Автор: Рослякова Юлия Витальевна
Должность: преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №5" НМР РТ
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: Работа над передачей образа в произведении в младшем хоре.
Раздел: дополнительное образование
Разработка открытого урока на тему:
Работа над передачей образа в произведении в младшем хоре.
Преподаватель хора и вокала:
Рослякова Юлия Витальевна
МБУ ДО "Детская музыкальная школа №5" НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Аннотация
Пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, ведь петь
может каждый и инструмент всегда с собой. Через пение можно развиваться
не только музыкально, но и эмоционально. Понимание музыки происходит
образно или через текст песен. Это развивает эмоциональную отзывчивость.
В хоровом пении развиваться и расти намного легче ведь тебя поддерживает
целый коллектив.
Учащийся, поющий на уроках хора, более развит, так как
хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение,
ритмические, образная эмоциональность, умственная работа. Хоровое пение
– одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует
гармоничному развитию личности ребенка.
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по
предмету «Хоровое пение». Занятие проходит в течение 45 минут,
разработано для учащихся 1 классов.
Пояснительная записка.
Учащийся: 7-9 лет, 1 год обучения.
Место проведения мероприятия: Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
МБУ ДО "Детская музыкальная школа №5" НМР РТ, актовый зал.
Цель:
Развитие
у
учащихся
творческого
и
образного
мышления,
формирование навыков пения в хоре.
Задачи:
обучающая;
- формирование навыков работы певческого аппарата;
- формирование навыков певческого дыхания в пении;
- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные
приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);
развивающая:
- развитие музыкальной восприимчивости;
- развить творческую фантазию, воображение;
- активизировать слуховое восприятие;
- развить чувство ритма;
воспитывающая:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
- сформировать навык общения в группе детей;
- расширить музыкальный кругозор;
- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.
-воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная
оценка исполнения);
Методические приёмы
:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную
деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием
учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- сопоставление песен, различных по характеру;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного
материала;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с
целью выстраивания унисона.
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и
образным мышлением младших школьников;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции
их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции,
повышающие работоспособность детей.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах,
ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
Основная часть.
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания).
3. Постановка цели, задач.
4. Подготовка к работе. (распевка, артикуляционная гимнастика, работа с
дыханием).
5. Работа над произведением «И туган тел».
6. Физминутка.
7. Работа над Произведением «Бабка-Ёжка».
6. Подведение итогов. Рефлексия. Анализ.
Ход урока.
1.
Занятие начинается с музыкального приветствия, для поднятия
настроение и включения учащихся в работу.
Здраствуйте ребята! (до ре ми фа соль)
Здра-ствуй-те! (соль ми до)
2.
После
приветствия
начинаем
проверку
домашнего
задания.
Выборочная проверка (два- три учащихся) игры вокальной партии
на фортепиано хоровой партитуры «И туган тел» Татарская
народная песня (1,2 предложение);
После прослушивания одного учащегося задаю вопрос коллективу: как
сыграл ученик и чего не хватает в его игре? Наводящими вопросами
подвожу их к правильному ответу, не хватает образа о родном крае,
прошу следующего ученика сыграть с представлением о родном крае,
городе. После прослушивания хвалю детей.
3.
На этом уроке будет производиться работа совершенствованием
умений и навыков чистого унисонного пения в упражнениях на
распевании. Работа над характером и образом в песнях «Бабка-
Ежка», «И Туган тел» ТНП.
4.
Но что бы начать петь нам нужно подготовить наш голосовой
аппарат к работе.
На одно нотке постепенно поднимаясь выше поем попевку «Сидит
ворон на дубу».
- Поем попевку «Серый кот у ворот».
Спрашиваю у учащихся о ком эта попевка? (О коте) А какие кошки?
(ласковые) значит мы поем ласково на legato тянем звук.
После распеки похвалила, за чистоту интонации и за правильно
переданный образ.
- Артикуляционная гимнастика «Оса-Лопата»
Вытаскиваем язык и делаем его острым как жало осы сразу же после
расслабляем язык и делаем широким как лопата. (Делаем 5-6 раз)
- Дальше поработаем над дыханием. Делаем глубокий вдох в нижнюю
часть
легких,
контролируем
руками
на
нижней
части
ребер.
Задерживаем на пару секунд воздух, улыбаемся на на букву «С»
выдыхаем воздух. (Делаем 3-4 раза).
- Ну и для завершения подготовки вокального аппарата вспомним
скороговорку «Ехал грека».
Проговаривают вместе от начала до конца, усложняем задачу вместе с
проговариванием простукиваем ритм.
5.
Татарская народная песня «И туган тел». Прочитаю с выражением
слова на татарском языке, после перевод текста чтоб всем был
понятен смысл. Спрошу у детей как должна исполнятся эта песня?
(на хорошем дыхании, округлом звуке, спокойно, на
legato)
Пробуем
исполнить
1
куплет
со
всеми
нюансами
которые
перечислили дети. После исполнения спрошу их получилось ли у
нас? Чего не хватило? (Чистоты интонации, кантилены, образа)
Пробуем исполнить еще раз с исправлением прошлых ошибок. Петь
медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Исполнение
песни целиком. С характером, образом песни о родном крае.
6.
Физминутка «Хомячок». А сейчас мы с вами немного отдохнем и
сделаем зарядку. Все стаем, спинки выпрямили ноги на ширине
плеч, сделаем глубокий вдох и вытянемся, постарайтесь достать
кончиками пальцев поток и делаем выдох наклоняемся и касаемся
пальчиками пола. Отлично, теперь я буду показывать вам движения
а вы повторяйте за мной.
Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в
кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
7.
«Бабка-Ежка”, сл. и муз. Е.Обухова. Беседа с детьми о характере,
настроении песни: песня о бабе яге, легкая шуточная песня, яркая,
динамически разнообразная, звук округлый. Исполнение 1 куплета и
припева с аккомпанементом. Необходимо отрабатывать динамику
для передачи характера, а также обращать внимание на исполнение
фраз на одном дыхании.
Спросить детей, как они представляют Бабку-Ёжку из песни?
Работать над постепенным крещендо в 3ей и 6ой фразе, аккуратные
переходы с высоких на низкие ноты окончания на P и прикрытым
звуком; 1 и 3 куплет отметить различное настроение, обратить
внимание на пропевание согласных на стыках слов. Исполнение
песни от начала до конца с аккомпанементом, выразительно.
Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не
поддерживается аккомпанементом.
8.
Ну что ж ребята наш урок подошел к концу, что вам понравилось
больше всего? Какие песни мы сегодня с вами пели? По характеру
исполнения произведения были разные или одинаковы?
Все молодцы вы сегодня хорошо поработали. Домашнее задание
представить, выдумать каждому свою Бабку-Ёжку к нашей песне.
До свидания.
Список литературы.
1.
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004
2.
Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская
Россия», 2010.
3.
Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону
«Феникс», 2007
4.
Огороднов Д.Е «Музыкально-певческое воспитание в
общеобразовательной школе». Издательство «Музыка» Ленинградское
отделение, 1973.
5.
Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981.
6.
Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором» - М.,
«Владос», 2002.
7.
Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого
звука в детском хоре» - Санкт-Петербург, 2006.