Автор: Головко Анастасия Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 8 г. Белгород
Населённый пункт: Город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Технологии и методы воспитания в дошкольном учереждении"
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Головко А.В. Фатеева Т.В.
Воспитатели МБДОУ № 8 г. Белгород
Аннотация. В статье рассматриваются технологии активности методов
обучения, анализируются проблемы.
Ключевые слова. Технологии активности, методы, технологии.
Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи
при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний,
умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых
ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно
мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения
поставленных
задач,
требуются
эффективные
формы
организации
образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные
методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит
пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.
Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и
обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов
обучения.
Понятие метод происходит от греческого methodos - путь исследования.
Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия,
ключом к достижению триединой цели урока,…самый подвижный и
динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его
сторонами» [1.ст. 25-24].
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых
достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их
познавательных способностей.
Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика,
обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для
решения учебно-воспитательных задач.
Методы обучения - совокупность путей, способов достижения целей.
Дал следующее определение методам обучения: «Методы обучения - это
упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся,
направленные
на
достижение
целей
образования.
Эта
деятельность
проявляется в использовании источников познания и способов управления
познавательным процессом учителем».
Система методов - это не простой набор, а такая совокупность, в которой
имеются
внутренние
связи
между
компонентами,
обусловленные
результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют
систему управления разными методами познания, учащимися учебного
материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного
решения познавательных задач.[2. ст. 45-55].
Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной
деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и
способностей.
Современным методам обучения свойственны следующие особенности
[3.ст. 90-105].
метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это
схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности,
поэтому обязательно осознан;
метод должен обязательно соответствовать цели урока (занятия). Если
этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться
ожидаемых результатов;
метод не может быть неправильным, неправильным может быть только
его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам,
он не является методом для достижения поставленной цели;
каждый метод имеет своё предметное содержание. Знания, включённые
в метод, образуют зону его действенности;
метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без
объекта, и нет метода без деятельности.
Метод
определяет
движение
всей
совокупности
средств,
предназначенных для решения учителем учебной задачи.
Таким
образом,
термин
«активные
методы
обучения»
является
своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов
обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ
века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно
иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции
учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую.
Количество активных методов обучения достаточно велико. Поэтому для
их характеристики обратимся к вопросам классификации активных
методов обучения.
Классификация активных методов обучения.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы:
групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к
некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному
человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с
другими учащимися.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разными
основаниям, выделяя разное количество групп.
Можно условно объединить активные групповые методы в три основных
блока [4. ст. 34-37].
Поисково-исследовательская
Сущность
поисково-исследовательской
технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как
систему задач и разработать средства, приемы для того, чтобы, во-первых,
помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач, во-вто-
рых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций, заключенных
в задачах, личностно-значимым для учеников и, в-третьих, научить их видеть
и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи.
Технология критериально-ориентированного обучения. В традиционном
учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения
(одинаковое для всех учебное время, способ предъявления информации и
т.д.). Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты
обучения, которые характеризуются заметным разбросом.
Имитационная (моделирующая) технология обучения . Специфика
имитационной технологии состоит вмоделировании в учебном процессе
различного рода отношений и условий реальной жизни.
Организация в процессе обучения жизнедеятельности учащихся, адекватной
реальной общественной жизни, превращает школу из школы учебы,
оторванной от реальности, в школу «жизни», которая делает их не
пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности
и всей своей жизни.
Действительно, любой момент процесса обучения, так или иначе, протекает
под влиянием учителя. Более того, учитель в процессе обучения играет
руководящую роль. Даже самостоятельная учебная работа учащихся
осуществляется по заданию учителя. Вместе с тем, в конечном итоге
результат обучения непосредственно зависит от деятельности ученика, от его
усилий, проявления настойчивости и т.д.
Усвоение знаний, умений, навыков в обучении технологии имеет
характерные особенности. Дело в том, что технические знания, которые
усваивают ученики при изучении технологии, обслуживают предметно-
практическую деятельность людей и поэтому носят во многом практический
характер. Следовательно, и овладение этими знаниями носит практическую
направленность.
Развитие личности ученика при изучении технологии также имеет свои
особенности. Технологическая деятельность имеет универсальный характер.
В ней проявляются практически все качества личности. Поэтому, в процессе
обучения технологии осуществляется и физическое развитие (укрепление
здоровья в физическом труде), и интеллектуальное (развитие технического
мышления), и нравственное (формирование правильного отношения к труду).
Методы обучения технологии включают в себя отдельные элементы,
называемые приемами обучения. Например, метод показа рабочего действия
состоит из следующих приемов: показ действия в рабочем темпе, показ
действия в замедленном темпе и показ действия с расчленением на
отдельные трудовые движения. Один и тот же прием обучения может
входить в различные методы обучения технологии. Примером может
служить запись учениками определений новых понятий и при объединении
нового материала учителем, и при выполнении учениками лабораторной или
практической работы, и в ходе беседы и т.
Список использованной литературы
1.
Конаржевский Ю.А. - Методы обучения. ст.25-28.
2.
Зверев И. Д. – Методика преподавания. ст. 45-67.
3.
Левиной М. М – Современные технологии и методы. ст. 90-111.
4.
Емельянов Ю.Н. – Классификация методов. ст. 34-39.