Автор: Сапожникова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Дубровинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курганская область Мишкинский район с. Дубровное
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества"
Раздел: полное образование
Предлагаю вашему вниманию обобщение опыта по теме:
«Развитие творческих способностей обучающихся средствами
декоративно – прикладного творчества»
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни
учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и
познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию
образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания
личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам.
На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные
работать творчески.
Руководитель
кружковой
работы
является
одновременно
воспитателем,
организатором
деятельности детей, активным участником общения с обучающимися, их родителями и
коллегами. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического
мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования,
делают
актуальным
повышение
квалификации
и
профессионализма
педагога,
т.е.
его
профессиональной
компетентности.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до
сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно
там, где он может принести максимальную пользу. А для этого дополнительное образование
должно помочь воспитанникам найти свое место в жизни. Главная задача дополнительных
занятий – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка
выступают два вида деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет
приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность,
которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в
обществе.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности,
благодаря
творческой
деятельности.
Она
способствует
проявлению
у
ребенка
самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены
на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью
развить способности ребенка. В условиях дополнительного образования в рамках творческой
деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой
ситуации. Дети в этом возрасте хотят заниматься творчеством. При этом занятия несут не
только образовательный характер, но и поэтому считаю, что актуальность проблемы
заключается в том, что дети сообразно своему возрасту, развивают творческие способности в
процессе творческой деятельности.
В МКОУ «Дубровинская СОШ» я работаю учителем технологии с 1993 года, преподаю
технологию «Обслуживающий труд» в 5-8 классах. С 2017-18 учебного года работаю по
ФГОС. С 1994 года на базе школы веду кружок «Рукодельница», 1 час в неделю. Кружок
посещают разновозрастные дети 5-8 классов. Количество детей в группе 8 человек. Все дети
посещают кружки с большим удовольствием.
Именно
у
детей
на
этих
занятиях
необходимо
формировать
эстетическое
чувство,
восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного, развивать творческие способности,
для достижения цели отведено мало времени.
Цель моего самообразования:«Развитие творческих способностей обучающихся
средствами декоративно-прикладного творчества».
Достижение этой цели я вижу через осуществление следующих задач:
овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей,
пространственного мышления;
воспитание интереса и любви к искусству.
Расширить и углубить свои знания в данной области.
Формировать опыт сотрудничества по данной теме.
При проведении занятий приоритет отдается творческой саморегуляции учащихся, так как
такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим
фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога
обучением воспитанников. Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие,
средние и плохие способности учащихся. Особое внимание уделять работе с талантливыми и
одаренными детьми, позволяя учащимся производить самооценку полученного результата,
испытав при этом чувство удовлетворения.
Важнейшими источниками самообразования считаю: чтение методической литературы,
журналов, посещение и участие в семинарах и
конференциях, курсах повышения
квалификации, участие и проведение мастер-классов, использование Интернет-ресурсов,
общение с коллегами.
Программа по теме самообразования рассчитана на 5 лет, предполагает достижение
следующих результатов:
для педагога
1.
Повысить знания по данной теме.
2.
Повысить качество дополнительного занятия.
3.
Обобщить опыт работы по данной теме.
4.
Внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии:
Технологию разно-уровневого занятия;
технологию индивидуального занятия;
игровые технологии;
ИКТ- технологии;
проектного обучения;
здоровье сберегающие технологии;
для учащихся:
1.
Повысить качество ЗУН, уровень обученности учащихся.
2.
Повысить творческую активность учащихся.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Профессиональное:
1.
Знакомиться
с
нормативно-правовыми
документами
различного
уровня
по
дополнительнымзанятиям детей.
2.
Знакомиться с новыми типовыми, общеразвивающими программами вкружковой работы детей
по направлению декоративно-прикладное творчество.
3.
Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.
4.
Пройти курсы повышения квалификации для педагогов.
5.
Пройти аттестацию на первую квалификационную категорию в 2019г.
6.
Продолжить работу по оформлению учебного кабинета дидактическим материалом и
наглядными пособиями.
7.
Подготовить учащихся к участию в конкурсах, выставках, различного уровня.
8.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
9.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
10. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
11. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
12. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).
13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
14. Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.
15. Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.
16. Создать комплект дидактики по предмету (схемы, технологические карты и т.д.).
Методическое:
1.
Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования
детей.
2.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами
обучения через предметные издания и Интернет.
3.
Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.
4.
Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.
5.
Проводить мастер-классы для коллег ДЮЦ, педагогов ОУ, участвовать в выставках.
6.
Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов с применением информационных
технологий.
7.
Участвовать в Интернет- конкурсах.
8.
Размещать методические разработки в интернет- ресурсах.
Определение темы самообразования, планирование системы работы – сентябрь2017 г.
- Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии,
педагогики использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования
2017-2020 гг.весь период
- Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового
педагогического опыта работы
- Составление картотеки информационных ресурсов
весь период
- Чтение и изучение периодических изданий:
- научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»;
- Бюллетень-региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования;
- дополнительные образовательные программы (сборник программ);
- Пополнение картотеки, методической копилки
весь период
- Разработка собственных индивидуальных программ. 2016-19 уч.г
- Внесение изменений в дополнительные программы кружка декоративно-прикладного
творчества. Каждый учебный год.
- Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности
весь период
- Разработка УМК к программам кружка декоративно-прикладного творчества
Систематизация используемых материалов
весь период
- Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программам
Систематизация используемых материалов
весь период
- Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ
Систематизация используемых материалов
весь период
- Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный
процесс
- Повышение качества дополнительного образования по программам, активизация творческой
активности учащихся
весь период
- Организация для педагогов ОУ, Самоанализ деятельности по данной теме. 2018г.
- Оформление и публикация учебно-методического материала в социальной сети работников
образования. весь период
- Выступление на районном методическом совете учителей технологии по данной теме.2017 –
2018уч.г
- Проведение открытых занятий мастер-классов для педагогов района. 2017г
- Участие в различных профессиональных конкурсах.
Повышение профессиональной компетентности.
весь период
- Обучение на семинарах педагогов дополнительного образования
Приобретение новых знаний
весь период
- Взаимопосещение занятий коллег
Обмен опытом работы
весь период
- Прохождение курсов профессиональной переподготовки
Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение
квалификации
2018-19уч.г.
- Аттестация на первую квалификационную категорию
Повышение профессиональной компетентности
2019г
Работа с учащимися:
весь период
Проведение учебных занятий и внеучебной деятельности с внедрением новых творческих работ
Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих
конкурсах на всех уровнях.
ежегодно
Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно-
воспитательного процесса в кружке.
по плану
Организация индивидуальных мини-выставок учащихся, выставок семейного творчества
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным
показателям:
достижение положительной динамики в развитии творчества у детей;
уровень ЗУН учащихся;
уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других
информационных источниках