Напоминание

Методика написания сочинения-рассуждения по теме задания 9.3 ОГЭ


Автор: Петрова Сааскылаана Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Хомустахская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Хомустах, МР "Усть-Алданский район", Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика написания сочинения-рассуждения по теме задания 9.3 ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Методика написания сочинения-рассуждения по теме задания 9.3 ОГЭ

Цель: формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста,

в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

предметные: расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи,

отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-

содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать

связное монологическое высказывание.

метапредметные: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых

впечатлений.

личностные: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание сострадания, чуткого, доброго отношения к

людям.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся, развитие умения решать образовательные

(«лингвистические») задачи.

Методы урока: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Оборудование: презентация.

Композиция сочинения (каждый последующий абзац должен содержать новую информацию)

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

4 абзац – вывод.

Вопрос

ответ

пример

Как начать

Дать толкования

слова

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми,

основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и

увлечениях.

Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого

человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным,

должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся

Начать с вопроса и

ответа на данный

вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное

качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других,

сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с

небольшого

рассуждения об

актуальности и

жизненности этого

этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди

должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому

человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое

отношение к людям, так нужна сегодня.

Начать с чьего -

либо

высказывания и

его

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский

писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая

форма человеческого

существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не

комментирования

способен на добрые поступки, на сочувствие…

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий

философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в

судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам

Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое

никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне

времени: оно всегда будет необходимо людям.

Как связать

вступление

и

аргументы?

Можно связать

вступление и

аргументацию

такими

предложениями

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и

жизненному опыту.

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и

жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО

автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к

предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Как ввести в

сочинение

аргументы?

Есть несколько

вариантов. Пробуй,

что тебе больше

понравится.

Возможно, что ты

придумаешь что-то

своё.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса

возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том,

что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из

жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор

рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу

рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность»,

приведу пример из жизни. =

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с

примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.

Что такое

аргумент,

основанный

на

жизненном

опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому

стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его

необходимо процитировать.

Как

завершить

сочинение?

Вывод надо писать,

обязательно

используя речевые

сигналы

завершения

работы. Это могут

быть различные

скрепы.

Думаю

,

мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки,

которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее,

чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом,

проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые

поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра

и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …



В раздел образования