Напоминание

"Великие гении русской классики"


Автор: Зябликова Татьяна Игоревна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДХШ им.М.В.Тельтевской"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Сценарий тематического вечера
Тема: "Великие гении русской классики"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий тематического вечера

«Великие гении русской классики».

(Вечер сопровождает видеоряд, сделанный преподавателем)

Учащийся: Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту.

И никогда никто не сможет

Сравниться с нею волшебству.

1 ведущий: Добрый день, дорогие зрители!

2 ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые родители!

1 ведущий: Наш тематический вечер «Великие гении русской классики» - для вас. Пусть

этот музыкальный альбом расскажет всем о чудотворной силе музыкального искусства.

Учащийся: Музыка, музыка входит в наш дом.

Всех обогреет чудесным теплом.

Звуки волшебные мы соберем

И осторожно положим в альбом.

1 ведущий: Открывается первая наша страничка, на которой вы увидите ярчайших

представителей русской композиторской школы. На экране:

М.И.Глинка, А.Е.Варламов, П.И.Чайковский, В.И.Ребиков.

2 ведущий: О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не

простые, а порой и трагические судьбы, и сегодня мы постараемся познакомить вас с

творчеством некоторых из них.

1 ведущий:

Русская композиторская школа складывалась в начале XIX

века и

основывалась на народном творчестве. Михаил Иванович Глинка внёс неоценимый вклад

в развитие русской композиторской школы и являлся

первым великим русским

композитором,

который

сумел

внедрить

в

музыкальные

произведения

русскую

национальную традицию.

1 ведущий: Подобно тому, как А. Пушкин открыл своим творчеством классическую

эпоху русской литературы, М. Глинка стал основоположником русской классической

музыки. М.И. Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки».

2 ведущий:

Родился он в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-

Петербурге.

Формированию основной идеи творчества Глинки способствовало его

общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов.

1 ведущий:

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким

здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию,

возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть

иностранных языков, в том числе персидский.

2 ведущий:

Музыка Глинки пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью,

восхищает величием и ясностью выражения.

Учащийся: Я полюбила в музыке мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Весной приносит из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным.

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

М.Глинка. Мазурка (исполнение произведения учащимся).

1 ведущий: «Музыку сочиняет народ, а мы ее только оркеструем", - так говорил М.И.

Глинка, и эту идею подхватили композиторы – современники. Одним, из которых был

Александр Егорович Варламов. Он создал около 200 романсов и песен. А его песня

«Вдоль по улице метелица метет» стала поистине народной.

А.Варламов.

«Вдоль по улице метелица метет» (исполнение произведения

учащимся).

2 ведущий: Композитор в своем доме устраивал музыкальные вечера, где собирались

поэты, певцы, писатели, композиторы, актёры, молодые музыканты. На этих вечерах

бывал и А.Варламов. Стремление к лучшему будущему отражает его романс на стихи

Лермонтова «Белеет парус одинокий».

А.Варламов. «Белеет парус одинокий» (исполнение произведения учащимся).

Сценка:

1 учащийся - Однажды известного художника Волкова попросили рассказать о себе.

И вот, что он рассказал:

2 учащийся – Мне приходилось работать за двоих в Государственном Департаменте, так

как мой напарник ничего не делал, кроме как целыми днями сидел, штаны протирал и

насвистывал какие-то мелодии…

1 учащийся – Его спросили: «Этот свистун плохо кончил, наверное?»

2 учащийся - Как же! Его первого при сокращении выгнали. Позже, я стал художником, а

этот бездельник поступил в Петербургскую консерваторию. Его фамилия была

Чайковский!

1 ведущий: Еще одна выдающаяся личность - Петр Ильич Чайковский. Имя его

известно во всем мире. Композитору исполнилось 181 год со дня рождения. Чайковский

был человеком талантливым, и разносторонним: отличным дирижером, преподавателем,

видным общественным и музыкальным деятелем.

2 ведущий: Антон Павлович Чехов говорил: «Я готов день и ночь стоять почетным

караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его".

Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе.

Учащийся: И яснеет бездонная высь надо мной

Оттеняется зло.

Забывается косность

И в сердце воцаряется скрипки печаль.

Увлекая весь мир, согревает Чайковский,

И, как луч, доброта простирается вдаль.

П.И.Чайковский. Болезнь куклы (исполнение произведения учащимся).

1

ведущий:

Владимир

Иванович

Ребиков

принадлежит

к

тому

поколению

композиторов и пианистов, которые остались незаслуженно почти неизвестными в тени

огромных фигур классиков русской музыки.

2 ведущий: Нередко в качестве сюжетов для своих сочинений композитор выбирал

популярные в то время литературные и живописные произведения. Наиболее обширная

область творчества Ребикова связана с фортепиано. Существует огромное множество

фортепианных произведений, но опубликованы, к сожалению, единицы.

Учащийся: Мир всего лишь заколдован,

В каждой вещи спит струна.

Разбуди волшебным словом –

Будет музыка слышна.

В.Ребиков. Осенние листья (исполнение произведения учащимся).

1 ведущий: А сейчас мы приоткроем вторую страничку нашего альбома, на которой

творчество русских композиторов конца XIX-го - первой половины XX-го века является

продолжением традиций русской школы. Но в произведениях уже нет полного повторения

народных мелодий, а осталась интонация русских напевов, русская душа.

2 ведущий: Её ярчайших представителей вы видите на экране:

Скрябин, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович.

1 ведущий: Александр Николаевич Скрябин— русский композитор и пианист. Будучи

ребенком уже на втором году жизни оказался, по существу, без родителей. Его

воспитанием занимались две бабушки и тетя. С ранних лет он по слуху легко

воспроизводил различную, услышанную один раз музыку, подбирая ее на рояле или на

других попадавшихся под руку инструментах. Фортепиано было для него почти живым,

нежно любимым существом, которое он даже целовал перед сном.

2 ведущий: Самобытное и поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством. В

музыке Скрябина вы услышите напряжение образов, он использовал яркие музыкальные

выразительные средства.

А.Скрябин. Прелюдия (исполнение произведения ансамблем учащихся).

1 ведущий: Однокурсник Скрябина Сергей Васильевич Рахманинов стал одним из

первых композиторов России, чьи фортепианные произведения исполняют все пианисты

мира, на которых до сих пор учатся музыканты.

2 ведущий: Интересно, что Рахманинов, как пианист - виртуоз обладал очень большим

охватом клавиш: охватывал сразу двенадцать белых клавиш. Он мог взять такой аккорд:

до, ми, соль, до, соль.

1 ведущий:

После революции композитор покинул страну, а

в годы Великой

Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор

от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих

концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная

помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

2 ведущий: А.Кончаловский так говорил о композиторе: «Музыка Рахманинова - это

Океан. Его волны - музыкальные - начинаются настолько далеко за горизонтом, и

возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают... что Вы чувствуете эту Мощь и

Дыхание».

С.Рахманинов. Вокализ (исполнение произведения ансамблем учащихся)

1 ведущий: Среди многих воспоминаний об одном из великих, своеобразных музыкантов

нашей эпохи - Сергее Сергеевиче Прокофьеве - особенно интересно одно, рассказанное

им самим: "Вступительный экзамен в Петербургскую консерваторию прошел довольно

эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего

своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под

тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно

много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вел

экзамен". Прокофьеву было тогда 13 лет!

2 ведущий: Его считают русским музыкальным вундеркиндом: сочинял он с 5 лет, в 9

лет написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.

1 ведущий: Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было

весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована

милицейскими постами.

С.Прокофьев. Сказочка (исполнение произведения учащимся).

1 ведущий: В начале 20-го века в столице Донского казачества городе Новочеркасске по

разрешению Донского Войскового Атамана А.В.Самсонова открылись музыкально-

драматические классы, где занятия велись на музыкальном отделении по программам

Московской консерватории по пяти специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель,

вокал, духовые инструменты. Занятия проходили в здании Дворянского собрания. Именно

в этих классах обучался будущий советский композитор, педагог и музыкальный критик

Иван Петрович Шишов.

2 ведущий: Он писал вокальную, оперную, симфоническую, фортепианную музыку. На

творчество композитора оказала

влияние музыка П.И.Чайковского и композиторов

«Могучей кучки». В историю советского искусства он вошел как продолжатель линии

«русской бытовой оперы». Советский эстрадный исполнитель Эдуард Хиль в 70-е годы

исполнял программу, состоявшую из вокального цикла "Песни Беранже" – это народные

мелодии в обработке Шишова на стихи Беранже.

Учащийся: Без музыки не проживу и дня.

Она во мне. Она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей.

Она везде и вечный спутник мой.

И.Шишов. Маленький вальс (исполнение произведения учащимся).

1 ведущий: Открывается третья наша страничка, на которой вы увидите представителей

советской и современной российской композиторской школы:

Г.В.Свиридов, И.Н. Шамо.

2 ведущий:

Георгий Васильевич Свиридов, поступив учиться в ленинградский

музыкальный колледж на фортепианное отделение, и узнав, что, оказывается, можно

учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное

композиторское отделение, не задумываясь, перешел туда. В комнате общежития, где,

кроме студента Свиридова, жили еще 20 человек, больше никто не занимался

сочинительством. За это его дразнили «гениальным композитором». Вскоре появился

цикл романсов на стихи Пушкина, который принес молодому композитору первый успех

и известность.

1 ведущий: Позднее образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и

вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к

фильму «Метель» по Пушкину. Даже не глядя на экран, а, только слушая

музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь

разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются

какие-то трагические предчувствия.

Учащийся: Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нагрянули дружно.

. ♫ Г. Свиридов. «Вальс» к драме А.С.Пушкина «Метель» (отрывок, исполнение

произведения ансамблем учащихся) .

1 ведущий: Игорь Наумович Шамо – советский композитор, автор более трехсот песен,

в том числе гимна Киева — «Киев мой». В 1941 году окончил музыкальную школу при

Киевской консерватории по классу композиции, вместе с такими музыкантами как Ян

Френкель и Владимир Шаинский. Шамо вспоминал, как эти два, в последствии,

знаменитых композитора соревновались – кто быстрее напишет музыкальный диктант.

2 ведущий: А потом началась война. В Уфе в эвакуации закончил I курс Московского

медицинского института по ускоренной программе. В мае 42-го года добровольцем

уходит на фронт. В качестве военного фельдшера прошел путь от Сталинграда до

Берлина. Был ранен. Победу встретил лейтенантом медицинской службы. После войны с

отличием заканчивает Киевскую консерваторию. Великая Отечественная война занимает

значительное место в творчестве композитора. Им написаны множество баллад, музыка и

песни о войне звучат в театральных спектаклях и фильмах. В дальнейшем внес большой

вклад в различные музыкальные жанры.

♫ И.Шамо. Скерцо (исполнение произведения учащимся).

1 учащийся: Мы любим все здесь музыку – она везде живет.

И каждый день, и каждый час в душе нашей поет.

2 учащийся: Да здравствует музыка, танец и песня!

Давайте все дружно шагать с нами вместе.

3 учащийся: Пусть счастье, добро рядом с нами живут.

Да здравствует музыка – вечный наш друг!

Ведущая: На этом наше путешествие заканчивается. До новых встреч!



В раздел образования