Автор: Смирнова Любовь Глебовна
Должность: мкзыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №165"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Роль музыки в нравственно – патриотическом
воспитании дошкольников»
Родина,
Отечество…В
корнях
этих
слов
близкие,
дорогие
каждому
образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание
чувства
патриотизма
у
дошкольников
–
процесс
сложный
и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Эта тема стала приоритетным направлением в воспитании наших детей.
Педагоги
обращаются
к
основам
народной
жизни,
к
традиционной
нравственности,
чувству
патриотизма,
ярким
страницам
истории
своей
Родины. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-
патриотического
воспитания,
обернулся
большими
проблемами
для
государства в целом и для каждого из нас в отдельности.
Музыкальное
искусство
в
педагогике
является
важным
и
эффективным
средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается
дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки,
воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества –
какая
это
благодарная
и
вместе
с
тем
важная
задача!
Понятие
«нравственность»
включает
внутренние,
духовные
качества,
которыми
руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые
этими
качествами.
Под
духовно-нравственным
воспитанием
понимается
процесс
содействия
духовно-нравственному
становлению
человека,
формированию у него:
нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответственности,
гражданственности, патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
нравственной
позиции
(
способности
различению
добра
от
зла,
проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных
испытаний);
нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В нашем современном мире экономический и социальный кризис породили
обесценивание
знаний,
велико
преимущество
материальных
богатств,
происходит искажение исторических событий, бездуховность современной
массовой
культуры,
кризис
семьи
и
семейного
воспитания,
возрастает
агрессия и озлобленность в обществе, пьянство, наркомания в подростковой
среде; экологические катастрофы, загрязнение вредными для здоровья детей
шумами,
которые
разрушающе
действуют
на
психику
детей,
все
это
сказывается
на
их
духовном
и
психическом
развитии
–
это
делает
необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций
нашего
народа
и
мировой
культуры,
которые
нужно
привить,
сберечь,
передать.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание
души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его
нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки
нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в
воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку,
чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому
уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников
и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм,
любовь
к
своему
дому,
бережное
отношение
к
природе,
постоянно
осуществляется
и
на
музыкальных
занятиях.
Дети
учатся
сопереживать,
упражняются
в
хороших
поступках,
сами
не
замечая
этого.
“Музыка
–
необходимый
душевный
атрибут
человеческого
существования”,
–
так
говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего
современника В. Распутина.
Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она
способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к
которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными,
вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять
и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с
момента
рождения
инстинктивно
привыкают
к
окружающей
их
среде,
природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой
формирования
патриотизма
являются
глубокие
чувства
любви
и
привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие
потенциальные
возможности
нравственно-патриотического
воздействия
заключаются
в
народной
музыке.
Народные
музыкальные
произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и
бытом
русского
народа,
трудом,
бережным
отношением
к
природе,
жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества,
используемые
в
работе
с
дошкольниками,
просты,
образны,
мелодичны,
поэтому
дети
их
быстро
усваивают.
Интонационные
достоинства
песен
позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у
детей
младшего
возраста.
В
старшем
возрасте
они
очень
эффективны
в
качестве
распевания.
Русские
песни
становятся
более
понятными,
доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах.
Народную
музыку
необходимо
включать
для
разучивания
танцевальных
движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.
В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только
активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен,
плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по
подготовке к праздникам и развлечений.
В
ряде
случаев
можно
использовать
взаимосвязь
музыкального
и
изобразительного
искусства.
Народная
музыка
включается
в
занятия
по
изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции
по мотивам народных промыслов. Включение устного фольклора: сказки,
потешки,
пословицы,
поговорки,
загадки,
скороговорки
обогащает
содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные
отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким,
глубоким и осознанным.
Таким
образом,
приобщая
детей
к
музыкальному
наследию
своего
народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости.