Автор: Печкурова Ольга Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУДСКВ «Колокольчик»
Населённый пункт: с. Слободище, Дятьковского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУДСКВ «Колокольчик» с. Слободище, Дятьковского района
Методическая разработка
Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Подготовила:
учитель – логопед
Печкурова Ольга Васильевна
высшая квалификационная категория
Слободище
2021 г.
Пояснительная записка
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы
по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические
рекомендации,
направленные
на запуск
речи
у
детей старше
3
лет
посредством игр и игрушек.
С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в
возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с
временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом,
интеллектуальной
недостаточностью.
Однако,
для
всех
этих детей характерны отсутствие
мотивации к
речевой
деятельности,
несформированность коммуникативной функции речи.
Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит
не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных
действий, объединенных единством мотива.
- обозначения набора предметов или программ, предназначенных для
подобной деятельности
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам
процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры
и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную,
предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка
задания
повлиять
на
мотивационно-побудительный
уровень
речевой
деятельности.
Предложенные
игры
и
упражнения
можно
использовать
как
в
индивидуальной, так и в групповой работе.
1.
Игра на формирование орудийно-предметных действий
Игра "Прокати шарик"
Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке. Оборудование:
желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. Ход игры:
взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба,
обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по
подражанию ребенок повторяет действия взрослого
Игры-стучалки
Игра "Выбей шарик"
Цель:
развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять
задания, подражая взрослому. Оборудование: игрушка лоток с цветными
шариками и молоточком. Ход игры: взрослый показывает ребенку
игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание
ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает ребенка к
самостоятельным действия
Игра "Посадим грибы"
Цель: формировать соотносящие действия.
Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы.
Ход игры:
взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит:
«Давай их посадим». Ребенок повторяет это действие по подражанию.
Если он затрудняется, используются совместные действия
Сенсорная коробка
• Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение
которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать,
исследовать, изучать, то, что находится внутри.
• Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными,
Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и
строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и
животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это
игрушка
универсальная,
которая
дает
возможность
детям
экспериментировать
Игра "Что в коробочке?"
Цель:
учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать
согласованность действий обеих рук.
Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с
закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы, логомарблс,
логопуговицы
1 вариант
Ход игры: Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его
внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку,
достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае
необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично
проходит игра со второй коробкой.
2 вариант
Ход игры: Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает
снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками.
Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку
сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и
отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок
закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку
круглой крышкой".
3 вариант
Ход игры:
Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же,
как и в первом варианте.
Игра "Дом животных"
Цель:
развивать соотносящие действия, учить выполнять задания,
используя метод проб.
Оборудование:
настольная игра "Дом животных" (прямоугольная
доска с вкладышами, изображающими животных). Ход игры: взрослый
показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных,
которые "живут в своих домиках". Ребенку предлагается "выпустить"
каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все
вкладыши, ему нужно найти и "вставить" животных на свои места. При
затруднениях используется метод проб
Домики с вкладышами
Игрушки с выскакивающими животными
Пирамидки
Игра "Собери пирамидку-качели"
Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять
задания, подражая взрослому.
Оборудование: игрушка пирамидка -качели.
Ход игры:
взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает
поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и
просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает
колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.
2.
Игры на формирование предметно-игровых действий
Игра "Покатай матрешку"
Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к
сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
Оборудование:
тележка, 2
матрешки (двухместные).
Ход игры:
взрослый показывает ребенку
матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает,
как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает,
подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет
покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и
покатать ее.
Игра "Покатай ежат"
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать
совместные действия. Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие
предметы). Ход игры: взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик -
ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на
карусели. Взрослый рассказывает потешку: Еле-еле, еле-еле, закружились
карусели, А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.
Заводные игрушки
Игра "Построим забор"
Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить
выполнять
предметно-игровые
действия,
подражая
взрослому.
Оборудование: игрушки - машина, кирпичики, домик, петушок. Ход игры:
взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет
петушок. Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его
от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и
отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг
домика. Ребенок действует, подражая
Игра "Угощаем кукол"
Цель:
учить
ребенка
выполнять
предметно-игровые
действия.
Оборудование: куклы, набор детской посуды, крупа в кастрюле. Ход игры:
взрослый ставит перед ребенком кукол, объясняет, что они пришли в
гости и их надо угостить "кашей", напоить "чаем". Затем взрослый
выкладывает две тарелки и просит ребенка раздать их куклам. Далее
ставит кастрюлю с крупой, кладет ложку и просит ребенка покормить
кукол. В случае необходимости показывает, как надо насыпать крупу,
либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: "Чем
будут куклы есть кашу? Чем ты ешь кашу?" Просит взять ложки, раздать
куклам, покормить их, произносит: "Кушай, Ляля,- ам-ам". Аналогично
раздаются чашки и наливается в чашки "чай" из чайника. Если ребенок
испытывает затруднения, используются совместные действия.
Игра "Сделаем мебель для матрешки"
Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять
предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: кубики,
кирпичики, матрешка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать
мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол -
кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с
кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель
обыгрывается.
Игра "Позвони по телефону"
Цель: развивать у ребенка интерес к общению. Оборудование: 2 детских
телефона с дисками.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку позвонить
своим маме по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой
набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его.
Действия сопровождаются словами: "Алло! Алло! Мама, это я Аня".
Игра "Построим лесенку"
Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить
выполнять
предметно-игровые
действия,
подражая
взрослому.
Оборудование: игрушки - машина, кубики, маленькая кукла. Ход игры:
взрослый предлагает ребенку построить лестницу для куклы. Они нагружают
кубики в машину и везут в игровой уголок. Затем взрослый вовлекает
ребенка в постройку лестницы, показывает, как нужно расставлять
кубики, обыгрывает постройку
Используемая литература:
Жукова
Н.С.,
Мастюкова
Е.М.,
Филичева
Т.Б. Преодоление
общего
недоразвития речи у дошкольников –
М.: Просвещение, 1990.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-
Петербург: Союз, 1998.
источник - Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития» №5, 2004