Автор: Молчанова Алёна Васильевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №3"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Работа над артикуляцией в классе домры
Раздел: дополнительное образование
Работа над артикуляцией в классе домры.
Слово артикуляция заимствовано музыкантами из науки о языке. Артикуляция (от
латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи
(голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). Там говорят об артикулировании
слогов, о той или иной степени ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова.
Раскроем такое понятие как дикция.
Под дикцией подразумевается ясное и отчетливое произношение всех звуков родного
языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произношении слов и фраз.
Чёткое и ясное произношение обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого
звука и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать
рот.
Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство исполнять
музыку, и прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчлененности или связности
ее тонов, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов легато и
стаккато.
Артикуля
́
ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) в музыке —
способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте
или при пении вокальных партий. Музыкальная артикуляция аналогична артикуляции
речи, а в эпоху барокко и классицизма она преподавалась по аналогии с ораторским
искусством.
Каждый музыкальный инструмент обладает своими, запрограммированными
конструкцией, возможностями выразительности, куда входят тембр, абсолютная сила
звучания, звуковысотность, колорит в одноголосии и многоголосии, кантиленность и
инструментальная мозаичность. Это, можно сказать, выразительность чистого цвета,
предшествующая сложному колориту живописного произведения. С ней, в первую
очередь, знакомится начинающий домрист. Специфика игры на домре предполагает свои
особенности артикулирования, связанные с работой правой и в особенности левой руки
домриста.
Основные виды артикуляции — легато, стаккато, портаменто, глиссандо
Функции правой руки в артикуляции.
Основными приемами игры на домре являются удар и тремоло.
Связность (легато) на домре обеспечивается тремолированием. Расчлененность (нон
легато) – область применения и тремоло, и удара. Какой из приемов следует применить –
зависит от темпа, характера и длительностей нот, исполняемых раздельно (нон легато).
Большое значение в артикуляции на домре имеет разнообразие приема «удар», которым
обеспечивается как краткость, так и расчлененность, а в подвижном темпе – связность
исполнения. При этом большую роль играют следующие три момента: изменение
амплитуды размаха, глубины погружения медиатора в струны, силы его сжимания.
Уменьшая амплитуду размаха, учащиеся добиваются извлечения звука щипком,
непосредственно нажимом медиатора на струну. Атака звука смягчается, а сам звук
приобретает сочность и полноту. Глубокое погружение медиатора (вся его игровая часть)
способствует извлечению более полного звука, и, наоборот, игра кончиком медиатора
создает легкое, полетное звучание. Не изменяя амплитуду размаха, а также глубину
погружения медиатора в струны, учащийся может добиться более или менее плотного
звука путем изменения силы сжимания медиатора.
Все вышеперечисленные рекомендации относительно размаха, глубины погружения
медиатора и различной силы его сжимания, влияющие на звук применимы как к
переменным ударам, так и к тремоло
Функции левой руки в артикуляции.
О взаимодействии правой и левой рук домриста
Большого внимания в артикуляции на домре заслуживает работа пальцев левой руки.
Нужно иметь в виду, что при ударе медиатора продолжительность звука укорачивается
снятием пальцев левой руки с ладов. И, наоборот, играя приемом «удар» или
переменными ударами, можно добиться хорошего эффекта связности (легато) при
помощи легатиссимо в смене пальцев левой руки.
Технически этот прием исполняется следующим образом: учащийся, глубоко погружая
подушечку пальца в лад, тем самым крепко прижимая струну, не поднимает пальчик с
лада и не ослабляет нажатие им до тех пор, пока следующий палец так же глубоко и
крепко не опустится на другой лад. Отрабатывать этот прием « передачи из пальца в
палец» следует, играя гаммы и упражнения сначала в медленном, среднем затем
подвижном темпе различными штрихами (тремоло, ударами вниз, переменными ударами),
а также различными ритмическими группами, включающие в себя помимо основных
длительностей триоли, пунктирный ритм (восьмая с точкой и шестнадцатая). Со стороны
учащегося необходим строгий слуховой контроль, обеспечивающий связность звучания.
Велико участие пальцев левой руки в исполнении разного рода подчеркнутых звуков –
акцентов, маркато, сфорцандо – особенно при тремолировании, в мелодии.
Для достижения плавности кантилены на домре нужно активизировать внимание
учащегося как на достаточной частоте и ровности тремоло, так и на мягкости постановки
пальцев на лады, а так же их подъема с ладов. Резкий подъем пальцев с ладов после
нажатия нарушает ровность тремолирования.
Если необходимо выделить в мелодии одну или несколько нот акцентом, маркато,
сфорцандо нужно воспользоваться не только соответствующим приемом игры правой
рукой, но и подчеркнуто активным падением пальцев левой руки на лады. Этого бывает
достаточно для достижения эффектапортато (выделения ряда нот под лигой). Чтобы
выделение звуков было не слишком ярким, а более мягким, то подушечки пальцев левой
руки сначала глубоко и с силой погружаются в лад, а затем ослабляют нажатие до
обычного исполнительского уровня.
Играя подчеркнуто активным падением пальца левой руки, мы тем самым дополняем и
поддерживаем работу правой руки в исполнении акцентов, маркато и сфорцандо. Такая
одновременная нацеленность на одну и ту же задачу помогает лучше координировать
работу обеих рук.
Нужно отметить, что все вопросы, связанные с координацией работы правой и левой рук в
равной степени зависят от максимальной активности каждой из них.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем у учащихся, является несовпадение
удара медиатора с падением пальца на лад. Это объясняется ритмической вялостью
пальцев левой руки. В данном случае учащемуся будет полезно предложить «проиграть»
не получающуюся нотную конфигурацию беззвучно, т.е. без участия правой руки. Пальцы
левой руки при этом должны быть максимально активны и падать на лады четкими
ритмическими бросками, пока не приобретут большую свободу и уверенность. Затем
можно подключить к работе правую руку.
Исполнение нон легато и стаккато на домре в огромной мере зависит от следующих
моментов работы левой руки: продолжительности нажатия пальцев, глубины нажатия,
активности падения пальцев на лады.
Колебание струны и, следовательно, ее звучание прекращается с ослаблением нажатия
пальцев левой руки на лады и подъемом их с ладов. При этом не надо поднимать пальцы
высоко, достаточно ослабить их нажатие, оставив на струне и заглушив тем самым ее
колебания.
Для выработки у учащихся навыков артикулирования пальцами левой руки можно
упражняться следующим образом:
Играть гамму четвертями в умеренном темпе ударом медиатора, причем звучащая часть
должна быть равна сначала восьмой ноте с точкой, затем просто восьмушке и, наконец,
шестнадцатой за счет соответственной продолжительности нажатия пальцев левой руки.
Необходимо и полезно сначала это делать на одном звуке, а затем с поочередной их
сменой.
Играть гамму ударом медиатора, глубоко погружая подушечку пальца левой руки в лад и
ослабляя его нажатие перед извлечением следующего звука.
Так же полезно упражняться, сочетая штрихи легато и стаккато, легато и нон легато и т.п.
Артикулируя при помощи пальцев левой руки и используя игру ударом, щипком и
переменными ударами.
Заключение.
Развитие навыков артикултрования возможно при активном слуховом внимании и
контроле учащегося, его умении правильно применять артикуляционные приемы. Задача
педагога состоит не только в том чтобы заложить учащемуся основы слуховой памяти на
разные виды артикуляционной школы, но и затем естественно и последовательно
добиваться достижения развития артикуляционной техники, чтобы ученик мог ее в
дальнейшем самостоятельно использавать при исполнении музыкального произведения.
Огромную роль в этом играет правильно подобранный репертуар. Вот примерный
небольшой перечень нотных сборников, произведения из которых подходят для работы
над артикуляцией: Александров А. «Школа игры на трехструнной домре».
Домрист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться,
должен как бы «увидеть» произведение в целом и в деталях, почувствовать, понять его
стилистические особенности, характер, темп и прочее. Контуры исполнительского смысла
уже с самого начала указывают главное направленно технической работы. Как бы далеко
от музыки ни уводила домриста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен
иметь перед собой музыкальный идеал. Не терять идеал из виду; всегда стремиться к
содержательному исполнению - вот основная установка для работы над техникой! И тогда
встречающиеся на пути обучающегося многочисленные и кажущиеся такими
непреодолимыми тернии окажутся побежденными, и работа над техническим
воплощением музыкального замысла будет успешной.
Список литературы:
1.
Александров Школа игры на трехструнной домре Издательство «Музыка» Москва
1993г
2.
Лысенко Н.Т. Методика обучения игры на домре Киев 1990г.
3.
Вольская Т. Специфика артикуляции на домре / Материалы к курсу «Методика обучения
игре на домре»/ Сост. М.А.Ижболдин Петрозаводск, 2001г.
4.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., 1987
5.
Гелис М . Методика обучения игры на домре. - Свердловск, 1988.