Напоминание

"Развитие речи у детей с ОВЗ"


Автор: Малышева Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа № 16"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие речи у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема самообразования «Развитие речи у учащихся с ОВЗ в начальной

школе», учитель Малышева М.А.

Нет мысли вне её выражения в языке,

и поиски слова — это, в сущности, поиски мысли.

Д.С. Лихачёв

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной

работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с

с ОВЗ имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения

при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют

пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует

специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование

устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи

коррекционного обучения.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы

одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах

обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися

знаний.

.

Обучающиеся приобретают следующие умения:

• отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

• определять тему высказывания;

• выделять идею высказывания;

• соотносить заглавие и содержание текста;

• выбирать среди данных заголовков наиболее соответствующий теме или

идее, самостоятельно озаглавливать текст;

• находить части текста, относящиеся к вступлению, основному содержанию и

заключению;

• устанавливать количество информационных единиц в каждой структурной

части текста;

• определять границы предложений и порядок следования предложений в

тексте и в каждой его структурной единице;

• устанавливать логическую связь между частями текста и предложениями

• находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать

их.

Орфоэпическая работа: привитие произносительных норм.

Основные формы работы:

анализ текста-образца, принадлежащего перу мастера слова;

нестандартность фронтальной беседы, рассчитанной на монологическую

речь;

конструирование предложений на заданную тему;

интегрированные уроки;

самооценки детей;

творческие разминки («Продолжи фразу» и др.);

создание эмоциональных ситуаций (например, восхищение природой с ис-

пользованием восклицательных предложений);

составление рассказа или сказки, где необходимо употребить, например,

группу родственных слов;

«необычная монологическая речь» (составление маленького собственного

текста, умение правильно строить предложения, задавать вопросы).

Большое значение придаётся диагностике и последующей коррекции деятель-

ности учащихся и учителя.

Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас.

Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий,

чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает,

прежде всего, слов для этого.

Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики провести лексические упражнения, т. е. дети

объясняют значения слов как прямые,

так и переносные,

выясняют

многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда,

составляют с ними словосочетания и предложения.

Обогащение словаря учащихся. Систематическое ознакомление обучающихся

с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями. Эта работа проводится в

связи с наблюдениями окружающей действительности, расширением круга

реальных представлений обучающихся о природе и обществе, на уроках

чтения, математики, труда и рисования, а так же на всех внеклассных и

внешкольных мероприятиях.

Закрепление и уточнение значения слов. Учащиеся с нарушением интеллекта

нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания.

Поэтому

необходимо,

чтобы

слово,

встретившееся

на

одном

уроке,

употреблялось бы обучающимися в новой ситуации, на других уроках.

Активизация

словаря. Происходит

увеличение

количества

активно

используемых

слов,

смысл

которых

хорошо

и

точно

понимается

обучающимися.

Так, на уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением

центральным звеном в работе над словом становится решение двух первых

задач. На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов

или уточнения их смысла исходя из контекста. При этом часть слов объясняет

учитель, значение других школьники осуществляют по сноскам в учебнике,

основная группа лексем усваивается и уточняется детьми в работе с текстом.

Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит

средством активизации словаря.

На уроках грамматики и правописания, центральной задачей становится

уточнение словаря. Эти уроки нацелены на уточнение фонетического состава

слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с

другими словами, на практике пользоваться законом взаимодействия значения

слова и грамматической формы.

На уроках развития устной речи все задачи, как правило, реализуются

комплексно, в единстве. Школьники, знакомясь с предметами и явлениями

окружающего мира, усваивают или уточняют значения слов, учится активно

использовать эти слова при ответах на вопросы, составлении описаний

предмета или явления, рассказов о них. Очень важно, чтобы повторение

нового слова в течение урока было многократным. Требуется не механическое

воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения

различных заданий

Очень важно для учителя сформировать у младших школьников сознательную

речевую активность (выработать потребность в речи) и саморегуляцию

речевой деятельности.

Для речевой культуры обучающихся важны такие умения, как умение слушать

и

понимать

речь

учителя,

товарищей,

внимательно

относиться

к

высказываниям других (поэтому каждому учителю необходимо при подготовке

к уроку, занятию тщательно продумывать ход изложения материала,

правильность и точность всех формулировок).

Без хорошо развитой связной и грамматически правильно построенной речи у

детей могут возникнуть

проблемы самостоятельного самоопределения,

социализации и адаптации в обществе, а также в жизнеустройстве.

При организации занятий по развитию речи детей необходимо, чтобы речь

школьников

всегда

опиралась

на

реальную

основу,

была

наполнена

содержанием. Важнейшим источником для речевых упражнений является сама

жизнь – все то, что окружает детей, их собственный опыт, потребность в

общении.

Для коррекции связной речи обучающихся использую следующие формы

организации коррекционно-развивающей работы:

Экскурсии –

развивают словарный запас, семантическое поле слов,

грамматический строй; эмоции ребенка, знания об окружающем мире.

Наблюдения – раскрывают взаимодействие явлений природы, формируют

умение строить словосочетания и предложения.

Работа

с

дидактическим

материалом

(демонстрационным

и

индивидуальным) – развивает наблюдательность, формирует потребность в

общении.

Составление высказываний по образцу – приобретают навык составления

высказываний.

Самостоятельные высказывания учащихся – развитие связной речи.

Составление рассказов - описаний и рассказов - повествований, их

запись в рабочую тетрадь – упражнения в составлении различного рода

рассказов;

развитие

связной

письменной

речи.

Здесь

использую

дифференцированный

подход

в

обучении.

Детям

выдаются

разноуровневые карточки с заданиями, например:

По картинкам и вопросам к ним составьте и запишите рассказ.

Ввиду ограниченности словарного запаса обучающихся при изучении новой

темы можно провести работу по развитию словарного запаса по данной теме в

форме расширения семантического поля данного слова (данных слов) -

подбор ассоциаций - слов, подходящих к данному по смыслу.

С

целью

развития

потребности

обучающихся

в

общении

создаются

проблемные ситуации: «Ты увидел в лесу ежа, хочешь рассказать маме.

Опиши его»,

«У тебя потерялся котенок, чтобы его найти, нужно написать объявление. Что

ты напишешь про котенка в объявлении?» и т.п.

Для развития умений общения с окружающими людьми можно использовать

работу в парах, что позволяет развивать мотивацию и интерес к общению.

С целью организации помощи обучающимся в составлении предложений

используется метод разрезных предложений (задание – расположи слова так,

чтобы получилось правильное предложение).

Данный вид работы позволяет активизировать процесс восстановлений

деформированных предложений, а затем и текстов.

При возникающих у обучающихся затруднениях

используем

оказание

индивидуальной помощи в виде подбора необходимых слов и построении

предложений правильной конструкции, составляем схемы предложений и

составляем предложения по данной схеме.

.Ученики овладевают способами общения в обществе, что улучшает состояние

коммуникативной стороны речи обучающихся и будет способствовать их

успешной социализации в современное общество.

Ни для кого не секрет, что у детей с ОВЗ общее недоразвитие речи: скудный

словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение

звукопроизношения.

У большинства детей нарушено внимание, отсутствует логическое мышление.

Необходимо

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из

окружающей жизни.

К.Д.Ушинский сказал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету»

При развитии речи ребенка используется метод мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное

освоение

учащимися

знаний

об

особенностях

объектов

природы,

об

окружающем

мире,

эффективное

запоминание

структуры

рассказа,

сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и

слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает

Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Одним из средств формирования речевой компетентности является прием

моделирования. Зрительные

образы

значительно

облегчают

обучение

свободному владению родным языком.

Обучающиеся

с

опорой

на

образы

памяти

устанавливает

причинно-

следственные связи, делают выводы.

В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно

задействованы при формировании связной речи:

наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называть

предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия;

создание плана высказывания, он отмечал важность последовательного

размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то,

что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на

значимость этого фактора неоднократно указывал Л.С.Выготский).

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Хорошо

использовать

мнемотаблицы

для

составления

описательных

рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных,

насекомых.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных

задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства

и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность

изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

При

составлении

описательного

рассказа

модели

помогают

ученикам

самостоятельно

определить

главные

признаки

предмета,

установить

последовательность изложения, удержать ее в памяти. С помощью моделей

эти задачи легко решаемы. Картинки – помощницы формируют представление

об объекте.

Надо отметить, что школьники испытывают некоторые сложности в подборе

языковых средств, поэтому часто первые рассказы по моделям получаются

очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, надо

обязательно работать над задачей по активизации и обогащению словаря.

Учить школьников составлять описательные рассказы – очень важный аспект

их развития. В процессе обучения связной описательной речи моделирование

служит средством планирования высказывания.

Опорные

схемы

делают

высказывания

детей

чёткими,

связными

и

последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, ученик

может строить по ним свой рассказ.

Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц

основывается на комплексном подходе, включающем:

Использование

мнемотаблиц

как

знаково-символической

системы,

универсального средства для стимулирования и организации, различных

символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных

занятий.

Решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих

социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и

эмоциональное развитие обучающегося.

Специальную

организацию

пространственно-развивающей

среды,

развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

облегчает

запоминание

и

увеличивает

объем

памяти,

развивает

речемыслительную деятельность обучающихся;

• позволяет ученикам систематизировать свой непосредственный опыт;

• обучающийся с опорой на образы памяти устанавливает причинно-

следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание школьников.

Как еще организовать работу по овладению учащимися нормами развитой

речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты , какие

методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе ,

возможно использовать и в коррекционной. Как обеспечить индивидуальный и

дифференцированный подход в работе по развитию речи у детей с ОВЗ.?.

Известные педагогике : рассказ, объяснение нового, беседы различного

характера, работа с книгой, метод упражнений, практической и

самостоятельной работы.

Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы

считается исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей –

исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,

постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно

искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты

детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными

отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское

поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное

развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет

думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный

материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы,

выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи,

значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать

подходящие слова и выражения. делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно

проводить при работе над словом:

- это и знакомство с новыми словами;

- составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;

- словарно-орфографическая работа на уроке;

- работа со словарем.

В зависимости от того ,какие цели ставит учитель при работе над словом,

словарная работа должна быть разной по своему содержанию:

- может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем

самым на расширение и углубление словарного запаса,

- может исследовать грамматические цели;

- может проводиться с целью обучения детей правильному произношению

отдельных слов.

В словарной работе на первый план выдвигается семантический

компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него

умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в

учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с

обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

* замена слова в словосочетании

прозрачный воздух - свежий, чистый

любимое дело - увлекательное дело…

* подбор наиболее точного слова по смыслу:

Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.

Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

* составление предложений со словами синонимического ряда:

помощь – первая, неотложная, скорая

грязный – руки, овощи, улица

* нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

русский язык – язык во рту

носить очки – набрать очки

месяц года – месяц на небе

* рисование на тему многозначного слова.

Работа над образным сравнением.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Горячий, как огонь.

Легкий, как ... .

Черный, как ... .

Острый, как ....

Красный, как ....

Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.

Все указанные направления работы я объединила в один вид - комплексный

анализ словарного слова с опорой на схему.

Групповая работа со словарным словом.

Комплексный анализ слова.

Схема.

1.Прочитай слово выразительно.

2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Которую необходимо

запомнить в слове.

3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически./

4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук .Фонетическая запись слова /балото/.

5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать

определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю .Запись значения

под диктовку учителя или с образца.

6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

7. Подберите словосочетания с данным словом.

8. Составьте предложение.

9.Выбор лучших предложений, запись на доске лобо каждый ученик

записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.

10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.

Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников,

приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет

быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает

абстрактное мышление.

Для формирования культуры мышления и речи и развития умения и навыков

исследовательского поведения ребенка можно использовать различные

методики .Для развития речевых способностей учащихся на уроке письма

целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского

характера.

«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»

Читаем учащимся неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные

хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предлагаем продолжить и закончить рассказ несколькими способами:

-Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к

появлению первого снега?

- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.

- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.

- Представь. что ты ворона, сидящая на ветке.

- Представь, сто ты зайчик в лесу и т.д.

Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа

позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.

Игры – НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи

«Описание по наблюдениям». Эффективным заданием для развития умения

наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья,

яблоки и т.д. Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить

форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают

плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в

сочинениях или устных высказываниях.

Так при изучении темы «Прилагательное» можно предложить детям образцы

овощей, фруктов или других предметов и описать их по схеме:

1.Цвет, возможные варианты цвета.

2.Форма.

3.Степень зрелости. Вкусовые качества.

4.Назначение. Применение.

5.Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.

Такие задания очень нравятся учащимся, развивают исследовательские

способности, наблюдательность.

Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать

учащихся, заставить работать. Необходимо найти такой «ключик» в душе

ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску.

С этой целью возможно использовать на уроках следующие виды работ

исследовательского характера:

1.Составь как можно больше предложений из данных слов.

Пример: творог, верблюд, матрос.

Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.

Матрос накормил верблюда творогом. И т.д.

2.Расскажи другими словами.

Пример: Муха села на варенье. (Летающее животное с прозрачными

крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и

сахара). И т.п.

3.Назови аналоги предмета.

Пример : лодка ( корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)

На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает в речевом анализе

текста, уточнении лексического значения слов в контексте.

Пример : «Ворона и лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась»,

«близехонько».

4.Игра «Ассоциации».

Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в

подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление,

образность речи.

Назвать слово «море». Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

5.При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения

использую метод неоконченных предложений:

-Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел

каникулы»)

-Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).

-Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).

Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые,

сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании

шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.

Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка с детьми с

ОВЗ

сложна и многообразна. В практике своей работы над развитием речи

учащихся, приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и

обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять

на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития

учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек - даром слова,

умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать,

наблюдать.

Рекомендуемая структура урока по развитию устной речи

Этапы урока

Коррекционно-развивающие задачи

Рекомендуемые упражнения для развития речи

Организационный момент

Развитие речедвигательной координации (проговаривание стихов с

движениями), стимуляция эмоционального и речевого отклика. Развитие

общей моторики, зрительно-пространственного восприятия.

Слова, фразы для приветствия.

Называние того, что уже было в течение дня.

Хоровое проговаривание стихотворных текстов, звукоподражения, попевки и

пр.

Артикуляционная гимнастика

Развитие кинестетических навыков, фонематического восприятия, слухового

внимания и памяти, ритмической организации деятельности.

Артикуляционные упражнения, стихи, чистоговорки.

Проверка домашнего задания

Развитие внимания, различных видов памяти, закрепление словаря, навыков

фразовой речи, умения действовать по образцу.

Называние предметов, действий, признаков, использование фразы заданной

структуры, участие в диалоге, связное высказывание по образцу, с опорой на

картинки. Чтение стихотворений наизусть.

Актуализация знаний по теме

Развитие наблюдательности, мышления, практических действий.

Ответы на вопросы, заканчивание фразы учителя, понимание обращённой

речи (показ действий, предметов по слову учителя), построение простейших

фраз - суждений.

Слушание речи учителя, чтения.

Основная часть. Изучение нового материала

Развитие внимания и памяти, зрительно-пространственного гнозиса, слухового

восприятия, речемыслительных навыков, развитие фонематического

восприятия.

Участие в беседе, в диалоге, в речевой игре. Повторение новых слов,

уточнение их значения.

Составление предложений по картинкам. Подбор картинок к словам,

отгадывание загадок. Слушание речи учителя, чтения.

Физкультминутка

Снятие напряжения на уроке, развитие общей моторики, развитие

двигательной функции рук, развитие зрительно-моторной и слухо-моторной

координации, речевое развитие, развитие четкого произношения, плавности и

выразительности речи, развитие памяти.

Фоноритмические, логоритмические, речедвигательные, темпо-ритмические

упражнения со словесным сопровождением.

Закрепление знаний

Развитие графо-моторных навыков, слухового восприятия, мелкой моторики,

конструктивного праксива, предметно-практической деятельности, зрительно-

моторной координации, речемыслительной деятельности

Сопряжённая и отражённая речь. Понимание обращённой речи (инструкции).

Ответы на вопросы о том, что сделали. Составление высказываний о

проделанной работе с опорой на практическую деятельность, наглядность,

заданную ситуацию (на более поздних этапах обучения).

Подведение итогов

Развитие различных видов памяти, навыков связного высказывания.

Контроль и оценка звукопроизношения и

лексико-грамматического

оформления речевого высказывания (деятельность учителя).

Речевые высказывания для оценивания своей работы, работы своих

товарищей, слова для прощания, планирования последующей деятельности.

Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной

речи младших школьников и огромное количество авторских методик

диагностики различных компонентов речи детей данной категории,

актуальность обозначенной проблемы очевидна, поэтому главной целью в

работе педагога должно быть оказание помощи обучающимся, имеющим

отклонения в развитии речи и профилактика нарушений речи.



В раздел образования