Напоминание

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)


Автор: Школа Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ - Медвёдовская СОШ
Населённый пункт: с. Медвёдово Брянской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) язы-

ке» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации" (с изменениями на 26 июля 2019 года);

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова-

ния, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.

№ 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образова-

тельного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от

31 декабря 2015 года);

Примерной основной образовательной программы начального общего образования (про-

токол от 08.04.2015 года № 1/15);

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ – Медвё-

довской СОШ, утвержденной приказом МБОУ – Медведовской СОШ № 135 от 31.08.2021

года;

Учебного плана МБОУ – Медвёдовской СОШ, утвержденного приказом МБОУ – Медве-

довской СОШ № 100/1 от 29.05.2021 года;

Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в уроч-

ной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования, утвер-

жденного приказом МБОУ – Медвёдовской СОШ №145/1 от 31.08.2016 года;

\

Авторская программа Александровой О.М.,Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой

М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по предмету «Литературное чтение на

родном (русском) языке», входящая в образовательную область «Родной язык и родная

литература». Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразо-

вательных учреждений. М.: Просвещение, 2019

Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», УМК

«Школа России», сборника рабочих программ «Школа России», 1-4 классы (2014 г.);

Для реализации программного содержания используется учебник:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс, в 2-

х частях — М.: Просвещение, 2013г с приложением на электронном носителе, включен-

ный в

федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализа-

ции имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального об-

щего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минпро-

свещения РФ № 254 от 20.05.2020 года (с изменениями).

На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» во 2 классе отводится 18ч

(0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное

чтение на родном (русском) языке», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной

картины мира;

- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о

языке

(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная

цель)

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (рус-

ском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способно-

стей к творческой деятельности на родном (русском) языке.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с

осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуаци-

ях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графиче-

ской). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественны-

ми произведениями, духовно- нравственное и эстетическое содержание которых активно

влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных ка-

честв, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация уча-

щихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этиче-

скими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелатель-

ного сотрудничества.

Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой дея-

тельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением

текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения своих

знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе-

ственными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых

активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию лич-

ных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориента-

ция учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с

этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжела-

тельного сотрудничества.

Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в про-

грамме следующими содержательными линиями:

-

развитие речи,

-

произведения устного творчества народов России;

-

произведения классиков отечественной литературы и современных писателей Рос-

сии;

-

все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические

произведения.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение

одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет

учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о слове,

обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует формирование

коммуникативных умений и навыков.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о

слове как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения,

на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Феде-

рации, языка межнационального общения.

На протяжения четырех лет обучения меняются приемы овладения навыком чте-

ния: сначала идет освоение целостных (синтетических) приемов чтения в пределах слова

и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приемы интонационного

объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), посте-

пенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащие-

ся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного,

орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают

разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их

в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целе-

направленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и вы-

делять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения. Совершенство-

вание устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением

чтению.

Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собе-

седника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или

прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктив-

ные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного обще-

ния. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на

основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется

монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или

проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.

Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услы-

шанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произве-

дения. На уроках литературы совершенствуется представление о текстах (описание, рас-

суждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и

научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его те-

мой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на ча-

сти, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информа-

ции текста.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков рабо-

ты с информацией. В ходе освоения литературного чтения на родном языке формируются

умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной

книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,

схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать

и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные

объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения,

сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способ-

ствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятель-

ность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает

условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков

совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с дру-

гом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную ин-

формацию.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определен-

ных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Одним из результатов обучения литературному чтению на родном языке является осмыс-

ление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчислен-

ными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни

(будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни

общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании

себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как

среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и

научно- популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его

выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече-

ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе со-

циальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как

ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;

формирование эмоционально- позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответ-

ственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие орга-

низованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного

отношения к труду в целом к литературному труду, творчеству в частности.

Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью

мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотруд-

ничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные результаты:

1.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование

ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций.

2.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ор-

ганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру-

гих народов.

4.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развива-

ющемся мире.

5.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

7.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-

зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных со-

циальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций.

10.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к

творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и ду-

ховным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной дея-

тельности, поиска средств ее осуществления.

2.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные дей-

ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наи-

более эффективные способы достижения результата.

3.

Использование знаково-символических средств представления информации.

4.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуника-

тивных и познавательных задач.

5.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответ-

ствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность су-

ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение

и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о рас-

пределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и пове-

дение окружающих.

9.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражаю-

щими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного

предмета «Литературное чтение на родном языке».

Предметные результаты:

1.

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языко-

вого и культурного пространства России, о языке как основе национального самосозна-

ния.

2.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление националь-

ной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского

языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального об-

щения.

3.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показа-

телю общей культуры и гражданской позиции человека.

4.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование уме-

ния использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных

задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»:

1)

понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном

пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в

сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,

эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид ис-

кусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведе-

ниями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначаль-

ные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли

фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, мо-

рально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; на-

ходить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Россий-

ской Федерации, народов мира;

2)

освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных поня-

тий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плав-

ным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно вос-

принимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — пони-

мание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за

полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклор-

ных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основ-

ной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить,

использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных пе-

сенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близ-

кородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения

с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры не-

больших художественных произведений представителей детской литературы своего наро-

да (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литера-

турное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия,

средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста;

находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты,

сравнения, олицетворения);

3)

приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах;

формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять

цели чтения различных текстов (художественных, научно- популярных, справочных);

удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; ис-

пользовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план

для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чте-

нию, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр

произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участво-

вать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные

темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на

фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением

действующего лица.

Содержание учебного предмета

Курс литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе – часть единого

непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет по литературному

чтению на родном (русском) языке в основной школе

Русские народные сказки – 2 ч.

Времена года – 3 ч.

Писатели – детям – 6 ч.

Стихи и рассказы о детях и для детей – 3 ч.

Наша Родина – Россия – 2 ч.

Детская периодическая печать – 1 ч.

Навык и культура чтения

Формирование

навыка

зрительного

целостного

восприятия

слова.

Сознательное,

выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений,

между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий,

определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов,

выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать

небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или

вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст,

сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение

соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою

позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения,

формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого

отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать

подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный

лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике,

детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты,

самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических

фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование

умения

создавать

словесные

иллюстрации

к

художественному

произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с

помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром

— басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство

с

изобразительными

средствами

языка:

метафорой,

олицетворением.

Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение

в художественной речи.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Русские народные сказки!

2

2

Времена года

3

3

Писатели – детям

6

4

Стихи и рассказы о детях и для детей

3

5

Наша Родина – Россия

2

6

Детская периодическая печать

1

ИТОГО:

17

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

По плану

Факти-

чески

Русские народные сказки!

1

Русская народная сказка «Крошечка - Хавро-

шечка».

1

2

Русская народная сказка «Зимовье».

1

Времена года

3

Ф.И. Тютчев. «Первый лист», А.А. Фет. «Ве-

сенний дождь». «Мир прекрасных сказок дня»

(стихотворения Ю. Шкуты).

1

4

В.В. Бианки. «Синичкин календарь».

В.В. Бианки. «Лесная газета».

В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко»,

«Чудесный мотылек».

1

5

М.М. Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаеч-

ки». Ю.И. Макаров. «Лётчик».

1

Писатели – детям

6

Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка

о попе и о работнике его Балде».

1

7

Басни И.А. Крылова. И.А. Крылов. «Квартет»,

«Волк и журавль».

1

8

Л.Н. Толстой. Сказки, истории.

1

9

Произведения К.Г. Паустовского.

К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

1

10

Сказки русских писателей. А.Н. Толстой. «Зо-

лотой ключик, или Приключения Буратино».

1

11

Рассказы К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский

«Как рубашка в поле выросла», «Четыре же-

лания».

1

Стихи и рассказы о детях и для детей

12

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

1

13

Стихотворения А.Л. Барто, С.В. Михалкова,

С.Я. Маршака.

1

14

Б.В. Заходер. «Занимательная зоология»

Р.И. Карагодина. «У меня надежный друг»,

«Волны ходят ходуном».

1

Наша Родина – Россия

15

Стихотворения о Родине.

1

16

Рассказы о защитниках Родины. Их имена –

наша гордость!

1

Детская периодическая печать

17

18

По страницам детских журналов. По страни-

цам журнала «Большая переменка».

Итоговый тест.

1



В раздел образования