Напоминание

Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии


Автор: Кротова Надежда Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №208"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управления образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№208»

Программа поддержки детей, имеющих трудности

в речевом развитии

Составитель: учитель-логопед

Кротова Надежда Сергеевна

г. Чебоксары,

2021г.

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и

обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих

отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу

риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном

возрасте. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные

звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Это

является

необходимым

условием

полноценной

интеграции

дошкольников

с

нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Сегодня в системе логопедической работы с дошкольниками сосуществуют две

модели. В соответствии с первой – традиционной – для детей с нарушениями речевого

развития открываются специальные (коррекционные) ДОУ или группы. Вторая модель

предполагает оказание в образовательных учреждениях логопедической помощи детям с

отклонениями в речевом развитии без вывода их в особые группы.

В

настоящее время на логопедические занятия

в

МБДОУ №74 «Березка»

общеразвивающего вида зачисляются дети с нарушениями речи в соответствии с

направлением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. В связи с

тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с

нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее

недоразвитие речи, возникла необходимость введения при МБДОУ специализированных

программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность

необходимо адаптировать к условиям работы при массовом детском саде.

Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии, разработана на

основе Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием

речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Данная программа рассчитана на работу в условиях

логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходит для

использования на логопедических занятиях общеразвивающего детского сада. Этим и

обусловлена значимость написания программы поддержки детей, имеющих трудности

речевого

развития,

применение

которой

поможет

детям

осваивать

основную

образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу,

помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения

школьной дезадаптации.

В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От

рождения до школы”. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой

патологией.Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического

риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное

овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во

многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с трудностями

речевого развития нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической

помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и

индивидуальным особенностям детей.

Цель программы:обеспечение системы средств и условий для устранения речевых

недостатков у детей с нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного

личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции

содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного

процесса; предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы,

обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.

Основные задачи:

I. Организационные:

1. Своевременное обследование детей.

2. Оснащение логопедических занятий необходимым оборудованием и наглядными

пособиями.

3. Составление пакета индивидуальных коррекционно-развивающих планов работы с

детьми.

4. Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим

планом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

5. Совместная работа логопеда и воспитателя групп по определению речевого уровня

развития группы, направления коррекционной работы.

II. Коррекционно-педагогические:

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

2. Коррекция речевых дефектов.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

исключения, моделирования, конструирования.

5. Подготовка к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

6. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического

строя речи и умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

7.

Развитие

умения

оперировать

единицами

языка:

звуком,

слогом,

словом,

словосочетанием, предложением.

8. Совершенствование психологической базы речи (внимание, память, мышление).

9. Развитие просодическую сторону речи (темп, ритм, голос).

10. Развитие общей и мелкой моторики.

11.Развитие культуры речевого общения.

Направления

работы:

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя

взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая

работа обеспечивает

своевременное

выявление

детей

с

ОВЗ,

проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им

психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-

развивающая

работа обеспечивает

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков

детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует

формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения

детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-

педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации

воспитанников;

- информационно

просветительская

работа направлена

на

разъяснительную

деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для

детей с ОВЗ, их родителями, педагогическими работниками.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение

Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом

подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития

детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии, позволит

наиболее рационально организовать работу, сэкономить время на подготовку к занятиям,

обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности,

создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Система принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией

следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь

актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза

развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его

потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы

должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение

трудностей);

профилактического;

развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-

педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное

диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и

задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется

постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного

высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных

состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в

обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции:

симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на

преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает

устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При

несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать

каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего

воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание

оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка,

психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности,

неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и

воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу

можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы

наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-,

сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в

реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших

партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с

ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-

развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в

речевом развитии.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой

организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением

нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов

коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя и др. сотрудников пед.

коллектива.

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для

детей с общим недоразвитием речи.

Формы и средства организации образовательной деятельности:

Учитель-логопед:

- подгрупповые коррекционные занятия,

- индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр

и упражнений на развитие всех компонентов речи;

- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя

являются.

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Формирование правильного произношения.

Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Развитие навыка связной речи.

Музыкальный руководитель:

- музыкально-ритмические игры;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- игры-драматизации.

Родители:

-игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

На подгрупповых коррекционных занятиях изучаются те звуки, которые правильно

произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях

звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки

грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе

пройденного речевого материала.

Индивидуальные

коррекционные

занятия

направлены

на

формирование

артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие

фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса,

отработку

лексико-грамматических

категорий.

Последовательность

устранения

выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с

речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Каждую

неделю

выделяются

лексические

темы,

связанные

с

ближайшим

окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для

организации

общения.

В

их

контексте

проводится

специальная

работа

по

совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи

детей.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким

образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря,

грамматически

правильной

речи,

умению

правильно

строить

предложения

и

способствовал развитию связной речи.

Количество коррекционных занятий распределено по периодам и рекомендациям

парциальных программ развития и обучения воспитанников с нарушениями речи и может

варьироваться по усмотрению логопеда в зависимости от речевого уровня и речевых

возможностей

детей.Частота

проведения

индивидуальных

занятий

определяется

характером

и

степенью

выраженности

речевого

нарушения,

возрастом

и

индивидуальными психофизическими особенностями детей

(ФФН – 2 раза в неделю;ОНР-

III-IV ур.р – 3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционной работы с детьми: ФФН и ФН– 1-2 года; ОНР –

2-3 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у

них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте

ребёнка.

В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей

логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может

быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения

конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников –

реализуются в строго определенной последовательности (табл. 1).

Таблица 1.

Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-

педагогическая и логопедическая

диагностика детей с нарушениями

речи.

Формирование информационной

готовности педагогов ДОУ и

родителей к проведению

Составление индивидуальных

коррекционно-речевых

программ помощи ребенку с

нарушениями речи в ДОУ и

семье.

Составление программ

групповой(подгрупповой)

эффективной коррекционно-

педагогической работы с детьми.

работы с детьми, имеющими

сходные структуру речевого

нарушения и/или уровень

речевого развития.

Составление программ

взаимодействия специалистов

ДОУ и родителей ребенка с

нарушениями речи.

Основной

Решение задач, заложенных в

индивидуальных и

групповых(подгрупповых)

коррекционных программах.

Психолого-педагогический и

логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение(при

необходимости – корректировка)

меры и характера коррекционно-

педагогического влияния

участников коррекционно-

образовательного процесса.

Достижение определенного

позитивного эффекта в

устранении у детей

отклонений в речевом

развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости

результатов коррекционно-речевой

работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших

образовательных(коррекционно-

образовательных перспектив

выпускников группы для детей с

нарушениями речи.

Решение о прекращении

логопедической работы с

ребенком(группой), изменение

ее характера или

корректировка

индивидуальных и

групповых(подгрупповых)

программ и продолжение

логопедической работы.

Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы.

Диагностика

мониторинга

для

оценки

динамики

достижения

детей

осуществляется логопедом детского сада 2 раза в год: (вводная – в сентябре, итоговая – в

мае).

Диагностика осуществляется по диагностическим пособиям, разработанным для

детей соответствующего возраста.

Показател

и освоения

программы

Уровни освоения программы

Методы

мониторинга

Название

пособия

Сроки

проведе

ния

Звукопроизн

ошение

3 нормативное произношение всех

звуков группы

2 – искажается или заменяются один

Повторение за

логопедом слов

«Диагностика

речевых

нарушений

звук группы

1 - искажаются или заменяется

несколько звуков группы или все

младших

школьников

с

использованием

нейропсихологиче

ских методов» под

редакцией

Т.А.

Фотековой,

Т.В.

Ахутиной.

Сентябрь

Май

Сентябрь

май

Слоговая

структура

3 – четкое и правильное

воспроизведение слова

2 – замедленное произношение

1 – нарушение слоговой структуры

слова или невыполнение

Повторение за

логопедом слов

Фонематичес

кое

восприятие

3 - правильное повторение

2- переспрос, самокоррекция

1- уподобление слогов, искажение

слогов

Повторение

цепочек слогов

Связная речь

3 - картинки разложены

самостоятельно и правильно

2 - развернутая помощь в виде

наводящихвопрсов

0 -невозможность самостоятельного

построения связного текста даже при

оказании помощи

Составление

рассказа по

серии из четырех

сюжетных

картинок

Пересказ текста

Понимание

обращенной

речи

3-правильное выполнение, точное

понимание

2- переспрос, самокоррекция

1-длительный поиск, изменение

порядка слов

Рассмотри

картинки, а

потом покажи

то, что я назвала

Грамматичес

кий строй

3- правильное выполнение, точное

понимание

2 -неправильный порядок слов,

пропуск одного, двух членов

предложения

1 -аграмматизмы

Называние

детенышей

животных

Образование

относительных

прилагательных

Образование

качественных

прилагательных

Образование

притяжательных

прилагательных

Составление

предложений по

картинкам

Словарный

3употребляет слова в точном

Беседа

запас

соответствии со смыслом

2 не в полном объеме

1не знает

Звуковой

анализ

3 правильное выполнение

2 самокоррекция после

стимулирующей помощи

1 невозможность самостоятельного

выполнения задания даже после

оказания стимулирующей помощи

Cоставлениесхе

мыслова

Результаты освоения содержания программы

Компоненты

структуры личности

Критерии

результативности

Показатели освоения содержания

программы

Эмоционально -

волевой

У воспитанников

сформировано

эмоционально –

ценностное

отношение к

познаваемому

Дети проявляют эмоциональную

заинтересованность в процессе овладения

новых знаний, умений и навыков на

занятии. Проявляют активность в игровой

деятельности. В дидактических играх

оценивает свои возможности и без обиды

воспринимает неудачи.

Деятельно -

практический

Воспитанники

владеют способами

деятельности

(умениями и

навыками)

Дети умеют:

Правильно артикулировать все звуки

речи.

Четко дифференцировать все изученные

звуки.

Называть последовательность слов в

предложении, слогов, и звуков в словах.

Находить в предложении слова с

заданным звуком, определять место звука

в слове.

Проводить элементарный анализ и

синтез.

Применять в речи все грамматические

категории.

Владеть элементарными навыками

письма и чтения.

Владеет интонационными средствами

выразительности речи в сюжетно –

ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Выкладывать из фишек и букв,

преобразовывать, читать и писать прямые

и обратные слоги

Выкладывать из букв разрезной азбуки и

читать слова кот, кит

Находить в слове ударный гласный

Дать качественную характеристику звука

Проводить звуко-слоговой анализ слов

Делить слова на слоги

Составлять схемы слов полосок и фишек

Составлять из 3-4 слов предложения

Свободно составлять рассказ и пересказ

Когнитивный

Воспитанники имеют

знания

Знают правила: буквы в слове пишутся

рядом, слова – отдельно, в конце

предложения ставится точка, начало

предложения. Имена людей, клички

животных, названия городов пишутся с

большой буквы

Знают термины: звук, буква, слог,

гласный, согласный, твердый, мягкий,

звонкий, глухой

Различать понятие звук , слог,

предложение.

Рефлексивно -

творческий

У воспитанников

развито творчество и

способности

Проявляют творческую активность на

занятиях

Дети творчески активно подходят к

различным видам учебной деятельности

Активно используют приобретенные

навыки в специально организованных

речевых ситуациях; в коллективных

формах общения между собой

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Название раздела

(предмета,

дисциплины,

образовательной

области) учебного

курса

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Коммуникация

Мягкие конструкторы,

шнуровки, пальчиковый театр,

Шагающие куклы, куклы

перчатки, деревянные пазлы

по темам, домино по темам,

магнитные доски, мягкие

игрушки, муляжи овощей,

фруктов, ягод,

животных:домашних, диких,

жарких стран, севера и др.

Плакаты большого формата,

демонстрационный материал для

подгрупповых занятий: «Детский

сад»,«Овощи»,«Фрукты»,«Ягоды»,«

Осень. Признаки осени»,«Деревья

осенью»,«Игрушки»,«Одежда»,«Об

увь. Головные уборы»,«Зима.

Зимние забавы»,«Зимующие

птицы»,«Хвойные деревья»,«Новый

год»,«Домашние животные и

птицы», «Дикие

животные»,«Животные жарких

стран»,«Дом-

жилищечеловека»

,

«Квартира.Мебел

ь»,«Транспорт», «Защитники

Отечества»,«Семья»,«Весна.

Приметы весны»,«Перелетные

птицы»,«Рыбы. Обитатели

водоемов»

,

«Посуда»,«Продукты»,«

Космос»,«Цветы»,«Насекомые»,«На

ш город». Альбомы для

обследования звукопроизношения,

проведения психолого-

педагогического обследования.

Заключение

Данная программа находится на стадии разработки и в ней должны быть учитаны

пожелания всех участников коррекционного процесса. Используя данную программу, у

дошкольников с речевым недоразвитием сформируется полноценная фонетическая

система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и

синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется

связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и

заключается главная цель данной программы.

Литература.

1.

Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников

с общим недоразвитием речи. М., 2004.

2.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:

метод.пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

3.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических

рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

4.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у

дошкольников. – М., 1990.

6.

Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической

работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.

7.

Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по

формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи

старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.

8.

Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы

программно-методического обеспечения / Под.ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ,

2005.

9.

Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим

недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под.ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников. СПб., 2003.

11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /

Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

12. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.,

1991.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под.ред. Васильевой. – 2007.

14. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с

общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.

15. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим

недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН

РСФСР, 1989.

16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.



В раздел образования