Автор: Рыжова Наталья Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: АОУ школа №10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Раздел: начальное образование
Исследовательская деятельность младших школьников при изучении предмета
«Окружающий мир»
Рыжова Наталья Михайловна,
Учитель АОУ школа №10
Россия, г. Долгопрудный
Начиная с младших классов интерес учащихся к исследовательской
деятельности, формируется при изучении различных предметов. Обучение
началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо на
уроке, в условиях дополнительного образования, внеклассной работы.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе
является то, что в ней могут принимать участие все ученики класса.
Индивидуальные особенности учащихся, возможность приложить свои знания,
и показать публично достигнутый результат, всё это проявляется в
исследовательской деятельности. У школьников формируется положительная
мотивация к получению знаний. Цель исследования - познавательная
активность, с задачами: развитие логического мышления, творческих
способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и
систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания,
умений работы с художественными и научными текстами. Принципы,
применяемые в исследовании, это естественность, реальность исследования;
осознанность, самодеятельность. Ребенок может овладеть ходом исследования
через собственный опыт и принцип наглядности.
Я, учитель выбираю тему и мотивирую запрос, а ученики самостоятельно
выполняют исследование. Учитель обучает школьников способам
деятельности, консультирует, анализирует недостатки в работе и дает
рекомендации по их устранению. В исследовательской работе, главное —
заинтересовать детей, вовлечь в атмосферу деятельности, чтобы ребенок сам
захотел узнать, что-то новое. На уроке окружающего мира при упоминании
учителем о возможности использования березовой коры для письма, возник
вопрос: «С чего началось создание книги?», это послужило началом
долгосрочного исследовательского проекта. В латинском языке понятия
«книга» и «луб», береста, выражались одним словом. Ежедневно школьники
изучали первые грамоты в Смоленске, в Москве, где первую берестяную
грамоту обнаружили, когда проводились раскопки на Красной площади. В
специальные тетради записывали новые и интересные сведения. В ходе
исследования была использована межпредметная связь курса «Окружающий
мир» с литературным чтением, изобразительным искусством, учились
формулировать вопросы, давать определения понятиям, осуществлять анализ,
сравнение и т.д.
Заключительный этап исследования мы провели в виде создания берестяной
грамоты своими руками. Чтобы решить эту задачу, нужно было найти кусок
берёзовой коры. Первое что нужно сделать - это придать коре правильную
форму в виде листа. Затем очистить кору от огрубевшей части канцелярским
ножом. После этого кусок бересты нужно положить под пресс на некоторое
время, что бы выровнять его. Затем можно нанести буквы и рисунки.
Я использую групповую работу на уроках окружающего мира в IV классе. Во
время исследовательской деятельности класс делится на три группы. Каждая
группа получает свое задание (план деятельности). Выполняя задание в
группах, учащиеся пользуются справочной литературой, находят нужную
информацию, обсуждают прочитанное, делятся информацией - каждый
участник группы активно вовлечен в деятельность. Слабоуспевающие ученики
стараются «выделиться» и проявить себя в группе.
Выполняя задание, учащиеся проявляют творческое мышление, в ходе работы
решили создать свою берестяную грамоту, которую предложили и другим
группам.
Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет
возможности познания природы и общества, поскольку в своей мыслительной
деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, но и на
память своих товарищей, используют различную литературу. Данная работа
способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать
других людей. Групповая работа улучшает микроклимат классного коллектива,
работает на сплочение учеников.
Творческий подход в исследовательской деятельности, это длительная,
целенаправленная работа. Задания, которые решались в этом процессе
составляют систему, которая позволяет детям формировать потребность в
творческой деятельности и развивает многообразие возможностей ребенка, в
первую очередь, интеллектуальных. Учителя и специалисты в этой области
пытались и пытаются выработать приемы и алгоритмы, которые позволяют
отыскивать истину.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
А.И.Савенков .Исследования на дому // Методические рекомендации:
исследовательская работа школьников. 2002 – 98с.
2.
В.Ф.Феактистов Исследовательская деятельность младших школьников //
Рекомендации и проекты, 2010 – 54 с.