Напоминание

Региональный компонент в художественной школе на уроках ДПИ. " Живопись на стекле".


Авторы: Муратова Эльвира Салимовна, Гильмутдинова Алсу Хаматдиновна
Должность: Преподаватель рисунка, живописи и композиции, соавтор преподаватель рисунка, живописи и композиции
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская художественная школа №1"
Населённый пункт: Россия, Татарстан, город Набережные Челны
Наименование материала: Статья
Тема: Региональный компонент в художественной школе на уроках ДПИ. " Живопись на стекле".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

Региональный компонент в художественной школе на уроках ДПИ.

Живопись на стекле.

Авторы статьи: преподаватели живописи, рисунка и композиции,

МАУ ДО«Детская художественная школа №1», г. Набережные Челны

Муратова Эльвира Салимовна и Гильмутдинова Алсу Хаматдиновна

Важной органической частью формирования гармонически развитой

личности служит эстетическое воспитание. Это многогранный процесс,

включающий

знакомство

сразличными

видами

искусства,

историей

родного края, его культурой.Это приобщение к богатому миру традиций и

обычаев, изучение различных древних техник. Наконец, применение их в

новой интерпретации, обогащенной новыми веяниями и техническими

возможностями.

В художественной культуре татарского народа декоративное искусство

- это яркое и сильное явление. Шамаиль- особыйспецифический вид

татарского искусства. И в городской, и в сельской среде он был

необычайно популярен. Ибо являлся, и является по сей день, оберегом,

сакральным предметом для дома и его жителей.

Наша республика, а в частности, наш город представляет целую плеяду

художников - каллиграфов, работающих в этой уникальной технике в том

виде, в котором она была завезена из Турции, а в Турцию из Италии и

Чехии. Первый директор нашей школы и сам был шамаилистом, поэтому

эта техника глубоко укоренилась на уроках декоративной композиции.

«Живопись на стекле» - такое название получили эти работы. Для разного

возраста используются разные материалы. Для малышей вместо пера с

чернилами подойдет перманентный маркер, он хорошо пишет и не

растекается сразу от воды. Вместо акрила и масляных красок с темперой

подойдет гуашь. На сегодняшний день, в этой технике часто используются

и витражные прозрачные краски, они выполняют роль туши. И самая

интересная часть работы, когда малыши приклеивают фантики под

прозрачный слой или незакрашенный фрагмент работы. Завершающий

этап - оформление работы. Он зачастую получается совсем неожиданным

и интересным, ведь вся работа велась на обратной стороне стекла.

Для детей постарше сюжет берется сложней.

1. Композицию нужно нарисовать карандашом на бумаге.

2.Затем, подложив эскиз под стекло, перевести его на стекло тонким пером

обычной черной тушью.

4.После высыхания туши готовим колеры из темперы,гуаши или акрила в

баночках, иначе будет трудно повторить цвет,если его вдруг не хватит. Он

обязательно будет отличаться на обратной стороне стекла. Прокрашиваем

композицию,

начиная сверху - вниз.

Техника мазка может быть

любая.Учитываем, что с обратной стороны цвет будет чуть темнее. Если

гуашь плохо ложится, можно смешать ее с клеем ПВА.

5. Заранее продумываем и не закрашиваем те места, где у нас будет

фольга, блестящие фантики или голографическая пленка. Блеск придаст

искристость и воздушность работе. Не рекомендуется в работе много

блеска.

6.После высыхания краски, прикрепляем кусочки цветной фольги.

7. Закрываем заднюю часть стекла картоном и вставляем в рамку. Работа

готова.

Живопись на стекле - кропотливая и увлекательная работа. Всегда

интригует результат работы, так как нельзя окончательно предугадать

результат. Изучая технику, мы затрагиваем темы татарского орнамента,

самобытность татарского народа, культуру родного края, возвращаемся к

истокам. Также мы посещаем мастер-классы и мастерские живописцев-

шамаилистов. Нашим любимым мастером – шамаилистомявляется

известная в республике член союза художников России и Татарстана

Чулпан ИльгизаровнаШарифуллина. Ее работы вдохновляют, удивляют и

нравятся всем без исключения. Они представляют пример

древнейшегоискусства, которое может не только не умереть, но и стать

призванием, радовать современных людей. А наши преподаватели и

учащиеся перенимают мастерство и учатся у профессионала, 18.11.2021г.

состоялся мастер-класс Чулпан Ильгизаровны в стенах нашей школы. Тема

эскизов была приурочена к предстоящей выставке «Традиции и

современность». Художница поделилась своим опытом в исполнении

сложной, трудоемкой техники, рассказала свои секреты изготовления

шамаиля, успела даже рассказать о философском мировоззрении

мусульманина. Мастер-класс получился очень насыщенным. Не смотря на

то, что преподаватели давно знакомы с техникой, вопросов возникло очень

много. В настоящее время 11ть преподавателей и их учащиеся заняты

творческим процессом – выполнением работ в старинной технике на

стекле. В первых числах декабря открытие выставки.

Современныешамаили, выполненные в старинной технике. Автор член

союза

художников

России

и

Тататрстана

Шарифуллина

Чулпан

Ильгизаровна.

Работы учащихся, выполненные под руководством Чулпан Ильгизаровны в

технике «живопись на стекле» и в технике «шамаиль».

Преподаватели живописи, рисунка, композиции и скульптуры МАУ ДО

Детская художественная школа №1, г Набережные Челны, а так же их

учащиеся. Мастеркласс «Живопись на стекле в технике «шамаиль»,в

рамках проекта «Традиции и современность».

Список литературы:

1.

Шарифуллина Ч.И. Красота. // Журнал «Майдан». – 2020. – №5 –С.

136 – 140.

2.

Муратова Э.С. Декоративная композиция в детской художественной

школе. / Использование техники «Шамаиль».// Сборник по итогам научно-

практического семинара в рамках Х открытого республианского Арт-

фестиваля по изобразительному и дизайнерскому искусству «Инновации и

традиции: теория и практика». – 2018. – С. 81 – 33.



В раздел образования