Автор: Минигалимова Рузалия Наильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34 "Теремок" Ульяновская область, г.Димитровград
Населённый пункт: Ульяновская область, г.Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Использование проблемных ситуаций по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами сказки
Раздел: дошкольное образование
Использование проблемных ситуаций
по формированию нравственных
представлений у детей дошкольного
возраста средствами сказки
Минигалимова Рузалия Наильевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 34 « Теремок»
г. Димитровград , Ульяновская область
Возможности сказки в формировании нравственных представлений состоит в том, что сказку
ребенок усваивает нравственные нормы (понятие о вежливости). Ребенок через сказку
«присваивает» не только способы действия, но и общественно-нравственный опыт,
зафиксированный в словах; учится формулировать общественный смысл того или другого
поступка, усваивает общественную практику морального поведения.
Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и
правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека
вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. При этом, сказка не дает
прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно
воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Поэтому воспитательные возможности сказки во все времена были направлены на
формирование у детей дошкольного возраста о нравственных представлениях. Показателями
сформированности нравственных знаний являются:
умение подробно объяснить нравственные нормы, понятия (что такое доброта,
ответственность, дружба и др.); умение правильно оценить поступки людей, литературных
героев; умение привести примеры нравственных и безнравственных поступков.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.
Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения,
используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание
взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами жизни в
человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не
обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального
проводника» очень важна и ответственна.
Я предлагаю следующие формы организации:
игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей;
самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми;
праздники
В качестве основных методов и приемов использую:
проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с
предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания;
пластические игры и упражнения; элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности,
формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с
помощью которых осуществляется творчество.
Большая роль отводится педагогу в совместной взросло - детской деятельности при работе со
сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы
познавательного и учебного общения.
Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со
сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и
кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать
содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки
для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные
психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному".
Хороший эффект в работе над сказкой дает использование проблемных ситуаций (от
греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для
овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя
средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из
проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации
активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по
материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной
ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. - Х. Андерсен
"Снежная Королева"). Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский
"Крокодил Гена"). Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная
сказка).
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение
творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью,
уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказкам
№
сказка
Творческие задания
примечание
"Репка
"
Рассказать
знакомую сказку
по кругу.
Разыграть
сказку. Дети
распределяют
роли. Рассказать
о пользе репы и
о том, какие
блюда из нее
можно
приготовить.
Оформление
книги "Полезные
сказки"
(обложка,
Могут быть и другие
творческие задания,
например:
"Сказки, но по - новому".
Дети наделяют знакомых
героев сказок
противоположными для
них качествами
Придумывание своей
сказки "Морковка" (по
иллюстрации).
Изготовление
костюмов -
нагрудников
"Овощи" (ткань,
бумага).
аналогии).
2
"Сказки о бытовых
предметах"
Началом сказки
является рассказ о
любом бытовом
предмете. Реальное
начало
сказочное
продолжение
3
"Узнай сказку по
песенке героев"
Не садись на пенек, не
ешь пирожок ("Маша и
медведь") Скрипи, нога,
скрипи, липовая!
("Медведь - липовая
нога") Козлятушки,
ребятушки! Отворитеся,
отопритеся! ("Волк и
семеро козлят")
4
"Продолжи сказку"
Вместо известной
концовки сказки надо
придумать свою.
Дети учатся
фантазировать,
размышлять.
5
"От точек - к
сказке"
Точка - шифр, знак.
Соединяя точки, ребенок
получает рисунок героя
сказки или предмета из
сказки, вспоминает эту
сказку, рассказывает ее.
6
"Нарисуй сказку"
Дети рисуют
иллюстрации к
знакомым или своим
сказкам
Можно использовать
нетрадиционные
способы (монотопия,
пальцевая живопись,
рисование акварелью по
- мокрому).
7
"Игровые задания"
При выполнении
игровых заданий
опираемся на
изобразительные
умения детей. Какой -
либо сказочный
персонаж загадывает
детям загадку, а
разгадку дети рисуют.
8
"Умение
согласовывать свои
действия с
действиями
другого"
"Варим кашу". Дети с
воспитателем
договариваются, кто
кем будет (молоко,
сахар, соль, крупа). На
слова:
Раз, два, три. Горшочек,
вари!" продукты" по
порядку входят в круг -
"горшочек". Каша варится
(дети по очереди
привстают, говорят: "пых").
Огонь прибавляют
(начинаю говорить "пых" в
убыстренном темпе, почти
подпрыгивая). Кашу
помешивают (все идут по
кругу). Каша готова! Ей
нужно потомиться (все
присаживаются). Раз, два,
три. Горшочек, не вари!
Моим воспитанникам очень нравятся дидактические игры:
"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие); "Треугольник
и квадрат" (математическое развитие); "Хорошо - плохо" (оценка поступков героев,
выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка"); "Добрые - злые" (развитие
эмоций, изобразительных навыков).
Нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно
формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе
о животных.
Используя подобранные сказки, мы учим детей давать правильную оценку поступкам
героев
сказка "Волк и семеро козлят"
как добрые и миролюбивые побеждают;
сказка "Кот, петух и лиса",
"Заюшкина избушка"
зло наказуемо;
сказка "Репка"
учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
сказка "Маша и медведь"
предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно
попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся,
старайся найти выход из сложной ситуации;
сказки "Теремок", "Зимовье
зверей"
учат дружить, победить зло;
сказки "Гуси - лебеди", "Сестрица
Аленушка и братец Иванушка",
"Снегурочка", "Терешечка"
наказ слушаться родителей, старших;
сказка "У страха глаза велики"
высмеиваются страх и трусость;
сказки "Лиса и журавль", "Лиса и
тетерев", "Лисичка - сестричка и
серый волк" и тд.
высмеивают хитрость;
сказки "Хаврошечка", "Мороз
Иванович", "Царевна - лягушка"
трудолюбие всегда вознаграждается;
сказки "Мужик и медведь", "Как
мужик гусей делил", "Лиса и козел"
мудрость восхваляется;
сказка "Бобовое зернышко"
поощряется забота о близком;
сказка "Айога"
учит трудолюбию;
сказка "Дюймовочка"
учит милосердию, состраданию;
сказка Э. Успенского "Крокодил
Гена"
учит дружбе, заботе о других;
сказка С. Михалков "Три
поросенка"
учит смекалке, взаимовыручке;
сказки В. Осеева "Заячья шапка"
осуждение хвастовства;
сказка Карим Кайт "Непослушный
мышонок"
непослушание;
сказка Е. Пермяк "Мать - мачеха"
только та матерью зовется, которая выкормила,
воспитала, вырастила;
Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности
сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра
и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Мною была проведена работа с родителями:
Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях
сказок Помощь в создании мини - музея книги. Дни открытых дверей (Родители могут
вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие Подготовка костюмов и
атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них Выполнение родителями и детьми
домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги
сказок). Организация выставок детско-родительских творческих работ ("Наши любимые
сказки", "Зимние сказки").
В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут
влиять на изменение целей и мотивов, что в свою очередь влияет на усвоение
нравственных норм и ценностей. Развитие морального сознания ребенка происходит через
восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и
педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным
опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Результатом нравственного
воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора
нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонение
от принятых в обществе моральных устоев.