Автор: Лузина Яна Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Лузина Яна Александровна
Учитель географии
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РФ, Ямало-Ненецкий АО, город Салехард
Рассматривая условия, складывающиеся в современных школах, я могу
сказать, что методика передачи знаний переживает сложный этап. В первую
очередь, это связано со сменой целей в образовательной сфере. Немалое
влияние оказал процесс введения федерального государственного
образовательного стандарта. Он выстроен на основе системно-
деятельностного подхода. Это значит, что знания не должны усваиваться
учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, а должны быть итогом
учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим,
повышается роль средств обучения на уроке.
Одно из главных средств обучения – это учебник, основа которого – это
текст. Кроме этого на уроках географии важнейшим средством является
атлас с картами. В учебниках географии есть тексты сплошные (без
визуальных изображений), а в атласе - несплошные (с визуальными
изображениями). К сплошным текстам относятся:
-описание; повествование; объяснение (определение, толкование);
аргументация (комментарий, научное обоснование); инструкция (указание к
выполнению работы, правило).
Несплошным:
-графики; диаграммы; статистические таблицы; карты; картосхемы.
Читательская грамотность — одна из важнейших составляющих
функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является
чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию
и использованию текстов.
Уровни читательских умений учащихся в проводимых международных
исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской
грамотности:
1. Умение найти и извлечь информацию из текста.
2. Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.
3. Осмысление и оценивание прочитанного предполагает опору на
знания, опыт, собственные убеждения.
Первое умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает
концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще
всего искомая информация находится в какой-то одной части текста.
Второе умение: интегрировать и интерпретировать прочитанное
предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их
друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает
извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
Третье читательское умение: осмысление и оценка предполагают опору на
знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом.
Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному
опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и
предполагать.
Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы
при выполнении разных учебных заданий. Читательская грамотность
включает знание слов и означает понимание смысла слова в имеющемся
контексте.
Задания на формирование читательской грамотности учащихся.
Рассмотрим пример задания для учащихся 5 класса. Задание: Внимательно
прочитайте фрагмент текста учебника на стр. 35 и ответьте на вопросы
(выполните задания).
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша?
Первое, что привлекло бы внимание пришельца из космоса при взгляде на
нашу планету, - это её красочность. На Земле преобладает синий цвет
морей и океанов, занимающих более 2/3 поверхности планеты. Именно
поэтому космонавты назвали Землю «голубой планетой». Они утверждают,
что из космоса она кажется маленькой, очень хрупкой и беззащитной.
Путешествия Фернана Магеллана (1470 – 1521), Джеймса Кука (1728 –
1779) и других мореплавателей позволили людям представить истинные
размеры водных пространств нашей планеты, очертания и
приблизительные размеры материков. Суша занимает менее 1/3
поверхности Земли, которую правильнее было бы назвать «планетой
Океан». Конечно, это огромное пространство. Но, представьте себе, как
велик океан, если по площади он в два раза превосходит сушу! Суша
распределена по земному шару крайне неравномерно. Материки как будто
«столпились» в Северном полушарии. В Южном полушарии суша занимает
только 1/5 его часть.
Примеры вопросов на формирование первого уровня читательских
умений: 1. Какой цвет занимает более 2/3 поверхности нашей планеты? 2.
Почему космонавты назвали Землю «голубой планетой»? 3. Что позволило
людям представить истинные размеры водных пространств нашей планеты,
очертания и приблизительные размеры материков? 4. Какую часть
поверхности Земли занимает суша, а какую – моря и океаны? 5. Как суша
распределена по земному шару?
Данные вопросы нацелены на нахождение и извлечение информации из
текста. С ответами на них способен справиться любой ученик, в т.ч. и с
самым низким уровнем подготовленности, т.к. в предложенном для анализа
фрагменте параграфа есть строки, дословно совпадающие с главной частью
формулировки каждого вопроса. Остаётся только найти в тексте
недостающее слово, цифру или небольшую фразу, что может сделать любой,
кто умеет читать.
Примеры вопросов и заданий на формирование второго уровня
читательских умений: 1. Можно ли Землю образно разделить на
«материковое» и «океаническое» полушария? Приведите доводы, используя
текст. 2. Имя нашей планеты – Земля. Но в тексте приведены и два других
варианта названий, которые можно использовать как «более правильные».
Попробуйте доказать, что в основе этих мнений лежит одна и та же причина.
Какая?
Для выполнения этих заданий требуется интерпретация прочитанного, поиск
ответов, которые можно извлечь из текста, несколько перефразировав то, что
в нём говорится. Если при выполнении первого задания не смотреть на
глобус и карту полушарий, а опираться только на прочитанный текст, -
ученики строят такие цепочки логических рассуждений.
Примеры вопросов на формирование третьего уровня читательских
умений: 1. Веществом в каких физических состояниях представлена
поверхность нашей планеты? Можете ли вы связать свой ответ с теми
сведениями, которые есть в прочитанном тексте? 2. Какие методы
географических исследований поверхности нашей планеты упомянуты в
тексте? Какими сведениями они обогатили знания людей о Земле? Какие
методы и почему вы считаете наиболее ценными для людей? Ответа на
первый вопрос в готовом виде в тексте нет, его нельзя получить путём
интерпретации. При поиске ответа ученикам потребуется активная
мыслительная деятельность. Далее от учеников потребуется высказать своё
личное мнение, осмыслив и оценив прочитанное и сказанное ранее.
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии:
Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из
необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской
грамотности необходимо предлагать ученикам специальные задания.
-Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором
пропущены слова).
Пример: В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый
_______, - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего
________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к
древней, почти _______ группе ______ млекопитающих. Свои яйца она
вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна
переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти
её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно
отправлять в рот муравьёв. (по Д. Акимушкину)
-Формулирование суждения, по заданным словам, (набор слов, терминов, из
которых следует построить суждение, формулировку закона, правило,
закономерность).
Пример: атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с,
осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним
из признаков континентальности климата является уменьшение количества
атмосферных осадков с запада на восток).
-Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в
тексте).
Пример: В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный,
ВолгоВятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия
богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь,
торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на
производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское
население (ошибки: подчёркнуты).
Современное понимание грамотности чтения изменяется, необходимые в
образовательной деятельности умения чтения 20 лет назад отличаются от
современных. Современный доступ к текстовой информации перемещается от
печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов, в связи с этим
меняется структура и форматы текстов. При последних исследованиях PISA 7
оценка читательской грамотности проводилась главным образом на
компьютерах. Компьютерные электронные тексты требуют от читателей
иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством
текстов. Новые формы чтения требуют умений, участвующих в основных
процессах чтения, таких как «беглое» чтение, толкование, обобщение
информации, извлечение основных тем и формулирование выводов. А также
умения анализа, синтеза, интеграции и интерпретации информации.
Необходимым становится умение использовать информацию из разных
предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в
различных источниках. При формировании читательской грамотности
средствами учебного предмета география необходимо учитывать
современные тенденции.