Напоминание

"Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников"


Автор: Смирнова Любовь Глебовна
Должность: мкзыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №165"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль музыки в нравственно – патриотическом

воспитании дошкольников»

Родина,

Отечество…В

корнях

этих

слов

близкие,

дорогие

каждому

образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание

чувства

патриотизма

у

дошкольников

процесс

сложный

и

длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и

родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Эта тема стала приоритетным направлением в воспитании наших детей.

Педагоги

обращаются

к

основам

народной

жизни,

к

традиционной

нравственности,

чувству

патриотизма,

ярким

страницам

истории

своей

Родины. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-

патриотического

воспитания,

обернулся

большими

проблемами

для

государства в целом и для каждого из нас в отдельности.

Музыкальное

искусство

в

педагогике

является

важным

и

эффективным

средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается

дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки,

воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества –

какая

это

благодарная

и

вместе

с

тем

важная

задача!

Понятие

«нравственность»

включает

внутренние,

духовные

качества,

которыми

руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые

этими

качествами.

Под

духовно-нравственным

воспитанием

понимается

процесс

содействия

духовно-нравственному

становлению

человека,

формированию у него:

нравственных

чувств

(совести,

долга,

веры,

ответственности,

гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

нравственной

позиции

(

способности

различению

добра

от

зла,

проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных

испытаний);

нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству,

проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В нашем современном мире экономический и социальный кризис породили

обесценивание

знаний,

велико

преимущество

материальных

богатств,

происходит искажение исторических событий, бездуховность современной

массовой

культуры,

кризис

семьи

и

семейного

воспитания,

возрастает

агрессия и озлобленность в обществе, пьянство, наркомания в подростковой

среде; экологические катастрофы, загрязнение вредными для здоровья детей

шумами,

которые

разрушающе

действуют

на

психику

детей,

все

это

сказывается

на

их

духовном

и

психическом

развитии

это

делает

необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций

нашего

народа

и

мировой

культуры,

которые

нужно

привить,

сберечь,

передать.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание

души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его

нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки

нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в

воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку,

чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому

уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников

и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм,

любовь

к

своему

дому,

бережное

отношение

к

природе,

постоянно

осуществляется

и

на

музыкальных

занятиях.

Дети

учатся

сопереживать,

упражняются

в

хороших

поступках,

сами

не

замечая

этого.

“Музыка

необходимый

душевный

атрибут

человеческого

существования”,

так

говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего

современника В. Распутина.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она

способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к

которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными,

вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять

и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия

человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с

момента

рождения

инстинктивно

привыкают

к

окружающей

их

среде,

природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой

формирования

патриотизма

являются

глубокие

чувства

любви

и

привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие

потенциальные

возможности

нравственно-патриотического

воздействия

заключаются

в

народной

музыке.

Народные

музыкальные

произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и

бытом

русского

народа,

трудом,

бережным

отношением

к

природе,

жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества,

используемые

в

работе

с

дошкольниками,

просты,

образны,

мелодичны,

поэтому

дети

их

быстро

усваивают.

Интонационные

достоинства

песен

позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у

детей

младшего

возраста.

В

старшем

возрасте

они

очень

эффективны

в

качестве

распевания.

Русские

песни

становятся

более

понятными,

доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах.

Народную

музыку

необходимо

включать

для

разучивания

танцевальных

движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только

активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен,

плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по

подготовке к праздникам и развлечений.

В

ряде

случаев

можно

использовать

взаимосвязь

музыкального

и

изобразительного

искусства.

Народная

музыка

включается

в

занятия

по

изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции

по мотивам народных промыслов. Включение устного фольклора: сказки,

потешки,

пословицы,

поговорки,

загадки,

скороговорки

обогащает

содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные

отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким,

глубоким и осознанным.

Таким

образом,

приобщая

детей

к

музыкальному

наследию

своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.



В раздел образования