Автор: Кротова Надежда Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №208"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии
Раздел: дошкольное образование
Управления образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№208»
Программа поддержки детей, имеющих трудности
в речевом развитии
Составитель: учитель-логопед
Кротова Надежда Сергеевна
г. Чебоксары,
2021г.
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих
отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу
риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном
возрасте. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные
звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.
Это
является
необходимым
условием
полноценной
интеграции
дошкольников
с
нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.
Сегодня в системе логопедической работы с дошкольниками сосуществуют две
модели. В соответствии с первой – традиционной – для детей с нарушениями речевого
развития открываются специальные (коррекционные) ДОУ или группы. Вторая модель
предполагает оказание в образовательных учреждениях логопедической помощи детям с
отклонениями в речевом развитии без вывода их в особые группы.
В
настоящее время на логопедические занятия
в
МБДОУ №74 «Березка»
общеразвивающего вида зачисляются дети с нарушениями речи в соответствии с
направлением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. В связи с
тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с
нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее
недоразвитие речи, возникла необходимость введения при МБДОУ специализированных
программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность
необходимо адаптировать к условиям работы при массовом детском саде.
Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии, разработана на
основе Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием
речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Данная программа рассчитана на работу в условиях
логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходит для
использования на логопедических занятиях общеразвивающего детского сада. Этим и
обусловлена значимость написания программы поддержки детей, имеющих трудности
речевого
развития,
применение
которой
поможет
детям
осваивать
основную
образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу,
помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения
школьной дезадаптации.
В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От
рождения до школы”. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой
патологией.Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического
риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное
овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во
многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с трудностями
речевого развития нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической
помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и
индивидуальным особенностям детей.
Цель программы:обеспечение системы средств и условий для устранения речевых
недостатков у детей с нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного
личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции
содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного
процесса; предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы,
обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
Основные задачи:
I. Организационные:
1. Своевременное обследование детей.
2. Оснащение логопедических занятий необходимым оборудованием и наглядными
пособиями.
3. Составление пакета индивидуальных коррекционно-развивающих планов работы с
детьми.
4. Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим
планом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
5. Совместная работа логопеда и воспитателя групп по определению речевого уровня
развития группы, направления коррекционной работы.
II. Коррекционно-педагогические:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Коррекция речевых дефектов.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
исключения, моделирования, конструирования.
5. Подготовка к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
6. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического
строя речи и умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
7.
Развитие
умения
оперировать
единицами
языка:
звуком,
слогом,
словом,
словосочетанием, предложением.
8. Совершенствование психологической базы речи (внимание, память, мышление).
9. Развитие просодическую сторону речи (темп, ритм, голос).
10. Развитие общей и мелкой моторики.
11.Развитие культуры речевого общения.
Направления
работы:
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя
взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая
работа обеспечивает
своевременное
выявление
детей
с
ОВЗ,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-
развивающая
работа обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков
детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует
формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-
педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
воспитанников;
- информационно
–
просветительская
работа направлена
на
разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
детей с ОВЗ, их родителями, педагогическими работниками.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение
Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом
подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития
детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии, позволит
наиболее рационально организовать работу, сэкономить время на подготовку к занятиям,
обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности,
создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Система принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией
следующих принципов.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь
актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза
развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его
потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы
должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение
трудностей);
профилактического;
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-
педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное
диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и
задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется
постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного
высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных
состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в
обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции:
симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на
преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает
устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При
несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать
каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего
воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание
оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка,
психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности,
неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и
воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу
можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы
наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-,
сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в
реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших
партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с
ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-
развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в
речевом развитии.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением
нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов
коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя и др. сотрудников пед.
коллектива.
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для
детей с общим недоразвитием речи.
Формы и средства организации образовательной деятельности:
Учитель-логопед:
- подгрупповые коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр
и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя
являются.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Родители:
-игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
На подгрупповых коррекционных занятиях изучаются те звуки, которые правильно
произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях
звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки
грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе
пройденного речевого материала.
Индивидуальные
коррекционные
занятия
направлены
на
формирование
артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие
фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса,
отработку
лексико-грамматических
категорий.
Последовательность
устранения
выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с
речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Каждую
неделю
выделяются
лексические
темы,
связанные
с
ближайшим
окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для
организации
общения.
В
их
контексте
проводится
специальная
работа
по
совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи
детей.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким
образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря,
грамматически
правильной
речи,
умению
правильно
строить
предложения
и
способствовал развитию связной речи.
Количество коррекционных занятий распределено по периодам и рекомендациям
парциальных программ развития и обучения воспитанников с нарушениями речи и может
варьироваться по усмотрению логопеда в зависимости от речевого уровня и речевых
возможностей
детей.Частота
проведения
индивидуальных
занятий
определяется
характером
и
степенью
выраженности
речевого
нарушения,
возрастом
и
индивидуальными психофизическими особенностями детей
(ФФН – 2 раза в неделю;ОНР-
III-IV ур.р – 3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционной работы с детьми: ФФН и ФН– 1-2 года; ОНР –
2-3 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у
них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте
ребёнка.
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей
логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может
быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения
конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников –
реализуются в строго определенной последовательности (табл. 1).
Таблица 1.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.
Этапы
Основное содержание
Результат
Организационный
Исходная психолого-
педагогическая и логопедическая
диагностика детей с нарушениями
речи.
Формирование информационной
готовности педагогов ДОУ и
родителей к проведению
Составление индивидуальных
коррекционно-речевых
программ помощи ребенку с
нарушениями речи в ДОУ и
семье.
Составление программ
групповой(подгрупповой)
эффективной коррекционно-
педагогической работы с детьми.
работы с детьми, имеющими
сходные структуру речевого
нарушения и/или уровень
речевого развития.
Составление программ
взаимодействия специалистов
ДОУ и родителей ребенка с
нарушениями речи.
Основной
Решение задач, заложенных в
индивидуальных и
групповых(подгрупповых)
коррекционных программах.
Психолого-педагогический и
логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение(при
необходимости – корректировка)
меры и характера коррекционно-
педагогического влияния
участников коррекционно-
образовательного процесса.
Достижение определенного
позитивного эффекта в
устранении у детей
отклонений в речевом
развитии.
Заключительный
Оценка качества и устойчивости
результатов коррекционно-речевой
работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших
образовательных(коррекционно-
образовательных перспектив
выпускников группы для детей с
нарушениями речи.
Решение о прекращении
логопедической работы с
ребенком(группой), изменение
ее характера или
корректировка
индивидуальных и
групповых(подгрупповых)
программ и продолжение
логопедической работы.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы.
Диагностика
мониторинга
для
оценки
динамики
достижения
детей
осуществляется логопедом детского сада 2 раза в год: (вводная – в сентябре, итоговая – в
мае).
Диагностика осуществляется по диагностическим пособиям, разработанным для
детей соответствующего возраста.
Показател
и освоения
программы
Уровни освоения программы
Методы
мониторинга
Название
пособия
Сроки
проведе
ния
Звукопроизн
ошение
3 нормативное произношение всех
звуков группы
2 – искажается или заменяются один
Повторение за
логопедом слов
«Диагностика
речевых
нарушений
звук группы
1 - искажаются или заменяется
несколько звуков группы или все
младших
школьников
с
использованием
нейропсихологиче
ских методов» под
редакцией
Т.А.
Фотековой,
Т.В.
Ахутиной.
Сентябрь
Май
Сентябрь
май
Слоговая
структура
3 – четкое и правильное
воспроизведение слова
2 – замедленное произношение
1 – нарушение слоговой структуры
слова или невыполнение
Повторение за
логопедом слов
Фонематичес
кое
восприятие
3 - правильное повторение
2- переспрос, самокоррекция
1- уподобление слогов, искажение
слогов
Повторение
цепочек слогов
Связная речь
3 - картинки разложены
самостоятельно и правильно
2 - развернутая помощь в виде
наводящихвопрсов
0 -невозможность самостоятельного
построения связного текста даже при
оказании помощи
Составление
рассказа по
серии из четырех
сюжетных
картинок
Пересказ текста
Понимание
обращенной
речи
3-правильное выполнение, точное
понимание
2- переспрос, самокоррекция
1-длительный поиск, изменение
порядка слов
Рассмотри
картинки, а
потом покажи
то, что я назвала
Грамматичес
кий строй
3- правильное выполнение, точное
понимание
2 -неправильный порядок слов,
пропуск одного, двух членов
предложения
1 -аграмматизмы
Называние
детенышей
животных
Образование
относительных
прилагательных
Образование
качественных
прилагательных
Образование
притяжательных
прилагательных
Составление
предложений по
картинкам
Словарный
3употребляет слова в точном
Беседа
запас
соответствии со смыслом
2 не в полном объеме
1не знает
Звуковой
анализ
3 правильное выполнение
2 самокоррекция после
стимулирующей помощи
1 невозможность самостоятельного
выполнения задания даже после
оказания стимулирующей помощи
Cоставлениесхе
мыслова
Результаты освоения содержания программы
Компоненты
структуры личности
Критерии
результативности
Показатели освоения содержания
программы
Эмоционально -
волевой
У воспитанников
сформировано
эмоционально –
ценностное
отношение к
познаваемому
Дети проявляют эмоциональную
заинтересованность в процессе овладения
новых знаний, умений и навыков на
занятии. Проявляют активность в игровой
деятельности. В дидактических играх
оценивает свои возможности и без обиды
воспринимает неудачи.
Деятельно -
практический
Воспитанники
владеют способами
деятельности
(умениями и
навыками)
Дети умеют:
Правильно артикулировать все звуки
речи.
Четко дифференцировать все изученные
звуки.
Называть последовательность слов в
предложении, слогов, и звуков в словах.
Находить в предложении слова с
заданным звуком, определять место звука
в слове.
Проводить элементарный анализ и
синтез.
Применять в речи все грамматические
категории.
Владеть элементарными навыками
письма и чтения.
Владеет интонационными средствами
выразительности речи в сюжетно –
ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Выкладывать из фишек и букв,
преобразовывать, читать и писать прямые
и обратные слоги
Выкладывать из букв разрезной азбуки и
читать слова кот, кит
Находить в слове ударный гласный
Дать качественную характеристику звука
Проводить звуко-слоговой анализ слов
Делить слова на слоги
Составлять схемы слов полосок и фишек
Составлять из 3-4 слов предложения
Свободно составлять рассказ и пересказ
Когнитивный
Воспитанники имеют
знания
Знают правила: буквы в слове пишутся
рядом, слова – отдельно, в конце
предложения ставится точка, начало
предложения. Имена людей, клички
животных, названия городов пишутся с
большой буквы
Знают термины: звук, буква, слог,
гласный, согласный, твердый, мягкий,
звонкий, глухой
Различать понятие звук , слог,
предложение.
Рефлексивно -
творческий
У воспитанников
развито творчество и
способности
Проявляют творческую активность на
занятиях
Дети творчески активно подходят к
различным видам учебной деятельности
Активно используют приобретенные
навыки в специально организованных
речевых ситуациях; в коллективных
формах общения между собой
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Название раздела
(предмета,
дисциплины,
образовательной
области) учебного
курса
Материалы, оборудование
Учебно-наглядные пособия
Коммуникация
Мягкие конструкторы,
шнуровки, пальчиковый театр,
Шагающие куклы, куклы
перчатки, деревянные пазлы
по темам, домино по темам,
магнитные доски, мягкие
игрушки, муляжи овощей,
фруктов, ягод,
животных:домашних, диких,
жарких стран, севера и др.
Плакаты большого формата,
демонстрационный материал для
подгрупповых занятий: «Детский
сад»,«Овощи»,«Фрукты»,«Ягоды»,«
Осень. Признаки осени»,«Деревья
осенью»,«Игрушки»,«Одежда»,«Об
увь. Головные уборы»,«Зима.
Зимние забавы»,«Зимующие
птицы»,«Хвойные деревья»,«Новый
год»,«Домашние животные и
птицы», «Дикие
животные»,«Животные жарких
стран»,«Дом-
жилищечеловека»
,
«Квартира.Мебел
ь»,«Транспорт», «Защитники
Отечества»,«Семья»,«Весна.
Приметы весны»,«Перелетные
птицы»,«Рыбы. Обитатели
водоемов»
,
«Посуда»,«Продукты»,«
Космос»,«Цветы»,«Насекомые»,«На
ш город». Альбомы для
обследования звукопроизношения,
проведения психолого-
педагогического обследования.
Заключение
Данная программа находится на стадии разработки и в ней должны быть учитаны
пожелания всех участников коррекционного процесса. Используя данную программу, у
дошкольников с речевым недоразвитием сформируется полноценная фонетическая
система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и
синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется
связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и
заключается главная цель данной программы.
Литература.
1.
Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников
с общим недоразвитием речи. М., 2004.
2.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:
метод.пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
3.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических
рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
4.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у
дошкольников. – М., 1990.
6.
Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической
работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
7.
Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по
формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
8.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы
программно-методического обеспечения / Под.ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ,
2005.
9.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим
недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под.ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. СПб., 2003.
11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /
Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
12. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.,
1991.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под.ред. Васильевой. – 2007.
14. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с
общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
15. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН
РСФСР, 1989.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.