Напоминание

"Я, ты, мы"


Автор: Газизова Хания Габдулхаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №30
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: проект по социально-коммуникативному воспитанию
Тема: "Я, ты, мы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного

возраста»

В.А. Сухомлинский

В современном обществе перед педагогами и психологами встала острая проблема

социализации в детском коллективе. В чём причина? Прогресс предопределяет новые

формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди

уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир.

К сожалению, у многих детей признаки агрессивности проявляются уже в детстве.

В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

демонстрация насилия по телевидению;

экономическое неблагополучие семьи;

социальная нестабильность в обществе;

недостатки воспитания;

неблагополучная семейная обстановка;

низкий уровень эмоционально-волевой сферы;

несформированность механизмов саморегуляции поведения.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая

его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека..

Приобретенный в дошкольные годы социально-эмоциональный опыт общения со

сверстниками и взрослыми, освоение нравственно-эстетических эталонов являются

важной предпосылкой личностного роста ребенка. Именно от характера пережитых

эмоциональных состояний в детстве будут зависеть успехи и неудачи его взрослой жизни,

благополучие и неблагополучие, ценностные ориентиры, которым он будет следовать.

Недаром говорится: «Посеешь характер — пожнешь судьбу». Характер ребенка

складывается в процессе общения и взаимоотношений с другими людьми. Он сводится не

только к формам поведения, а является единством отношения к другим и способом его

проявления. Выбор адекватных ситуаций, способов общения, этически ценных образов

поведения связан с развитием у детей социальных навыков. Их формирование зависит от

глубины осознания ребенком взаимозависимости людей и их необходимости друг другу;

от умения выражать понятным и социально приемлемым способом свои желания, мнения,

чувства; от понимания возможности их несовпадения с желаниями, мнениями, чувствами

других.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной

политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие

Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного стандарта к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов

организации педагогического процесса в детском саду. Так появилось новое направление

в развитии ребенка - социально-эмоциональное — наряду с физическим,

интеллектуальным и духовным. Его называют развитием сердца (в отличие от развития

тела, разума, духа). Зачем необходимо такое развитие? Прежде всего, чтобы поддерживать

баланс в развитии. Если хочешь жить сбалансировано, в гармонии со своей природой, то

непременно приходишь к необходимости развиваться социально и эмоционально.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема социально-эмоционального развития является одной из наиболее важных

и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об

общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об

особенностях становления личности. В настоящее время, заботясь о физическом и

познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его

эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и

социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда

уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как

справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное

функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых

форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они

не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к

импульсивности поведения. Почему эту проблему важно обсуждать и решать? У детей

наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои

эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым

способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников

появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность,

гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Родители иногда не

подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и

естественно, не придают значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт

первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится

дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет

характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот

опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и

закрепляется негативное отношение к другим, к себе которое может иметь весьма

печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы

межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важная задача родителей.

А современному дошкольнику часто не хватает даже простого общения с мамой и папой,

сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше

разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он

реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад – это вторая семья

ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется.

Я считаю выбранную мной тему одной из самых актуальных на современном этапе

развития общества в связи с тем, что целенаправленная совместная работа педагогов и

родителей по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить и в случае

необходимости скорректировать нежелательные эмоциональные

проявления детей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильное

отношение к миру посредством выражения положительных эмоций (радость, спокойствие,

восторг, восхищение).

Проект "Я, ты, мы" позволит комплексно решить задачи по

коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Название проекта: «Я, ты, мы»

Методологическая база проекта: Программа социально-эмоционального развития

дошкольников"Я, ты, мы" (авторы О.Л.Князева и Р. Б. Стеркина)

Вид проекта: информационно - практико - ориентированный

Тип проекта: долгосрочный

Участники: воспитанники 5-7 лет группы компенсирующего вида, их родители

(законные представители), педагоги группы.

Сроки реализации: сентябрь 2017- апрель 2019 г.

Новизна проекта:

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе

дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка,

приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как

психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный

комфорт», «эмоциональное развитие». Данный опыт является творческим

преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития

дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.

Гипотеза

Если в ДОУ создать условия для социального развития детей, обеспечить эмоционально-

положительное самочувствие каждого ребенка, удовлетворение возрастных потребностей

в общении и движении, если вовлечь в орбиту своей педагогической деятельности коллег

и родителей воспитанников, то социальное развитие детей будет более успешным.

Цель проекта: создание условий для эмоционального благополучия детей и их

социализации в обществе сверстников, развитие коммуникативных навыков,

индивидуальности, ответственности.

Задачи проекта:

1.

Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

2.

Воспитать интерес к окружающим людям, развить чувство понимания и

потребности в общении.

3.

Формировать представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем

мире.

4.

Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а

также и других людей.

5.

Развить навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими

людьми с ориентацией на метод сопереживания.

6.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ

собственных поступков и поступков окружающих.

7.

Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния

в ходе общения и формирование доверия к собеседнику.

8.

Выработать положительные черты характера, способствующих лучшему процессу

общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта дети должны научиться:

пониманию себя, принятию своих индивидуальных особенностей;

эмоционально воспринимать и понимать окружающих и себя;

анализировать собственные поступки и поступки окружающих;

проявлять потребность в общении;

пользоваться средствами общения адекватно ситуации;

учитывать нормы морали во взаимоотношениях со сверстниками и

взрослыми;

контролировать свое поведение в общении;

знать и пользоваться правилами этикета.

Этапы реализации проекта

I этап

Подготовительный

1.Определение темы проекта; формулирование проблемы и цели.

2. Изучение методической литературы по теме.

3.Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии,

справочники, художественная литература, художественные произведения и

искусства.

4..Интернет-ресурсы методические пособия и игры по теме, наглядный материал;

мультимедиа, СD и DVD- диски.

5.проведение психолого-педагогического обследования детей с целью выявления

индивидуальных особенностей социально-эмоционального восприятия мира;

6. Планирование работы по социально-эмоциональному воспитанию с учётом

результатов обследования.

IIэтап

Работа над проектом.

III этап

Завершение работы. Оценка результатов.

Формы и методы работы с детьми:

развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.);

беседы;

этюды;

импровизации;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

сочинение историй;

чтение художественной литературы;

наблюдения, прогулки, экскурсии;

свободное и тематическое рисование;

рассматривание рисунков и фотографий.

Структура проекта

Реализация проекта осуществлялось на основе принципов, обеспечивающих

развитие личности дошкольника.

Проект состоит из трех основных разделов

«Уверенность в себе»

- направлен на то,

чтобы помочь

ребенку осознать

свои особенности,

понять, что он

уникален, поверить в

себя, свои

возможности. что он

уникален, поверить в

себя, свои

возможности.

«Чувства, желания

и взгляды» -

призван научить

детей осознанно

воспринимать

свои эмоции и

чувства, а также

других людей,

адекватно

реагировать на

них согласно

моральным

нормам.

«Социальные

навыки» -

предполагает

обучение детей

этически ценным

формам и

способам

поведения в

отношениях с

другими людьми.

Принципы, обеспечивающие развитие личности дошкольника

ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Работа над проектом началась с диагностики способностей детей к партнерскому

диалогу, где использовала учебно-методическое пособие Щетининой А.М. " Диагностика

социального развития ребенка". Пособие содержит систематизированные по отдельным

направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка

дошкольного возраста.

Позитивность

(создание

поддерживающей,

доброжелательной

атмосферы,

помощи,

сотрудничества)

безусловное

принятие

ребенка

педагогом для

формирования

у него чувства

безопасности

индивидуальный

подхода

(максимальный

учет

психологическог

о своеобразия и

индивидуального

опыта каждого

ребенка)

развитие и

саморазвитие

личности

(активизация

творческих

возможностей,

способностей к

самопознанию и

самосовершенст

вованию)

В способности к партнерскому диалогу выделила три основных компонента:

1 - способность слушать партнера;

2 - способность договариваться с партнером;

3-способность

к

эмоционально-экспрессивной

пристройке,

т.е.

заражение

чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к

изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.

Я наблюдала в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих

показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных.

Затем провела анализ данных наблюдений, его результаты вносились в таблицу.

Результат наблюдений за способностью к партнерскому диалогу

Имя ребенка

Умение слушать

Способность

договариваться

Способность к

эмоционально-

экспрессивной

пристройке

спокойно, терпеливо

слушает партнера

Иногда перебивает

не умеет слушать

договаривается

легко и спокойно

иногда спорит, не

соглашается,

раздражается

не умеет

легко экспрессивно

пристраивается к

партнеру

пристраивается с

трудом (с помощью

взрослых)

совсем не может

эмоцион. экспр.

пристраиваться

1.

Ф.Кирилл

2.

Сережа

3.

Лияна

4.

Христина

5.

Артур

6.

Д.Кирилл

7.

Рамазан

8.

Искандер

9.

Зрнест

10.

Риана

11.

П.Самира

12.

И.Самира

13.

Ислам

14.

Даша

15.

Амелия

На основании данных таблицы установила уровень развития у ребенка способности к

партнерскому диалогу.

Высокий уровень

Ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним договаривается и

адекватно эмоционально пристраивается.

Средний уровень

Может характеризоваться рядом вариантов:

а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности

эмоционально пристраиваться к партнеру;

б) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при

слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется

договориться с ним.

Низкий уровень

Только иногда проявляется одно из указанных свойств.

Уровень развития у воспитанников

способности к партнерскому диалогу

15%

40%

45%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Сентябрь 2017 год

На первом этапе для достижения наилучшего результата необходима организация

совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я, прежде

всего, изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой

целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 14 семей серьёзно к

этой проблеме относятся всего 6. По результатам анкетирования приглашала на

консультации, беседы, где родители знакомились с результатами педагогического

наблюдения. Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины

трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности

социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.

Наметила общий план работы по трем ее разделам, учитывая Основную образовательную

программу детского сада и парциальную Программу социально-эмоционального

развития дошкольников " Я , ты, мы" (авторы О.Л.Князева и Р. Б. Стеркина).

Программа "Я, ты, мы" не предполагает жестко регламентированного плана,

поэтому, учитывая предложенные примерные тематические планы работы с детьми,

я составила перспективный план работы. При этом основными видами деятельности

являются: игра, изобразительная и театрализованная деятельность, ручной труд.

ПЛАН РАБОТЫ

РАЗДЕЛ I «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобрази себя

Помочь ребенку лучше понять

свое внешнее сходство с

родителями и отличие от них.

Беседа "Я и другие"

Этюд "Лодочка"

Рассматривание автопортретов

русских художников

Рисование «Мой автопортрет»

Игра «Составь портрет»

Игра «Я - скульптор»

Игра "Мирилка" №1

Ситуации №5 ("Я и другие")

Узнай по голосу

Привлечь внимание детей к

такой индивидуальной

особенности детей, как голос.

Игра «Телефонный разговор»

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Д\игра "Забавные клоуны"

Эмоциональные игры : "Газета" и

"Зеркало"

Разучивание и инсценировка

стихотворения И.С.Панасюк "Я не

подумал о других"

Ты и твое имя

Развивать представления

детей об имени.

Игра «Имена»

Игра «Ласковые слова»

Упражнение «Постарайся отгадать»

Д\игра "Кубики"

Беседа "Я люблю свой дом"

Пальчиковая игра "Дом"

Эмоциональная игра "Интервью"

Ситуации "Как поступить?"(№1)

Что ты любишь

поесть?

Продолжать определять вкусы

детей.

Рисование «Любимое блюдо»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Игра «Смак»

Игра Я и друзья»

д\игра "Азбука настроения"

Беседа "В нашем доме"

Разучивание и инсценировка

стихотворения Н.Григорьевой "В

нашем доме"( №12)

Проба на вкус и

запах

Определять с детьми их

предпочтения во вкусах и

запахах.

Игра «Путешествие в страну

запахов»

Игра «Любимый запах

д\игра "Эмоции и чувства"

Чтение рассказа В.Волкова

"Вишневая слеза"

Что ты хочешь

носить?

Определять предпочтения в

одежде.

Игра «Я-модельер»

Игра «История костюма»

Презентация своей одежды

д\игра "Укрась национальный

костюм"

Что ты умеешь

делать?

Определять вместе умения и

предпочтения детей в разных

видах деятельности.

Изготовление елочных игрушек

д\игра "Часики настроения"

беседа "Нужно ли быть вежливым"

пальчиковая игра "Мои умения " №4

Этюд "Капризуля"

Ситуации №4

Чтение и пересказ рассказа Дж.

Родари "Розовое слово "привет"

Какой ты, что

тебе нравится?

Развивать индивидуальность.

Фотографии детей

Изготовление альбома «Что я

люблю»

д\игра "Театр масок"

отрывок из произведения

А.Линдгрен "О Карлсоне"

рисование методом "коллаж"

истории о белочке и ее друзьях (с

продолжением ) №4

Рассказ В. Сухомлинского «Что

лучше?»

Рисование своей сказки о

«красивом» и «безобразном»

Игра «Мир красоты»

д\игра "Модель настроения"

Робкий

Знакомить с чувством робость.

Упражнение «Волшебный стул

смелости»

Игра с зеркалом «Похвали себя»

Игра «Скажи другу комплимент»

д\игра "Уроки доброты"

беседа "Как научиться быть

храбрым?"

пальчиковая игра "Наступает вечер"

Ситуация "Всегда ли нужно

бояться?"

Рассказ К.Д.Ушинского "Трусливый

Ваня" (№7)

Смелый

Знакомить с понятием –

Чтение книги В. Маяковского "Что

смелый.

такое"хорошо" и что такое "плохо"

Чтение Рассказа Л.Толстого

«Котенок»

Игра «Спасаем Мишку»

д\игра "Эмоции"

рассказ Темноландия" и рисование

по содержанию

разучивание и инсценировка

стихотворения Р.Кудашевой (19 век)

№7

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

Мимические

признаки эмоций

Развивать представления о мире

эмоций и чувств

Этюд «Догадайся, что произошло»

Изготовление карточек с

изображением эмоций

Игра «Мои ощущения»

Мимическая гимнастика

Подвижная игра «Что мы делали

не скажем, а что делали

покажем»

Беседа "Хорошо ли злиться?"

Эмоциональная игра "Ласковые

лапки"№8

Твои поступки и

чувства других

Учить детей распознавать по

внешним признакам различные

настроения и

эмоциональные

состояния и

анализировать их

причины

Игра «Я разведчик»

д\игра "Встреча эмоций"

рассматривание этюда "Что такое

"хорошо" и что такое "плохо"?

разучивание и инсценировка

стихотворения "Что случилось с

малышом?"

Советы драчунам и злюкам. "Не

подражайте шимпанзе"

Спорящие лица

Продолжать учить детей

распознавать различные эмоции

по выражению лица

Лото «Спорящие лица»

Изготовление масок с сердитым

выражением лица

д\игра

"Театр

масок"

беседа "Умею ли я мириться?"

Эмоциональная игра "Угадай чей

голосок"№2

Рассказ К.Д.Ушинского "Спор

воды с огнем"

Составление окончания к рассказу

"Спор цветов"№2

"Дорисуй мой рисунок"

Горе

Помочь понять, что такое горе,

учить справляться с этим

чувством.

Чтение сказки «Волк и семеро

козлят»

Когда я грустил (рассказы детей)

Игра «Море волнуется»

Этюд «Северный полюс»

д\игра "Часики настроения"

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Я считаю себя

хорошим

Продолжить развивать

представления о том, что такое

дружба.

Чтение К.Ушинского «Вместе

тесно, а врозь скучно»

Рисование «Мой друг»

Игра «Скажи соседу комплимент»

Игра «Ласковые имена»

д\игра "Модель настроения"

мирилка № 7

беседа "Умею ли я мириться?"

Эмоциональная игра "Слепой

танец" (после танца беседа по

ситуации)№2

Чтение рассказа "Просто старушка

" Осеевой

Разучивание и инсценировка

стихотворения "Жадность"№6

С кем я дружу

Познакомить детей с

качествами, помогающими и

мешающими дружбе, научить

анализировать с этих позиций

себя и своих знакомых.

Чтение С. Решетникова «Друг»

Игра «Закончи фразу»

Упражнение «Подари камешек»

Игра «Приглашение»

д\игра "Хорошие манеры"

эмоциональная игра "Змейка"

рассказ "Синие листочки"

Одиночество

Помочь понять, что такое

одиночество.

Игра «Сбор рукопожатий»

Игра «Скульптура»

д\игра "Путешествие в мир

эмоций"

беседа "Хорошо ли обижаться?"

пальчиковая игра "Пирожки"№3

ситуации №3

разучивание и инсценировка

стихотворения "Слоник"

Портрет друга

Помочь выделить и обобщить

внешние и внутренние качества.

Аппликация «Портрет моего

друга»

Исполнение песни «Дружба

крепкая»

Составление рассказа о друге по

мнемосхеме

д\игра "Угадай настроение"

Ссора

Способствовать осознанию

причин ссор.

Показ кукольного театра «Лиса и

журавль»

Этюд «Давай помиримся»

д\игра "Забавные клоуны"

Игра «Банк идей»

Составление нового окончания к

рассказам "Про львенка Пашу",

"Сказка о зайчонке"

Дразнить,

обижать

Развивать добрые, теплые

отношения между детьми.

Чтение русских народных

дразнилок

Кукольный театр «Бычок и лиса»

д\игра "Встреча эмоций"

ситуации №3

Как можно

объяснить все

взрослым

Способствовать хорошим

отношениям детей и взрослых.

Игра «Поручения-обращения»

Рисования «Запреты»

Упражнение «Письмо родителям»

Составление рассказа по

мнемотаблице "Моя семья"

д\игра "Наши чувства и эмоции"

Вместе с

друзьями.

Совместные игры

Побеседовать с детьми об

одиночестве, объяснить

преимущества дружбы на

примере коллективных игр

Объяснить детям, что делать

что-то вместе не только

интересно, но и трудно, так как

нужно уметь договариваться.

Чтение пословиц о дружбе

Чтение стихотворения Е.Серова

«Нехорошая история»

Игра «Парашют»

Игра «Если нравиться тебе, то

делай так»

Настольные игры в микрогруппах

д\игра "Угадай настроение"

Эстафеты

Коллективный портрет группы

д\игра "Кубики"

ОСНОВНОЙ ЭТАП

С самого начала своей работы я столкнулась с рядом трудностей: отмечался

низкий уровень познавательного коммуникативного поведения детей, недостаточная

произвольность

поведения,

эмоциональная

неуравновешенность,

сложность

в

налаживании отношений со сверстниками и взрослыми.

Потому что маленькие дети

эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как

они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место.

Именно недостаточное взаимопонимание между детьми чаще всего являлось причиной

конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Еще сложнее было ребенку понять другого человека, представить себе его переживания,

но и эмоционально откликнуться на них.

Следовательно, осознание своей индивидуальности, отличие от других должно

сопровождаться пониманием того, что другой ребенок — тоже индивидуальность, и если

у тебя есть собственные вкусы, интересы, желания, стремления, то точно так же они есть

и у других. Поэтому необходимо было учить социально-адекватным формам

самопроявления и самовыражения каждого ребенка. Необходимо было показать, что в

некоторых случаях нужно уметь ограничить себя, считаясь с другими. Это не означало,

что достаточно просто поставить ребенка перед необходимостью согласовывать свое

поведение и действия с действиями других детей, как это часто делаем мы, взрослые: «Не

отнимай!», «Не мешай!» и т. д. Важно было понимание нами движущих причин, мотивов

поступков детей и их поведения по отношению к другим детям, формирование осознанно

принятых нравственных целей (мотивов) и соответствующего социального поведения.

Оказалось, что поведение детей зависело от и их самооценки.

Для исследования общения ребенка со сверстниками, определение его статусного

места в группе использовала тест «Маски».

Материал состоит из набора четырех масок, символизирующих хорошее и плохое

настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Проведение теста

Перед ребенком выкладываются в ряд пять масок, изображающих различные

эмоции, и задается вопрос: «На кого он так смотрит»? После того, как он выбрал одну из

них при ответе на первый вопрос, ребенку задается второй вопрос: «Кто на него так

смотрит»? Принимался любой ответ, в том числе и отказ, отвечать.

тест «Маски»

Анализ результатов

Эмоциональное состояние ребенка в группе проявлялось в выборе маски с

определенным настроением (хорошим или плохим при ответе на первый вопрос).

Подсчитывалось, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при

ответе на вопрос "На кого из ребят ты смотришь вот так?" Если ребенок удовлетворен

своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышало

количество грустных . Этот показатель свидетельствовал об удовлетворенности ребенка

тем местом, которое он занимает. Один ребенок отверг оба вопроса. Здесь речь шла о

ребенке, который предпочитает общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в группе,

потому что испытывает тревогу оттого, что здесь с ним мало общаются. Этот вариант

быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его заинтересованностью в

контактах со сверстниками. В то же время девочка лидер была не удовлетворена своим

положением. Она претендовала на более высокое место в группе, стремилась к общению

с мальчиком, кто входит в другую группировку, и не подчинялся ей как лидеру.

Таким образом, выявлялись так называемые "пассивные" и "активные"

отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не

стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отверженность от группы.

Подсчитывалось также и количество выборов "доминирование и подчинение" - как при

первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Те дети,

у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило,

своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы

лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей,

мне как педагогу, было важно показать навыки организации деятельности сверстников,

их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявлялись

тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к

общению в любой форме с готовностью принимали любую помощь взрослого, в то время

как дети первой группы к такой помощи отнеслись настороженно, часто предпочитая

утверждаться самостоятельно.

По итогам диагностики

подобрала темы для

индивидуальных бесед,

дидактические игры,

иллюстрации, педагогические

ситуации для решения

проблем.

Если ребенок постоянно

чувствует себя неуспешным, то

у него нарастает

беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Это может

сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению,

участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка

может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего

внутреннего потенциала, способностей и возможностей.

Представление ребенка о себе так же может быть нереалистичным,

приукрашенным. Такие дети полагают, что они лучше других, считают, что им все по

силам. Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятие ребенком

чувств, мнений, желаний других. Став взрослыми, такие люди не будут располагать к

общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и - даже опас-

ные для них самих действия и поступки.

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой

отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и

соответственно — стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно вы-

ражают собственную точку зрения, желания и чувства. Результаты теста показали, что

оказывается, у детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным

механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью в отношении друг к другу.

Поэтому моя первоначальная цель была поднять самооценку каждого воспитанника.

Первый раздел проекта - «Уверенность в себе»

Этот раздел был направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои

особенности, понять, что он уникален, поверить в себя, свои возможности. Работа

началась с серии бесед, которую назвали "Кто я?" Они были направлены на познание

ребенком собственных особенностей, предпочтений и осознания своего места среди

окружающих. Рассматривая свое отражение в зеркале, узнали об особенностях своей

внешности.

Они смогли сравнивать свои привычки и объединяться по интересам. Это

способствовало повышению рейтинга каждого ребенка среди

сверстников и

способствовало росту уверенности в себе.

Уверенность в себе связана с представлениями человека о его внешних и

внутренних особенностях. Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у

ребенка достаточно точные представления о своей внешности и семейном сходстве

наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей и

взрослых. Например, на занятии по изобразительной деятельности дети нарисовали свою

семью и аппликацию "Изобрази себя".

Я предложила детям рассмотреть автопортреты известных русских художников;

объяснила, что, изображая автопортрет, нужно хорошо рассмотреть себя в зеркале,

обратить внимание на форму лица, глаз, их цвет, особенности формы носа, губ, ушей,

бровей. Затем работы детей размещались на стенде, чтобы их могли увидеть родители. По

автопортретам дети узнавали своих товарищей. А в рисунках на тему "Моя семья" дети

отметили, что они похожи на своих родителей светом волос, бровей и ресниц.

Я считаю, что отношение педагога к ребенку играет важную роль в повышении

самооценки ребенка. Взрослый должен следить за тоном, которым он разговаривает с

детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое

участие, как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, спрашивать

о желаниях, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.

Самооценка ребенка зависит и от отношения к ребенку своих близких в семье. Во время

работы над проектом использовала различные приемы работы удовлетворенности

ребенком своей семьей. Например, дети изображали с помощью символов на одном

согнутом пополам листе, то, что им дома можно делать, а на другом — что нельзя;

«писали» (рисуют) письма родителям с просьбами разрешить им делать что-либо;

изготавливали общие плакаты-картины в группе «Нам нельзя» или «Мы хотим».

Эти

виды работ были направлены на выявление того, что дети любят делать, и того, что они

хотят делать, но им запрещают взрослые. При этом в заключение всегда делался вывод о

положительных или негативных последствиях того или иного поступка.

Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как

нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и

от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы,

организация игровой ситуации

.

Главное условием реализации проекта «Я, ты, мы» было - создание эмоционально

комфортного состояния каждого ребенка в группе. Все взаимодействия взрослого с

детьми были обращены, в первую очередь, к их эмоциям. На занятиях, в процессе

деятельности и общения я должна была постоянно опираться на положительные чувства

детей, поддерживать высокий эмоциональный настрой, помогать детям пережить

соответствующие чувства в связи с процессом и результатами их деятельности.

Пережитое чувство удовлетворения от успешно выполненного дела побуждало

дошкольников к решению новых задач и проблем, вселяло веру в свои силы, развивало

чувство самоуважения, которое всегда поддерживает воспитатель

Работа с родителями

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему

результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками

и единомышленниками. При работе над проектом это приобрело особую актуальность.

Более того, преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является

непременным условием социально-эмоционального развития ребенка. Поэтому

воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными. Это не

означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что

возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая теплая

атмосфера и хорошие контакты между взрослыми — родителями и педагогами, особенно

важны в тех случаях, когда у ребенка возникают проблемы: нет друзей, горе в семье,

ребенок пережил стресс, неуспешен в обучении и постоянно боится неудачи и т. д.

Несогласованность позиций взрослых в таких случаях недопустима, так как ребенок ока-

жется в эмоционально дискомфортной ситуации, будет растерян, у него могут постепенно

сформироваться отрицательное самовосприятие и заниженная самооценка. Поэтому

специфичность содержания проекта требовало особого внимания педагогов к работе с

родителями. Очень важно было, чтобы родители знали основные цели программы,

осознали значение социально-эмоционального развития для всей последующей жизни

ребенка, так как основное внимание в программе уделяется воспитанию, которое

базируется на положительных примерах поведения взрослых. По некоторым вопросам

совершенно необходимо было достичь взаимопонимания с родителями, например, в том,

что нельзя требовать от детей выполнения каких-либо правил поведения, если взрослые

сами не всегда им следуют. Расхождение в требованиях, предъявляемых в детском саду и

дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Родителям

объяснила с помощью самых простых примеров: определенные правила культуры

поведения за столом, правила личной гигиены невозможно привить детям, если родители

сами их не соблюдают. Или: как поддерживать уверенность ребенка в своих

возможностях, если дома он чаще получает от близких порицания, чем похвалу и

одобрение?

С целью обсуждения различных типичных ситуаций

провела

тренинги для

родителей. Например, попросить их вспомнить те слова, с которыми они обычно

обращаются к ребёнку в той или иной ситуации. При этом важно было сделать следующее

обобщение: для формирования у детей чувства уверенности необходимо преобладание

поддерживающих высказываний не только в том случае, когда взрослый ими доволен, но

и когда он хочет проявить своё недовольство их поведением. Такие тренинги проводила

систематически, выделяя на них 10-15 минут во время родительского собрания или других

встреч с группой родителей.

Передо мной стояла особая задача — заинтересовать родителей перспективами

нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союз-

никами в своей работе. Родителей постоянно держала в курсе событий, создавая

возможности для ознакомления с работой над проектом на открытых занятиях, при

посещении различных общих мероприятий; помещала информацию в «Уголке для

родителей»; организовывали специальные экспозиции и выставки детских работ.

Предложила родителям побеседовать с ребенком дома на следующие темы:

— о его любимом домашнем уголке (почему ему нравится там находиться; что он

делает, во что играет, когда остается один и т. д.);

— о вашем собственном детстве (покажите свои фотографии, сравните их с

фотографиями ребенка: похожи ли вы друг на друга);

— о дружбе (с кем вы дружили в детстве, с кем дружите сейчас; есть ли друг или

подруга у вашего ребенка; каким должен быть друг; для чего нужна дружба);

— о ссорах (как избежать ссор; можно ли сердиться на друзей; что ребенок

чувствует, если он поссорился с кем-либо; что чувствуете вы, когда сердитесь; как

ребенок может понять, что вы рассердились; как помириться; что для этого нужно

сделать);

— о грусти (расскажите ребенку о каком-либо печальном событии в своей жизни; о

том, что вы чувствовали, когда случилось горе; кто пришел вам на помощь);

— о радости (расскажите о смешном, приятном эпизоде, событии; о том, что вы

чувствовали и почему);

— о страхе (узнайте, чего боится ваш ребенок: может быть, темноты, одиночества;

постарайтесь ему помочь справиться с этим чувством);

— о смелости (кого можно назвать смелым; когда хорошо быть смелым, а в каких

случаях ненужная смелость может обернуться бедой).

Список тем, безусловно, может быть продолжен. Предлагая родителям ту или иную

тему беседы с ребенком, естественно, я соотносила время ее проведения со своим планом

работы по программе. Объяснила родителям, что непременным условием беседы должна

быть доверительная, откровенная, доброжелательная позиция, отсутствие негативных

оценок, касающихся личности ребенка.

Такого рода домашние задания и их обсуждение становились темой не только

индивидуальной беседы, но и родительского собрания: «Роль родителей в нравственном

воспитании своих детей», консультация «Семейные ценности и традиции», тестирование

«Мой стиль воспитания ребенка в семье». Проводила тренинги с обсуждением

педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Подводя итоги таких встреч , подчеркивала, что в каждой семье есть проблемы и это

неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему –

это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний

период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее

решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Чтобы активизировать родителей, в раздевалке установлена «Родительская почта», рядом

помещены все необходимые принадлежности (бумага, ручки и карандаши). Для

осуществления обратной связи были разработаны рубрики «Почты Доверия»:

- «Есть вопросы»;

-«Есть идея».

Каждый педагог знает, что его отношения с родителями ребенка меняются после

посещения ими праздника в детском саду, участия в совместном досуге. После

совместного экологического праздника у родителей вырос интерес к жизни группы, а об-

щение со многими родителями приобрел более открытый и дружеский характер. В

результате чего достигли лучшего взаимопонимания с родителями Кирилла и в

педагогических вопросах.

Родители активно участвовали в выставках поделок из бросового материала,

поделки из шишек на зимнюю тему, выпустили стенгазеты

на темы: "Моя мамочка тоже была маленькой?", «Моя мама

за рулем», «Защитники отечества».

Было

предложено родителям вместе с ребенком

сделать «Семейное древо жизни»: составить родословную

семьи, используя рисунки, фотографии; вместе с детьми

составили портфолио ребенка, принесли семейные альбомы.

Рассматривая время от времени в детском саду такие

альбомы, мы побеседовали с детьми об их родителях, их

вкусах.

Опыт организации такой работы с родителями показывает, что не только они сами,

но и педагоги значительно лучше узнают индивидуальные особенности каждого ребенка.

Второй раздел проекта - «Чувства, желания и взгляды»

Второй раздел проекта - призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции и

чувства, а также других людей, адекватно реагировать на них согласно моральным

нормам.

Этот раздел проекта помог детям осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и

переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Я знакомила

детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика,

жесты; учила пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний,

так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. Например, после чтения

рассказа Э. Мошковской «Обида» спрашиваю у детей, как и почему изменилось

настроение главного героя, интересуюсь, что бы чувствовали сами дети, оказавшись в

подобной ситуации. Затем прошу детей «изобразить» перед зеркалом различные эмоции

и рассказать, как меняется выражение лица (рта, бровей, глаз) у испуганного,

удивленного, довольного человека.

Следующие задания усложнялись. Например, я, а затем какой-либо ребенок

изображали то или иное состояние, а остальные дети пытались догадаться, что он при

этом чувствует. После этого раздала небольшие плотные листочки бумаги, и дети

тщательно рисовали лица-схемы, отражающие различные состояния: грусть, радость,

удивление, спокойствие.

Чтобы узнать внутреннее состояние,

понять другого человека, помогают

дидактические игры "Спорящие лица"

Сначала рассматриваем с детьми иллюс-

трации, картинки, на которых изображены

люди в различных эмоциональных

состояниях.

Затем предлагала поиграть в лото

«Спорящие лица».

Дети подбирали к пиктограмме

«сердитого лица» фотографии и

иллюстрации с таким же выражением лиц людей, изображенных на них. Затем обсуждаем

с детьми, какое лицо у человека, когда он спорит. Предлагаю, глядя в зеркало, изобразить

выражение лица спорящего человека. В это время уточняем положение бровей, глаз, рта.

В конце дети отвечают на вопросы:

— Какое выражение лица у сердитого человека? Почему наше лицо становится

сердитым во время спора?

В итоге дети рассказывают о том, когда и почему им приходилось спорить или

ссориться. Отвечают на вопросы

— Что ты чувствуешь, когда споришь, ссоришься? Как ты пытаешься прекратить

спор, ссору?

Вместе с детьми приходим к выводу: во время спора или ссоры люди испытывают

неприятные чувства обиды или досады, поэтому надо разобраться, из-за чего они

возникают, и постараться найти выход из положения.

Так у детей формировались первичные представления об основных настроениях и

эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и

жесты, и поза. Я учила их не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны

окружающим, но и понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной

момент может испытывать другой человек. После дидактических игр анализировали их

причины того или иного настроения; учились не только понимать настроение другого, но

и принимать его позицию.

Знакомясь с эмоциями, соответствующими праздничному настроению,

воспитанники поняли, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих друг к

другу. В этом разделе дети познакомились со словами, обозначающими такие

эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно,

невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость

(празднично, бодряще, ярко, лучисто). Порой даже взрослому трудно выразить словами

свои переживания, так как у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому я

сочла нужным развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.

Научились выражать свои эмоции и отношение к персонажам во время демонстрации

художественных произведений.

Одновременно содержание этого раздела помогло понять и нам, взрослым,

эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях,

осознать, что именно его тревожит и радует. Это позволило при необходимости оказать

каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание,

помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами.

Таким образом, смогла установить с детьми более доверительные отношения, что

облегчило процесс воспитания.

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку

комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества,

чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте?

Важной особенностью содержания проекта «Я—Ты—Мы» является тесная связь с

реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо

специально

организованных

занятий,

я

использовала

самые

разные

ситуации,

возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке,

дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной

компетентности детей. В течение всего проекта материал мы распределили в течение

дня. ООД целесообразно было проводить в первую половину дня. Что же касается

нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы осуществлялись как до

обеда, так и после сна.

Для целенаправленной работы над проектом использовала запланированные

занятия по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, ручному труду. Проводила

специальные занятия по социально-эмоциональному развитию (например, раз в месяц) с

использованием конспектов занятий программы «Я—Ты—Мы».

На протяжении всего занятия делала акцент на нравственной стороне вопроса или темы,

следила за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы

избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу.

Также этические беседы основывались на чтении литературных произведений или

стихов, с последующим их обсуждения.

Положительные персонажи и герои сказок вызывали у детей симпатии, желание

подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются и лишаются того, к

чему стремились. И постепенно дети начинали понимать, что такое совесть, стыд, в чем

выражается зло, и к чему может привести зависть.

Через режимные моменты детей приучала к культуре поведения, вежливости, заботе друг

о друге и о взрослых.

Организуемые мной ситуации накопления положительного социально —

эмоционального опыта носили проблемный характер, т. е. всегда заключали в себе некую

близкую ребенку жизненную проблему, в разрешении которой он принимал самое

непосредственное участие.

В феврале месяце целую неделю посвятили теме "Этикет", а в конце недели

провели викторину "Этикет"

Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как

нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и

от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы,

организация

игровой

ситуации,

привлечение

соответствующей

художественной

литературы.

При внезапно возникших спорах, обидах особое внимание уделяла мирилкам - как

одному из жанров детского фольклора. Именно их дети легко запоминают, позволяют

сказать слова примирения после ссоры. Умение прощать, мириться- важный навык,

которому порой и нам взрослым надо бы поучиться.

Проговаривая мирилки, дети сцеплялись мизинчиками, брались за руки, обнимались

и проговоривали слова примирения:

Мирись, мирись

И больше не дерись.

Если будешь драться

Я буду кусаться…

В момент примирения можно было увидеть, как у детей блестят глазки, поднимается

настроение и можно легко и весело помириться и продолжить игру.

Чтобы разнообразить данный ритуал использовала мирилки – предметы: перчатка

для примирения, сердечко и т.д. И момент примирения превращалась в игру.

Воспитанники выбирали любой из перечисленных предмет и мирились; иногда

даже приглашали помириться детей для того, чтобы произнести слова примирения,

поднять настроение и организовать игру.

Третий раздел — «Социальные навыки»

Этот раздел предполагает обучение детей этически ценным формам и способам

поведения в отношениях с другими людьми, то есть со сверстниками и взрослыми.

Данный раздел включает серии бесед: «Как и почему возникают конфликты». По

теме «Ссора» детям (при помощи героев кукольных спектаклей) рассказывалось о

конфликтах между друзьями. Например, при чтении сказки «Два жадных медвежонка»

дети вначале выясняли причины спора медвежат, а затем рассказывали похожие случаи

из личного опыта.

А маски театральные помогли детям самостоятельно инсценировать в парах или

мини-группах конфликтные ситуации, а затем использовали их для инсценировок.

В организованной деятельности по теме «Дразнить, обижать» дети учились пони-

мать разницу между безобидными шутками и злыми дразнилками. Им предлагалось

вспомнить героев знакомых сказок, которых окружающие дразнили и обижали за их

внешнюю непривлекательность. Например: «Гадкий утенок», «Золушка», «Карлик-нос»,

обращая внимание на то, что у некрасивых героев сказок часто бывает добрая душа, и

наоборот, у Чудовище в «Аленьком цветочке» — доброе, а внешне красивая Снежная

Королева — злая.

Темы «Как помириться», «Совместное дело», «Что можно делать, а чего нельзя»

были направлены на формирование умения выходить из конфликтных ситуаций путем

поиска компромиссного решения. Для этого же использовались подвижные игры,

требующие координации совместных действий. Благодаря этому дети понимали, что

выиграть можно, только действуя сообща.

Чтобы научить детей строить отношения с другими людьми, уважительно и

деликатно вести себя со сверстниками, решали проблемные ситуации, игры -

драматизации различного содержания, например: «Отнял игрушку», «Толкнул», «Долго

катается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил

постройку товарища», «В группу пришел новенький» помогли овладевать

определенными коммуникативными навыками, познакомились с правилами этикета. У

воспитанников формировалось мнение, что воспитанный человек всегда будет

пользоваться симпатией у окружающих; что в этом вопросе нет мелочей: это и опрятный

внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей, когда сам

выступаешь в роли хозяина дома.

Во время бесед по тематически подобранным картинки на тему доброты каждую

ситуацию мы всей группой детей обсуждали. Я задавала детям вопросы, как бы они

поступили в данной ситуации. Ответы детей бывали разные, а цель моих бесед одна –

показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем

физическая сила.

Рассматривание

иллюстративного

и

наглядного

материала

вызывало

у

детей

эмоциональное переживание: они по внешнему виду учились определять внутреннее

состояние человека, чтобы в дальнейшем быть тактичным и корректным в общении. При

рассматривании одинаковых по форме, виду, но противоположных по нравственному

содержанию дети на наглядном примере могли сделать правильный вывод – «Что такое

хорошо и что такое - плохо».

Беседуя по содержанию картинок, показывая этюды,

обсуждая ситуации и тексты, инсценируя стихи, изображая что-то на соответствующие

темы, дети учились управлять собой.

Беседы" Почему бывают драки", "Умею ли я мириться" развивают понимание смысла

норм и правил поведения в среде сверстников, воспитывают привычку достойно вести

себя в конфликтной ситуации; "Можно ли приносить свою игрушку в детский сад"?

развивает у ребенка сочувствие; предупреждает возникновению зависти, злорадства.

Каждая беседа закреплялась чтением и обсуждением содержания этических рассказов.

Чтение рассказов Осеевой, Л.Толстого, К. Ушинского («Вместе тесно, а врозь

скучно»), помогло побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества

дружбы. Воспитанники познакомились с такими качествами, помогающими и мешаю-

щими дружбе: лживость — правдивость, внимательность — равнодушие, смелость —

трусость, щедрость — жадность.

Кроме того, детей специально обучала позитивным, поддерживающим приемам

общения со сверстниками. Старалась формировать понимание, что дружба дает радость

общения и нужно уметь доставлять эту радость другому: вовремя поздравить с

праздником или днем рождения, изготовить и преподнести другу подарок или просто

проявить внимание, сказав хорошие добрые слова (похвалить за что-либо, высказать свою

симпатию).

Большая роль отводилась в работе над проектом демонстрационному материалу "Я и

мое поведение " и "Уроки доброты" где содержатся рисунки с изображением ситуаций,

проблемные вопросы, творческие задания, этические рассказы, игры-миниатюры,

упражнения на релаксацию, стихи.

Во время бесед по тематически подобранным картинкам на тему доброты каждую

ситуацию мы всей группой детей обсуждали. Я задавала детям вопросы, как бы они

поступили в данной ситуации. Ответы детей бывали разные, а цель моих бесед одна –

показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем

физическая сила.

Рассматривание

иллюстративного

и

наглядного

материала

вызывало

у

детей

эмоциональное переживание: они по внешнему виду учились определять внутреннее

состояние человека, чтобы в дальнейшем быть тактичным и корректным в общении. При

рассматривании одинаковых по форме, виду, но противоположных по нравственному

содержанию дети на наглядном примере могли сделать правильный вывод – «Что такое

хорошо и что такое - плохо».

Планировались минутки добра с целью раскрытие сущности полярных понятий

«добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют, В воспитании доброты я применяла

чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают

от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою

вину. Очень поучительны рассказы Н.Носова «На горке», «Карасик», «Огурцы». Рассказы

В.Осеевой: «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про

мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не

встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг

изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова

благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.

В результате проведения этой работы в нашей группе сложилась очень спокойная

доброжелательная обстановка, которая проявляется в отношениях персонала группы

между собой, в отношениях взрослых с детьми, в отношениях детей между собой. Дети

стали более спокойными, более внимательными друг к другу, взрослым. Словарный запас

детей «богатился: такими словами и фразами как «Разрешите, пожалуйста», «Вы не могли

бы мне помочь?», «Всего доброго», и т.д.

В утренний и вечерний отрезок времени проводились уроки этикета. Воспитание

хороших манер у детей, как части общей культуры личности проходило через

взаимодействие со сказочными персонажами, использованием театра, художественного

слова, использованием музыкального репертуара, моделированием коммуникативных

ситуаций, обсуждение книг, сочинение историй, сказок.

Цель таких мероприятий — ввести детей в ситуацию, (Что происходит? Что случилось?

Какая возникла проблема? Кто участник события? Почему возникло затруднение в

разрешении ситуации?), вызвать у них состояние сопереживания участникам ситуации

(Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо?

Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?), направить на активный

поиск необходимых способов разрешения ситуации (Что может произойти? Как помочь?

Что можно сделать? Как конкретно поступить каждому участнику ситуации, чтобы

разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Какой путь

мы выберем? Кто что будет делать?) Все ответы и предложения обсуждались, и

находилось общее решение, как нам поступить и добиться успеха. В заключение важно

было помочь детям пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной

проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации и

порадоваться вместе с ними (Все ли удовлетворены? Как теперь мы будем поступать в

подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем

друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все

наши проблемы).

К сожалению, далеко не каждый взрослый умеет находить пути к

взаимопониманию и сохранению добрых отношений с теми, чьи стремления и желания

вступают в противоречия с его собственными. Поэтому так важно постепенно научить

детей понимать, из-за чего возникают конфликты, их причины. Но, конечно, значительно

важнее профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей социальной

восприимчивости, в том числе — с помощью создания проблемных ситуаций,

организации ролевых игр, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные

роли.

Большое значение для усвоения этических норм уделяла сюжетно – ролевой игре.

В игре дети брали на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры,

постепенно усваивали типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Так у

детей формировались представления о том, что хорошо и что плохо; что можно делать, а

чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные

поступки.

Итоги проекта

К концу проекта «Я, ты, мы» постепенно выполнение правил и соблюдение норм

поведения благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными

переживаниями стало восприниматься воспитанниками нашей группы как нечто само по

себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом

«надо». Это и было той первой моральной инстанцией, которой начинает

руководствоваться ребенок. Уже без всякого влияния со стороны педагога ребенок —

дошкольник мог испытывать стыд, неловкость, недовольство собой, если поступил плохо,

и, напротив, гордость и удовлетворение, если поступил хорошо.

Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формировались

эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим его

сверстникам и взрослым людям. Они приобрели навыки, умения и опыт, необходимые

для адекватного поведения в группе, что способствует наилучшему развитию личности

ребенка и подготовки его к жизни.

Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились

показатели как физического, так и психического здоровья детей

Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в

режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья,

психического и физического развития детей в ДОУ.

Воспитанники научились:

- эмоционально откликаться на переживания другого;

- воспринимать и адекватно понимать основные эмоциональные состояния (гнев,

страх, печаль, радость, удивление-интерес);

- проявляют уверенность в себе, стали активными, инициативными; (

- считают себя любимым родителями, принятым ими;

- владеют навыками самоконтроля, саморегуляции;

- главным образом положительно оценивают и принимают других;

- принимаемы группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

- владеют способами социокультурного поведения и общения;

- достаточно коммуникативные (в рамках индивидуальных особенностей);

- имеют достаточно развитый (средне - высокий уровень) социальный интеллект;

- социально готовы к школе.

В работе с родителями:

возрос интерес родителей к эмоциональному развитию ребёнка;

увеличилась активность участия родителей в педпроцессе;

повысилась педагогическая компетентность

Уровень развития у воспитанников способности к партнерскому диалогу

в конце проектной работы

35%

52%

13%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

апрель 2019года

Вывод

Таким образом, мы убедились, что само по себе знание правил и норм поведения

еще недостаточно для того, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь

предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к

деятельности и ее регуляторами. Причем предметами чувств, становятся, прежде всего, те

явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им

эмоционально.

Особенность социально — эмоционального развития состоит в том, что его нельзя

ограничить каким — то определенным временем или местом в образовательном процессе.

Эмоциональный опыт приобретался детьми постоянно. Учитывая это, я позаботилась о

том, чтобы вся атмосфера жизни в детском саду, общение детей друг с другом,

получаемые впечатления неуклонно способствовали накоплению ценных для развития

личности переживаний.

Вместе с тем социально — эмоциональное развитие дошкольника предусматривало

целенаправленное накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком

через участие в специально запланированных и организованных педагогом

воспитательных ситуациях. Общим девизом для них становятся слова «понимать,

сопереживать, действовать».

Каждый ребенок хочет, чтобы им гордились, чтобы его оберегали и понимали.

Нам, педагогам, просто нужно понять, что чаще всего за внешним непослушанием,

агрессией, капризами, эгоизмом, жадностью, огромной боязнью и прочими негативными

проявлениями "живут" скрытые запросы ребенка, сложности его детского бытия и

огромное желание быть понятым! быть хорошим.

Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые

знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была

обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, эмоционального и

социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в

целом. Представленная система работы позволило эффективно решать вопросы

полноценного социально - эмоционального развития дошкольников, сохранения и

укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность положительном

эмоциональном восприятии жизни.

Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию

эмоциональной сферы дошкольников и развитии активной деятельности в тесном

сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных

технологий.

Адресная направленность проекта

Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их

воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при

планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное –

учитывать потребности ребёнка, а так же возможности педагога в конкретной ситуации.

Предлагаемые игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако

позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.

При реализации работы по социально – эмоциональному развитию важно учитывать

этапность поставленных целей и задач.

1.На первом этапе обратить внимание на формирование позитивных представлений детей

о себе. Главная задача педагога – обеспечить сознание ребёнком своей значимости,

гордости за свои успехи, познание своей индивидуальности.

2. На втором этапе важно обратить внимание на интерес детей к сверстникам, развитие

эмпатии, способности сопереживать, понимать, видеть, слышать другого.

3. На третьем этапе важно обратить внимание на эмоциональную восприимчивость

детьми себя и сверстников, умение воспринимать другого, согласовывать свои действия,

достигать успеха в группе.

Литература

1. Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.

Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.

2.Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. М., 1996. - №5, с.63-

67.

3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., 1988.

4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,

1968. — 189 с. Валлон А.

5.Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных

условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с. Никитин, Б. П.

6.Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1991. — 160 с.

7.Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 1: учеб.-метод.

пособие [Текст] / Н.С. Ежкова. - М.: Владос, 2010. - 127 с.

8.Попова С. В., Назарова С. Н. Социально-эмоциональное развитие детей в условиях

детского сада // 2017. — №50. — С. 260-263.

9.Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. -

М.: АРКТИ, 2013. - 48 с.

10.Чертовских, И.С. Условия развития социальных эмоций детей старшего дошкольного

возраста / И.С. Чертовских. - Липецк: Аргумент, 2016. - 168 с. С. 4-8.

Содержание

Введение

Паспорт проекта

Этапы про ведения и реализация проекта:

1.Подготовительный этап

2.Основной этап:

- Раздел «Уверенность в себе»;

- Работа с родителями;

- Раздел - «Чувства, желания и взгляды»;

- Раздел — «Социальные навыки»

3. Заключение:

- Итоги проекта;

- Вывод;

-Адресная направленность проекта

Литература

Приложение



В раздел образования