Автор: Школа Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ - Медвёдовская СОШ
Населённый пункт: с. Медвёдово Брянской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) язы-
ке» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями на 26 июля 2019 года);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова-
ния, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
№ 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образова-
тельного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от
31 декабря 2015 года);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (про-
токол от 08.04.2015 года № 1/15);
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ – Медвё-
довской СОШ, утвержденной приказом МБОУ – Медведовской СОШ № 135 от 31.08.2021
года;
Учебного плана МБОУ – Медвёдовской СОШ, утвержденного приказом МБОУ – Медве-
довской СОШ № 100/1 от 29.05.2021 года;
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в уроч-
ной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования, утвер-
жденного приказом МБОУ – Медвёдовской СОШ №145/1 от 31.08.2016 года;
\
Авторская программа Александровой О.М.,Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой
М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по предмету «Литературное чтение на
родном (русском) языке», входящая в образовательную область «Родной язык и родная
литература». Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразо-
вательных учреждений. М.: Просвещение, 2019
Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», УМК
«Школа России», сборника рабочих программ «Школа России», 1-4 классы (2014 г.);
Для реализации программного содержания используется учебник:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс, в 2-
х частях — М.: Просвещение, 2013г с приложением на электронном носителе, включен-
ный в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализа-
ции имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального об-
щего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минпро-
свещения РФ № 254 от 20.05.2020 года (с изменениями).
На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» во 2 классе отводится 18ч
(0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной
картины мира;
- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о
языке
(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная
цель)
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (рус-
ском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способно-
стей к творческой деятельности на родном (русском) языке.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуаци-
ях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графиче-
ской). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественны-
ми произведениями, духовно- нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных ка-
честв, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация уча-
щихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этиче-
скими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелатель-
ного сотрудничества.
Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой дея-
тельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением
текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения своих
знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе-
ственными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию лич-
ных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориента-
ция учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с
этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжела-
тельного сотрудничества.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в про-
грамме следующими содержательными линиями:
-
развитие речи,
-
произведения устного творчества народов России;
-
произведения классиков отечественной литературы и современных писателей Рос-
сии;
-
все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические
произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение
одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет
учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о слове,
обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует формирование
коммуникативных умений и навыков.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о
слове как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения,
на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Феде-
рации, языка межнационального общения.
На протяжения четырех лет обучения меняются приемы овладения навыком чте-
ния: сначала идет освоение целостных (синтетических) приемов чтения в пределах слова
и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приемы интонационного
объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), посте-
пенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащие-
ся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного,
орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают
разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их
в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целе-
направленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и вы-
делять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения. Совершенство-
вание устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением
чтению.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собе-
седника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктив-
ные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного обще-
ния. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на
основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется
монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или
проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.
Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услы-
шанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произве-
дения. На уроках литературы совершенствуется представление о текстах (описание, рас-
суждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и
научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его те-
мой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на ча-
сти, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информа-
ции текста.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков рабо-
ты с информацией. В ходе освоения литературного чтения на родном языке формируются
умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной
книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать
и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные
объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения,
сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способ-
ствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятель-
ность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает
условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с дру-
гом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную ин-
формацию.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определен-
ных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Одним из результатов обучения литературному чтению на родном языке является осмыс-
ление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчислен-
ными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни
(будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как
среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и
научно- популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече-
ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе со-
циальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как
ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально- позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответ-
ственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие орга-
низованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного
отношения к труду в целом к литературному труду, творчеству в частности.
Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотруд-
ничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные результаты:
1.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ор-
ганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру-
гих народов.
4.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развива-
ющемся мире.
5.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-
зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных со-
циальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и ду-
ховным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной дея-
тельности, поиска средств ее осуществления.
2.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные дей-
ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наи-
более эффективные способы достижения результата.
3.
Использование знаково-символических средств представления информации.
4.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуника-
тивных и познавательных задач.
5.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответ-
ствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность су-
ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о рас-
пределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и пове-
дение окружающих.
9.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражаю-
щими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Литературное чтение на родном языке».
Предметные результаты:
1.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языко-
вого и культурного пространства России, о языке как основе национального самосозна-
ния.
2.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление националь-
ной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального об-
щения.
3.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показа-
телю общей культуры и гражданской позиции человека.
4.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование уме-
ния использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»:
1)
понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном
пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид ис-
кусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведе-
ниями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначаль-
ные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли
фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, мо-
рально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; на-
ходить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Россий-
ской Федерации, народов мира;
2)
освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных поня-
тий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плав-
ным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно вос-
принимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — пони-
мание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за
полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклор-
ных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основ-
ной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить,
использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных пе-
сенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близ-
кородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения
с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры не-
больших художественных произведений представителей детской литературы своего наро-
да (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литера-
турное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия,
средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста;
находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты,
сравнения, олицетворения);
3)
приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах;
формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять
цели чтения различных текстов (художественных, научно- популярных, справочных);
удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; ис-
пользовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план
для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чте-
нию, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр
произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участво-
вать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные
темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на
фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением
действующего лица.
Содержание учебного предмета
Курс литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе – часть единого
непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет по литературному
чтению на родном (русском) языке в основной школе
Русские народные сказки – 2 ч.
Времена года – 3 ч.
Писатели – детям – 6 ч.
Стихи и рассказы о детях и для детей – 3 ч.
Наша Родина – Россия – 2 ч.
Детская периодическая печать – 1 ч.
Навык и культура чтения
Формирование
навыка
зрительного
целостного
восприятия
слова.
Сознательное,
выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений,
между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий,
определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов,
выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать
небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или
вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст,
сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение
соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою
позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения,
формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого
отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать
подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный
лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике,
детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты,
самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических
фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование
умения
создавать
словесные
иллюстрации
к
художественному
произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с
помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром
— басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство
с
изобразительными
средствами
языка:
метафорой,
олицетворением.
Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение
в художественной речи.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Русские народные сказки!
2
2
Времена года
3
3
Писатели – детям
6
4
Стихи и рассказы о детях и для детей
3
5
Наша Родина – Россия
2
6
Детская периодическая печать
1
ИТОГО:
17
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
По плану
Факти-
чески
Русские народные сказки!
1
Русская народная сказка «Крошечка - Хавро-
шечка».
1
2
Русская народная сказка «Зимовье».
1
Времена года
3
Ф.И. Тютчев. «Первый лист», А.А. Фет. «Ве-
сенний дождь». «Мир прекрасных сказок дня»
(стихотворения Ю. Шкуты).
1
4
В.В. Бианки. «Синичкин календарь».
В.В. Бианки. «Лесная газета».
В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко»,
«Чудесный мотылек».
1
5
М.М. Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаеч-
ки». Ю.И. Макаров. «Лётчик».
1
Писатели – детям
6
Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка
о попе и о работнике его Балде».
1
7
Басни И.А. Крылова. И.А. Крылов. «Квартет»,
«Волк и журавль».
1
8
Л.Н. Толстой. Сказки, истории.
1
9
Произведения К.Г. Паустовского.
К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
1
10
Сказки русских писателей. А.Н. Толстой. «Зо-
лотой ключик, или Приключения Буратино».
1
11
Рассказы К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский
«Как рубашка в поле выросла», «Четыре же-
лания».
1
Стихи и рассказы о детях и для детей
12
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
1
13
Стихотворения А.Л. Барто, С.В. Михалкова,
С.Я. Маршака.
1
14
Б.В. Заходер. «Занимательная зоология»
Р.И. Карагодина. «У меня надежный друг»,
«Волны ходят ходуном».
1
Наша Родина – Россия
15
Стихотворения о Родине.
1
16
Рассказы о защитниках Родины. Их имена –
наша гордость!
1
Детская периодическая печать
17
18
По страницам детских журналов. По страни-
цам журнала «Большая переменка».
Итоговый тест.
1