Автор: Лукьянова Елизавета Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41 "Рябинушка"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект
во 2 младшей группе
«Звездочка»
«Зимующие птицы»
Подготовила: Муравлева С.Н.
Лукьянова Е.А.
Краткосрочный проект во 2 младшей группе. Зимующие птицы
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима…
А.Яшин
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: с 11.02.2020 по 25.02.2020 гг.
Участники проекта: дети второй младшей группы.
Актуальность проекта:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные
вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но
потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически
недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача
взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам,
желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания
того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям
элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое
воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных
условий для развития творческой активности и положительного эмоционального
состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной
трудовой деятельности.
Проблемы:
Недостаток знаний детей о зимующих птицах. Нет навыка в умении подкормки птиц
в зимнее время года.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе
жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности,
любознательности.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных
зимних условиях.
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать
им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских
отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2.Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс
эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о
зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Работа с детьми по решению задач проекта:
1.Работа воспитателей с детьми
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный
запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный
запас детей.
Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную
речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и
обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с
различными формами художественной литературы.
А. Барто «Скворцы прилетели», В. Жуковский « Птичка», Т. Евдошенко «Берегите
птиц», «Зимние гости» », «Где обедал воробей» /из цикла “Детки в клетке”, “Умная
птичка”.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях,
повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Дидактические игры
«Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья
тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?»,
«Кто, где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и
целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из
частей целостную картину.
Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
2.Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный
запас детей.
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
Прогулки:
Наблюдение за птицами.
Птичьи следы.
Беседы о зимующих птицах.
Подвижные игры
• «Воронята»
• «Птички»
• «Воробышки и кот»
Экскурсия по территории детского сада
Открытие «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и
желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.
Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
3. Совместная деятельность родителей и детей
Конкурс «Кормушек»
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-
родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период.
Укрепление детско-родительских отношений.
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах,
которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об
особенностях обитания в зимний период. Узнают, чем можно подкармливать птиц, а
чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут
изготавливать кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный
результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут
перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми,
отзывчивыми.
Приложение1