Напоминание

"Формирование читательской грамотности на уроках географии"


Автор: Лузина Яна Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование читательской грамотности на уроках географии

Лузина Яна Александровна

Учитель географии

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

РФ, Ямало-Ненецкий АО, город Салехард

Рассматривая условия, складывающиеся в современных школах, я могу

сказать, что методика передачи знаний переживает сложный этап. В первую

очередь, это связано со сменой целей в образовательной сфере. Немалое

влияние оказал процесс введения федерального государственного

образовательного стандарта. Он выстроен на основе системно-

деятельностного подхода. Это значит, что знания не должны усваиваться

учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, а должны быть итогом

учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим,

повышается роль средств обучения на уроке.

Одно из главных средств обучения – это учебник, основа которого – это

текст. Кроме этого на уроках географии важнейшим средством является

атлас с картами. В учебниках географии есть тексты сплошные (без

визуальных изображений), а в атласе - несплошные (с визуальными

изображениями). К сплошным текстам относятся:

-описание; повествование; объяснение (определение, толкование);

аргументация (комментарий, научное обоснование); инструкция (указание к

выполнению работы, правило).

Несплошным:

-графики; диаграммы; статистические таблицы; карты; картосхемы.

Читательская грамотность — одна из важнейших составляющих

функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является

чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию

и использованию текстов.

Уровни читательских умений учащихся в проводимых международных

исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской

грамотности:

1. Умение найти и извлечь информацию из текста.

2. Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.

3. Осмысление и оценивание прочитанного предполагает опору на

знания, опыт, собственные убеждения.

Первое умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает

концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще

всего искомая информация находится в какой-то одной части текста.

Второе умение: интегрировать и интерпретировать прочитанное

предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их

друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает

извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.

Третье читательское умение: осмысление и оценка предполагают опору на

знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом.

Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному

опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и

предполагать.

Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы

при выполнении разных учебных заданий. Читательская грамотность

включает знание слов и означает понимание смысла слова в имеющемся

контексте.

Задания на формирование читательской грамотности учащихся.

Рассмотрим пример задания для учащихся 5 класса. Задание: Внимательно

прочитайте фрагмент текста учебника на стр. 35 и ответьте на вопросы

(выполните задания).

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша?

Первое, что привлекло бы внимание пришельца из космоса при взгляде на

нашу планету, - это её красочность. На Земле преобладает синий цвет

морей и океанов, занимающих более 2/3 поверхности планеты. Именно

поэтому космонавты назвали Землю «голубой планетой». Они утверждают,

что из космоса она кажется маленькой, очень хрупкой и беззащитной.

Путешествия Фернана Магеллана (1470 – 1521), Джеймса Кука (1728 –

1779) и других мореплавателей позволили людям представить истинные

размеры водных пространств нашей планеты, очертания и

приблизительные размеры материков. Суша занимает менее 1/3

поверхности Земли, которую правильнее было бы назвать «планетой

Океан». Конечно, это огромное пространство. Но, представьте себе, как

велик океан, если по площади он в два раза превосходит сушу! Суша

распределена по земному шару крайне неравномерно. Материки как будто

«столпились» в Северном полушарии. В Южном полушарии суша занимает

только 1/5 его часть.

Примеры вопросов на формирование первого уровня читательских

умений: 1. Какой цвет занимает более 2/3 поверхности нашей планеты? 2.

Почему космонавты назвали Землю «голубой планетой»? 3. Что позволило

людям представить истинные размеры водных пространств нашей планеты,

очертания и приблизительные размеры материков? 4. Какую часть

поверхности Земли занимает суша, а какую – моря и океаны? 5. Как суша

распределена по земному шару?

Данные вопросы нацелены на нахождение и извлечение информации из

текста. С ответами на них способен справиться любой ученик, в т.ч. и с

самым низким уровнем подготовленности, т.к. в предложенном для анализа

фрагменте параграфа есть строки, дословно совпадающие с главной частью

формулировки каждого вопроса. Остаётся только найти в тексте

недостающее слово, цифру или небольшую фразу, что может сделать любой,

кто умеет читать.

Примеры вопросов и заданий на формирование второго уровня

читательских умений: 1. Можно ли Землю образно разделить на

«материковое» и «океаническое» полушария? Приведите доводы, используя

текст. 2. Имя нашей планеты – Земля. Но в тексте приведены и два других

варианта названий, которые можно использовать как «более правильные».

Попробуйте доказать, что в основе этих мнений лежит одна и та же причина.

Какая?

Для выполнения этих заданий требуется интерпретация прочитанного, поиск

ответов, которые можно извлечь из текста, несколько перефразировав то, что

в нём говорится. Если при выполнении первого задания не смотреть на

глобус и карту полушарий, а опираться только на прочитанный текст, -

ученики строят такие цепочки логических рассуждений.

Примеры вопросов на формирование третьего уровня читательских

умений: 1. Веществом в каких физических состояниях представлена

поверхность нашей планеты? Можете ли вы связать свой ответ с теми

сведениями, которые есть в прочитанном тексте? 2. Какие методы

географических исследований поверхности нашей планеты упомянуты в

тексте? Какими сведениями они обогатили знания людей о Земле? Какие

методы и почему вы считаете наиболее ценными для людей? Ответа на

первый вопрос в готовом виде в тексте нет, его нельзя получить путём

интерпретации. При поиске ответа ученикам потребуется активная

мыслительная деятельность. Далее от учеников потребуется высказать своё

личное мнение, осмыслив и оценив прочитанное и сказанное ранее.

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии:

Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из

необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской

грамотности необходимо предлагать ученикам специальные задания.

-Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором

пропущены слова).

Пример: В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый

_______, - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего

________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к

древней, почти _______ группе ______ млекопитающих. Свои яйца она

вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна

переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти

её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно

отправлять в рот муравьёв. (по Д. Акимушкину)

-Формулирование суждения, по заданным словам, (набор слов, терминов, из

которых следует построить суждение, формулировку закона, правило,

закономерность).

Пример: атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с,

осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним

из признаков континентальности климата является уменьшение количества

атмосферных осадков с запада на восток).

-Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в

тексте).

Пример: В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный,

ВолгоВятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия

богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь,

торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на

производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское

население (ошибки: подчёркнуты).

Современное понимание грамотности чтения изменяется, необходимые в

образовательной деятельности умения чтения 20 лет назад отличаются от

современных. Современный доступ к текстовой информации перемещается от

печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов, в связи с этим

меняется структура и форматы текстов. При последних исследованиях PISA 7

оценка читательской грамотности проводилась главным образом на

компьютерах. Компьютерные электронные тексты требуют от читателей

иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством

текстов. Новые формы чтения требуют умений, участвующих в основных

процессах чтения, таких как «беглое» чтение, толкование, обобщение

информации, извлечение основных тем и формулирование выводов. А также

умения анализа, синтеза, интеграции и интерпретации информации.

Необходимым становится умение использовать информацию из разных

предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в

различных источниках. При формировании читательской грамотности

средствами учебного предмета география необходимо учитывать

современные тенденции.



В раздел образования