Напоминание

"Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей"


Автор: Печкурова Ольга Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУДСКВ «Колокольчик»
Населённый пункт: с. Слободище, Дятьковского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУДСКВ «Колокольчик» с. Слободище, Дятьковского района

Методическая разработка

Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Подготовила:

учитель – логопед

Печкурова Ольга Васильевна

высшая квалификационная категория

Слободище

2021 г.

Пояснительная записка

Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы

по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические

рекомендации,

направленные

на запуск

речи

у

детей старше

3

лет

посредством игр и игрушек.

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в

возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с

временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом,

интеллектуальной

недостаточностью.

Однако,

для

всех

этих детей характерны отсутствие

мотивации к

речевой

деятельности,

несформированность коммуникативной функции речи.

Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит

не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных

действий, объединенных единством мотива.

- обозначения набора предметов или программ, предназначенных для

подобной деятельности

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам

процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры

и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную,

предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка

задания

повлиять

на

мотивационно-побудительный

уровень

речевой

деятельности.

Предложенные

игры

и

упражнения

можно

использовать

как

в

индивидуальной, так и в групповой работе.

1.

Игра на формирование орудийно-предметных действий

Игра "Прокати шарик"

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке. Оборудование:

желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. Ход игры:

взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба,

обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по

подражанию ребенок повторяет действия взрослого

Игры-стучалки

Игра "Выбей шарик"

Цель:

развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять

задания, подражая взрослому. Оборудование: игрушка лоток с цветными

шариками и молоточком. Ход игры: взрослый показывает ребенку

игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание

ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает ребенка к

самостоятельным действия

Игра "Посадим грибы"

Цель: формировать соотносящие действия.

Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы.

Ход игры:

взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит:

«Давай их посадим». Ребенок повторяет это действие по подражанию.

Если он затрудняется, используются совместные действия

Сенсорная коробка

• Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение

которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать,

исследовать, изучать, то, что находится внутри.

• Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными,

Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и

строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и

животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это

игрушка

универсальная,

которая

дает

возможность

детям

экспериментировать

Игра "Что в коробочке?"

Цель:

учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать

согласованность действий обеих рук.

Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с

закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы, логомарблс,

логопуговицы

1 вариант

Ход игры: Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его

внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку,

достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае

необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично

проходит игра со второй коробкой.

2 вариант

Ход игры: Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает

снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками.

Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку

сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и

отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок

закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку

круглой крышкой".

3 вариант

Ход игры:

Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же,

как и в первом варианте.

Игра "Дом животных"

Цель:

развивать соотносящие действия, учить выполнять задания,

используя метод проб.

Оборудование:

настольная игра "Дом животных" (прямоугольная

доска с вкладышами, изображающими животных). Ход игры: взрослый

показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных,

которые "живут в своих домиках". Ребенку предлагается "выпустить"

каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все

вкладыши, ему нужно найти и "вставить" животных на свои места. При

затруднениях используется метод проб

Домики с вкладышами

Игрушки с выскакивающими животными

Пирамидки

Игра "Собери пирамидку-качели"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять

задания, подражая взрослому.

Оборудование: игрушка пирамидка -качели.

Ход игры:

взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает

поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и

просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает

колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

2.

Игры на формирование предметно-игровых действий

Игра "Покатай матрешку"

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к

сюжетным игрушкам, к действиям с ними.

Оборудование:

тележка, 2

матрешки (двухместные).

Ход игры:

взрослый показывает ребенку

матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает,

как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает,

подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет

покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и

покатать ее.

Игра "Покатай ежат"

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать

совместные действия. Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие

предметы). Ход игры: взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик -

ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на

карусели. Взрослый рассказывает потешку: Еле-еле, еле-еле, закружились

карусели, А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

Заводные игрушки

Игра "Построим забор"

Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить

выполнять

предметно-игровые

действия,

подражая

взрослому.

Оборудование: игрушки - машина, кирпичики, домик, петушок. Ход игры:

взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет

петушок. Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его

от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и

отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг

домика. Ребенок действует, подражая

Игра "Угощаем кукол"

Цель:

учить

ребенка

выполнять

предметно-игровые

действия.

Оборудование: куклы, набор детской посуды, крупа в кастрюле. Ход игры:

взрослый ставит перед ребенком кукол, объясняет, что они пришли в

гости и их надо угостить "кашей", напоить "чаем". Затем взрослый

выкладывает две тарелки и просит ребенка раздать их куклам. Далее

ставит кастрюлю с крупой, кладет ложку и просит ребенка покормить

кукол. В случае необходимости показывает, как надо насыпать крупу,

либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: "Чем

будут куклы есть кашу? Чем ты ешь кашу?" Просит взять ложки, раздать

куклам, покормить их, произносит: "Кушай, Ляля,- ам-ам". Аналогично

раздаются чашки и наливается в чашки "чай" из чайника. Если ребенок

испытывает затруднения, используются совместные действия.

Игра "Сделаем мебель для матрешки"

Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять

предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: кубики,

кирпичики, матрешка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать

мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол -

кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с

кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель

обыгрывается.

Игра "Позвони по телефону"

Цель: развивать у ребенка интерес к общению. Оборудование: 2 детских

телефона с дисками.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку позвонить

своим маме по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой

набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его.

Действия сопровождаются словами: "Алло! Алло! Мама, это я Аня".

Игра "Построим лесенку"

Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить

выполнять

предметно-игровые

действия,

подражая

взрослому.

Оборудование: игрушки - машина, кубики, маленькая кукла. Ход игры:

взрослый предлагает ребенку построить лестницу для куклы. Они нагружают

кубики в машину и везут в игровой уголок. Затем взрослый вовлекает

ребенка в постройку лестницы, показывает, как нужно расставлять

кубики, обыгрывает постройку

Используемая литература:

Жукова

Н.С.,

Мастюкова

Е.М.,

Филичева

Т.Б. Преодоление

общего

недоразвития речи у дошкольников –

М.: Просвещение, 1990.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-

Петербург: Союз, 1998.

источник - Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями

развития» №5, 2004



В раздел образования