Автор: Захарова Ольга Гавриловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 232 "Рябинушка"
Населённый пункт: г.Барнаул Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Игровая обучающая ситуация как специально организованная экологическая игра
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №232 «Рябинушка» комбинированного вида
(МБДОУ «Детский сад №232 «Рябинушка»)
Игровая обучающая ситуация как специально организованная
экологическая игра
Подготовил воспитатель: О.Г.Захарова
Барнаул-2021, декабрь
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально
организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и
взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми,
имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой
обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-
ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе
жизненных событий или сказочного либо литературного произведения,
которое хорошо знакомо дошкольникам;
-
оснащена
необходимыми
игрушками,
атрибутикой;
для
нее
специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная
задача,
которым
подчинены
все
ее
компоненты
-
сюжет,
ролевое
взаимодействие персонажей и пр.;
-
игру
проводит
воспитатель:
объявляет
название
и
сюжет,
распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает
воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета,
исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру
ролевыми
диалогами
и
игровыми
действиями,
через
которые
и
осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно
решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и
их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы:
конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных
множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие,
резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений
не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и
кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты
и овощи, фигурки героев сказки.
Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей
начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о
специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных
признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-
предмета от живого животного, если организовать одновременное их
восприятие
и
сопоставление.
С
помощью
таких
игрушек
легко
продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с
живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности
с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех
возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми
объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму
экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их
можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с
чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов.
Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых
реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-
аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это
относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.),
которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с
ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может
только
интересно
сконструированная
заводная
игрушка,
которая
воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается
вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого
сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников,
поможет им глубже понять специфику живого.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих
персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся
сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми
эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.
В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются
различные персонажи на основе их литературной биографии - главных
событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС
сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в
новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную
для них линию поведения.
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие
литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с
природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном
репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и
авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор
Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно
построить
много
различных
ИОС,
которые
помогут
решить
разные
программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них
необходимых навыков.
Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую
задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний,
советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при
разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны
соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна
проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых
персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.
Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический
процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а
персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий
дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой
ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем
«амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в
отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из
двух функций: исполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-
либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.
В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей -
устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения
(например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае
воспитатель
ставит
задачу
закрепления
материала,
уточнения
и
актуализации, имеющихся у детей представлений о природе.
Еще
одно
обстоятельство
имеет
принципиальное
значение.
В
традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы,
поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При
использовании
персонажа-простачка
(например,
Незнайки),
который
проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется:
уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее,
поправляют, сообщают то, что сами знают.
Такое
соотношение
позиций
в
ИОС
придает
дошкольникам
уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует
сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку
говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и
пространно
высказываются,
дополняют,
объясняют
и
тем
самым
упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе
говоря,
использование
куклы-персонажа
на
основе
его
литературной
биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на
достаточно сильной игровой мотивации.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода
экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это
собирательное название различного рода игр в посещения выставок,
сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии,
походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что
дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о
природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя
(экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую
исполняет
воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с
новыми местами, животными, растениями, получают самые различные
сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким
образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и
явлениями
в
качестве
путешественников,
туристов,
экскурсантов,
посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения,
«фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее
воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он
тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями,
содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра
захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно
поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она
протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или
болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев
выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как
качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный
настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Экологические игры, по мнению О.М. Газиной, дают возможность
детям увидеть неповторимость и целостность не только живого организма,
но и экосистемы, осознать невозможность ее дробления без нарушения
целостности, понять, что неразумное вмешательство может повлечь за собой
существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее
пределами.
Включение
игр
в
процесс
экологического
воспитания
создает
эмоциональный фон, который обеспечивает далее эффективный результат
усвоения знаний, умений, навыков. На это указывал еще А. В. Запорожец,
подчеркивая, что эмоциональные проявления влияют не только на уровень
интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на
его творческие способности. Эту мысль подтверждает и исследование Л.А.
Абрамян и А.Д. Кошелевой, в котором отмечается, что посредством игры
легко
налаживается
позитивное
отношение
к
окружающим
людям,
формируются новые положительные эмоции и чувства.
Соблюдение детьми старшего дошкольного возраста норм поведение, в
том числе в природе, требует проявления определенных волевых усилий.
Использование же дидактических игр в процессе воспитания дошкольников
оказывает значительное влияние на развитие воли и произвольности. Это
подтверждают результаты исследования Е.О. Смирновой. Так, установлено,
что в ходе проведения игр с правилами, в том числе дидактических, дети
учатся сдерживать непосредственные импульсивные движения, становятся
более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно
принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого,
стремятся соблюдать правила общения и поведения.
Действительно, способность к волевым усилиям в условиях проведения
дидактических игр экологического содержания позволяет детям старшего
дошкольного
возраста,
во-первых,
сосредоточивать
и
поддерживать
произвольное
внимание
в
процессе
познания
природы,
наблюдать,
запоминать, активно мыслить при установлении причин происходящих в
природе явлений. Во-вторых, в игре дошкольникам легче осуществить
некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом
ей вреда. В известных пределах дети могут подчинять свою деятельность
поставленным целям. Так, выполняя в игре задания по уходу за растением
или животным, ребенок в большей степени способен исполнить поручение
качественно, отказаться от различных приятных занятий, не окончив работу.
Участие сверстников в игре дает возможность «узнать и почувствовать
свое действие». Эта возможность, отмечает Е. О. Смирнова, осуществляется
через два момента. Во-первых, наблюдая и оценивая действия других и
предвидя собственное выполнение тех же действий, ребенок лучше осознает
правила игры, поскольку в этом случае они представлены ему во внешней
развернутой форме. И, во-вторых, постоянный контроль со стороны других
детей (их замечания, предупреждения и даже угрозы исключить из игры за
неправильное поведение), их ярко выраженное отношение к действиям
ребенка обращают внимание дошкольника на собственные действия.
И.А. Комаровой разработана серия дидактических игр «Что могут
делать наши «помощники»; глаза, нос, уши, язык, руки». Эти игры
способствуют развитию у детей умений узнавать, отличать различные
объекты природы с помощью органов чувств, что в свою очередь дает
возможность осознавать потребность живых организмов, сопереживать беде
других и бережно относиться к природе.
И.А. Комаровой разработаны и апробированы разнообразные игровые
обучающие ситуации на занятиях и в процессе систематических наблюдений.
Своеобразным игровым элементом, который использовался исследователем,
была
игрушка
(главным
образом
кукла,
изображающая
сказочных
персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач), вокруг которой
развертывалось занятие. Игровые персонажи в ходе экспериментальной
работы связывались с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с
дидактическим содержанием занятия, в результате чего складывались
игровые обучающие ситуации (ИОС).
И.А. Комарова показала, что использование игровых обучающих
ситуаций имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. С
их помощью у дошкольников формируется заинтересованное отношение к
материалу занятия, создаются положительный эмоциональный фон и
возможность активного проявления для всех дошкольников. Игровые
обучающие
ситуации
способствуют
умственному
и
нравственному
воспитанию детей при знакомстве с явлениями или объектами природы.
В настоящее время большой вклад в исследование использования
игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников и младших
школьников внесла Л.П. Молодова . Ею разработаны, а также подобраны из
числа
уже
известных
игр
такие,
в
которых
присутствует
активная
экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными
воспитательными задачами игровая деятельность. Предложенные ею игры
придают занятиям эмоциональную окраску, что делает их (занятия) более
интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у
ребят
самые
разнообразные
положительные
качества
и
облегчают
восприятие излагаемых проблем и знаний.
Таким образом, проблема знакомства дошкольника с окружающим
миром относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет
первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся
мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как
средству воспитания детей.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия
значительно
расширяется,
проблема
экологического
воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.