Автор: Кирсанова Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1501
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Консультирование семей по вопросам организации развития детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Каждая состоявшаяся мама должна понимать, что когда - нибудь,
пребывая в публичном месте со своим ребенком, встретите инвалида.
Естественно, сразу поступит масса вопросов, на которые Вы, как глав-
ный наставник, должны быть готовы ответить. Всем известно, что малы-
ши, познают окружающий мир не только с помощью органов чувств
(осязания, обоняния, слуха, зрения, тактильных ощущений), но и благо-
даря информации,
полученной от старшего поколения и из средств
массовой информации. Поэтому от того, как ребенку ответят на его во-
просы, касающиеся инвалидов, будет зависеть его отношение к данной
категории людей в дальнейшем.К превеликому сожалению, в современ-
ном обществе, инвалидов часто не воспринимают как "человека". Соци-
альные опросы школьников показывают, что 1/2 часть всех учащихся
Российской Федерации не хотят учиться в одном коллективе с инвали-
дом, а каждый третий школьник вообще чувствует к таким людям отвра-
щение. Исходя из этого, родители обязаны воспитывать в своих детях
должное, "правильное" отношение к больным и инвалидам. Как же пра-
вильно это сделать? Очень часто родители допускают ошибки, которые
ведут к нежелательным последствиям. Что же это за ошибки и как их из-
бежать?
Возможные неправильные ответы
Ребенок спрашивает: "Почему тетя на коляске? Почему дядя сту-
чит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит?" Мама
одергивает дитя и рьяно заявляет: "Не смотри на него (нее)". Такого отве-
та ребенок, скорее всего, испугается и сделает вывод, что таких людей
нужно избегать и их общество нежелательно.Мама говорит: "Пойдем
скорее. Тебе не стоит это видеть". У ребенка сформируется следующее
отношение: жалость, смешанная с отвращением.
Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Оче-
видно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, что-
бы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью. Но у
ребенка может сформироваться желание избегать инвалидов, нежелание
общаться с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребует-
ся помощь в общественном месте.
Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит».
Подобный ответ призывает к жалости, но не к уважению. Нежелательно,
чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то
ущербном и достойном жалости.
Правильный ответ - залог успеха
Подобные ответы, как уже сказано, приводят к негативному отно-
шению в отношении инвалидов у подрастающего поколения. Следова-
тельно, мама должна продумать свой ответ, прежде, чем выдать его ре-
бенку. Как же следует воспитывать в детях правильное отношение к лю-
дям - инвалидам?
Главное - объяснить ребенку, что инвалиды - такие же люди, как
и все, просто с ограниченными возможностями. Например, не могут хо-
дить, поэтому им необходима коляска, не видят, поэтому ходят с полоч-
кой или поводырем и так далее. Затем следует объяснить причину, поче-
му так случилось - заболел, попал в аварию (поэтому нужно соблюдать
правила дорожного движения).
Расскажите малышу, что таких людей не нужно бояться и, тем
более, избегать их, но, при этом, не реагировать слишком бурно на появ-
ление инвалида, дабы не оскорбить его.
Правила вежливого обращения с инвалидами
Вслед за разъяснением, почему человек физически отличается от
остальных и причин этого, объясните ребенку, как нужно себя вести в
присутствии данной категории людей - что нельзя "глазеть", даже если
кажется, что никто этого не замечает. Укажите на то, что воспитанный,
добродушный человек должен помогать инвалидам - уступать место в
общественном транспорте, помогать войти и выйти из транспортных
средств, оказать помощь слепому, когда он пытается перейти через доро-
гу. Перед тем, как помогать спросите требуется ли помощь от Вас.
Пример для подражания
Важно помнить, что дети моделируют поведение своих роди-
телей. Поэтому от того, как вы относитесь к людям с физическими де-
фектами, будет зависеть к ним отношение Вашего ребенка. Если Вы до-
брый, милосердный, отзывчивый человек, то не трудно будет научить
подобному и свое дитя.