Автор: Зайкина Виктория Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ АЗОВ ШАХМАТНОЙ НАУКИ СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ"
Раздел: дополнительное образование
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ АЗОВ ШАХМАТНОЙ НАУКИ
СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ
Автор: Зайкина Виктория Леонидовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»,
город Норильск
Все мы работаем с детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста по разным шахматным программам, но цель первого
года обучения (а в садах и всей программы) у нас одна - обучение детей
азам шахматной грамоты. Следовательно, и блоки тем у нас схожи.
Поэтому сначала хочу поговорить о том, что нужно знать детям, чтобы
хорошо играть в шахматы!
А знать они должны основные правила шахматистов любого
возраста: сразу хочу отметить, что в школьном курсе шахмат данная тема
выделена на втором году обучения, но это не значит, что до этого дети не
должны соблюдать основные правила игры. Я, например, работая по
двухгодичной программе с дошкольниками по 2 часа в неделю, первые 4
правила ввожу уже с середины октября первого года обучения.
Итак, вот эти правила:
1. Перед началом партии (или отработки практического навыка игры
на занятии) и после её окончания партнеры должны пожать друг
другу руки.
(Когда у меня начинается работа с фигурами
непосредственно на доске, я ввожу данное правило, а затем из
занятия в занятие напоминаю малышам об этой традиции).
2. Одно из основных правил шахмат: «Взялся – ходи!» Если при своём
ходе игрок дотронулся до своей фигуры или пешки, то должен
сделать любой возможный ход этой фигурой. А если дотронулся до
чужой фигуры или пешки, то обязан побить её любым возможным
способом.
3. Во время обдумывания своего хода нельзя передвигать фигуры и
делать какие-либо пометки на бумаге. Все варианты шахматисты
рассматривают в уме. (Я работаю с дошкольниками 5-7 лет, поэтому
это правило у меня каждое занятие звучит чуть по-другому «Смотри
– думай - двигай».)
4. Ход считается завершённым, если игрок передвинул фигуру и отнял
от неё руку. Если рука ещё не отнята, то можно сделать любой
другой ход той фигурой, до которой игрок дотронулся. Изменить
своё решение и взять ход назад нельзя. Поэтому каждый свой ход
нужно
внимательно
обдумывать.
Поэтому
это
правило
перекликается с предыдущим: сначала смотри, потом думай, а уж
только после этого двигай.
5. Во время партии разговаривать нельзя – ни с партнером, ни с
другими ребятами, можно только предложить ничью, сделав
предварительно свой ход на доске. (На первом году обучения я не
вдаюсь в подробности окончания игры, а предлагаю детям 4-ое
«золотое» правило: «Шахматы любят тишину».
6. Если во время партии или практической отработки каких-либо
навыков у ребёнка появился вопрос, нужно поднять руку, судья или
педагог подойдёт и на него ответит.
7. Если игрок хочет поправить неаккуратно стоящую фигуру, то
должен вначале сказать: «Поправляю!» Поправлять фигуры можно
только при своём ходе.
Правила игры мы повторяем с детьми перед каждой практической
частью с целью предупреждения ошибок.
Я для себя при работе с дошкольниками выделяю следующие правила,
которые повторяю на каждом занятии, где есть какая-либо практическая
работа:
1.
Белые всегда ходят первыми.
2.
«Тронул – ходи!»
3.
«Смотри – думай – двигай!»
4.
Золотое правило «Шахматы любят тишину!»
Рекомендации к применению дидактического материала по темам
блока «Шахматные фигуры»
Теперь, когда мы освежили в памяти правила игры, перейдём к
блоку «Шахматные фигуры»
В начале учебного года идут темы на одно занятие (например,
«Шахматная доска»), а в последующем начинаются темы, посвященные
ходам фигур, где необходимо углубленное изучение каждой фигуры, а
также очень важна практическая часть, где дети должны обязательно
потрогать того же ферзя или ладью, поиграть ими, закрепив полученные
знания.
Закрепление изученного, практика игры включает в себя работу над
дидактическими заданиями и упражнениями разного уровня сложности,
которые ребёнок должен выполнить либо на данном занятии, либо на
нескольких занятиях по одной теме.
В рамках школы одного урока в неделю всегда мало, поэтому мы
рекомендуем повторять и закреплять полученные навыки дома.
Особое
место
мы
отводим
домашнему
заданию.
Если
есть
возможность, можно предлагать детям раскраски по
тематике занятия.
Я, работая много лет с дошкольниками по программе
«В гостях у Каиссы», пришла к выводу, что без помощи и
внимания родителей мои усилия по обучению детей игре в
шахматы часто становятся тщетными.
Чаще всего родители, ссылаясь на неумение играть в
шахматы
и
отсутствие
времени,
не
поддерживают
здоровый интерес ребёнка к игре дома.
Поэтому я написала для родителей сборник советов
для домашней работы с детьми после изучения отдельных тем. Эти
советы призваны повысить роль родителей в реализации интересов своих
детей, поддержать и развить стремление малышей к новой и полезной для
них игре.
Все рекомендации, рассмотренные в этом сборнике, относятся к первому
году обучения игре в шахматы, а именно:
Знакомство с фигурами;
Шахматная доска;
Правила хода и взятия фигурами и пешками;
Ценность фигур.
Каждая новая тема первого года обучения у меня начинается с
дидактической сказки (вы можете найти их в интернете, но я написала
свои
сказки,
героем
которых
стал
маленький
гномик
Каисик,
путешествующий по Шахматному королевству, находясь в гостях у своей
тёти, шахматной феи Каиссы). В каждой такой сказке обязательно в
непринуждённой форме рассказаны те или иные правила. Эти правила
необходимо запомнить и научиться применять. Но время занятий (2 раза
в неделю по 25 минут) не позволяет постоянно повторять теоретический
материал на занятии, поэтому я обращаюсь за помощью к родителям с
целью закрепления теории дома.
Все дидактические сказки и советы по теме вывешиваются в группах
для ознакомления родителей.
Планирование занятия по теме «Ферзь
А теперь предлагаю вам рассмотреть использование простейшего
дидактического материала при проведении занятия по теме «Ферзь». У
меня по программе на эту тему дается 4 часа («Ферзь. Ходы и взятия
ферзем» - 2ч, «Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек» - 2ч), в школе
в плане первого года обучения в разделе «Шахматные фигуры» на эту
тему предлагается 1час. В школе место ферзя в начальном положении
уже рассматривалось в общей теме «Шахматные фигуры и начальное
положение», поэтому тратить драгоценное время на повторение не имеет
смысла.
Предлагаю примерный план школьного
занятия по теме «Ферзь»:
1.
Повторение:
Вопросы: Как ходит слон? Как ходит
ладья?
Предлагаем детям выполнить задания,
выставленные на доске:
1.
Вывести из окружения слона всеми возможными способами,
показать «дорожки» магнитами.
Учитель убирает магниты и слона, вместо него на то же поле ставит
ладью, и дублирует задание:
2. Вывести из окружения ладью всеми возможными способами,
показать «дорожки» магнитами.
Хвалим, раздаём награды умницам
и переходим к объяснению нового
материала.
Объяснение нового материала
«Ферзь». Мы используем сказки,
рассказы о ферзе, которых сейчас очень много в интернете. Вы можете
выбрать
то,
что
подойдет
вам
и
вашим
воспитанникам
или
воспользоваться
пособием
для
учителя.
В
любой
дидактической
шахматной сказке присутствует теоретический материал по теме занятия.
В нашей сказке обязательно должна прозвучать информация о
начальном положении ферзя и о том, что ферзь ходит и бьёт как ладья,
и как слон.
После этого закрепляем изученный материал
на той же схеме,
которая была у нас вначале занятия, только теперь вместо ладьи и слона
вы ставите на нужное поле ферзя.
Перед выполнением задания еще раз напомнить детям, что ферзь
ходит как слон, и как ладья.
Задание:
Вывести
из
окружения
ферзя
всеми
возможными
способами,
показать «дорожки» магнитами.
Хвалим, еще раз повторяем теорию.
Практическая часть: закрепление изученного. Вариант задания:
- выведи ферзя из окружения за один ход, за два хода (усложнение
вариантов)
Слайд №16
Домашнее задание.
Послушай сказку и выполни задание на карточке:
Однажды, давным-давно со всех шахматных стран собрались на
Необитаемом острове 8 ферзей на свой ежегодный слёт. И после
обсуждения всех вопросов они решили отдохнуть и поиграть в
подвижные игры.
- А давайте, поиграем в прятки?! – предложил один из ферзей.
- Давайте, давайте, - поддержали его все остальные.
Вышли ферзи на шахматное поле и разбежались в разные стороны,
а вы, ребята, расставьте ферзей так, чтобы их пути не пересекались ни
по горизонталям, ни по вертикалям, ни по диагоналям.
У этой задачи 96 вариантов правильного ответа, поэтому дети с
удовольствием ищут правильные варианты. Нашёл хоть один, ты
молодец.
По аналогии с закреплением в теме «Ферзь», можно предложить
задания и по другим фигурам:
Закрепляя тему «Ладья», можно предложить такие задания:
- Найди ладью, которая не может выйти из окружения. Объясни свой
выбор (повторение теории по теме «Ходы ладьёй»)
- Можно ли вывести ладью из окружения за 1 ход? Выведи ладью из
окружения за два хода (усложнение).
- Проведите ладью за 6 ходов до поля, где растёт клубничка, обходя
мухоморы.
При закреплении темы «Конь» можно
предложить такое задание:
- Быстрейшим образом уничтожить фигуры соперника
(пешки неподвижны).
При закреплении темы «Король» можно предложить такое
задание
:
Задание «Два короля»
Два короля пошли собирать клубнику навстречу друг другу.
Соберите столько клубники, сколько сможете. В конце
задания нужно объяснить результат, к которому пришли дети
(короли). (одна клубника должна остаться на доске, так
как короли рядом не стоят, соответственно ни один из них не может
съесть последнюю клубничку)
Задание «Два короля» (вариант №2)
Проведи
черного
короля
до
любого
поля
первой
горизонтали, а белого короля – до любого поля 8
горизонтали. Вертикаль мухоморов пересекать нельзя.
Ходят оба короля (участвует вся группа по очереди).
Цель: повторение и закрепление темы «Ходы королем»
Вы познакомились с методикой проведения шахматного занятия на
примере Ферзя. Каждое занятие по новой фигуре при ограниченном
количестве часов можно строить по данной схеме с использованием
простейших дидактических заданий, используя прием усложнения.