что в процессе их

выполнения у ребенка развиваются музыкальные способности, ритм, музыкальная память,

умение чисто интонировать мелодию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Арановский М./ Мышление, язык, семантика// Проблемы музыкального мышления.

М.,1974

2.

Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Ч.1., Минск, 1999

3.

Далькроз Э. Ритм. М., 2006

4.

Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С.- П., 2006

5.

Лифиц И. Ритмика. Ч.2., М., 1992

6.

Петрушин В. Музыкальная психология. М., 1994

7.

Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов-на-Дону, 2011

8.

Руднева С., Фиш З. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972

9.

Рузина М. Страна пальчиковых игр. С.- П., 2000

10. Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками. М., 2010.



В раздел образования