Автор: Шелованова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 д.Жилина"
Населённый пункт: Орловская область,Орловский район
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: "Экскурсия в дендропарк"
Раздел: дошкольное образование
Экскурсия по дендропарку с детьми подготовительной группы
Цель: дать представление о лесе, видах лесов, продолжать знакомить с видовым
разнообразием деревьев дендрапарка.
Задачи:
образовательные:
-познакомить детей с дендрарием, как частью леса
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе
- уточнить знания детей о строении дерева, кустарника
- вызвать интерес к растениям родного края
развивающие:
- совершенствовать речь
- развивать мышление, воображение
- развивать координацию движений и мелкую моторику
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных
предложений
-активизировать словарь:дендрарий, листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода,
слякоть, осадки, облачность, температура; астры, георгины, гладиолусы; рябина,
калина, шиповник; пожухла; лиловый, золотой, багряный; перелетные, оседлые
-обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные
прилагательные
воспитательные:
-воспитывать у детей любознательность
- любовь и бережное отношение к родной природе
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением
деревьев, кустарников
- наблюдение за деревьями на прогулке
- чтение стихотворения С.Есенина «Береза», рассказов Г.Снегирева «Кто сажает лес», Н.
Сладкова «Лесные силачи»
Ход экскурсии:
I
.Вводная часть ( в группе)
Педагог: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, то встретила почтальона. Он
мне передал вот это посылку. Давайте её откроем и узнаем от кого она.
Дети и педагог открывают посылку.
Педагог: Посмотрите в посылке что-то лежит. Что это такое?
Дети и педагог находят в посылке
Дети: Это письмо
Педагог: Давайте прочитаем его.
Педагог открывает письмо и читает:
Здравствуйте, ребята пишут вам жители Африки. Совсем недавно у нас в гостях
был профессор Почемучкин. Он нам рассказал об интересном, красивом месте, которое
находится недалеко от вашего детского сада. Называется оно - дендропарк. Там
растут удивительные деревья и растения. Нам очень хочется увидеть это место. К
сожалению, сами мы приехать к вам не можем, а у профессора не было собой
фотографий из дендропарка. Помогите нам, пожалуйста.
Педагог: Ребята как же мы можем помочь жителям Африки.
Дети: Нужно сходить на экскурсию в дендропарк и сфотографировать деревья и
растения. Фотографии послать жителям Африки.
Педагог: Итак, давайте отправимся с вами на экскурсию в дендропарк В посылке
еще лежит фотоаппарат, возьмем его собой и сфотографируем всё интересное что увидим
в дендропарке. Но сначала вспомним правила поведения в природе.
Дети называют правила поведения в природе:
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать
цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит,
можно отправляемся на экскурсию в дендропарк.
Педагог и дети идут одеваться.
II
.Основная часть( в дендропарке)
Педагог: Ребята, посмотрите, куда мы пришли, прочитайте, пожалуйста, название.
Кто из вас знает что такое «Дендрарий» ?!( Ответы детей) Дендрарий – это сад, в котором
размещена коллекция древесных и кустарных растений. Сажают растения в дендрарии
научные сотрудники нашего института плодовых и ягодных культур.
В дендрарии
демонстрируется богатство и разнообразие древесных растений различных стран мира,
проводится научная, учебная или опытно-производственная
работа. В дендрарии
распространяют посадочный материал, семена и черенки ценных и редких древесных
растений.
Сегодня мы с вами узнаем, какие растения растут в дендрарии. Увидим, как
особенно красив лес осенью.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой,
Вступает в пестрый терем свой...
(И. Бунин)
Экскурсия по дендрарию.
Педагог:
Наша экскурсия начинается от главного входа в здании научного
института плодовых и ягодных культур, где растёт ель обыкновенная. Длинными мягкими
лапами струятся вниз ветки этой ели, как будто кто-то причесал их большим гребешком.
Рядом с елью растёт хвойный кустарник. Давайте вспомним его названия.
Дети: Можжевельник.
Педагог: Такой же кустарник мы с вами можем встретить возле нашего детского
сада.
Давайте сделаем фотографии для жителей Африки.
Идем мы ребята с вами через центральный вход в дендропарк и остановимся возле
удивительного места, которое называется рокарий. Здесь растут весной и летом
многолетние и однолетние растения. Давайте поиграем в игру найди лишний цветок.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: закрепить названия луговых и садовых цветов.
Педагог и дети фотографируют рокарий.
Педагог: Путешествие по дендропарку продолжается. Пройдя по дорожке мы с
вами попадаем на полянку, где открывается вид на деревья и кустарники родина которых
разные географические зоны. Слева – Северная Америка и Сибирь, прямо – Европа,
справа – Средиземноморье.
Посмотрите, на каждом растении есть табличка, на которой написано название и
краткая информация о растении.
По ходу рассматривания разных деревьев и кустарников, происходит сбор листьев
для игр и гербария, делают фотографии красивых деревьев и растений.
Педагог: Как отличить дерево от кустарника?
Дети: Деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие,
имеют несколько стволов.
Педагог: Давайте поиграем в игру «Найди дерево».
Я вам буду загадывать
загадки про деревья, а вы должны найти и подбежать к дереву-отгадке.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С белыми сережками. (береза)
Никто не пугает,
А вся дрожит.(осина)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год.(елка)
У нее длинней иголки,
Чем у елки. (сосна)
В сенокос -горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?(рябина)
Он могучий и большой
Богатырь в стране лесной.
Семена его бочонки,
Птичьи трели в ветвях звонки (дуб)
Педагог: Молодцы! Узнали все деревья! А теперь скажите, как одним словом
можно назвать деревья, которые покрыты листьями? (лиственные). Какие лиственные
деревья вы знаете? (Ответы детей). А как одним словом можно назвать деревья, которые
покрыты хвоей?
Дети: Хвойные
Педагог: Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей) А что такое лес?
(Ответы детей) Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку?
Дети: Деревья очищают воздух, делают его свежим, из древесины люди делают
мебель, строят дома.
Педагог: Правильно, поэтому так важно беречь лес, заботиться о каждом дереве,
не ломать ветки. Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево.
Дети: Корень, ствол и крона.
Педагог: Лес сравнивают с многоэтажным домом.
Показать " Этажи леса”.
Дети: Третий этаж - крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они
защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца.
Второй этаж - Еще ниже расселились кусты и кустарники.
Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы.
Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений.
Педагог: Для чего корни дереву?
Дети: Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с
помощью корней деревья питаются.
Игра – имитация «Мы – осенние листочки».
Педагог: Поиграем в игру-имитацию «Мы – осенние листочки».
Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.
С л о в а к и г р е:
Мы – листочки, листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидим (Дети стоят с листочками в кругу.)
Ветер дунул – полетели.(Дети разбегаются.)
Мы летали, мы летали.(Дети бегают, помахивая листочками, приседают.)
А потом летать устали! (Дети приседают, помахивая листиками над головой.)
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая листиками.)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели (Дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они
упадут)
И на землю тихо сели.
Дидактическая игра «С какого дерева листок».
Педагог раздаёт детям картинки с изображением деревьев и листьев.Дети делятся
на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим
деревьям.
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг. Запомните красоту осеннего леса. Какими
разными по цвету могут быть листья одного растения. Какое чисто – голубое небо.
Сколько в осеннем лесу красок. Когда мы придём в детский сад, всю красоту осеннего
леса, вы изобразите на бумаге при помощи красок.
Ребёнок читает стихотворение
Осень мне нравится очень.
Яркая это пора:
Деревья наряды меняют,
Пестреют родные леса.
Так хочется в лес убежать мне,
Где разные листья найду.
Букет соберу я красивый,
И маме его подарю.
Педагог: Вот и наша экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним какие деревья
, растения мы с вами видели и сделали фотографии для наших друзей из Африки.
Дети отвечают, высказывают свои впечатления.
Педагог:Молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад.
Возвращение в детский сад