Автор: Афанасьева Алёна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Ермолаевская КШИ
Населённый пункт: РБ, Куюргазинский район, с. Ермолаево
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по предмету Мир природы и человека (1 подготовительный класс)
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
В классе обучаются 6 воспитанников. Данная программа предназначена для детей с
лёгкой степенью умственной отсталости, при выполнении программы планируется реализация
дифференцированного подхода.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Ермолаевская
КШИ, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный класс
1 – 4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. Москва
«Просвещение», 2013 г. и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ № 1599 от 19
декабря 2014 года, ориентирована на учебник Мир природы и человека 1* класс. С.В.
Кудрина Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы М., «Владос», 2019г.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1дополнительного
класса первого года обучения.
Срок реализации рабочей программы: 1 год (2021 - 2022 учебный год).
Цели образования с учетом специфики учебного предмета.
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением
интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и
способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную
деятельность.
Целью рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» является формирование
естествоведческих знаний, развитие у обучающихся понятийного мышления на основе
сведений о живой и неживой природе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие коррекционнообразовательные и
воспитательные задачи:
обогащать и уточнять активный и пассивный словарь;
уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания
об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления о
взаимосвязи живой и неживой природы,
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания;
формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
конкретизировать понятийный аппарат, развивать аналитико-синтетическую деятельность
обучающихся на основе предоставляемого материала;
вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-
следственные связи;
развивать зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;
корригировать нарушения эмоционально - волевой личностной сферы обучающихся;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить
детей бережному отношению к природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, с учетом
преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Курс «Мир природы и
человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем
представлены
тематические
блоки,
последовательность
и
время
изучения
которых
варьируется учителем самостоятельно, с опорой на учебный план школы. На уроках
используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи,
макеты, гербарии, коллекции.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе
описаний объектов природы или
природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под
руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» реализовываются на уроках таких
предметных областей, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Технология».
Оценки по предмету «Мир природы и человека» в 1 дополнительном классе не
выставляются. В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные
результаты.
Особенности организации учебного процесса.
Учебный процесс организуется в форме урока. Продолжительность урока установлена
календарным графиком - 35 минут.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана
для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и
служит основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение»,
«Биология», «География».
Согласно учебного плана ГБОУ Ермолаевская КШИ на 2021-2022 учебный год, на
реализацию рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» в 1 дополнительном
классе выделено 2 часа в неделю.
Количество учебных недель, согласно календарного графика - 33.
Планируемые личностные результаты обучения:
-
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
-
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в
организации обучения;
-
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
-
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.
е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
-
осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации
через содержание курса «Мир природы и человека»;
-
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
-
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
-
демонстрировать поведение на улице, в помещениях, адекватное ситуации
-
выполнять действия по инструкции учителя, взрослого по формированию навыка
безопасного поведения в различных ситуациях
-
узнавать и показывать на иллюстрациях знакомые объекты живой и неживой природы,
называть их с помощью учителя
-
-узнавать на иллюстрациях четыре времени года
Оптимальный уровень
-
соотносить свое поведение с поведением окружающих, корректировать поведение в
зависимости от ситуации
-адекватно реагировать на замечания и предложения, моделировать свое поведение в
соответствии с ситуацией
-узнавать, называть и показывать изученные объекты живой и неживой природы в
натуральном виде и на иллюстрациях, составлять небольшой рассказ об изученном объекте
-узнавать, отличать и классифицировать объекты живой и неживой природы
В календарно - тематическом планировании в графе «планируемые результаты» прописан
достаточный уровень.
Содержание учебного предмета
Безопасное поведение
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила
поведения в школе.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф.
Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности
дежурного.
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Одежда, обувь - назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход.
Семья.
Знакомство с распорядком дня.
Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом.
Неживая природа
Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью
видна на небе, не греет).
Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром
просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей
читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).
Живая природа
Растения
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим
признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим
признакам. Употребление в пищу.
Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав,
деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.
Животные
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.
Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую
пользу приносит человеку.
Насекомые - муха, пчела. Польза и вред
Человек
Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая.
Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир природы и
человека»
№
Тема
Кол
Дата
Дата
Примечание
1
Наш класс.
Названия предметов, находящихся в
классе.
1
1.09
2
Личные учебные вещи.
1
2.09
3
Имена товарищей в классе. Имя и
отчество учителя.
1
8.09
4
Наша школа.
Знакомство со школой. Экскурсия
по школе.
1
9.09
5
Режим дня. Правила личной
гигиены: уход за телом, волосами,
зубами.
1
15.09
6
Уход за одеждой и обувью.
1
16.09
7
Режим питания. Столовая.
1
22.09
8
Режим дня. Спальня. Название
мебели, спальных
принадлежностей.
1
23.09
9
Осень.Признаки осени.Наблюдения
за погодой.
1
29.09
10
Растения осенью. Экскурсия в
школьный сад.
1
30.09
11
Овощи. Вкус, цвет, форма,
величина.
2
6.10
7.10
12
Ягоды. Вкус, форма, величина.
1
13.10
13
Экскурсия в природу. Сбор листьев,
шишек.
1
14.10
14
Дикие животные осенью.
2
20.10
21.10
15
Домашние животные осенью и их
детёныши.
2
27.10
28.10
2 четверть
1-2
Дикие и домашние животные.
2
10.11
11.11
3-4
Город и село. Различие города и
села.
2
17.11
18.11
5-6
Транспорт.
2
24.11
25.11
7-8
Зима. Признаки зимы: мороз снег,
замерзание воды. Наблюдения за
погодой.
2
1.12
2.12
9-10
Зимняя одежда и обувь.
2
8.12
9.12
11
Зимние развлечения детей
1
15.12
12
Новогодний праздник.
Составление рассказа.
1
16.12
13
Зима. Повторение признаков зимы.
1
22.12
14-
15
Труд людей зимой. Составление
рассказа.
2
23.12
29.12
16
Птицы зимой: воробьи, синицы,
вороны.
1
30. 12
3 четверть
1
Подкормка птиц. Кормушки.
1
19.01
2
Зимние игры на прогулках.
Составление рассказа.
1
20.01
3
Наш дом.Моё имя, фамилия, мои
родные.
1
26.01
4
День рождения Армии.
1
27.01
6
Труд взрослых. Выполнение
1
2.02
поручений в семье.
7
Праздник 8 марта. Поздравление
мам.
1
3.02
8-9
Мой адрес. Дорога от школы до
дома.
2
9.02
10.02
10
Транспорт. Правила поведения в
транспорте
1
24.02
11
Правила дорожного движения
1
2.03
12
Метро. Заочная экскурсия.
1
3.03
13
Весна
1
9.03
14
Характерные признаки: потепление,
таяние снега, прилёт птиц.
1
10. 03
15
Сад и огород. Составление рассказа
по картине.
1
16.03
16
Сад и огород
1
17.03
17
Деревья и кустарники.
1
23.03
18
Сад и огород. Цветы: тюльпаны,
пионы.
1
6.04
19
Труд людей в саду и огороде.
1
24.03
4 четверть
1
Природа весной.
1
7.04
2
Экскурсия в природу.
1
13.04
3
Посадка комнатных растений.
1
20.04
4
День Победы.
1
21.04
5
Там, где была война.
1
27.04
6
Просмотр фильма.
1
28.04
7
Москва-столица
1
4.05
8
России.
1
5.05
9
Красная площадь.
1
12.05
10
Заочная экскурсия по Красной
площади.
2
18.05
19.05
11
Повторение пройденного.
1
25.05
Контрольно- измерительные материалы по предмету
«Мир природы и человека»
1 дополнительный класс
Ученик ___________________________________________________________
1.Называет свое имя, фамилию, возраст, пол.
Инструкция: как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет?
2. Называет имена и отчества учителей, воспитателей; ближайших родственников
Инструкция: как зовут маму? И т.д.
3. Называет изучаемые объекты и явления живой и неживой природы
Инструкция. Рассмотри картинки. Назови объекты живой и неживой природы.
4. Знает и называет времена года, их отличительные признаки
Инструкция: назови время года на картинке. Почему ты так думаешь? (назвать несколько
признаков времени года). Какое время года сейчас?
5. Знает части суток.
Инструкция: посмотри на картинки. Здесь нарисованы утро, день, вечер и ночь - это
части суток. На какой картинке нарисовано утро, день, вечер и ночь? Почему ты так думаешь?
(назвать несколько признаков). Какое время суток сейчас?
6. Знает сигналы светофора. На какой сигнал можно переходить дорогу?
7. Ориентируется в схеме тела человека на картинке и на себе.
Инструкция: Покажи правую руку, положи ее на правую ногу. Покажи левую руку, возьмись
за левое ухо и т.д..
8. Знает правила личной гигиены.
- Что надо делать по утрам, чтобы быть здоровым?
- Как чистить зубы?
-Что надо делать перед сном?
9. Узнает и называет конкретные предметы из ближайшего окружения и на предметных
картинках. Владеет обобщающими понятиями (по лексическим темам).
- Что это? Назови, одним словом.
-домашние животные
-дикие животные
10. Классификация предметов « 4 лишний»
- Что здесь лишнее?
- Почему? Назови отличие.
- Назови, одним словом три оставшихся предмета.