Автор: Беляева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №28 г. Йошкар- Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар- Ола
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание культуры поведения младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Воспитание культуры поведения младших школьников»
Автор: Беляева Марина Александровна
МБОУ «Лицей №28 г. Йошкар-Олы»
Аннотация: Воспитание культуры поведения у младших школьников возможно
только совместными усилиями учителей и родителей. Целесообразно и эффективно
провести родительское собрание на тему «Воспитание культуры поведения младших
школьников», в котором примут участие классный руководитель, родители и
психолог.
Цели:
- психолого-педагогическое просвещение родителей,
- развитие воспитательных умений родителей.
- интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры поведения у
младших школьников.
Задачи:
- озвучивание проблем взаимодействия родителей с ребёнком по воспитанию
культуры поведения учащихся,
- ознакомление родителей с воспитательными и психологическими приёмами
воспитания культуры поведения у младших школьников.
Повестка собрания:
1. Воспитание уважения к людям.
2.Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в
общественных местах.
3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.
Нравственное воспитание является наиболее важным аспектом формирования и
развития личности ребенка и включает формирование его отношений с родителями,
другими людьми, коллективом, обществом, обязанностям и самому себе.
Психологи установили, что возраст начальной школы характеризуется повышенной
восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в правдивость всего, что изучается
и говорится. Эти характеристики являются ключом к успешному обучению младших
школьников. Дети непосредственны и легковерны. Взрослые должны обращать
внимание на признаки честности, порядочности и прямолинейности в мышлении и
поведении детей.
В этом возрасте открываются большие возможности для систематического и
последовательного нравственного воспитания детей.
Как мы можем помочь нашим детям стать такими, какими мы хотим быть: мудрыми,
добрыми, сострадательными, добрыми?
Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является
культура поведения. Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:
1. Воспитание уважения к людям.
2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в
общественных местах.
3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.
Воспитание уважения к людям.
В основном это осуществляется через семейное воспитание. Каковы отношения в
семье, таким будет отношение детей к вам и окружающим. То, что ребенок видит
каждый день в семье, обязательно перенесется во взрослую жизнь.
Образование человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к себе
начинаются с детства. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает модели
поведения, которые ему навязывает семья. Если в повседневной жизни ребенок
замечает грубость, обман и равнодушие, если в семье ребенок учится раскрашивать
жизнь только черными красками, ему трудно помочь жить по законам добра.
Помните:
- Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он
очень скоро вернёт их вам.
- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.
- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и
человечности.
- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.
Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего
ребёнка.
Семья должна научить ребенка не только законам человеческого существования, но и
законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда включать и выключать
музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как разговаривать с
незнакомым человеком.
В каком возрасте эти правила можно вводить в поле зрения ребенка?
С первых лет жизни. Они постепенно реализуются не в виде абстрактных понятий, а в
живых впечатлениях от окружающей жизни. Здесь недостаточно приобщить детей к
нормам нравственного поведения, важно строить на них всю свою повседневную
жизнь.
Дети должны понимать, что их слова и действия не безразличны к людям, но как-то
связаны с окружающими их людьми, что каждое их движение - это испытание. Что
делать: добро или зло?
Дети всегда являются носителями определенных ценностей. Переходя из одного
сообщества в другое, из одного коллектива в другой, человек привносит в мир людей
свои системы ценностей и требования. Знают ли они, что каждое действие, каждое
желание отражается в людях? Они сознательно проверяют свои действия: причиняю
ли я людям вред, неудобства? Могу ли я бескорыстно творить добро?
С возрастом дети увидят внутри себя борьбу между добром и злом, и их совесть
заговорит. Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все действия и
переживания человека. Если он поступил хорошо, то в душе он испытывает мир и
покой. И наоборот, совершив плохой поступок, он испытывает угрызения совести.
Совесть - основа общечеловеческой морали, из которой вытекают все правила
поведения.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и
пишется достаточно много.
Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их.
Причин этому несколько:
- дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая
и легко устранимая.
- некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно
выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется
неоднократным упражнением.
- иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но… не
выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия волевого усилия в
достижении чего-то.
- часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их
просто придумали взрослые.
Взрослые также играют важную роль в формировании культуры поведения в
общественных местах. Например, они должны прежде всего понаблюдать за своим
поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которое воспитывается
не с помощью морализации, какой-то особой морализации, а во всех отношениях, из
образа жизни, из отношений, которые существуют в семье.
Если отец всю жизнь приносит маме цветы, он не забывает поздравить с юбилеем и
подарить что-нибудь красивое и приятное, когда он уходит на работу и возвращается к
ней, целует маму, ребенок сделает то же самое. То же самое в отношениях с его
матерью и с матерями своих детей. Грубость детей по отношению к родителям в
большинстве случаев возникает из-за того, что в отношениях между ними царили
бестактность и грубость.
Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок
учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не
грубо.
Советы родителям:
1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание
действовать назло.
2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и
одежду, подготовиться к встрече гостей).
3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-
то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.
4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.
5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще
никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура
поведения в музее, кинотеатре» и т.д.
7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример.
Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко
нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних
родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив,
без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело? Дело во многом, в том
числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.
Не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей
говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и
родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите
окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.
Культура речи.
Наша речь насыщенна. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов от
взрослых и детей. Всем известна недопустимость резких слов в семье. Позвольте мне
сосредоточиться на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и почему. Гнев, как и
насморк, - очень актуальная проблема, и ее нельзя игнорировать. В гневе мы теряем
голову и общаемся с детьми, как с нашими врагами: мы кричим, мы унижаем. Но
нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям..
Разве это не причина побегов из дома, изоляции, страха у детей? И некоторые
родители должны подумать, нужно ли умерить свой гнев по отношению к своим
детям. Вот несколько советов по этому поводу, которые дает психолог:
1. Назовите вслух своё чувство.
- осторожно, пора остановиться
- я очень недовольна, я рассержена
- я разгневана, но это скоро пройдет
2. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном
настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините
ребёнка.
3. Посмотрите в окно, переключите внимание.
Гнев пройдет, не причиняя никому вреда. А потом, спокойно, тихо поговорите со
своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.
А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно,
уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни.
Заключение.
«Всё начинается с дома».
С. Соловейчик высказал следующую мысль: «Не обязательно страстно любить детей,
будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то,
во всём или ни в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух
родителей или из 4 дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта
любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна
обладает педагогической силой». Возможно, это одно из правил воспитания «домом».
Отцовский дом ... Здесь начинается все самое важное и самое главное в жизни
ребенка. Так пусть же все в нём будет гармоничным, наполненным высокой
духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким,
укрощайте свой гнев, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей,
умножайте добро.
Литература:
1. С. Соловейчик «Педагогика для всех». - СПб: Издательство «АСТ», 2018г.