Напоминание

Проект "Вместе говорим". Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда


Автор: Мусова Инна Бадьминовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 4 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: Статья
Тема: Проект "Вместе говорим". Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Название технологии: «Вместе говорим» (сопряжённо-контактная фонетическая

ритмика в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога).

Область применения. Работа над произносительной стороной речи детей и

взрослых с различными, в том числе тяжёлыми, нарушениями речи.

Целевая группа. Дети и взрослые с нарушениями речи (в том числе со сложной

структурой дефекта).

Логопеды-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных

приемов и методов формирования и совершенствования речи детей с ОВЗ.

Дети и взрослые с дефектами произношения зачастую испытывают

значительные трудности в автоматизации поставленных звуков, в воспроизведении

стечений согласных звуков. Дети, только овладевающие звуковой стороной речи,

чаще всего, нуждаются в активной помощи логопеда даже при работе над звуками

раннего онтогенеза. Также практический опыт показывает, что при отработке

стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика

являются эффективными приёмами в решении этих проблем.

В зависимости от целей коррекционно-логопедической работы сопряжённо-

контактная фонетическая ритмика может использоваться на начальных этапах

автоматизации звуков у детей с различными нарушениями речи; в качестве

вспомогательного приёма в работе над слоговой структурой и при формировании

речи у многих детей со сложной структурой дефекта и РАС.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой

кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются

как стимуляция для закрепления произносительных навыков.

Многие дети не могут выполнить движения фонетической ритмики

правильно даже после подробных разъяснений и неоднократного показа.

Соответственно, артикуляционные движения получаются нечеткими. Именно в

этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе

которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической

ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика – это прием, в процессе

которого педагог «водит» руками детей, придавая движениям направление и

интенсивность, характерные для произносимых звуков. Со стороны это

напоминает то зарядку, то дирижирование. Например, нужно закрепить звук Ш в

слове ШУМ. Логопед (сидит) и ребенок (стоит) «склеивают» ладони, педагог

1

большими пальцами придерживает кисти рук ребёнка. Можно надеть на

соединенные таким образом руки носок или эластичную повязку, чтобы ребёнок не

отрывал свои ладони от ладоней педагога. Педагог и ребёнок произносят звук Ш

(движение фонетической ритмики) и одновременно производят волнообразные

движения руками вверх. Затем, не разъединяя ладони и произнося звук У, логопед

ведёт движение рук на себя (движение фонетической ритмики), ребёнок

одновременно с педагогом производит движение и произносит звук У. Потом

движение на звук У плавно переходит в движение на звук М. Педагог и

ребенок/взрослый произносят звук М и прикасаются руками к крыльям носа.

(движение фонетической ритмики). Таким образом, логопед с ребёнком произносят

слов «шум» с использованием сопряжённо-контактной фонетической ритмики.

При работе с детьми, овладевающими грамотой, рекомендуется надевать на

руку ребёнка карточку с буквой, чтобы сформировать устойчивую связку: звук -

артикуляция – буква.

Использование сопряжённо-контактной фонетической ритмики направлено

на решение следующих задач:

- закрепление поставленных звуков на начальных этапах автоматизации;

- формирование навыков самоконтроля;

- закрепление графического образа букв в работе с детьми/взрослыми,

усваивающими грамоту;

- работа над слоговой структурой слов и отработка чёткого произношения

стечений согласных звуков;

- установление положительного эмоционального взаимодействия в ходе вызывания

речевых звуков у детей с нарушением коммуникации (задержка речевого развития,

задержка психо-речевого развития, расстройства аутистического спектра).

Из истории. Фонетическая ритмика является частью верботонального метода

обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал

выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г.Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард

побывали в Загребе и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода

работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод

фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая

ритмика».

2

Материально-техническое обеспечение не требуется.

Получаемые результаты:

- удаётся быстрее закрепить поставленные звуки в речи и одновременно

сформировать навыки самоконтроля за своим произношением у дошкольников;

- удаётся вызвать и закрепить речевые звуки у большинства детей и взрослых с

тяжелыми нарушениями речи;

- удаётся вызвать и поддерживать благоприятный эмоциональный фон во время

проговаривания речевого материала с сопровождением фонетической и

сопряжённо-контактной фонетической ритмики.

Имеется небольшой успешный опыт применения сопряжённо-контактной

ритмики в работе с заикающимися детьми.

Более подробно с материалами по этой теме можно ознакомиться в

публикациях:

1.

Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе

логопеда.

2.

Приемы, ускоряющие автоматизацию звука – из опыта работы логопеда.

Учитель-логопед, дефектолог Инна Бадьминовна Мусова

3



В раздел образования