Напоминание

Обучение плаванию детей 3-7лет


Автор: Полунина Наталья Сергеевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ № 91
Населённый пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Обучение плаванию детей 3-7лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – «Детский сад № 91 «Яблонька»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2021

УТВЕРЖДАЮ

и.о заведующей МАДОУ № 91 «Яблонька»

____________________М.П. Горбунова

Приказ от 31.08.2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬНУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РАЗ, ДВА, ТРИ – ПЛЫВИ!»

Возраст обучающихся: 3-7 лет

Срок реализации: 4 года

Автор – составитель:

Полунина Наталья Сергеевна

инструктор по физической культуре

г. Северодвинск

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ:

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка 3 стр.

1.2 Цель и задачи программы 5 стр.

1.3 Содержание дополнительной образовательной программы

1.3.1 Учебно – тематический план 7 стр.

1.3.2 Содержание учебно – тематического плана 9 стр.

1.4 планируемые результаты 14 стр.

РАЗДЕЛ 2 комплекс организационно – педагогических условий

2.1 Календарный учебный график 15 стр.

2.2 Условия реализации программы 18 стр.

2.3 Формы аттестации 19 стр.

2.4 Оценочные материалы 19 стр.

2.5 Методические материалы 21 стр.

2.6 Список литературы 23 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ

2

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Раз, два, три – плыви!» имеет

физкультурно

спортивную

направленность.

Основными

документами,

регламентирующими ценностно – целевые и методологические основы данной Программы,

являются:

1.

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»,

2.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014)

3.

Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196

4.

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к

программам дополнительного образования детей»

5.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №

09-3242

(Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ)

6.

Методические

рекомендации

по

реализации

адаптивных

дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-психологической

реабилитации, профессиональному самоопределению детей ОВЗ, включая детей

инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо МОН РФ от

29.03.2016 № ВК-641/09)

7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей»

8.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций в условиях распространения новой

короновирусной инфекции (COVID-19) СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (утверждены Главным

государственным санитарным врачом от 30.06.2020 № 16)

9.

Устав МАДОУ № 91 «Яблонька».

Актуальность.

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная

двигательная

активность.

Двигательные

действия

являются

мощным

фактором,

повышающим адаптационные возможности организма, расширяющим

функциональные

резервы. Являясь одним из естественных видов двигательной деятельности,

плавание

представляет

собой

уникальное

средство

физического

воспитания.

Возможность

погружаться на разную глубину, задерживая дыхание, оказывает тренирующее воздействие

на дыхательную и сердечно-сосудистую системы,

центральный нервный аппарат.

Пребывание под водой при задержке дыхания развивает анаэробную производительность

организма, тренирует устойчивость к экстремальным ситуациям. У регулярно занимающихся

3

плаванием жизненная активность легких значительно выше. В процессе плавания создаются

благоприятные условия для исправления нарушений осанки.

Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды

ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к

активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.

Отличительная особенность программы дополнительного образования заключается в том,

что она адаптирована под приоритетное направление детского сада (физическое развитие

детей)

и

является

«дополнением»

к

основной

программе.

Важной

отличительной

особенностью программы является использование одновременной методики обучения всем

облегчённым, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в младших

группах

и

продолжая

совершенствование

в

старших

группах.

Ребёнок

обучается

одновременно всем способам плавания. Данная программа даёт возможность поднять

эффективность обучения плавания.

Адресат программы.

Программа ориентирована на детей 3 -7 лет.

Программа ориентирована на возрастные возможности каждого этапа дошкольного детства.

Четвёртый год жизни ребёнка характеризуется особенностью развития дыхательной

системы – к 3-4 годам устанавливается лёгочный тип дыхания, но строение лёгочной ткни не

завершено, поэтому лёгочная вентиляция ограничена. В 3-4 года у ребёнка многие движения

резки и угловаты, низка выносливость мышечной системы. На четвёртом году жизни

ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать достаточно

сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует

большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что

положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако отмечается ещё

недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса,

туловища, ног), не сформирована произвольность движений.

В течении пятого года жизни происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры, в

том числе – нервно-психической регуляции её функции. К пяти годам резко нарастает

мускулатура нижних конечностей, возрастают сила работоспособность мышц. Мелкие

мышцы (пальцев, кистей, стоп) ещё недостаточно развиты в сравнении с крупной

мускулатурой, из-за чего детям легче даются движения всей рукой, а не ее мелкими

мышечными группами. У пятилетнего ребёнка происходят существенные перестройки в

работе всей нервной системы. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются

не сразу, поэтому навыки ребёнка вначале непрочны и легко разрушаются. Тем не менее, на

пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными.

Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное,

слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети

способны различать виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к

результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом.

4

Шестой год жизни. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным

формированием ряда морфофизиологических признаков. Завершается дифференциация

ассоциативных зон, в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных

умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-

следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей. Благодаря

этому возрастает осознанность освоения детьми шестого года жизни более сложных

основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше

внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость,

выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на

помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным

друг к другу).

Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки

и свода стопы. К семи годам у детей ярко выраженный грудной тип дыхания. Динамика

нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как

двигательные стереотипы не только на много легче формируются, но и возможна их

модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольника. На

седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.

В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети

проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат.

Объём и срок освоения программы.

Программа «Раз, два, три – плыви!» рассчитана на 4 года обучения (32 месяца), общее

количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для

освоения программы – 107 часов.

Режим занятий.

I год обучения - 1 занятие в неделю, 15 мин, 16 учебных часов в год.

II год обучения - 1 занятие в неделю, 20 мин, 22 учебных часа в год.

III год обучения - 1 занятие в неделю, 25 мин, 27 учебных часов в год.

IV год обучения - 1 занятие в неделю, 30 мин, 42 учебных часа в год.

Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

В группе занимаются от 10 до 12 человек. Комплектование групп происходит в соответствии

с возрастом детей, (могут быть и медицинские показания), с учётом запросов родителей

(законных представителей). Допускаются усложнение или упрощение материала с учетом

индивидуальных особенностей и способностей ребёнка. Все занятия проводятся в

плавательном бассейне, во второй половине дня.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-

Открытое занятие для родителей

-

Фото, видео отчёт.

5

1.2 Цель и задачи программы.

Целью Программы «Раз, два, три – плыви!» является

углублённое обучение детей 3 – 7 лет

плаванию разными стилями.

Цель программы достигается через решение следующих задач:

Оздоровительные задачи:

1.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2.

Развитие систем и функции организма, укрепление мышц опорно-двигательного

аппарата.

3.

Повышение уровня физической подготовленности детей.

4.

Развитие физических качеств: скоростных, силовых, выносливости, координации;

5.

Повышение работоспособности и двигательной активности занимающихся.

6.

Содействие профилактике нарушений осанки.

Образовательные задачи:

1.

Формирование представлений об основных стилях плавания.

2.

Содействие

накоплению и обогащению

двигательного опыта

детей

(овладение

основными движениями).

3.

Формирование представлений о роли движений и плавания для здоровья человека.

Воспитательные задачи:

1.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

2.

Воспитание интереса к занятиям плаванием, развитие потребности в систематических

занятиях спортом.

3.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

Реализация Программы осуществляется в соответствии со следующими принципами:

-

Развивающее обучение. При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего

развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющийся у детей в

данный момент уровень умений и навыков.

-

Воспитывающее обучение.

В процессе обучения решаются воспитательные задачи

(воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).

-

Индивидуальность.

Предполагает

такое

построение

обучающего

процесса

и

использование

его

средств,

методов

и

организационных

форм,

при

которых

осуществляется индивидуальный подход к детям разного пола, двигательной подготовки

и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных

способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе

обязательно учитываются физиологическая и психологическая стороны развития

ребенка.

-

Доступность. Реализуется через требование соответствия задач, средств и методов

возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня

развития физической подготовленности и интеллекта. Доступность означает, что

изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и

6

одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое

соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительного эффекта

физического воспитания.

-

Учет возрастного развития движений. Этот принцип предусматривает степень развития

основных

движений

у

ребенка

(ходьба,

бег,

прыжки,

метание,

лазание),

его

двигательных навыков. Все упражнения подбираются в соответствии с возрастными

особенностями детей.

-

Чередование нагрузки.

Или принцип рассеянной физической нагрузки важен для

предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения

физических

упражнений.

Здесь

предусматривается

такое

сочетание

движений,

упражнений, игр, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или

содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других мышц,

оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы

чередование нагрузки и отдыха.

-

Сознательность и активность.

Предполагает формирование у детей устойчивого

интереса

к

освоению

новых

движений,

привитие

навыков

самоконтроля

и

самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и

творчества.

1.3 Содержание дополнительной образовательной программы.

1.3.1

Учебно – тематический план для детей 3-4 лет

п/п

Название раздела

Количество учебных часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Правила

поведения

и

техника

безопасности в бассейне

1

1

Беседа с

обучающимися

2.

Ознакомление со свойствами воды

и

обучение

свободному

передвижению в воде.

4

0,25

3,75

Наблюдение за

обучающимися

3.

Обучение погружению в воду.

7

0,25

6,75

Наблюдение за

обучающимися

4.

Контрольное занятие (пункт 2,3)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

5.

Обучение лежанию на воде с

вспомогательными средствами.

7

0,25

6,75

Наблюдение за

обучающимися

6.

Обучение

попеременным

движениям ног способом кроль.

12

0,25

11,75

Наблюдение за

обучающимися

7.

Контрольное занятие (пункт 2,3,5,

6)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

Итого

32

Учебно – тематический план для детей 4-5 лет

п/п

Название раздела

Количество учебных часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Правила

поведения

и

техника

1

1

Беседа с

7

безопасности в бассейне

обучающимися

2.

Обучение выдоху в воду

3

0,25

2,75

Наблюдение за

обучающимися

3.

Обучение скольжению на груди и

спине

без

вспомогательных

средств.

7

0,25

6,75

Наблюдение за

обучающимися

4

Контрольное занятие (пункт 2,3)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

5.

Обучение движениям рук в ходьбе

и в скольжении (кроль)

7

0,25

6,75

Наблюдение за

обучающимися

6.

Обучение плаванию при помощи

движений ног способом кроль на

груди.

11

11

Наблюдение за

обучающимися

7.

Контрольное занятие (пункт 2, 3,

5,6)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

Итого

32

Учебно – тематический план для детей 5-6 лет

п/п

Название раздела

Количество учебных часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Правила

поведения

и

техника

безопасности в бассейне

1

1

Беседа с

обучающимися

2.

Закрепление обучения выдоха в

воду, погружению, всплытию и

лежанию.

3

3

Наблюдение за

обучающимися

3

Закрепление

обучения

скольжению на груди и спине.

3

3

Наблюдение за

обучающимися

4.

Обучение движениям рук в ходьбе

(кроль на груди и спине).

7

7

Наблюдение за

обучающимися

5.

Контрольное занятие (пункт 2,3)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

6.

Обучение плаванию при помощи

движений ног способом кроль на

груди и спине.

8

0,25

7,75

Наблюдение за

обучающимися

7.

Обучение плаванию при помощи

рук на задержке дыхания (кроль на

груди и спине)

8

0,25

7,75

Наблюдение за

обучающимися

8.

Контрольное занятие (пункт 5,6,7)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

Итого

32

Учебно – тематический план для детей 6-7 лет

п/п

Название раздела

Количество учебных часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Правила

поведения

и

техника

безопасности в бассейне

1

1

Беседа с

обучающимися

8

2.

Закрепить

движения

рук

в

скольжении

(кроль

на

груди,

спине, брасс).

6

6

Наблюдение за

обучающимися

3

Закрепить плавание при помощи

движений ног способом кроль на

груди и спине.

7

7

Наблюдение за

обучающимися

4.

Контрольное занятие (пункт 2,3)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

5.

Обучение плаванию при помощи

рук на задержке и с дыханием

(кроль на груди и спине, брасс).

15

1

14

Наблюдение за

обучающимися

6.

Контрольное занятие (пункт 5,6)

1

1

Наблюдение за

обучающимися

Итого

32

1.3.2

Содержание учебно – тематического плана для детей 3-4 лет.

Раздел 1. Ознакомление со свойствами воды и обучение свободному передвижению в воде.

Теория: Знакомство детей с правилами поведения в плавательном бассейне.

Практика:

Раздел 2. Обучение погружению в воду.

Теория: Как правильно задерживать дыхание.

Практика:

-

Упражнение «Дождик»

-

Упражнение «Водопад» (поливаем из ведёрка на голову)

-

Упражнение «Спрячемся» (погружение до уровня носа, с головой).

-

Игра «Поймай рыбку»

-

Свободное плавание.

Раздел 3. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 2, раздел 3)

-

Упражнение «Водопад» (поливаем из ведёрка на голову).

-

Упражнение «Спрячемся» (погружение в воду с головой до 5).

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 4. Обучение лежанию на воде с вспомогательными средствами.

Теория: Рассказать, как правильно принять горизонтальное положение тела

Практика:

-

Руки держатся за бортик, упражнение «Стрелочка» (принять горизонтальное положение

тела, глаза смотрят вперёд).

-

Руки держатся за бортик, упражнение «Стрелочка» (принять горизонтальное положение

тела, лицо опущено в воду).

-

Упражнение «Звёздочка» с нарукавниками опуская лицо в воду.

-

Подвижная игра.

9

-

Свободное плавание.

Раздел 5. Обучение попеременным движениям ног способом кроль.

Теория: Изучение работы ног стилем кроль.

Практика:

-

Работа ног кролем (руки держаться за бортик).

-

Работа ног кролем в плавании на груди с нарукавниками.

-

Работа ног кролем на груди с нарукавниками, на задержке дыхания.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 6. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 1, раздел 2, раздел 4, раздел 5)

-

Упражнение «Спрячемся» (погружение в воду с головой до 7).

-

Упражнение «Звёздочка» (с нарукавниками лицо опущено в воду).

-

Плавание на груди с нарукавниками опуская лицо в воду (до 4 меров).

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Содержание учебно – тематического плана для детей 4-5 лет.

Раздел 1. Обучение выдоху в воду

Теория: Правила поведения в плавательном бассейне. Как правильно задерживать дыхание и

делать выдох пуская «Пузыри».

Практика:

-

Упражнение «Ветерок» (дуем на воду, на теннисный мячик)

-

Упражнение «Пузыри» руки держаться за бортик.

-

Упражнение «Пузыри» с досочкой в руках.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 2. . Обучение скольжению на груди и спине без вспомогательных средств.

Теория: Изучение скольжения, как правильно оттолкнуться от бортика при скольжении.

Практика:

-

Упражнение «Стрелочка» у бортика (руки держаться за бортик, принять горизонтальное

положение тела)

-

Упражнение «Стрелочка» в скольжении на груди и спине с досочкой в руках.

-

Упражнение «Стрелочка» в скольжении на груди и спине (на задержке дыхания).

-

Упражнение «Стрелочка» в скольжении на груди и спине (с выдохом в воду).

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 3. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 1, раздел 2)

10

-

Упражнение «Пузыри» в движении.

-

Скольжение на груди с выдохом в воду.

-

Скольжение на спине, руки «солдатиком»

-

Свободное плавание.

Раздел 4. Обучение движениям рук кролем на груди в ходьбе.

Теория: Изучение техники работы рук кролем при помощи наглядных картинок.

Практика:

-

У бортика упражнение «Мельница» (с начало работает правая рука, затем левая).

-

Упражнение «Мельница» в ходьбе (попеременная работа рук).

-

Работа рук в ходьбе с досочкой в руках.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 5. Обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди.

Теория: Изучение работы ног стилем кроль при помощи видео ролика.

Практика:

-

Работа ног кролем у бортика с выдохом в воду.

-

Работа ног кролем в плавании на груди с досочкой в руках на задержке дыхания.

-

Работа ног кролем на груди руки вытянуты вперёд, на задержке дыхания.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 6. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 1, раздел 2, раздел 4, раздел 5)

-

Упражнение «Пузыри».

-

Скольжение на груди с выдохом в воду.

-

Скольжение на спине руки «солдатиком»

-

Плавание на груди (руки стрелочкой) при помощи работы ног кролем

Содержание учебно – тематического плана для детей 5-6 лет.

Раздел 1. Закрепление обучения выдоха в воду, погружению, всплытию и лежанию.

Теория: Правила поведения в плавательном бассейне. Как правильно задерживать дыхание и

делать выдох пуская «пузыри».

Практика:

-

У бортика упражнение «Пузыри», «Спрячемся» (задержка дыхания до 10, 15, 20, 25)

-

Упражнение «Звёздочка», «Поплавок».

-

Упражнение «Стрелочка» в скольжении.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 2. Закрепление обучения скольжению на груди и спине.

Теория: Как правильно оттолкнуться от бортика при скольжении.

11

Практика:

Практика:

-

Упражнение «Стрелочка» на груди с досочкой в руках.

-

Упражнение «Стрелочка» на спине с досочкой в выпрямленных руках на бёдрах.

-

Упражнение «Стрелочка» на груди (руки вытянуты вперёд, локти прижаты к голове)

-

Упражнение «Стрелочка» на спине (руки вытянуты вперёд, локти прижаты к голове, глаза

смотрят вверх)

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 3. Обучение движениям рук в ходьбе (кроль на груди и спине).

Теория: Изучение техники работы рук кролем при помощи наглядных картинок и видео.

Практика:

-

У бортика упражнение «Мельница» (с начало работает правая рука, затем левая).

-

Упражнение «Мельница» в ходьбе (попеременная работа рук).

-

Работа рук в ходьбе с досочкой в руках.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 4. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 1, раздел 2, раздел 3)

-

Упражнение «Стрелочка» на груди и спине (скольжение не менее 4 метров).

-

Упражнение «Звёздочка» (задержка дыхания до 20).

-

Упражнение «Мельница» (в ходьбе, попеременная работа рук).

Раздел 5. Обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди и спине.

Теория: Изучение техники работы ног кролем при помощи наглядных картинок и видео.

Практика:

-

Работа ног кролем у бортика с выдохом в воду.

-

Работа ног кролем в плавании на груди и спине с досочкой в руках на задержке дыхания.

-

Работа ног кролем на груди руки вытянуты вперёд, на задержке дыхания.

-

Работа ног кролем на спине руки вдоль туловища («Солдатиком»).

-

Работа ног кролем на груди с выдохом в воду.

-

Игры-эстафеты.

-

Свободное плавание.

Раздел 6. Обучение плаванию кролем на груди при помощи рук на задержке дыхания (в

скольжении)

Практика:

-

Упражнение «Мельница» в ходьбе вдоль бортиков бассейна.

-

Упражнение «Мельница» в ходьбе с досочкой в руках.

-

Работа рук в скольжении на груди и спине.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

12

Раздел 7. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 1, раздел 2, раздел 4, раздел 5, раздел 6)

-

Работа рук в ходьбе кролем на груди и спине 7 метров

-

Работа рук кролем на груди в скольжении 7 метров.

-

Плавание при помощи ног на груди и спине (руки «стрелочкой») на задержке дыхания и

выдохом в воду 7-14 метров.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Содержание учебно – тематического плана для детей 6-7 лет.

Раздел 1. Закрепить движения рук в скольжении (кроль на груди, спине).

Теория: Правила поведения в плавательном бассейне

Практика:

-

У бортика упражнение «Мельница» - круговые движения руками вперёд, назад.

-

В ходьбе с досочкой в руках (работа рук кролем на груди).

-

Работа рук кролем в скольжении на груди и спине.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 2. Закрепить плавание при помощи движений ног способом кроль на груди и спине

на задержке дыхания и выдохом в воду.

Практика:

-

Работа ног кролем на груди у бортика с выдохом в воду;

-

Работа ног кролем в плавании на груди и спине с досочкой в руках;

-

Работа ног кролем в плавании на груди и спине на задержке дыхания и выдохом в воду;

-

Работа ног кролем в плавании на груди (руки вытянуты вперёд, лицо находится на

поверхности воды).

-

Эстафета.

-

Свободное плавание.

Раздел 3. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 1, раздел 2)

-

Работа рук в скольжении кролем на груди и спине 7 метров

-

Плавание при помощи ног на груди и спине (руки «стрелочкой») на задержке дыхания и

выдохом в воду 7-14 метров.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 4. Обучение плаванию в полной координации кролем на груди и спине, при помощи

рук брассом на задержке и с дыханием.

Теория: Изучение техники брасс и кроль при помощи картинок и видео материалов.

Практика:

13

-

Плавание кролем на груди в полной координации на задержке дыхания с досочкой в

руках.

-

Плавание кролем на груди в полной координации на задержке дыхания и выдохом в воду.

-

Плавание кролем на спине в полной координации с досочкой в руках.

-

Плавание кролем на спине в полной координации.

-

Работа рук брассом в ходьбе.

-

Плавание брассом при помощи работы рук.

-

Подвижная игра.

-

Свободное плавание.

Раздел 5. Контрольное занятие

Практика: Выполнение тестовых заданий (раздел 1, раздел 2, раздел 4, раздел 5)

-

Работа рук в скольжении кролем на груди и спине 7 метров.

-

Плавание на груди и спине (руки «стрелочкой») 7-14 метров.

-

Плавание в полной координации кролем на груди и спине 7-14 метров.

-

Плавание брассом при помощи работы рук 7 метров.

1.4 Планируемые результаты.

2-3 года.

-

Ребёнок уверенно передвигается в воде шагом, бегом, прыжками, на носках, спиной

вперед, приставными шагами, передвижение по бассейну вдоль бортиков и по кругу.

-

Не боится брызг воды, погружаться в воду до уровня, подбородка, носа, с головой,

доставать со дна предметы, задерживая дыхание не более 6-8 сек.

-

Плавание в надувном круге (нарукавниках) при помощи работы ног.

-

Активно играет с надувными игрушками.

3-4 года.

-

Ребёнок активно передвигается в воде шагом (на носках, перекатом с пятки на носок,

приставными шагами, мелким и широким шагом, с высоким подниманием колена, в

полуприседе, с заданиями, спиной вперед). Передвигается в воде бегом (в колонне по

одному, парами, «змейкой», со сменой темпа, с высоким подниманием колена).

Передвигается прыжками (на обеих ногах, со сменой ног, на одной ноге, с поворотами

кругом, прыжки вверх).

-

Самостоятельно погружаться

в воду с головой с открытыми глазами задерживая

дыхание.

-

Делает выдох в воду, задерживает дыхание от 8-10 сек.

-

Достаёт со дна различные предметы.

-

Уверенно скользить на груди и спине (без опоры).

-

Плавает на груди при помощи работы ног (без опоры).

5-6 лет.

-

Активно передвигается в воде шагом, бегом, прыжками (выполняя различные задания),

-

Скользит на груди и спине с задержкой дыхания от 10-15 сек. и выдохом в воду.

-

Плавать на груди и спина при помощи работы ног.

-

Координирует работу рук в плавании «Кролем» на груди, проплывая от 7 - 14 метров.

14

6-7 лет.

-

Передвигается в воде шагом, бегом, прыжками (выполняя различные задания).

-

Скользит на груди и спине с задержкой дыхания и выдохом в воду.

-

Плавает на груди и спина при помощи работы ног.

-

Плавает в полной координации на груди и на спине проплывая от 7-14 метров.

-

Плавает стилем брасс при помощи рук.

РАЗДЕЛ 2 Комплекс организационно – педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график (3-4 года)

п/

п

месяц

Время

проведения

занятия

Кол-во

Форма/тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Сентябрь

15.10-15.25

1

Правила поведения

и техника

безопасности в

бассейне

Плавательный

бассейн

Беседа с

обучающимися

2.

Октябрь

15.10-15.25

4

Ознакомление со

свойствами воды и

обучение

свободному

передвижению в

воде.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

3.

Ноябрь

Декабрь

15.10-15.25

4

1

Обучение

погружению в

воду.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

4.

декабрь

15.10-15.25

3

Обучение

ориентированию в

воде.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

5.

декабрь

15.10-15.25

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

6.

Январь

Февраль

15.10-15.25

4

1

Обучение лежанию

на воде с

вспомогательными

средствами.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

7.

Февраль

Март

Апрель

15.10-15.25

3

4

1

Обучение

попеременным

движениям ног

способом кроль.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

8.

Апрель

Май

15.10-15.25

3

2

Обучение

скольжению на

груди с

вспомогательными

средствами.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

Май

15.10-15.25

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

Календарный учебный график (4-5 лет)

месяц

Время

Кол-во

Форма/тема

Место

Форма

15

п/

п

проведения

занятия

занятия

проведения

контроля

1.

Сентябрь

15.55-16.15

1

Правила поведения

и

техника

безопасности

в

бассейне

Плавательный

бассейн

Беседа с

обучающимися

2.

Октябрь

15.55-16.15

3

Обучение выдоха в

воду.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

3.

Октябрь

Ноябрь

15.55-16.15

1

2

Обучение

ориентированию в

воде.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

4.

Ноябрь

15.55-16.15

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

5.

Ноябрь

Декабрь

15.55-16.15

1

2

Обучение лежанию

на

воде

без

вспомогательных

средств.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

6.

Декабрь

Январь

15.55-16.15

2

1

Обучение

попеременным

движениям

ног

способом кроль.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

7.

Январь

Февраль

15.55-16.15

2

2

Обучение

скольжению

на

груди и спине без

вспомогательных

средств.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

8.

Февраль

Март

15.55-16.15

2

3

Обучение

движениям рук в

ходьбе

и

в

скольжении

(кроль)

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

9.

Апрель

Май

15.55-16.15

4

2

Обучение

плаванию

при

помощи движений

ног способом кроль

на груди.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

10.

Май

15.55-16.15

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

Календарный учебный график (5-6 лет)

п/

п

месяц

Время

проведения

занятия

Кол-во

Форма/тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Сентябрь

15.10-15.35

1

Правила поведения

и

техника

безопасности

в

бассейне

Плавательный

бассейн

Беседа с

обучающимися

2.

Октябрь

15.10-15.35

3

Закрепление

обучения выдоха в

воду, погружению,

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

16

всплытию

и

лежанию.

3.

Октябрь

Ноябрь

15.10-15.35

1

2

Закрепление

обучения

скольжению

и

ориентировки

под

водой с открытыми

глазами.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

4.

Ноябрь

15.10-15.35

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

5.

Ноябрь

Декабрь

Январь

15.10-15.35

1

4

2

Обучение

движениям рук в

ходьбе

и

в

скольжении (кроль

на груди и спине).

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

6.

Январь

Февраль

Март

15.10-15.35

1

4

3

Обучение

плаванию

при

помощи движений

ног способом кроль

на груди и спине.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

7.

Март

Апрель

Май

15.10-15.35

1

4

3

Обучение

плаванию

при

помощи

рук

на

задержке дыхания

(кроль на груди и

спине)

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

8.

Май

15.10-15.35

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

Календарный учебный график (6-7 лет)

п/

п

месяц

Время

проведения

занятия

Кол-во

Форма/тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Сентябрь

15.10-15.40

1

Правила поведения

и

техника

безопасности

в

бассейне

Плавательный

бассейн

Беседа с

обучающимися

2.

Октябрь

Ноябрь

15.10-15.40

4

1

Закрепить

движения рук

в

скольжении (кроль

на

груди,

спине,

брасс).

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

3.

Ноябрь

Декабрь

15.10-15.40

3

3

Закрепить

плавание

при

помощи движений

ног способом кроль

на груди и спине.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

4.

Декабрь

15.10-15.40

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

5.

Январь

15.10-15.40

3

Обучение

Плавательный

Наблюдение за

17

Февраль

Март

4

2

плаванию

при

помощи

рук

на

задержке

и

с

дыханием

(кроль

на груди и спине,

брасс).

бассейн

обучающимися

6.

Март

Апрель

Май

15.10-15.40

2

4

3

Обучение

плаванию

комбинированным

способам плавания

на

задержке

дыхания

и

с

дыханием.

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

7.

Май

15.10-15.40

1

Контрольное

занятие

Плавательный

бассейн

Наблюдение за

обучающимися

2.2 Условия реализации программы.

Для реализации программы «Раз, два, три – плыви!» созданы необходимые условия:

-

Материально

техническое

обеспечение:

в

МАДОУ

№91

«Яблонька»

г.

Северодвинска

занятия

по

плаванию

организованы

согласно

санитарно-

эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.4.1.2660-10. Бассейн наливного

типа, размер ванны составляет 3*7м, средняя глубина 0.70 м.

В составе помещений бассейна находятся:

- зал с ванной;

- раздевальная с душевыми и туалетом;

- комната тренера и медсестры;

- хлораторная;

- технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна.

Наименование

Кол-во

1

Длинная разделительная дорожка 7 метров

1штука

2

Разделительная дорожка 3 метров

1 штука

3

Дорожки резиновые длинной 5 метров

5

4

Дорожка для профилактики плоскостопия с шипами

3штуки

5

Детский коврик для профилактики плоскостопия

6

Плавательные доски разных размеров

6 штук

7

Игрушки плавающие разных размеров

20 штук

8

Коврик резиновый

5

9

Ласты

20 пар

10

Нарукавники разных размеров

20 пар

11

Лестница (трап) для спуска в чашу

1штука

12

Надувные круги разных размеров

28укшт

13

Надувные мячи разных размеров

16штук

14

Мячи резиновые (массажные)

10 штук

15

Обручи плавающие

6 штук

16

Обручи с утяжелением вертикальные, для проныривания.

6 штук

18

17

Надувные жилеты

2 штуки

18

Ведёрки для обливания

10 штук

19

Очки для плавания

11штук

20

Тонущие предметы (шайбы)

23штуки

21

Теннисные мячики

10штук

22

Зажим для носа

7штук

23

Поролоновые палки (нудолсы)

10штук

24

Надувной мини - бассейн

1штука

25

Судейский свисток

1

26

Термометр комнатный

3

27

Термометр для воды

5

28

Беговая дорожка

1

30

Картотека игр на воде

31

Картотека основных видов движений

32

Карточки-схемы

33

Карточки с художественным словом

34

Обучающие видеоролики

-

Информационное обеспечение

Плавательный бассейн оснащён аудио, фото и видео аппаратурой.

-

Кадровое обеспечение: В реализации программы «Раз, два, три – плыви!» участвует

инструктор

по

физической

культуре

Полунина

Наталья

Сергеевна,

высшая

квалификационная категория.

2.3 Формы аттестации.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов

освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. Для

этого используются различные формы аттестации:

-

Отслеживание и фиксация образовательных результатов (журнал посещаемости, лист

тестирования).

-

Предъявление и демонстрация образовательных результатов (открытое занятие, участие в

соревнованиях)

2.4 Оценочные материалы.

В процессе мониторинга исследуется уровень подготовленности детей по плаванию

путём наблюдений за ребёнком. Уровень развития основных навыков плавания оценивается

с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей в каждой возрастной

группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного

материала.

Критерии оценки уровня овладения ребенком необходимыми умениями и навыками

плавания:

1

балл: ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не

принимает;

2

балла: ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3

балла: ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4

балла: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все

19

предложенные задания;

5

баллов: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Уровень формирования и развития определяется по трём критериям: овладел основными

навыками плавания (среднее значение более 3,8 баллов), частично овладел плавательными

навыками (средний значение от 2,3 до 3,7 баллов), не овладел плавательными навыками

(среднее значение менее 2,2 баллов). Для проведения контрольных упражнений необходимы

вспомогательные средства обучения, протокол обследования навыков плавания в разных

возрастных группах.

Лист тестирования детей 3-4 года.

Ф.И ребёнка

Ознакомление со свойствами

воды и обучение

свободному передвижению в воде.

Обучение погружению

в воду.

Обучение ориентированию

в воде.

Обучение лежанию на

воде с вспомогательными

средствами.

Обучение попеременным

движениям ног способом кроль.

Обучение скольжению на

груди с вспомогательными

средствами.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1.

2.

3.

Лист тестирования детей 4-5 лет.

20

Ф.И ребёнка

Обучение выдоху в воду

Обучение ориентированию в воде.

Обучение попеременным движениям

ног способом кроль

Обучение скольжению на груди и

спине без вспомогательных средств.

Обучение попеременным

движениям ног способом кроль.

Обучение движениям рук в ходьбе и в

скольжении (кроль)

Обучение плаванию при помощи

движений ног способом кроль на

груди.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1.

2.

3.

Лист тестирования детей 5-6 лет.

Ф.И ребёнка

Закрепление обучения выдоха в

воду, погружению, всплытию и

лежанию.

Закрепление обучения

скольжению и ориентировки под

водой с открытыми глазами.

Обучение движениям рук в

ходьбе и в скольжении (кроль на

груди и спине).

Обучение плаванию при помощи

движений ног способом кроль на

груди и спине.

Обучение плаванию при помощи

рук на задержке дыхания (кроль

на груди и спине)

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1.

2.

3.

Лист тестирования детей 6-7 лет.

21

Ф.И ребёнка

Закрепить

движения

рук

в

скольжении

(кроль

на

груди,

спине, брасс).

Закрепить плавание при помощи

движений ног способом кроль на

груди и спине.

Обучение плаванию при помощи

рук на задержке и с дыханием

(кроль на груди и спине, брасс).

Обучение плаванию

комбинированным способам

плавания на задержке дыхания и

с дыханием.

1

2

1

2

1

2

1

2

1.

2.

3.

2.5 Методические материалы.

Организация образовательного процесса по программе «Раз, два, три – плыви!»

предполагает очное обучение, форма организации занятий в плавательном бассейне

индивидуально-групповая и групповая.

При организации занятий, в зависимости от формы их проведения, используются

различные методы:

1.

Практические методы

применяются

для

создания

мышечно-двигательных

представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

-

Повторение упражнений. Чтобы создать мышечные ощущения, сначала целесообразно

повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения

идет освоение элементов техники.

-

Проведение упражнений в игровой форме применяется для закрепления двигательных

навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях.

-

Проведение упражнений в соревновательной форме создает особый физиологический и

эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм ребенка,

способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических

сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-

волевым качествам (решительность, честность, благородство и др.).

2. Наглядные методы: показ физических упражнений, использование наглядных пособий

(рисунков, фотографий, схем и др.), имитации

(

подражания), зрительные ориентиры,

звуковые сигналы.

3. Словесные методы: название упражнений, описание, объяснения, указания, распоряжения,

команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы сочетаются и

используются вместе

практическими и наглядными. Словесные методы активизируют

мышление ребенка, внимание, память, способствуют созданию более точных зрительных

представлений о движении.

22

Для решения задач физического образования и воспитания детей используются различные

формы, учитывающие особенности развития наших детей.

-

традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),

-

тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),

-

игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),

Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошкольников плаванию, основывается

на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков.

Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами. Он продолжается

до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно - с

помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие

действия, играть.

Второй этап

связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им

чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на

поверхности воды, получают

представление о ее выталкивающей силе, а также

самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз

подряд.

Третий этап предусматривает умение детей проплыть (7м) 10- 15 м на мелкой воде,

сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для

разучиваемого способа плавания.

Четвертый этап продолжает усвоение и совершенствование техники способа плавания,

простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на

глубокой воде.

Каждый из этих этапов начального обучения плаванию как бы «привязан» к определенному

возрасту детей:

-

первый - младший дошкольный возраст;

-

второй - средний дошкольный возраст;

-

третий - старший дошкольный возраст;

-

четвертый – подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению плаванию делится на три части: подготовительную, основную,

заключительную.

-

В первой части

разъясняются задачи занятия, выполнения общеразвивающих и

подготовительных упражнений.

-

В основной

- закрепление и повторение приобретённых навыков, изучение нового с

помощью игр, упражнений.

-

Заключительная часть

– снижение эмоциональной и физической нагрузки, подвижная

игра, свободное плавание. Подведение итогов занятия.

2.6 Список литературы.

23

1.

Е.К.

Воронова

«Программа

обучения

плаванию

в

детском

саду»,

Санкт-

Петербург,2003г.

2.

М.В. Рыбак «Занятия в бассейне с дошкольниками» М.: «Сфера», 2012.

3.

А.Д. Котляров, Г.Л. Котлярова «Методика обучения плаванию в ДОУ» Челябинск,

2008г.

4.

С.В. Яблонская, С.А. Циклис «Физкультура и плавание в детском саду» М.: «Сфера»,

2008г. Н.Г. Пищикова «Обучению плаванию детей дошкольного возраста» М., 2008г.

5.

Б.Л. Дружинин «Как научить ребенка плавать» М.: «УЦ Перспектива», 2006г.

6.

И.А. Большакова «Маленький дельфин», М.: 2005г.

7.

Л.В. Мартынова, Т.Н. Попкова «Игры и развлечения на воде», М.: 2006г.

8.

Е.Ю. Мухортова «Обучению плаванию детей», М.: «Физкультура и спорт», 2008г.

М.В.Рыбак, «Занятия в бассейне с дошкольниками», Москва 2012г.

9.

Ж.Ю.Чайка, И.В.Голубев, И.А.Преминин, И.А.Манжуло, «Подвижные игры на воде»,

Архангельск 2005г.

10.

Е.А.Осколкова, Т.В.Левченкова, «Обучение плаванию детей раннего возраста (от 0 до 3

лет)», Москва 2008г.

11.

М.Д.Маханёва, Г.В.Баранова, «Фигурное плавание в детском саду», Москва 2009г.

12.

А,А,Чеменёва, Т.В.Столмакова, «Система обучения плаванию детей дошкольного

возраста», Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.

13.

М.Рыбак, Г.Глушкова, Г.Поташова, «Раз, два, три - плыви», Москва, ОБРУЧ 2010г.

14.

А.Бушер, О.Сверчкова, Т.Левченкова, «Аква-аэробика для всех», Москва 2002г.

24



В раздел образования