Напоминание

"ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ АЗОВ ШАХМАТНОЙ НАУКИ СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ"


Автор: Зайкина Виктория Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ АЗОВ ШАХМАТНОЙ НАУКИ СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ АЗОВ ШАХМАТНОЙ НАУКИ

СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ

Автор: Зайкина Виктория Леонидовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр внешкольной работы»,

город Норильск

Все мы работаем с детьми старшего дошкольного и младшего

школьного возраста по разным шахматным программам, но цель первого

года обучения (а в садах и всей программы) у нас одна - обучение детей

азам шахматной грамоты. Следовательно, и блоки тем у нас схожи.

Поэтому сначала хочу поговорить о том, что нужно знать детям, чтобы

хорошо играть в шахматы!

А знать они должны основные правила шахматистов любого

возраста: сразу хочу отметить, что в школьном курсе шахмат данная тема

выделена на втором году обучения, но это не значит, что до этого дети не

должны соблюдать основные правила игры. Я, например, работая по

двухгодичной программе с дошкольниками по 2 часа в неделю, первые 4

правила ввожу уже с середины октября первого года обучения.

Итак, вот эти правила:

1. Перед началом партии (или отработки практического навыка игры

на занятии) и после её окончания партнеры должны пожать друг

другу руки.

(Когда у меня начинается работа с фигурами

непосредственно на доске, я ввожу данное правило, а затем из

занятия в занятие напоминаю малышам об этой традиции).

2. Одно из основных правил шахмат: «Взялся – ходи!» Если при своём

ходе игрок дотронулся до своей фигуры или пешки, то должен

сделать любой возможный ход этой фигурой. А если дотронулся до

чужой фигуры или пешки, то обязан побить её любым возможным

способом.

3. Во время обдумывания своего хода нельзя передвигать фигуры и

делать какие-либо пометки на бумаге. Все варианты шахматисты

рассматривают в уме. (Я работаю с дошкольниками 5-7 лет, поэтому

это правило у меня каждое занятие звучит чуть по-другому «Смотри

– думай - двигай».)

4. Ход считается завершённым, если игрок передвинул фигуру и отнял

от неё руку. Если рука ещё не отнята, то можно сделать любой

другой ход той фигурой, до которой игрок дотронулся. Изменить

своё решение и взять ход назад нельзя. Поэтому каждый свой ход

нужно

внимательно

обдумывать.

Поэтому

это

правило

перекликается с предыдущим: сначала смотри, потом думай, а уж

только после этого двигай.

5. Во время партии разговаривать нельзя – ни с партнером, ни с

другими ребятами, можно только предложить ничью, сделав

предварительно свой ход на доске. (На первом году обучения я не

вдаюсь в подробности окончания игры, а предлагаю детям 4-ое

«золотое» правило: «Шахматы любят тишину».

6. Если во время партии или практической отработки каких-либо

навыков у ребёнка появился вопрос, нужно поднять руку, судья или

педагог подойдёт и на него ответит.

7. Если игрок хочет поправить неаккуратно стоящую фигуру, то

должен вначале сказать: «Поправляю!» Поправлять фигуры можно

только при своём ходе.

Правила игры мы повторяем с детьми перед каждой практической

частью с целью предупреждения ошибок.

Я для себя при работе с дошкольниками выделяю следующие правила,

которые повторяю на каждом занятии, где есть какая-либо практическая

работа:

1.

Белые всегда ходят первыми.

2.

«Тронул – ходи!»

3.

«Смотри – думай – двигай!»

4.

Золотое правило «Шахматы любят тишину!»

Рекомендации к применению дидактического материала по темам

блока «Шахматные фигуры»

Теперь, когда мы освежили в памяти правила игры, перейдём к

блоку «Шахматные фигуры»

В начале учебного года идут темы на одно занятие (например,

«Шахматная доска»), а в последующем начинаются темы, посвященные

ходам фигур, где необходимо углубленное изучение каждой фигуры, а

также очень важна практическая часть, где дети должны обязательно

потрогать того же ферзя или ладью, поиграть ими, закрепив полученные

знания.

Закрепление изученного, практика игры включает в себя работу над

дидактическими заданиями и упражнениями разного уровня сложности,

которые ребёнок должен выполнить либо на данном занятии, либо на

нескольких занятиях по одной теме.

В рамках школы одного урока в неделю всегда мало, поэтому мы

рекомендуем повторять и закреплять полученные навыки дома.

Особое

место

мы

отводим

домашнему

заданию.

Если

есть

возможность, можно предлагать детям раскраски по

тематике занятия.

Я, работая много лет с дошкольниками по программе

«В гостях у Каиссы», пришла к выводу, что без помощи и

внимания родителей мои усилия по обучению детей игре в

шахматы часто становятся тщетными.

Чаще всего родители, ссылаясь на неумение играть в

шахматы

и

отсутствие

времени,

не

поддерживают

здоровый интерес ребёнка к игре дома.

Поэтому я написала для родителей сборник советов

для домашней работы с детьми после изучения отдельных тем. Эти

советы призваны повысить роль родителей в реализации интересов своих

детей, поддержать и развить стремление малышей к новой и полезной для

них игре.

Все рекомендации, рассмотренные в этом сборнике, относятся к первому

году обучения игре в шахматы, а именно:

Знакомство с фигурами;

Шахматная доска;

Правила хода и взятия фигурами и пешками;

Ценность фигур.

Каждая новая тема первого года обучения у меня начинается с

дидактической сказки (вы можете найти их в интернете, но я написала

свои

сказки,

героем

которых

стал

маленький

гномик

Каисик,

путешествующий по Шахматному королевству, находясь в гостях у своей

тёти, шахматной феи Каиссы). В каждой такой сказке обязательно в

непринуждённой форме рассказаны те или иные правила. Эти правила

необходимо запомнить и научиться применять. Но время занятий (2 раза

в неделю по 25 минут) не позволяет постоянно повторять теоретический

материал на занятии, поэтому я обращаюсь за помощью к родителям с

целью закрепления теории дома.

Все дидактические сказки и советы по теме вывешиваются в группах

для ознакомления родителей.

Планирование занятия по теме «Ферзь

А теперь предлагаю вам рассмотреть использование простейшего

дидактического материала при проведении занятия по теме «Ферзь». У

меня по программе на эту тему дается 4 часа («Ферзь. Ходы и взятия

ферзем» - 2ч, «Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек» - 2ч), в школе

в плане первого года обучения в разделе «Шахматные фигуры» на эту

тему предлагается 1час. В школе место ферзя в начальном положении

уже рассматривалось в общей теме «Шахматные фигуры и начальное

положение», поэтому тратить драгоценное время на повторение не имеет

смысла.

Предлагаю примерный план школьного

занятия по теме «Ферзь»:

1.

Повторение:

Вопросы: Как ходит слон? Как ходит

ладья?

Предлагаем детям выполнить задания,

выставленные на доске:

1.

Вывести из окружения слона всеми возможными способами,

показать «дорожки» магнитами.

Учитель убирает магниты и слона, вместо него на то же поле ставит

ладью, и дублирует задание:

2. Вывести из окружения ладью всеми возможными способами,

показать «дорожки» магнитами.

Хвалим, раздаём награды умницам

и переходим к объяснению нового

материала.

Объяснение нового материала

«Ферзь». Мы используем сказки,

рассказы о ферзе, которых сейчас очень много в интернете. Вы можете

выбрать

то,

что

подойдет

вам

и

вашим

воспитанникам

или

воспользоваться

пособием

для

учителя.

В

любой

дидактической

шахматной сказке присутствует теоретический материал по теме занятия.

В нашей сказке обязательно должна прозвучать информация о

начальном положении ферзя и о том, что ферзь ходит и бьёт как ладья,

и как слон.

После этого закрепляем изученный материал

на той же схеме,

которая была у нас вначале занятия, только теперь вместо ладьи и слона

вы ставите на нужное поле ферзя.

Перед выполнением задания еще раз напомнить детям, что ферзь

ходит как слон, и как ладья.

Задание:

Вывести

из

окружения

ферзя

всеми

возможными

способами,

показать «дорожки» магнитами.

Хвалим, еще раз повторяем теорию.

Практическая часть: закрепление изученного. Вариант задания:

- выведи ферзя из окружения за один ход, за два хода (усложнение

вариантов)

Слайд №16

Домашнее задание.

Послушай сказку и выполни задание на карточке:

Однажды, давным-давно со всех шахматных стран собрались на

Необитаемом острове 8 ферзей на свой ежегодный слёт. И после

обсуждения всех вопросов они решили отдохнуть и поиграть в

подвижные игры.

- А давайте, поиграем в прятки?! – предложил один из ферзей.

- Давайте, давайте, - поддержали его все остальные.

Вышли ферзи на шахматное поле и разбежались в разные стороны,

а вы, ребята, расставьте ферзей так, чтобы их пути не пересекались ни

по горизонталям, ни по вертикалям, ни по диагоналям.

У этой задачи 96 вариантов правильного ответа, поэтому дети с

удовольствием ищут правильные варианты. Нашёл хоть один, ты

молодец.

По аналогии с закреплением в теме «Ферзь», можно предложить

задания и по другим фигурам:

Закрепляя тему «Ладья», можно предложить такие задания:

- Найди ладью, которая не может выйти из окружения. Объясни свой

выбор (повторение теории по теме «Ходы ладьёй»)

- Можно ли вывести ладью из окружения за 1 ход? Выведи ладью из

окружения за два хода (усложнение).

- Проведите ладью за 6 ходов до поля, где растёт клубничка, обходя

мухоморы.

При закреплении темы «Конь» можно

предложить такое задание:

- Быстрейшим образом уничтожить фигуры соперника

(пешки неподвижны).

При закреплении темы «Король» можно предложить такое

задание

:

Задание «Два короля»

Два короля пошли собирать клубнику навстречу друг другу.

Соберите столько клубники, сколько сможете. В конце

задания нужно объяснить результат, к которому пришли дети

(короли). (одна клубника должна остаться на доске, так

как короли рядом не стоят, соответственно ни один из них не может

съесть последнюю клубничку)

Задание «Два короля» (вариант №2)

Проведи

черного

короля

до

любого

поля

первой

горизонтали, а белого короля – до любого поля 8

горизонтали. Вертикаль мухоморов пересекать нельзя.

Ходят оба короля (участвует вся группа по очереди).

Цель: повторение и закрепление темы «Ходы королем»

Вы познакомились с методикой проведения шахматного занятия на

примере Ферзя. Каждое занятие по новой фигуре при ограниченном

количестве часов можно строить по данной схеме с использованием

простейших дидактических заданий, используя прием усложнения.



В раздел образования