Напоминание

Рабочая программа по предмету Мир природы и человека (1 подготовительный класс)


Автор: Афанасьева Алёна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Ермолаевская КШИ
Населённый пункт: РБ, Куюргазинский район, с. Ермолаево
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по предмету Мир природы и человека (1 подготовительный класс)
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

В классе обучаются 6 воспитанников. Данная программа предназначена для детей с

лёгкой степенью умственной отсталости, при выполнении программы планируется реализация

дифференцированного подхода.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Ермолаевская

КШИ, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

подготовительный класс

1 – 4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. Москва

«Просвещение», 2013 г. и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ № 1599 от 19

декабря 2014 года, ориентирована на учебник Мир природы и человека 1* класс. С.В.

Кудрина Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные

основные общеобразовательные программы М., «Владос», 2019г.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1дополнительного

класса первого года обучения.

Срок реализации рабочей программы: 1 год (2021 - 2022 учебный год).

Цели образования с учетом специфики учебного предмета.

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением

интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и

способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную

деятельность.

Целью рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» является формирование

естествоведческих знаний, развитие у обучающихся понятийного мышления на основе

сведений о живой и неживой природе.

Для достижения поставленной цели решаются следующие коррекционнообразовательные и

воспитательные задачи:

обогащать и уточнять активный и пассивный словарь;

уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания

об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления о

взаимосвязи живой и неживой природы,

вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные

описания;

формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

конкретизировать понятийный аппарат, развивать аналитико-синтетическую деятельность

обучающихся на основе предоставляемого материала;

вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-

следственные связи;

развивать зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;

корригировать нарушения эмоционально - волевой личностной сферы обучающихся;

формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить

детей бережному отношению к природе.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, с учетом

преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Курс «Мир природы и

человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем

представлены

тематические

блоки,

последовательность

и

время

изучения

которых

варьируется учителем самостоятельно, с опорой на учебный план школы. На уроках

используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи,

макеты, гербарии, коллекции.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого

количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе

описаний объектов природы или

природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под

руководством учителя.

Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» реализовываются на уроках таких

предметных областей, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Технология».

Оценки по предмету «Мир природы и человека» в 1 дополнительном классе не

выставляются. В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные

результаты.

Особенности организации учебного процесса.

Учебный процесс организуется в форме урока. Продолжительность урока установлена

календарным графиком - 35 минут.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана

для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и

служит основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение»,

«Биология», «География».

Согласно учебного плана ГБОУ Ермолаевская КШИ на 2021-2022 учебный год, на

реализацию рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» в 1 дополнительном

классе выделено 2 часа в неделю.

Количество учебных недель, согласно календарного графика - 33.

Планируемые личностные результаты обучения:

-

осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

-

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении;

-

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского

сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в

организации обучения;

-

способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при

взаимодействии в совместной деятельности;

-

владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

-

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.

е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

-

осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации

через содержание курса «Мир природы и человека»;

-

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей;

-

овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

-

демонстрировать поведение на улице, в помещениях, адекватное ситуации

-

выполнять действия по инструкции учителя, взрослого по формированию навыка

безопасного поведения в различных ситуациях

-

узнавать и показывать на иллюстрациях знакомые объекты живой и неживой природы,

называть их с помощью учителя

-

-узнавать на иллюстрациях четыре времени года

Оптимальный уровень

-

соотносить свое поведение с поведением окружающих, корректировать поведение в

зависимости от ситуации

-адекватно реагировать на замечания и предложения, моделировать свое поведение в

соответствии с ситуацией

-узнавать, называть и показывать изученные объекты живой и неживой природы в

натуральном виде и на иллюстрациях, составлять небольшой рассказ об изученном объекте

-узнавать, отличать и классифицировать объекты живой и неживой природы

В календарно - тематическом планировании в графе «планируемые результаты» прописан

достаточный уровень.

Содержание учебного предмета

Безопасное поведение

Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила

поведения в школе.

Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф.

Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности

дежурного.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Одежда, обувь - назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход.

Семья.

Знакомство с распорядком дня.

Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом.

Неживая природа

Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью

видна на небе, не греет).

Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром

просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей

читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).

Живая природа

Растения

Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим

признакам. Употребление в пищу.

Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим

признакам. Употребление в пищу.

Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав,

деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.

Животные

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую

пользу приносит человеку.

Насекомые - муха, пчела. Польза и вред

Человек

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая.

Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир природы и

человека»

Тема

Кол

Дата

Дата

Примечание

1

Наш класс.

Названия предметов, находящихся в

классе.

1

1.09

2

Личные учебные вещи.

1

2.09

3

Имена товарищей в классе. Имя и

отчество учителя.

1

8.09

4

Наша школа.

Знакомство со школой. Экскурсия

по школе.

1

9.09

5

Режим дня. Правила личной

гигиены: уход за телом, волосами,

зубами.

1

15.09

6

Уход за одеждой и обувью.

1

16.09

7

Режим питания. Столовая.

1

22.09

8

Режим дня. Спальня. Название

мебели, спальных

принадлежностей.

1

23.09

9

Осень.Признаки осени.Наблюдения

за погодой.

1

29.09

10

Растения осенью. Экскурсия в

школьный сад.

1

30.09

11

Овощи. Вкус, цвет, форма,

величина.

2

6.10

7.10

12

Ягоды. Вкус, форма, величина.

1

13.10

13

Экскурсия в природу. Сбор листьев,

шишек.

1

14.10

14

Дикие животные осенью.

2

20.10

21.10

15

Домашние животные осенью и их

детёныши.

2

27.10

28.10

2 четверть

1-2

Дикие и домашние животные.

2

10.11

11.11

3-4

Город и село. Различие города и

села.

2

17.11

18.11

5-6

Транспорт.

2

24.11

25.11

7-8

Зима. Признаки зимы: мороз снег,

замерзание воды. Наблюдения за

погодой.

2

1.12

2.12

9-10

Зимняя одежда и обувь.

2

8.12

9.12

11

Зимние развлечения детей

1

15.12

12

Новогодний праздник.

Составление рассказа.

1

16.12

13

Зима. Повторение признаков зимы.

1

22.12

14-

15

Труд людей зимой. Составление

рассказа.

2

23.12

29.12

16

Птицы зимой: воробьи, синицы,

вороны.

1

30. 12

3 четверть

1

Подкормка птиц. Кормушки.

1

19.01

2

Зимние игры на прогулках.

Составление рассказа.

1

20.01

3

Наш дом.Моё имя, фамилия, мои

родные.

1

26.01

4

День рождения Армии.

1

27.01

6

Труд взрослых. Выполнение

1

2.02

поручений в семье.

7

Праздник 8 марта. Поздравление

мам.

1

3.02

8-9

Мой адрес. Дорога от школы до

дома.

2

9.02

10.02

10

Транспорт. Правила поведения в

транспорте

1

24.02

11

Правила дорожного движения

1

2.03

12

Метро. Заочная экскурсия.

1

3.03

13

Весна

1

9.03

14

Характерные признаки: потепление,

таяние снега, прилёт птиц.

1

10. 03

15

Сад и огород. Составление рассказа

по картине.

1

16.03

16

Сад и огород

1

17.03

17

Деревья и кустарники.

1

23.03

18

Сад и огород. Цветы: тюльпаны,

пионы.

1

6.04

19

Труд людей в саду и огороде.

1

24.03

4 четверть

1

Природа весной.

1

7.04

2

Экскурсия в природу.

1

13.04

3

Посадка комнатных растений.

1

20.04

4

День Победы.

1

21.04

5

Там, где была война.

1

27.04

6

Просмотр фильма.

1

28.04

7

Москва-столица

1

4.05

8

России.

1

5.05

9

Красная площадь.

1

12.05

10

Заочная экскурсия по Красной

площади.

2

18.05

19.05

11

Повторение пройденного.

1

25.05

Контрольно- измерительные материалы по предмету

«Мир природы и человека»

1 дополнительный класс

Ученик ___________________________________________________________

1.Называет свое имя, фамилию, возраст, пол.

Инструкция: как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет?

2. Называет имена и отчества учителей, воспитателей; ближайших родственников

Инструкция: как зовут маму? И т.д.

3. Называет изучаемые объекты и явления живой и неживой природы

Инструкция. Рассмотри картинки. Назови объекты живой и неживой природы.

4. Знает и называет времена года, их отличительные признаки

Инструкция: назови время года на картинке. Почему ты так думаешь? (назвать несколько

признаков времени года). Какое время года сейчас?

5. Знает части суток.

Инструкция: посмотри на картинки. Здесь нарисованы утро, день, вечер и ночь - это

части суток. На какой картинке нарисовано утро, день, вечер и ночь? Почему ты так думаешь?

(назвать несколько признаков). Какое время суток сейчас?

6. Знает сигналы светофора. На какой сигнал можно переходить дорогу?

7. Ориентируется в схеме тела человека на картинке и на себе.

Инструкция: Покажи правую руку, положи ее на правую ногу. Покажи левую руку, возьмись

за левое ухо и т.д..

8. Знает правила личной гигиены.

- Что надо делать по утрам, чтобы быть здоровым?

- Как чистить зубы?

-Что надо делать перед сном?

9. Узнает и называет конкретные предметы из ближайшего окружения и на предметных

картинках. Владеет обобщающими понятиями (по лексическим темам).

- Что это? Назови, одним словом.

-домашние животные

-дикие животные

10. Классификация предметов « 4 лишний»

- Что здесь лишнее?

- Почему? Назови отличие.

- Назови, одним словом три оставшихся предмета.



В раздел образования