Автор: Шилова Светлана Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ " Таборская ООШ"
Населённый пункт: село Таборы, Оханский ГО
Наименование материала: статья
Тема: «Использование современных технологий на уроках немецкого языка»
Раздел: среднее образование
Выступление на ШМО учителей гуматитарного цикла.
МБОУ « Таборская ООШ»
Учитель немецкого языка:Шилова Светлана Александровна
Использование современных технологий
на уроках немецкого языка
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития
общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации
обучения иностранным языкам.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.
Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации
учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки,
а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой
современной педагогической науки является стремление к созданию новых
образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.
Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и
технологий мне как учителю немецкого языкa особенно близки и интересны следующие:
технология уровневой дифференциации;
игровая технология;
ИКТ-технологии;
метод проектов;
здоровьесберегающие технологии;
обучение в сотрудничестве;
развивающие технологии.
Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих
технологий.
Здоровьесберегающие технологии
Иностранный язык в школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся
приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать
информацию, поэтому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим
технологиям.
Во избежание усталости и перегрузки детей стараюсь строить урок в соответствии с
динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды
работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся
способствуют:
1.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее
по времени.
2.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на
вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания.
3.
Разноуровневые задания.
4.
Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков),
зрительная гимнастика.
5.
Эмоциональная разрядка (поговорки, весёлые четверостишия, юмористическая картинка –
всё это может снять умственное напряжение и утомление).
Моментом релаксации можно также считать песни на немецком языке. Учебники И.Л.
Бим (начальная школа) предлагают большое количество песен, которые дети с
удовольствием поют и инсценируют. Кроме того, песни дают возможность расслабиться,
сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке или, наоборот,
настроиться на урок.
Игровые технологии
Игра является мощным стимулом к овладению иностранным языком и эффективным
приёмом в арсенале преподавателя иностранного языка.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников,
способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они позволяют осуществлять
дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу,
учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки по языку. Игра позволяет
поддерживать работоспособность каждого в течение всего урока, снимает утомляемость,
восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера
обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи,
активизируют словарь, выполняют развивающую функцию.
В процессе игры развивается личность ребёнка: познавательные процессы, чувства,
эмоции, воля.
Игровые задания и игры можно использовать как на этапе введения нового материала, так
и на этапах закрепления и тренировки; игровые задания позволяют участвовать в них на
равных учащимся с разным уровнем владения языком, различными индивидуальными
особенностями личности; создать доброжелательную атмосферу соревновательности;
обеспечивают возможность практического использования языка в различных ситуациях.
На уроках часто использую фонетические игры («Какое слово звучит?», «Кто правильнее
прочитает?», «Слышу – не слышу»),
орфографические игры «Буквы рассыпались» формирует навыки сочетания букв в слове.
Ребятам нравится собирать из букв слова.
Игра «Вставь букву» помогает мне проверять усвоение орфографии в пределах
изученного лексического материала по определённой теме.
С помощью игры «Кто больше?» проверяю усвоение орфографии изученного
лексического материала (ребята должны записать как можно больше слов по
определенной теме, используя буквы ключевого слова (слова можно записывать как по
горизонтали, так и по вертикали). Выигрывает учащийся или команда, которая за
определённое время напишет больше слов)
Игры для работы с алфавитом
Игра «Слова с определённой буквой» формирует навык орфографической памяти.
Предлагаю ребятам просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть
заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.
«Расшифруй фразу, слово». Ученикам раздаю карточки, где цифрами зашифровано слово
или вопрос (каждой цифре соответствует определённая буква немецкого алфавита».
Часто использую лексические игры. Очень часто играем с ребятами в игру «Запомните
предметы». На доске вывешиваю картинки по изученной теме (животные)
По команде «Augen zu!» ребята закрывают глаза и я убираю 1 или 2 картинки. Даю
команду «Augen auf!» и ребята называют отсутствующие предметы, либо
восстанавливают последовательность предметов.
Использую на уроке кроссворды, предлагаю ребятам магические квадраты, прошу
соотнести слово с картинкой. Очень нравится ребятам игра «Зеркало». Пишу на доске
слова так, как будто это их зеркальное отражение. Ребята должны догадаться, что за слово
написано, перевести его и найти соответствующую картинку.
Сложный грамматический материал дети усваивают с помощью грамматических игр.
Для повторения количественных числительных можно поиграть с ребятами в
игру «Цифры». Делю класс на 2 команды. Справа и слева на доске в разном порядке
одинаковое количество карточек с одними и теми же цифрами. Называю цифру одну за
другой. Представители команд должны быстро найти и снять соответствующую карточку.
Выигрывает команда, которая правильно снимет все карточки.
Следует сказать также о ролевых играх, которые дают возможность воссоздания самых
различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся очень
нравятся ролевые игры (Больница , Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов,
Интервью).
ИКТ-технологии
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне
эффективно решать целый ряд задач:
- формировать устойчивую мотивацию;
- делать занятия более наглядными;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами,
аутентичными текстами;
- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;
- повышать интенсивность учебного процесса.
Я использую различные формы работы с Интернет-ресурсами:
В своей практике я часто использую презентации, которые создала сама.
В своей работе использую также готовые мультимедийные продукты.
«Баба яга за тридевять земель»
Использую учебные видеофильмы, видеоуроки - «Hallo!»
Применение информационно-коммуникационных обучающих технологий как
значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, так и учит
детей самоконтролю учебной деятельности, способствует формированию у учеников
рефлексии собственного труда, повышает мотивацию учебной деятельности.
В своей работе использую также документ камеру. Применяя документ-камеру AverVision
, на практике я убедилась в ее неограниченных возможностях. Ее можно использовать на
всех этапах урока. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.Я
подключаю документ-камеру к проектору. И работаю с камерой непосредственно на
уроке. Камера помогает и незаменима всегда, когда мне нужно показать что-то
маленькое или существующее в единственном экземпляре на класс. Можно совместно
рассмотреть схему, таблицу, прокомментировать задание к упражнению и т.д. Для этого я
отображаю на экране только лишь тот « кусок» информации , который необходим в
данный момент. Внимание детей направлено и сконцентрировано на одном задании. В
немецком языке много времени уделяется грамматике. С помощью документ – камеры я
на уроке немецкого языка демонстрирую грамматические таблицы, правила, спряжение
модальных глаголов. С помощью этого устройства я могу отобразить на экране для всего
класса всю страницу учебника, какое-то одно упражнение, текст или иллюстрацию. Тогда
я беру и проецирую любую страницу учебника, рабочей тетради, страницу методического
пособия. Все, что «видит» камера в реальном времени передается на экран. Я часто
демонстрирую картинки из книг, показываю таблицы. Работая в начальной школе,
сталкиваешься с трудностями по чтению, очень важно научить всех детей правильно
читать. В этом случае тоже мне помогает камера. Сфокусировав текст ( из любого
источника) на экран, я организую минутки чтения, фонетические зарядки, упражнения из
сери « Lies richtig! Читай правильно». В моей методической копилке имеются на
немецком языке журналы, газеты, книги, проспекты городов Германии. Чаще всего они в
единственном экземпляре. Устройство документ-камера помогает мне сделать доступным
просмотр всем учащимся одновременно и включиться в разговор всему классу. Для
удобства имеется прозрачная пленка против бликов. Глянцевые журналы и книги обычно
бликуют, особенно если на них светить. Чтобы этого избежать, я использую
антибликовую пленку.
Документ-камера – это визуализатор с "гусиной шеей", который помогает сделать мою
работу легче. Используя в работе документ- камеру, мне нет необходимости хранить в
шкафах рулоны таблиц, грамматических схем, карточек по развитию речи. А необходимы
лишь карточки небольшого размера ( размером с открытку) или даже размером с визитку,
а еще эффективнее иметь набор необходимых таблиц, схем и т.п. на флеш-накопителе. Я
собрала «папку» с изображением таблиц по грамматике, а с помощью документ –камеры я
могу обратить внимание ребят на необходимую таблицу, вернуть быстро на любую
страницу учебника
( учебник листаю только я, детям нет необходимоси делать это, так как они все увидят на
экране) , чтобы в затруднительной ситуации, еще раз вспомнить и повторить
необходимый материал, правило. Очень помогает документ-камера быстро и эффективно
провести проверку письменного домашнего задания. Для этого я беру ( с разрешения и
позволения ученика) тетрадь с работой ,с домашним заданием и проецирую на экран, а
ученик комментирует выполнение задания. Это ускоряет процесс проверки, повышается
мотивация к обучению, к аккуратному и правильно решенному домашнему заданию.
Камера позволяет также на уроке использовать фунцкию записи. Функция записи одним
нажатием кнопки позволяет записывать высококачественное видео непосредственно на
USB-флешку или карту памяти SDHC. Фрагменты видео я стараюсь записать во
внеурочное время, а на уроке ( экономя время) можно продемонстрировать остальным
учащимся. При этом виде работы повышается мотивация учащихся, так как каждый
желает попасть в кадр и посмотреть на себя со стороны или увидеть на экране.
Использую кодированную информацию по различным темам. В нашей школе поделилась
этим методом со многими коллегами.
Метод проектов
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является
метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности,
самостоятельности.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под
руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого
требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний,
владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над
проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и
другие личностные качества.
Темы проектов заранее продумываю при планировании и составлении рабочей программы
по предмету. За годы работы уже подобралась копилка детских проектов и мини-
проектов. Многие реализованы в классе или в школе.
Таким образом, современные педагогические технологии помогают реализовать
личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и
дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.