Напоминание

"Воспитание культуры поведения младших школьников"


Автор: Беляева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №28 г. Йошкар- Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар- Ола
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание культуры поведения младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Воспитание культуры поведения младших школьников»

Автор: Беляева Марина Александровна

МБОУ «Лицей №28 г. Йошкар-Олы»

Аннотация: Воспитание культуры поведения у младших школьников возможно

только совместными усилиями учителей и родителей. Целесообразно и эффективно

провести родительское собрание на тему «Воспитание культуры поведения младших

школьников», в котором примут участие классный руководитель, родители и

психолог.

Цели:

- психолого-педагогическое просвещение родителей,

- развитие воспитательных умений родителей.

- интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры поведения у

младших школьников.

Задачи:

- озвучивание проблем взаимодействия родителей с ребёнком по воспитанию

культуры поведения учащихся,

- ознакомление родителей с воспитательными и психологическими приёмами

воспитания культуры поведения у младших школьников.

Повестка собрания:

1. Воспитание уважения к людям.

2.Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в

общественных местах.

3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.

Нравственное воспитание является наиболее важным аспектом формирования и

развития личности ребенка и включает формирование его отношений с родителями,

другими людьми, коллективом, обществом, обязанностям и самому себе.

Психологи установили, что возраст начальной школы характеризуется повышенной

восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в правдивость всего, что изучается

и говорится. Эти характеристики являются ключом к успешному обучению младших

школьников. Дети непосредственны и легковерны. Взрослые должны обращать

внимание на признаки честности, порядочности и прямолинейности в мышлении и

поведении детей.

В этом возрасте открываются большие возможности для систематического и

последовательного нравственного воспитания детей.

Как мы можем помочь нашим детям стать такими, какими мы хотим быть: мудрыми,

добрыми, сострадательными, добрыми?

Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является

культура поведения. Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:

1. Воспитание уважения к людям.

2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в

общественных местах.

3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.

Воспитание уважения к людям.

В основном это осуществляется через семейное воспитание. Каковы отношения в

семье, таким будет отношение детей к вам и окружающим. То, что ребенок видит

каждый день в семье, обязательно перенесется во взрослую жизнь.

Образование человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к себе

начинаются с детства. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает модели

поведения, которые ему навязывает семья. Если в повседневной жизни ребенок

замечает грубость, обман и равнодушие, если в семье ребенок учится раскрашивать

жизнь только черными красками, ему трудно помочь жить по законам добра.

Помните:

- Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он

очень скоро вернёт их вам.

- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.

- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.

- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и

человечности.

- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего

ребёнка.

Семья должна научить ребенка не только законам человеческого существования, но и

законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда включать и выключать

музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как разговаривать с

незнакомым человеком.

В каком возрасте эти правила можно вводить в поле зрения ребенка?

С первых лет жизни. Они постепенно реализуются не в виде абстрактных понятий, а в

живых впечатлениях от окружающей жизни. Здесь недостаточно приобщить детей к

нормам нравственного поведения, важно строить на них всю свою повседневную

жизнь.

Дети должны понимать, что их слова и действия не безразличны к людям, но как-то

связаны с окружающими их людьми, что каждое их движение - это испытание. Что

делать: добро или зло?

Дети всегда являются носителями определенных ценностей. Переходя из одного

сообщества в другое, из одного коллектива в другой, человек привносит в мир людей

свои системы ценностей и требования. Знают ли они, что каждое действие, каждое

желание отражается в людях? Они сознательно проверяют свои действия: причиняю

ли я людям вред, неудобства? Могу ли я бескорыстно творить добро?

С возрастом дети увидят внутри себя борьбу между добром и злом, и их совесть

заговорит. Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все действия и

переживания человека. Если он поступил хорошо, то в душе он испытывает мир и

покой. И наоборот, совершив плохой поступок, он испытывает угрызения совести.

Совесть - основа общечеловеческой морали, из которой вытекают все правила

поведения.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и

пишется достаточно много.

Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их.

Причин этому несколько:

- дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая

и легко устранимая.

- некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно

выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется

неоднократным упражнением.

- иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но… не

выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия волевого усилия в

достижении чего-то.

- часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их

просто придумали взрослые.

Взрослые также играют важную роль в формировании культуры поведения в

общественных местах. Например, они должны прежде всего понаблюдать за своим

поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которое воспитывается

не с помощью морализации, какой-то особой морализации, а во всех отношениях, из

образа жизни, из отношений, которые существуют в семье.

Если отец всю жизнь приносит маме цветы, он не забывает поздравить с юбилеем и

подарить что-нибудь красивое и приятное, когда он уходит на работу и возвращается к

ней, целует маму, ребенок сделает то же самое. То же самое в отношениях с его

матерью и с матерями своих детей. Грубость детей по отношению к родителям в

большинстве случаев возникает из-за того, что в отношениях между ними царили

бестактность и грубость.

Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок

учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не

грубо.

Советы родителям:

1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание

действовать назло.

2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и

одежду, подготовиться к встрече гостей).

3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-

то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.

4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.

5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще

никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура

поведения в музее, кинотеатре» и т.д.

7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример.

Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко

нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних

родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив,

без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело? Дело во многом, в том

числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.

Не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей

говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и

родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите

окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.

Культура речи.

Наша речь насыщенна. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов от

взрослых и детей. Всем известна недопустимость резких слов в семье. Позвольте мне

сосредоточиться на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и почему. Гнев, как и

насморк, - очень актуальная проблема, и ее нельзя игнорировать. В гневе мы теряем

голову и общаемся с детьми, как с нашими врагами: мы кричим, мы унижаем. Но

нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям..

Разве это не причина побегов из дома, изоляции, страха у детей? И некоторые

родители должны подумать, нужно ли умерить свой гнев по отношению к своим

детям. Вот несколько советов по этому поводу, которые дает психолог:

1. Назовите вслух своё чувство.

- осторожно, пора остановиться

- я очень недовольна, я рассержена

- я разгневана, но это скоро пройдет

2. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном

настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините

ребёнка.

3. Посмотрите в окно, переключите внимание.

Гнев пройдет, не причиняя никому вреда. А потом, спокойно, тихо поговорите со

своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно,

уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни.

Заключение.

«Всё начинается с дома».

С. Соловейчик высказал следующую мысль: «Не обязательно страстно любить детей,

будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то,

во всём или ни в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух

родителей или из 4 дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта

любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна

обладает педагогической силой». Возможно, это одно из правил воспитания «домом».

Отцовский дом ... Здесь начинается все самое важное и самое главное в жизни

ребенка. Так пусть же все в нём будет гармоничным, наполненным высокой

духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким,

укрощайте свой гнев, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей,

умножайте добро.

Литература:

1. С. Соловейчик «Педагогика для всех». - СПб: Издательство «АСТ», 2018г.



В раздел образования