Напоминание

Исследовательская деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»


Автор: Рыжова Наталья Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: АОУ школа №10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность младших школьников при изучении предмета

«Окружающий мир»

Рыжова Наталья Михайловна,

Учитель АОУ школа №10

Россия, г. Долгопрудный

Начиная с младших классов интерес учащихся к исследовательской

деятельности, формируется при изучении различных предметов. Обучение

началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо на

уроке, в условиях дополнительного образования, внеклассной работы.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе

является то, что в ней могут принимать участие все ученики класса.

Индивидуальные особенности учащихся, возможность приложить свои знания,

и показать публично достигнутый результат, всё это проявляется в

исследовательской деятельности. У школьников формируется положительная

мотивация к получению знаний. Цель исследования - познавательная

активность, с задачами: развитие логического мышления, творческих

способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и

систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания,

умений работы с художественными и научными текстами. Принципы,

применяемые в исследовании, это естественность, реальность исследования;

осознанность, самодеятельность. Ребенок может овладеть ходом исследования

через собственный опыт и принцип наглядности.

Я, учитель выбираю тему и мотивирую запрос, а ученики самостоятельно

выполняют исследование. Учитель обучает школьников способам

деятельности, консультирует, анализирует недостатки в работе и дает

рекомендации по их устранению. В исследовательской работе, главное —

заинтересовать детей, вовлечь в атмосферу деятельности, чтобы ребенок сам

захотел узнать, что-то новое. На уроке окружающего мира при упоминании

учителем о возможности использования березовой коры для письма, возник

вопрос: «С чего началось создание книги?», это послужило началом

долгосрочного исследовательского проекта. В латинском языке понятия

«книга» и «луб», береста, выражались одним словом. Ежедневно школьники

изучали первые грамоты в Смоленске, в Москве, где первую берестяную

грамоту обнаружили, когда проводились раскопки на Красной площади. В

специальные тетради записывали новые и интересные сведения. В ходе

исследования была использована межпредметная связь курса «Окружающий

мир» с литературным чтением, изобразительным искусством, учились

формулировать вопросы, давать определения понятиям, осуществлять анализ,

сравнение и т.д.

Заключительный этап исследования мы провели в виде создания берестяной

грамоты своими руками. Чтобы решить эту задачу, нужно было найти кусок

берёзовой коры. Первое что нужно сделать - это придать коре правильную

форму в виде листа. Затем очистить кору от огрубевшей части канцелярским

ножом. После этого кусок бересты нужно положить под пресс на некоторое

время, что бы выровнять его. Затем можно нанести буквы и рисунки.

Я использую групповую работу на уроках окружающего мира в IV классе. Во

время исследовательской деятельности класс делится на три группы. Каждая

группа получает свое задание (план деятельности). Выполняя задание в

группах, учащиеся пользуются справочной литературой, находят нужную

информацию, обсуждают прочитанное, делятся информацией - каждый

участник группы активно вовлечен в деятельность. Слабоуспевающие ученики

стараются «выделиться» и проявить себя в группе.

Выполняя задание, учащиеся проявляют творческое мышление, в ходе работы

решили создать свою берестяную грамоту, которую предложили и другим

группам.

Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет

возможности познания природы и общества, поскольку в своей мыслительной

деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, но и на

память своих товарищей, используют различную литературу. Данная работа

способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать

других людей. Групповая работа улучшает микроклимат классного коллектива,

работает на сплочение учеников.

Творческий подход в исследовательской деятельности, это длительная,

целенаправленная работа. Задания, которые решались в этом процессе

составляют систему, которая позволяет детям формировать потребность в

творческой деятельности и развивает многообразие возможностей ребенка, в

первую очередь, интеллектуальных. Учителя и специалисты в этой области

пытались и пытаются выработать приемы и алгоритмы, которые позволяют

отыскивать истину.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

А.И.Савенков .Исследования на дому // Методические рекомендации:

исследовательская работа школьников. 2002 – 98с.

2.

В.Ф.Феактистов Исследовательская деятельность младших школьников //

Рекомендации и проекты, 2010 – 54 с.



В раздел образования