Автор: Нугманова Оксана Гаязовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Восточная ООШ
Населённый пункт: Бугульминский р-н, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа работы с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Восточная основная общеобразовательная школа
Программа работы с одарёнными детьми
учителя начальных классов
Нугмановой О.Г.
2018- 2019 уч.год
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли
проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку
одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена
на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений
управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением
сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества,
лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более
раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в
отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из
способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
проведение
различных
конкурсов,
олимпиад,
интеллектуальных
игр,
и
др.,
позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей
самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого
ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение
высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности
саморазвития;
Использование инновационных педагогических и информационных технологий на
уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с
одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
o
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
o
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
o
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного
уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность
и
систематичности
школьного
и
внешкольного
образования
и
воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с
одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского
уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать
в
педагогических
чтениях,
семинарах,
педсоветах,
конференциях,
заседаниях МО педагогов ;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские
собрания, педагогический всеобуч родителей.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
педагогическая
диагностика
развития
аналитического
мышления
творческого
потенциала (по методике Орловой Т. В.);
отслеживание уровня умственного развития учащихся (ШТУР);
отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся;
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений
применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки
данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку
зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных
учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню
освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских
олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических
конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2018 -2019 гг.
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.
№
Мероприятия
Сроки
1.
Диагностика одаренных детей
октябрь
ежегодно
2.
Составление плана работы с одаренными детьми на
учебный год
Август,
ежегодно
3.
Составление индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с
одарёнными детьми.
постоянно
4.
Организация и проведение школьных олимпиад.
Октябрь
ежегодно
5.
Участие в муниципальных, , всероссийских олимпиадах.
ежегодно
6.
Анализ и корректировка результативности и выполнения
программы «Одаренные дети».
Май,
ежегодно
7.
Приобретение литературы, компьютерных программ для
организации работы с одаренными детьми.
Постоянно
8.
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.
Ежегодно
май
9.
Распространение опыта работы с одаренными детьми.
2014-2019
10.
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам
научно-практических конференций, конкурсов.
2014-2019
11.
Размещение на школьном сайте материалов по работе с
одаренными детьми.
Ежегодно
План работы с одаренными детьми на 2018-2019 учебный год
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика
родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков
обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры
Участие в конкурсах .
Октябрь
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические
занятия. Подготовка к мероприятиям.
Ноябрь
Театральные выступления.
Исследовательские работы
Декабрь
Участие в муниципальном конкурсе «Подарок Деду Морозу»
Январь
Участие в муниципальном конкурсе «Рождественские чтения»
Февраль
Работа над проектом.
Март
Подготовка к олимпиадам.
Апрель
Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год.
Составление плана .Участие в муниципальном конкурсе. Участие в
муниципальной олимпиаде по русскому языку.
Май
Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного
года.
В течение
года
Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте
школы
Дополнительные занятия с одаренными детьми .
Создание в учебном кабинете материальной базы.
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических
исследований.
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах