Автор: Мусова Инна Бадьминовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 4 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: Статья
Тема: Проект "Вместе говорим". Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование
Название технологии: «Вместе говорим» (сопряжённо-контактная фонетическая
ритмика в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога).
Область применения. Работа над произносительной стороной речи детей и
взрослых с различными, в том числе тяжёлыми, нарушениями речи.
Целевая группа. Дети и взрослые с нарушениями речи (в том числе со сложной
структурой дефекта).
Логопеды-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных
приемов и методов формирования и совершенствования речи детей с ОВЗ.
Дети и взрослые с дефектами произношения зачастую испытывают
значительные трудности в автоматизации поставленных звуков, в воспроизведении
стечений согласных звуков. Дети, только овладевающие звуковой стороной речи,
чаще всего, нуждаются в активной помощи логопеда даже при работе над звуками
раннего онтогенеза. Также практический опыт показывает, что при отработке
стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика
являются эффективными приёмами в решении этих проблем.
В зависимости от целей коррекционно-логопедической работы сопряжённо-
контактная фонетическая ритмика может использоваться на начальных этапах
автоматизации звуков у детей с различными нарушениями речи; в качестве
вспомогательного приёма в работе над слоговой структурой и при формировании
речи у многих детей со сложной структурой дефекта и РАС.
Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой
кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются
как стимуляция для закрепления произносительных навыков.
Многие дети не могут выполнить движения фонетической ритмики
правильно даже после подробных разъяснений и неоднократного показа.
Соответственно, артикуляционные движения получаются нечеткими. Именно в
этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе
которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической
ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.
Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика – это прием, в процессе
которого педагог «водит» руками детей, придавая движениям направление и
интенсивность, характерные для произносимых звуков. Со стороны это
напоминает то зарядку, то дирижирование. Например, нужно закрепить звук Ш в
слове ШУМ. Логопед (сидит) и ребенок (стоит) «склеивают» ладони, педагог
1
большими пальцами придерживает кисти рук ребёнка. Можно надеть на
соединенные таким образом руки носок или эластичную повязку, чтобы ребёнок не
отрывал свои ладони от ладоней педагога. Педагог и ребёнок произносят звук Ш
(движение фонетической ритмики) и одновременно производят волнообразные
движения руками вверх. Затем, не разъединяя ладони и произнося звук У, логопед
ведёт движение рук на себя (движение фонетической ритмики), ребёнок
одновременно с педагогом производит движение и произносит звук У. Потом
движение на звук У плавно переходит в движение на звук М. Педагог и
ребенок/взрослый произносят звук М и прикасаются руками к крыльям носа.
(движение фонетической ритмики). Таким образом, логопед с ребёнком произносят
слов «шум» с использованием сопряжённо-контактной фонетической ритмики.
При работе с детьми, овладевающими грамотой, рекомендуется надевать на
руку ребёнка карточку с буквой, чтобы сформировать устойчивую связку: звук -
артикуляция – буква.
Использование сопряжённо-контактной фонетической ритмики направлено
на решение следующих задач:
- закрепление поставленных звуков на начальных этапах автоматизации;
- формирование навыков самоконтроля;
- закрепление графического образа букв в работе с детьми/взрослыми,
усваивающими грамоту;
- работа над слоговой структурой слов и отработка чёткого произношения
стечений согласных звуков;
- установление положительного эмоционального взаимодействия в ходе вызывания
речевых звуков у детей с нарушением коммуникации (задержка речевого развития,
задержка психо-речевого развития, расстройства аутистического спектра).
Из истории. Фонетическая ритмика является частью верботонального метода
обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал
выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г.Загребе.
В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард
побывали в Загребе и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода
работы над произношением детей с нарушенным слухом.
В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод
фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая
ритмика».
2
Материально-техническое обеспечение не требуется.
Получаемые результаты:
- удаётся быстрее закрепить поставленные звуки в речи и одновременно
сформировать навыки самоконтроля за своим произношением у дошкольников;
- удаётся вызвать и закрепить речевые звуки у большинства детей и взрослых с
тяжелыми нарушениями речи;
- удаётся вызвать и поддерживать благоприятный эмоциональный фон во время
проговаривания речевого материала с сопровождением фонетической и
сопряжённо-контактной фонетической ритмики.
Имеется небольшой успешный опыт применения сопряжённо-контактной
ритмики в работе с заикающимися детьми.
Более подробно с материалами по этой теме можно ознакомиться в
публикациях:
1.
Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе
логопеда.
2.
Приемы, ускоряющие автоматизацию звука – из опыта работы логопеда.
Учитель-логопед, дефектолог Инна Бадьминовна Мусова
3