Напоминание

"Программа работы с одаренными детьми"


Автор: Нугманова Оксана Гаязовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Восточная ООШ
Населённый пункт: Бугульминский р-н, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа работы с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Восточная основная общеобразовательная школа

Программа работы с одарёнными детьми

учителя начальных классов

Нугмановой О.Г.

2018- 2019 уч.год

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного

российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы

любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли

проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку

одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена

на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений

управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением

сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества,

лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более

раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

выявление одаренных детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на

данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в

отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из

способностей;

развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

проведение

различных

конкурсов,

олимпиад,

интеллектуальных

игр,

и

др.,

позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей

самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого

ребенка, реализация его склонностей и возможностей.

интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

организация проектной деятельности;

забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение

высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности

саморазвития;

Использование инновационных педагогических и информационных технологий на

уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии

учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,

наставничества.

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с

одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

o

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

o

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

o

мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного

уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

Непрерывность

и

систематичности

школьного

и

внешкольного

образования

и

воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность и интегративность.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с

одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского

уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

объединения дополнительного образования;

кружки по интересам;

конкурсы и конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

заниматься самообразованием;

повышать профессиональное мастерство;

посещать занятия других педагогов;

участвовать

в

педагогических

чтениях,

семинарах,

педсоветах,

конференциях,

заседаниях МО педагогов ;

проводить открытые занятия;

подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские

собрания, педагогический всеобуч родителей.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

сформировать систему работы с одарёнными детьми;

создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

сформировать банк данных «Одарённые дети».

Мониторинг результативности работы с учащимися

педагогическая

диагностика

развития

аналитического

мышления

творческого

потенциала (по методике Орловой Т. В.);

отслеживание уровня умственного развития учащихся (ШТУР);

отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);

отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся;

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений

применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки

данной информации;

определять учебную задачу;

ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку

зрения;

владеть своим вниманием;

сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть

рациональными приемами запоминания;

владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

использовать основные приемы мыслительной деятельности;

самостоятельно мыслить и творчески работать;

владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы

«Одарённые дети»

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».

1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных

учащихся.

1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..

1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.

1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню

освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских

олимпиадах.

2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических

конференций.

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2018 -2019 гг.

Поощрение одаренных детей

— Публикация в СМИ;

— Стенд «Лучшие ученики школы»;

— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

октябрь

ежегодно

2.

Составление плана работы с одаренными детьми на

учебный год

Август,

ежегодно

3.

Составление индивидуальной программы обучения:

- разработка планов индивидуальной работы с детьми;

- проведения занятий с детьми;

- отработка форм, методов, приёмов работы

- создание мониторинга результативности работы с

одарёнными детьми.

постоянно

4.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь

ежегодно

5.

Участие в муниципальных, , всероссийских олимпиадах.

ежегодно

6.

Анализ и корректировка результативности и выполнения

программы «Одаренные дети».

Май,

ежегодно

7.

Приобретение литературы, компьютерных программ для

организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

8.

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.

Ежегодно

май

9.

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

2014-2019

10.

Издание сборников творческих работ учащихся по итогам

научно-практических конференций, конкурсов.

2014-2019

11.

Размещение на школьном сайте материалов по работе с

одаренными детьми.

Ежегодно

План работы с одаренными детьми на 2018-2019 учебный год

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика

родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков

обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Участие в конкурсах .

Октябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические

занятия. Подготовка к мероприятиям.

Ноябрь

Театральные выступления.

Исследовательские работы

Декабрь

Участие в муниципальном конкурсе «Подарок Деду Морозу»

Январь

Участие в муниципальном конкурсе «Рождественские чтения»

Февраль

Работа над проектом.

Март

Подготовка к олимпиадам.

Апрель

Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год.

Составление плана .Участие в муниципальном конкурсе. Участие в

муниципальной олимпиаде по русскому языку.

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного

года.

В течение

года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте

школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми .

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических

исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах



В раздел образования