Автор: Радецкая Юлия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей № 49
Населённый пункт: город Калининград, Калининградкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок внеклассного чтения 7 класс. Зачем нужна реникса?
Раздел: среднее образование
РАДЕЦКАЯ Ю.А., учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 49 г. Калининграда
Урок литературы 7 класс.
Зачем нужна «реникса»?
(По произведению Д. Хармса «Случаи)
Программа по литературе, созданная кафедрой методики преподавания литературы и
русского языка РГПУ им. Герцена, и УМК под редакцией В.Г. Маранцмана определяют
изучение литературы в 7 классе как начало нового этапа литературного образования, как
переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-
художественной позиции писателя. УМК ориентирован на нравственную проблему,
объединяющую произведения, входящие в курс 7 класса, - поиски смысла жизни, а также
на эстетическую – литературный род. Данный урок литературы в рамках программы
является уроком внеклассного чтения.
Цели и задачи данного урока:
Познакомить с некоторыми страницами жизни и судьбы Д. Хармса.
Начать знакомство с творчеством писателя.
Познакомить с понятием абсурда в литературе.
Выявить особенности «Случаев» Д. Хармса как рассказов абсурда.
Обучать подражанию, формировать умение создавать художественный текст
данного жанра.
Побудить к размышлению о человеческой жизни, об отношении к ней.
Опережающее задание:
Познакомиться с биографией Д. Хармса (учебник, стр. 227 - 229 и дополнительная
литература)
Оборудование урока:
Доска переносная
Карточки с текстом стихотворения Д. Хармса
Учебник с текстами рассказов Д. Хармса (стр. 230 – 232)
Компьютерная презентация со следующими слайдами:
- название урока
- нелепицы из русского фольклора
- портрет Э. Лира
- нонсенсы Э. Лира
- портрет В.В. Кандинского
- композиции В.В. Кандинского
- портреты Д. Хармса
- портрет А. Галича
- песня А. Галича «Легенда о табаке» (в сокращении)
- таблица «Художественные особенности «Случаев» Д. Хармса
- высказывание Д. Хармса
Ход урока:
В своем вступительном слове учитель объявляет тему и формулирует задачи урока.
I учебная ситуация.
В начале урока необходимо ввести новое для семиклассников понятие «абсурд». Для
этого предлагаем ученикам посмотреть на доску и сравнить два слова:
нелепицы
нонсенсы (англ. nonsense, от лат. non – нет и sensus – смысл)
Учитель:
- Что, на первый взгляд, должно объединять произведения названных жанров?
( В них, видимо, описано то, чего не может быть; они не имеют смысла; это
абракадабра какая-то)
Затем ученикам предлагаются карточки:
А) нелепицы из русского фольклора
Шофер вез дырки. Одна упала.
Он пошел ее поднимать и провалился.
А у нас во дворе поросенок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
Б) нонсенсы Э. Лира, английского писателя и поэта.
Был один старичок с бородою,
Поражавшей своею длиною.
Журавли и синицы,
Что за чудные птицы,
Свили гнезда в ней вместе с совою.
Старая леди из Джерси
В реверансе вращалась на месте.
Так крутилась, крутилась,
И совсем утопилась.
Огорчила всех жителей Джерси.
Спал старик на громадной сосне,
Был укушен пчелою во сне.
И спросила она: "Это больно?"
Он ответил "Конечно, довольно,
Больше я не засну на сосне".
После чтения данных произведений слушаем мнение учеников. Итак,
- произведения эти были созданы в разное время, разными людьми, в разных странах. Что
их объединяет?
(такого не может быть, непонятность, глупость, смысла нет)
- Какими словами ещё мы называем то, что непонятно?
(чепуха, бессмыслица, абсурд)
На доске открываем толкование нового термина:
Абсурд (от лат. Absurdus – нелепый) бессмыслица, нелепость.
- Как вы думаете, зачем люди создают и читают подобные произведения?
(Чтобы посмеяться, чтобы отрешиться от действительности, чтобы уйти в
выдуманный мир, в мир приятный и смешной)
Учитель:
В манере абсурда созданы многие произведения мировой культуры. В качестве
примера назовем лишь некоторые:
Живопись:
Сальвадор Дали – испанский живописец
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944), русский живописец и график, один
из основоположников абстрактного искусства
Казимир Северинович Малевич (1878 – 1935), русский художник.
На экране демонстрируется портрет В.В. Кандинского и его композиции.
Литература:
Эдвард Лир
Льюис Кэрролл
Самюэл Беккет, ирландский драматург
Франц Кафка (1883 – 1924), австрийский писатель
Даниил Хармс (1905 – 1942)
II учебная ситуация
Знакомство с некоторыми эпизодами жизни и судьбы Д. Хармса.
Учитель:
Даниил Хармс – один из многочисленных (около 30) псевдонимов Даниила Ивановича
Ювачева (1905 – 1942), русского писателя. В литературоведении творчество Хармса
принято делить на два периода: период 20-х годов и период 30-х годов. В 20-е годы он
больше поэт, в 30-е – прозаик. Именно произведения 30-х годов написаны в манере
абсурда. О жизни, судьбе Д. Хармса вы прочитали и узнали дома, используя учебник и
другие источники.
Для того чтобы рассказать о Д. Хармсе и его судьбе, русский поэт Александр Галич
сочинил песню «Легенда о табаке». В основу песни легло стихотворение самого Д.
Хармса, которое многие считают пророческим.
Звучит запись песни, у учеников на партах лежит текст стихотворения.
Из дома вышел человек
С веревкой и мешком
И в дальний путь, и в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел, и все глядел вперед,
И все вперед глядел,
Не спал, не пил,
Не спал, не пил,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды поутру
Вошел он в темный лес
И с той поры, и с той поры,
И с той поры исчез…
И если где-нибудь его
Придется встретить вам,
Тогда скорей, тогда скорей,
Скорей скажите нам.
После прослушивания песни задаем ученикам вопрос:
Как, на ваш взгляд, в данном стихотворении Д. Хармса и в песне А. Галича отразилась
судьба поэта?
( Д. Хармс, как и человек из песни, отправился в долгий путь, это путь творчества, путь
к читателю, который был непрост, это путь его произведений. Писатель шел не
оглядываясь, веря в свое предназначение, он много работал. Темный лес, возможно, это
время, в которое жил Д. Хармс, время репрессий и арестов, время, когда свежая
творческая мысль пугала и могла быть причиной тюремного заключения. О кончине Д.
Хармса не знала даже его жена, для многих друзей он просто пропал. Только после войны
стало известно, что он умер в тюремной больнице)
III учебная ситуация
Художественные особенности «Случаев» Д. Хармса.
Учитель:
В 30-е годы Хармс пишет «Случаи», 30 небольших рассказов и сценок. Мы знакомимся с
3 из них.
- Что значит, на ваш взгляд, такое общее название - «Случаи»?
(Случай – это то, что произошло, случилось, положение, происшествие.)
Ученики должны по ходу данного этапа урока последовательно заполнить таблицу:
Художественные особенности «Случаев» Д. Хармса.
Название рассказа
Особенности
Голубая тетрадь № 10
Случаи
Столяр Кушаков
Ученикам раздается пустая карточка с общим видом. По мере обсуждения ученики
заполняют пустые графы, а на экране последовательно открываются необходимые записи.
Обсуждение:
Рассказ «Голубая тетрадь №10»
- Как начинается рассказ?
Ученики читают начало первого предложения: «Жил один рыжий человек…»
(Данное начало предполагает, что далее будет развитие сюжета, что-то будет
происходить.)
Ученик выразительно читает рассказ. (Чтение рассказов готовится заранее как
индивидуальное домашнее задание)
- Что-нибудь произошло? Сюжет развивается? (Нет).
Запись: Нет развития сюжета
- Определите тему (Рыжий человек)
- Основная мысль или идея (Ничего не было)
- О чем рассказ? (Жил рыжий человек, но его не было).
В данной фразе отсутствует логика. Такой прием называется алогизм или парадокс.
Запись: Использование алогизмов, парадоксов.
Почему после чтения рассказа читатель остается в недоумении?
(нет ответа на вопрос: почему так случилось или произошло)
Запись: Нет объяснений.
Рассказ 2 «Случаи»
Выразительное чтение рассказа.
Какие из названных нами особенностей присутствуют и в данном рассказе? Приведите
примеры.
( нет развития сюжета
использование алогизмов
нет объяснений)
Есть ли какая-нибудь закономерность в последовательности случаев? (Нет)
Запись: Действия персонажей случайны, автор не называет мотивов их поведения.
Рассказ «Столяр Кушаков»
Чтение рассказа в лицах.
- Какие из особенностей абсурда, названных нами, присутствуют в данном рассказе?
( использование алогизмов
нет объяснений
действия случайны)
- Чем данный рассказ отличается от двух предыдущих?
(В нем есть сюжет. Хотя он неярко выраженный и сокращенный, но он есть.)
- В чем заключается нелепость ситуации?
Запись:
- повторяемость ситуации (4 раза «поскользнулся, упал и расшиб»)
- постоянные падения героя
- расшибает несколько раз последовательно разные места
- дома его не узнают
- Из какого предложения мы узнаем о том, что его не пустили в квартиру?
(«А дома его не узнали и не пустили в квартиру»)
- Почему не говорится, кто именно не узнал, а употребляется неопределенно-личное
предложение?
(Никто не узнал, ни жена, ни дети, ни собака, ни соседи…)
- Таким образом, нелепость, нелогичность ситуации усиливается.
- Но почему герою не поверили? Он же кричал, что «он столяр Кушаков».
(Словам не верят)
- То есть слово – это ничто. Почему?
- Посмотрим, как разговаривают герои. Прочитайте только слова столяра Кушакова.
(Эх! Фу! Нет, больше не упаду! Паршивая гололедица! Нет! Ничего слышать не хочу!
Давайте скорее пластырь! Я столяр Кушаков!)
- А какие глаголы говорения сопровождают речь героя? (сказал, сказал, сказал, закричал,
закричал, закричал)
- Что можно сказать о речи героя?
Запись: Речь не информативна, нет информации, она груба, пуста, он говорит
междометиями он кричит, приказывает.
В ходе обсуждения выясним, каковы же особенности данных рассказов (см. правую
сторону таблицы) и добавляем, что это и есть основные особенности метода абсурда.
В итоге совместной работы таблица приобретает следующий вид:
Художественные особенности «Случаев» Д. Хармса.
Название рассказа
Особенности метода абсурда
Голубая тетрадь № 10
нет развития сюжета
использование алогизмов, парадоксов
нет объяснений случившемуся
Случаи
нет развития сюжета
использование алогизмов, парадоксов
нет объяснений случившемуся
действия персонажей случайны, автор не называет
мотивов их поведения
Столяр Кушаков
использование алогизмов, парадоксов
нет объяснений случившемуся
действия персонажей случайны, автор не называет
мотивов их поведения
повторяемость ситуации
речь героев не информативна, в ней нет информации
IV учебная ситуация
Подводим итоги урока, обращаемся к его названию:
«Зачем нужна «реникса»?»
Учитель:
Когда-то русский писатель А.П. Чехов заметил, что если латинскими буквами записать
слово «renyxa», то по-русски оно читается, как чепуха.
Тема нашего урока «Зачем нам нужна «реникса»? Перефразируя предложение, спрошу –
Зачем нам нужны произведения, написанные в манере абсурда, нелепицы, чепуха?
В начале урока, читая нелепицы и нонсенсы Э. Лира, вы сказали уже, что они придуманы,
для того чтобы посмеяться и отвлечься от трудностей.
- Чем отличаются «Случаи» Хармса от нелепиц и нонсенсов?
(Они описывают ситуации страшные, трагические)
- Но когда вы их читали было ли вам смешно?
- Почему мы читаем о трагическом, о печальном, о страшном, а сами смеемся?
(Потому что так много страшного, что уже не страшно, потому что это нелепо. А
значит, быть не может)
- Чего больше в этих рассказах, смешного или страшного?
(Ученики высказали свое мнение, что смешного больше, так как нельзя воспринимать
буквально то, что написано в данных рассказах. А если признать условность
происходящего, то больше остается смешного)
Зачем же нам такие рассказы?
(Они защищают людей от действительности, когда она страшна или неприятна,
помогают видеть в любой ситуации смешное, заставляют людей выработать
оптимистический взгляд на жизнь)
Знаете ли вы произведения современной литературы, фольклорные или авторские, где
использованы элементы метода абсурда?
(рассказы А. Гиваргизова, Г. Остера)
V учебная ситуация
Творческая работа
Д. Хармс говорил: «Пиши всегда с интересом и смотри на писание как на праздник».
Ученикам предлагается написать рассказ в манере абсурда, подражая Д. Хармсу.