Напоминание

"Автоматизация звука [Р]"


Автор: Непомнящих Дарья Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект индивидуального занятия
Тема: "Автоматизация звука [Р]"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

способствовать обогащению словарного запаса; продолжать

учить определять место звука [Р] в слове;

продолжать учить составлять распространенные предложения;

формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р]

в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении

звука [Р];

развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: формировать

интерес достижения результата от выполненной

работы.

Оборудование:

Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; картинка для автоматизации звука [Р];

карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р]; картинки для составления

предложений.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять

следующие упражнения:

- «Чашечка»- 5 сек.

«Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем!»

- «Грибок»- 5 сек.

«Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!».

- «Маляр»- 5 раз.

«Мы покрасим потолок, маляром стал язычок,

Будет чистым – вот дела! Всё до дальнего угла!»

- «Вкусное варенье»- 5 раз.

«Мы вареньем, сладким чаем, всех знакомых угощаем!

С губ сотрем следы варенья, угощенья – объеденья!».

- «Лошадка»- 5 раз.

«Причешу лошадке хвостик и на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок, чтоб никто догнать не смог!».

-«Чистим зубки» - 3раза.

«Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый!».

-«Качели» - 5 раз.

«Вот весёлые качели – выше крыши подлетели!

На качелях вверх и вниз, ты качаться не ленись!».

III. Сообщение темы занятия.

- Отгадай загадки:

1. Пыль поднимает, деревья качает.

Воет – завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет, волны поднимает. (Ветер)

2. Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что в низу земля дрожит. (Гром)

3. Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла,

И сады и огороды

Всей округе полила. (Гроза)

4. Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути!..

В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])

- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:

- в начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.

- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.

IV. Автоматизация звука.

Повторение артикуляции звука [Р]:

- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.

- Когда мы произносим звук [Р]:

- в каком положении находятся губы? (в улыбке);

- а зубы? (их видно);

- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);

- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).

V. Задание на развитие фонематического слуха.

- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:

А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.

- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:

Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.

- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):

О Я Э

Р А И Р Р Ы

У Ы О

VI. Физкультминутка.

«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:

- Посмотри на картинки, назови их.

- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение.

VIII. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])

- Дай характеристику звука [Р].

- Вспомни и назови слова с этим звуком.

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания.



В раздел образования