Напоминание

Использование проблемных ситуаций по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами сказки


Автор: Минигалимова Рузалия Наильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34 "Теремок" Ульяновская область, г.Димитровград
Населённый пункт: Ульяновская область, г.Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Использование проблемных ситуаций по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами сказки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование проблемных ситуаций

по формированию нравственных

представлений у детей дошкольного

возраста средствами сказки

Минигалимова Рузалия Наильевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 34 « Теремок»

г. Димитровград , Ульяновская область

Возможности сказки в формировании нравственных представлений состоит в том, что сказку

ребенок усваивает нравственные нормы (понятие о вежливости). Ребенок через сказку

«присваивает» не только способы действия, но и общественно-нравственный опыт,

зафиксированный в словах; учится формулировать общественный смысл того или другого

поступка, усваивает общественную практику морального поведения.

Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и

правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека

вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. При этом, сказка не дает

прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно

воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Поэтому воспитательные возможности сказки во все времена были направлены на

формирование у детей дошкольного возраста о нравственных представлениях. Показателями

сформированности нравственных знаний являются:

умение подробно объяснить нравственные нормы, понятия (что такое доброта,

ответственность, дружба и др.); умение правильно оценить поступки людей, литературных

героев; умение привести примеры нравственных и безнравственных поступков.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.

Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения,

используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание

взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами жизни в

человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не

обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального

проводника» очень важна и ответственна.

Я предлагаю следующие формы организации:

игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей;

самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми;

праздники

В качестве основных методов и приемов использую:

проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с

предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания;

пластические игры и упражнения; элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности,

формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с

помощью которых осуществляется творчество.

Большая роль отводится педагогу в совместной взросло - детской деятельности при работе со

сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы

познавательного и учебного общения.

Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со

сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и

кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать

содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки

для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные

психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному".

Хороший эффект в работе над сказкой дает использование проблемных ситуаций (от

греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для

овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя

средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из

проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации

активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по

материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной

ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. - Х. Андерсен

"Снежная Королева"). Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский

"Крокодил Гена"). Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная

сказка).

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение

творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью,

уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказкам

сказка

Творческие задания

примечание

"Репка

"

Рассказать

знакомую сказку

по кругу.

Разыграть

сказку. Дети

распределяют

роли. Рассказать

о пользе репы и

о том, какие

блюда из нее

можно

приготовить.

Оформление

книги "Полезные

сказки"

(обложка,

Могут быть и другие

творческие задания,

например:

"Сказки, но по - новому".

Дети наделяют знакомых

героев сказок

противоположными для

них качествами

Придумывание своей

сказки "Морковка" (по

иллюстрации).

Изготовление

костюмов -

нагрудников

"Овощи" (ткань,

бумага).

аналогии).

2

"Сказки о бытовых

предметах"

Началом сказки

является рассказ о

любом бытовом

предмете. Реальное

начало

сказочное

продолжение

3

"Узнай сказку по

песенке героев"

Не садись на пенек, не

ешь пирожок ("Маша и

медведь") Скрипи, нога,

скрипи, липовая!

("Медведь - липовая

нога") Козлятушки,

ребятушки! Отворитеся,

отопритеся! ("Волк и

семеро козлят")

4

"Продолжи сказку"

Вместо известной

концовки сказки надо

придумать свою.

Дети учатся

фантазировать,

размышлять.

5

"От точек - к

сказке"

Точка - шифр, знак.

Соединяя точки, ребенок

получает рисунок героя

сказки или предмета из

сказки, вспоминает эту

сказку, рассказывает ее.

6

"Нарисуй сказку"

Дети рисуют

иллюстрации к

знакомым или своим

сказкам

Можно использовать

нетрадиционные

способы (монотопия,

пальцевая живопись,

рисование акварелью по

- мокрому).

7

"Игровые задания"

При выполнении

игровых заданий

опираемся на

изобразительные

умения детей. Какой -

либо сказочный

персонаж загадывает

детям загадку, а

разгадку дети рисуют.

8

"Умение

согласовывать свои

действия с

действиями

другого"

"Варим кашу". Дети с

воспитателем

договариваются, кто

кем будет (молоко,

сахар, соль, крупа). На

слова:

Раз, два, три. Горшочек,

вари!" продукты" по

порядку входят в круг -

"горшочек". Каша варится

(дети по очереди

привстают, говорят: "пых").

Огонь прибавляют

(начинаю говорить "пых" в

убыстренном темпе, почти

подпрыгивая). Кашу

помешивают (все идут по

кругу). Каша готова! Ей

нужно потомиться (все

присаживаются). Раз, два,

три. Горшочек, не вари!

Моим воспитанникам очень нравятся дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие); "Треугольник

и квадрат" (математическое развитие); "Хорошо - плохо" (оценка поступков героев,

выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка"); "Добрые - злые" (развитие

эмоций, изобразительных навыков).

Нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно

формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе

о животных.

Используя подобранные сказки, мы учим детей давать правильную оценку поступкам

героев

сказка "Волк и семеро козлят"

как добрые и миролюбивые побеждают;

сказка "Кот, петух и лиса",

"Заюшкина избушка"

зло наказуемо;

сказка "Репка"

учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

сказка "Маша и медведь"

предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно

попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся,

старайся найти выход из сложной ситуации;

сказки "Теремок", "Зимовье

зверей"

учат дружить, победить зло;

сказки "Гуси - лебеди", "Сестрица

Аленушка и братец Иванушка",

"Снегурочка", "Терешечка"

наказ слушаться родителей, старших;

сказка "У страха глаза велики"

высмеиваются страх и трусость;

сказки "Лиса и журавль", "Лиса и

тетерев", "Лисичка - сестричка и

серый волк" и тд.

высмеивают хитрость;

сказки "Хаврошечка", "Мороз

Иванович", "Царевна - лягушка"

трудолюбие всегда вознаграждается;

сказки "Мужик и медведь", "Как

мужик гусей делил", "Лиса и козел"

мудрость восхваляется;

сказка "Бобовое зернышко"

поощряется забота о близком;

сказка "Айога"

учит трудолюбию;

сказка "Дюймовочка"

учит милосердию, состраданию;

сказка Э. Успенского "Крокодил

Гена"

учит дружбе, заботе о других;

сказка С. Михалков "Три

поросенка"

учит смекалке, взаимовыручке;

сказки В. Осеева "Заячья шапка"

осуждение хвастовства;

сказка Карим Кайт "Непослушный

мышонок"

непослушание;

сказка Е. Пермяк "Мать - мачеха"

только та матерью зовется, которая выкормила,

воспитала, вырастила;

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности

сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра

и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

Мною была проведена работа с родителями:

Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях

сказок Помощь в создании мини - музея книги. Дни открытых дверей (Родители могут

вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие Подготовка костюмов и

атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них Выполнение родителями и детьми

домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги

сказок). Организация выставок детско-родительских творческих работ ("Наши любимые

сказки", "Зимние сказки").

В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут

влиять на изменение целей и мотивов, что в свою очередь влияет на усвоение

нравственных норм и ценностей. Развитие морального сознания ребенка происходит через

восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и

педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным

опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Результатом нравственного

воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора

нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонение

от принятых в обществе моральных устоев.



В раздел образования