Напоминание

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей


Автор: Александр Васильевич Петрыкин
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8 г.Лабытнанги, ЯНАО
Населённый пункт: г. Лабытнанги,ЯНАО
Наименование материала: методическая раработка
Тема: Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей
Раздел: полное образование





Назад




Педагогический опыт Петрыкина Александра Васильевича, учителя

физической культуры муниципального автономного общеобразовательного

учреждения

«МАОУ СОШ№8» г.Лабытнанги,ЯНАО

Тема опыта: Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.

Идея исследования : Определить оптимальные методы и формы взаимодействия

семьи и педагога дополнительного образования(тренера).

Условия формирования опыта

Приоритетным направлением в работе нашей школы является дополнительное

образование по физической культуре. Я уверен, что именно в системе дополнительного

образования

ребенок

получает

реальные

практические

навыки,

что

именно

здесь

складывается общность детей по интересам, полностью раскрывается индивидуальность

ребенка, здесь он чувствует себя не одиночкой, а членом хорошего творческого коллектива.

Дополнительное образование в нашей школе не конкурирует с основным, а тесно

сотрудничает, ведь только интеграция базового и дополнительного образования позволяет

решить многие вопросы физического и умственного воспитания, дает реальную основу для

формирования мотивации успеха у школьников, на развитие их способностей.

Основу планирования работы педагогов (тренеров) дополнительного образования

закладывают следующие приоритетные позиции:

- создание условий для личностного, всестороннего развития детей;

- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в

физкультурно-оздоровительной группе, секции;

- создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим

людям, окружающему миру.

- создание условий тесного взаимодействия учащихся и родителей по реализации

целей и задач, поставленных перед педагогами дополнительного образования.

Сделать так , чтобы родители учащихся нашей школы не являлись праздными

наблюдателями за учебно-воспитательным процессом в школе, а были активными его

участниками, помощниками педагогов и воспитателей

Теоретическая база опыта, его актуальность и перспектива

Актуальность. Школьные годы - период в жизни человека, когда формируется

здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период школьник

находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов.

Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период обучения в школе

относится к числу наиболее актуальных проблем педагогики.

В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед

школой, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития

ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития

ребёнка, как в школе, так и в семье.

Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная

активность дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях,

организованных школой, позволит родителям лучше узнать своего ребенка, наладить с ним

отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.

В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и

умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из

элементов которой, в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к

активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

Здоровое, красивое тело, красивые движения - результат правильного физического

развития. Ребенок не может сам себя развить - это задача взрослых. Спортивные игры

(волейбол,футбол) являются условием формирования двигательной активности детей, а

также стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер

ученика, посещающего спортивные секции..

Вместе с тем, анализ литературы свидетельствует, что традиции физического

воспитания в современной семье изучены слабо, не рассматривается также вопрос об их

влиянии на формирование у ребенка потребности в систематических занятиях физическими

упражнениями. Кроме того, до сих пор открытым остается вопрос о ее роли и месте в

целостной системе физкультурно-оздоровительной работы. Однако семья, как многогранная

система в своем воздействии на формирование основ физической культуры ребенка имеет

огромное влияние, что доказывается отечественными и зарубежными исследователями.

Именно поэтому, проблема взаимодействия школы с родителями, поиск эффективных форм

и методов была, есть и будет актуальной.

Объект исследования: обучение детей среднего и старшего и школьного возраста

спортивным играм - волейболу, футболу..

Предмет исследования: формы взаимодействия учителя физического воспитания

школы и семьи в организации работы по обучению детей среднего и старшего и школьного

возраста спортивным играм.

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение, описание форм

взаимодействия учителя физического воспитания и семьи по обучению детей спортивным

играм подвижным играм.

Гипотеза исследования: предполагаю, что активное взаимодействие семьи и учителя

физического воспитания школы по обучению детей среднего и старшего школьного возраста

спортивным играм содействует процессу правильного физического развития ребенка.

Основные задачи педагогической деятельности.

Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались

следующие задачи:

- формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

-

выявление

места и роли физической культуры в общей системе воспитания

учащихся;

- спортивная игра игра (футбол, волейбол) как средство физического воспитания детей

школьного возраста;

- изучение и внедрение форм взаимодействия школы и семьи в современных условия;

-

организация

экспериментальной

работы

по

выявлению

эффективных

форм

взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей

спортивным играм

Методы исследования

Применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования:

- анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;

- изучение и обобщение опыта работы школы с семьей;

- сбор текущей информации через анкетирование, опрос, беседы;

- организация экспериментальной работы с использованием диагностических методик и

их анализ.

Теоретической и методологической основой явились труды отечественных психологов

и педагогов по проблемам дополнительного образования в школе

. ИМП 4.Технология и результативность опыта.

Спортивные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на

ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому

отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка –

неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество спортивных игр

перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой,

фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в футбол, волейбол и

другие игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и

количество открытых

площадок

для игр. Родители и педагоги все более и более

обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и

творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их

узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Формы взаимодействия школы и семьи в современных условиях:

Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического

воспитания и укрепления здоровья школьников может осуществляться в разнообразных

формах. В этих целях хорошо используются:

- различные консультации, с участием психолога, медиков, специалистов по

физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

- «открытые дни», родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в

физкультурном зале, на спортивной площадке;

- открытые уроки-тренировки с участием родителей;

- совместные физкультурные досуги, праздники, соревнования;

анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

Анкетирование является одной из интересных форм работы с родителями. Оно

помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о своей

работе. По результатам анализа анкетных данных в каждой группе учителем(тренером)

может быть создана картотека семей воспитанников, куда заносятся сведения о составе

семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби.

посещение педагогом семей с целью выяснения состояния условий для занятий

спортом.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с

учеником, посещающим секцию, его родителями, выяснения условий воспитания. Уже с

первого посещения семьи можно определить, какие взаимоотношения преобладают между ее

членами семьи, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие

ребенка.

Поведение

и

настроение

ребенка

(радостный,

раскованный,

притихший,

смущенный, приветливый) . При каждом последующем посещении семьи тренер должен

заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и

воспитания ребенка, с типом семьи.

В

качестве

наиболее

эффективных

форм

взаимодействия

с

родителями

воспитывающих детей среднего и старшего возраста являются родительские собрания.

Родительские собрания - действенная форма общения тренера с родителями. Именно на

собраниях у тренера есть возможность организованно ознакомить родителей с содержанием

и методами секционных занятий. Роль педагога-тренера - организовать встречу, спланировать

ее ход, грамотно расставить акценты на наиболее значимых вопросах, помочь в разрешении

затруднений, подготовить раздаточный материал, памятки, продумать практическую часть,

подвести итоги работы, поблагодарить родителей за активность, желание работать вместе.

Можно проводить тематические родительские собрания по вопросам освоения

техники игры. Но открытые просмотры родители не очень любят, поэтому их могут заменить

современные технические возможности, например, использование , записи занятий, игра с

детьми или других видов деятельности на видео или фото камеру.. Во-первых, это хорошая

«память» для родителей. А во-вторых, видеозапись занятий и игр с детьми можно показать на

родительских собраниях, которая поможет убедительно подкрепить рассказ тренера.

Совместная спортивная деятельность детей и взрослых

Совместная работа руководителя дополнительного образования школы с семьей должна

строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию

и методику:

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового

ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с

основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в

спортивной секции, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего

года и всего периода пребывания ребенка в секции волейбола или футбола.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их

интересов и способностей.

4.

Взаимное

доверие

и

взаимопонимание

педагогов

и

родителей

на

основе

доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а

родителей в школе..

Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с родителями

эффективны, в результате чего:

- повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье;

- постоянно совершенствуются знания родителей;

- создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями,

педагогами и детьми;

- происходит обмен опытом между родителями;

- обеспечивается совместный успех в деле обучения детей спортивным играм в условиях

семьи.

Для того, чтобы выявить наиболее эффективные формы взаимодействия семьи

и педагога дополнительного образования по физическому воспитанию было организовано и

проведено исследование на базе МОУ СОШ №8 совместно с тренером по волейболу и

футболу Петрыкиным Александром Васильевичем. В нем приняли участие 12 девушек

средней группы волейбольной секции (12-14лет).

Исследование проводилось средствами анкетирования, наблюдения и эксперимента.

Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование -

проведение экспериментальных занятий в семье - контрольное тестирование.

Первый этап: взаимодействие взрослых и педагога, Цель - выявить возможности

взаимодействия семьи и педагога по физическому воспитанию. Уровень профессионального

мастерства педагога определяется отношением семьи к школе и их требованиям. Только при

условии

положительных

результатов

всей

физкультурно-оздоровительной

работы

с

школьниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с

ними на контакт Задача педагога – найти подход к членам семьи школьника, создать общую

атмосферу доверия, выявить общий микроклимат в семье, традиции проведения и

организации досуга ребенка и пр.

На данном этапе были проведены индивидуальные беседы и анкетирование родителей

(Приложение 1).

Анкетирование показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье

ребёнка с помощью физических упражнений и спортивных игр(волейбола). Родители

испытывают трудности из-за недостатка опыта, недооценки важности данного вида

деятельности,

незнания

способов

организации,

возрастных

особенностей

детей,

игнорирования желаний и интересов своего ребенка.

Анкетирование также показало, что родители нуждаются в знаниях по обучению детей

спортивным играм в условиях семьи. Это и определило направление поиска оптимальной

модели взаимодействия семьи и тренера по волейболу. А для того, чтобы увидеть

эффективность данного взаимодействия в развитии ребенка, мы провели тестирование

уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным

программой физического воспитания для старших школьников.

Обследование развития основных движений у детей школьного возраста проводилось по

следующим видам движений: челночный бег 3*10м, подтягивание, прыжки в длину с места,

6-ти минутный бег. Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала по

физической подготовке (Приложение 2).

При оценке развития основных движений отмечаются как качественные, так и

количественные показатели (Приложение 3).

Обследование по техническим навыкам и умениям игры в волейбол проводилось по

качественным показателям передвижений, передач мяча сверху и снизу двумя руками,

приему мяча, подач мяча, умения применять технические навыки в игре. Технические

навыки и умения оценивались по пяти бальной системе(Приложение 4).

Повторное анкетирование родителей по итогам эксперимента, выявило положительную

динамику роста заинтересованности родителей и их детей в совместных занятиях

физическими упражнениями и волейболом (Приложение 1).

Наиболее эффективными формами взаимодействия родителей и тренера

признаны

тренинги, практикумы, где родители активно обучаются, осваивают практические навыки.

Кроме того, был проведен дополнительный опрос из которого видно, что большинство

родителей в течение всего года посещали ряд занятий и оценили проведенную работу как

«хорошая»

На втором этапе взаимодействия задача тренера – дать родителям необходимый объем

знаний о спортивной игре, разъяснить своеобразие техники, тактики волейбола, развить

умения и способности во взаимодействиях с ребенком в игре в условиях семьи.

Таким образом, проведенное исследование показало эффективность построения системы

взаимодействия педагога дополнительного образования и семьи в приобщении школьников к

физической культуре посредством обучения их спортивным играм и организации с ними

занятий с применением спортивных игр.

В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что активное

взаимодействие семьи и педагога дополнительного образования

по обучению детей

среднего и старшего

возраста спортивным играм содействует процессу правильного

физического развития учащихся.

Приложение 1

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

(на начало исследования)

Какое место занимает физкультура в вашей семье.

1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом?

ДА – 35% нет – 65%

2. Есть в доме спортивный снаряд?

ДА – 15% НЕТ – 85%

3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?

ДА - 70% НЕТ – 30 %

4. Соблюдает ли ребенок этот режим?

ДА – 65% НЕТ – 35%

5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?

а) ДА – 20% НЕТ – 80%

б) регулярно или нерегулярно ДА 5% НЕТ – 95%

6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после

туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

ДА – 95%.Нет-5%

7. Посещаете ли вы спортивные соревнования,проводимые в городе?

ДА – 20% НЕТ – 5% .ИНОГДА – 35%.НЕТ-40%.

8. Виды деятельности ребенка после прихода из школы и в выходные дни:

а) спортивные игры - ДА – 25%

б) Просмотр телепередач – ДА – 60%

в) Чтение книг – ДА – 15%

(на конец исследования)

Какое место занимает физкультура в вашей семье

1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом?

ДА – 45% нет – 55%

2. Есть в доме спортивный снаряд?

ДА – 35% НЕТ – 65%

3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?

ДА - 90% НЕТ – 10 %

4. Соблюдает ли ребенок этот режим?

ДА – 85% НЕТ – 15%

5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?

а) ДА – 40% НЕТ – 60%

б) регулярно или нерегулярно ДА 30% НЕТ – 70%

6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после

туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

ДА – 100%.Нет-0%

7. Посещаете ли вы спортивные соревнования, проводимые в городе?

ДА – 30% НЕТ – 5% .ИНОГДА – 35%.НЕТ-30%.

8. Виды деятельности ребенка после прихода из школы и в выходные дни:

а) спортивные игры - ДА – 35%

б) Просмотр телепередач – ДА – 40%

в) Чтение книг – ДА – 25%

Приложение 2

Уровень физической подготовленности учащихся 12-14 лет

(требования школьной программы)

п /

п

Физические

способности

Контрольные

упр-ия

(тест)

Возрас

т

Уровень

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

1

Координационные

Челночный

бег 3*10м,с

12

13

14

10.0

10.0

9.9

9.6-9.1

9.5-9.0

9.4—9.0

8.8

8.7

8.6

2

Скоростно-

силовые

Прыжки в

длину

с места,см

12

13

14

135

140

145

155-175

160-180

160-180

190

200

200

3

Выносливость

6-минутный

бег,м

12

13

14

750

800

850

900-1050

950-1100

1000=1150

1150

1200

1250

4

Силовые

Подтягивани

е

на низкой

перекладине

12

13

14

4

5

5

11-15

12-15

13-15

20

19

17

Приложение 3

Уровень физической подготовленности учащихся 12-14 лет на начало исследования

п /

п

Физические

способности

Контрольные

упр-ия

(тест)

Возрас

т

Уровень на начало исследования

Девочки (количество)

Низкий

Средний

Высокий

1

Координационные

Челночный

бег 3*10м,с

12

13

14

3

6

3

2

Скоростно-

силовые

Прыжки в

длину

с места,см

12

13

14

4

6

2

3

Выносливость

6-минутный

бег,м

12

13

14

7

3

2

4

Силовые

Подтягивани

е

на низкой

12

13

14

5

4

3

перекладине

Уровень физической подготовленности учащихся 12-14 лет на конец исследования

п /

п

Физические

способности

Контрольные

упр-ия

(тест)

Возрас

т

Уровень на конец исследования

Девочки (количество)

Низкий

Средний

Высокий

1

Координационные

Челночный

бег 3*10м,с

12

13

14

2

5

5

2

Скоростно-

силовые

Прыжки в

длину

с места,см

12

13

14

1

7

4

3

Выносливость

6-минутный

бег,м

12

13

14

3

5

4

4

Силовые

Подтягивани

е

на низкой

перекладине

12

13

14

2

3

7

Приложение 4

Уровень технической подготовленности учащихся 12-14 лет на начало/конец исследования

п /

п

Физические

способности

Контрольные

упр-ия

(тест)

Возрас

т

Уровень на начало/конец исследования

Девочки (количество)

«удовл»»

«хорошо»

«отлично»

1

Координационные,

скоростно-силовые

Передачи

мяча

12

13

14

5/3

5/4

2/5

2

Координационные,

скоростно-силовые

Подачи мяча

12

13

14

6/2

3/5

3/5

3

Координационные,

скоростно-силовы

Прием мяча

12

13

6/2

4/5

2/5

14

4

Координационные,

скоростно-силовые

Умение

применять в

игре

12

13

14

7/2

3/6

2/4

Составил; Петрыкин Алнесандр Васильевич,

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №8

Лабытнанги

2020г.



В раздел образования