Напоминание

"Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества"


Автор: Сапожникова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Дубровинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курганская область Мишкинский район с. Дубровное
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества"
Раздел: полное образование





Назад




Предлагаю вашему вниманию обобщение опыта по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами

декоративно – прикладного творчества»

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни

учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.

Н.А. Рубакин

Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и

познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию

образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания

личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.

Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам.

На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные

работать творчески.

Руководитель

кружковой

работы

является

одновременно

воспитателем,

организатором

деятельности детей, активным участником общения с обучающимися, их родителями и

коллегами. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического

мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменения,

происходящие

в

современной

системе

образования,

делают

актуальным

повышение

квалификации

и

профессионализма

педагога,

т.е.

его

профессиональной

компетентности.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до

сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно

там, где он может принести максимальную пользу. А для этого дополнительное образование

должно помочь воспитанникам найти свое место в жизни. Главная задача дополнительных

занятий – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка

выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет

приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность,

которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в

обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности,

благодаря

творческой

деятельности.

Она

способствует

проявлению

у

ребенка

самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены

на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью

развить способности ребенка. В условиях дополнительного образования в рамках творческой

деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные

способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой

ситуации. Дети в этом возрасте хотят заниматься творчеством. При этом занятия несут не

только образовательный характер, но и поэтому считаю, что актуальность проблемы

заключается в том, что дети сообразно своему возрасту, развивают творческие способности в

процессе творческой деятельности.

В МКОУ «Дубровинская СОШ» я работаю учителем технологии с 1993 года, преподаю

технологию «Обслуживающий труд» в 5-8 классах. С 2017-18 учебного года работаю по

ФГОС. С 1994 года на базе школы веду кружок «Рукодельница», 1 час в неделю. Кружок

посещают разновозрастные дети 5-8 классов. Количество детей в группе 8 человек. Все дети

посещают кружки с большим удовольствием.

Именно

у

детей

на

этих

занятиях

необходимо

формировать

эстетическое

чувство,

восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного, развивать творческие способности,

для достижения цели отведено мало времени.

Цель моего самообразования:«Развитие творческих способностей обучающихся

средствами декоративно-прикладного творчества».

Достижение этой цели я вижу через осуществление следующих задач:

овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей,

пространственного мышления;

воспитание интереса и любви к искусству.

Расширить и углубить свои знания в данной области.

Формировать опыт сотрудничества по данной теме.

При проведении занятий приоритет отдается творческой саморегуляции учащихся, так как

такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим

фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога

обучением воспитанников. Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие,

средние и плохие способности учащихся. Особое внимание уделять работе с талантливыми и

одаренными детьми, позволяя учащимся производить самооценку полученного результата,

испытав при этом чувство удовлетворения.

Важнейшими источниками самообразования считаю: чтение методической литературы,

журналов, посещение и участие в семинарах и

конференциях, курсах повышения

квалификации, участие и проведение мастер-классов, использование Интернет-ресурсов,

общение с коллегами.

Программа по теме самообразования рассчитана на 5 лет, предполагает достижение

следующих результатов:

для педагога

1.

Повысить знания по данной теме.

2.

Повысить качество дополнительного занятия.

3.

Обобщить опыт работы по данной теме.

4.

Внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии:

Технологию разно-уровневого занятия;

технологию индивидуального занятия;

игровые технологии;

ИКТ- технологии;

проектного обучения;

здоровье сберегающие технологии;

для учащихся:

1.

Повысить качество ЗУН, уровень обученности учащихся.

2.

Повысить творческую активность учащихся.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Профессиональное:

1.

Знакомиться

с

нормативно-правовыми

документами

различного

уровня

по

дополнительнымзанятиям детей.

2.

Знакомиться с новыми типовыми, общеразвивающими программами вкружковой работы детей

по направлению декоративно-прикладное творчество.

3.

Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.

4.

Пройти курсы повышения квалификации для педагогов.

5.

Пройти аттестацию на первую квалификационную категорию в 2019г.

6.

Продолжить работу по оформлению учебного кабинета дидактическим материалом и

наглядными пособиями.

7.

Подготовить учащихся к участию в конкурсах, выставках, различного уровня.

8.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

9.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

10. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

11. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

12. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).

13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

14. Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.

15. Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.

16. Создать комплект дидактики по предмету (схемы, технологические карты и т.д.).

Методическое:

1.

Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования

детей.

2.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами

обучения через предметные издания и Интернет.

3.

Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.

4.

Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.

5.

Проводить мастер-классы для коллег ДЮЦ, педагогов ОУ, участвовать в выставках.

6.

Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов с применением информационных

технологий.

7.

Участвовать в Интернет- конкурсах.

8.

Размещать методические разработки в интернет- ресурсах.

Определение темы самообразования, планирование системы работы – сентябрь2017 г.

- Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии,

педагогики использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования

2017-2020 гг.весь период

- Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового

педагогического опыта работы

- Составление картотеки информационных ресурсов

весь период

- Чтение и изучение периодических изданий:

- научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»;

- Бюллетень-региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования;

- дополнительные образовательные программы (сборник программ);

- Пополнение картотеки, методической копилки

весь период

- Разработка собственных индивидуальных программ. 2016-19 уч.г

- Внесение изменений в дополнительные программы кружка декоративно-прикладного

творчества. Каждый учебный год.

- Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности

весь период

- Разработка УМК к программам кружка декоративно-прикладного творчества

Систематизация используемых материалов

весь период

- Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программам

Систематизация используемых материалов

весь период

- Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ

Систематизация используемых материалов

весь период

- Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный

процесс

- Повышение качества дополнительного образования по программам, активизация творческой

активности учащихся

весь период

- Организация для педагогов ОУ, Самоанализ деятельности по данной теме. 2018г.

- Оформление и публикация учебно-методического материала в социальной сети работников

образования. весь период

- Выступление на районном методическом совете учителей технологии по данной теме.2017 –

2018уч.г

- Проведение открытых занятий мастер-классов для педагогов района. 2017г

- Участие в различных профессиональных конкурсах.

Повышение профессиональной компетентности.

весь период

- Обучение на семинарах педагогов дополнительного образования

Приобретение новых знаний

весь период

- Взаимопосещение занятий коллег

Обмен опытом работы

весь период

- Прохождение курсов профессиональной переподготовки

Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение

квалификации

2018-19уч.г.

- Аттестация на первую квалификационную категорию

Повышение профессиональной компетентности

2019г

Работа с учащимися:

весь период

Проведение учебных занятий и внеучебной деятельности с внедрением новых творческих работ

Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих

конкурсах на всех уровнях.

ежегодно

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно-

воспитательного процесса в кружке.

по плану

Организация индивидуальных мини-выставок учащихся, выставок семейного творчества

Повышение мотивации к учебной деятельности.

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным

показателям:

достижение положительной динамики в развитии творчества у детей;

уровень ЗУН учащихся;

уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;

степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

качество учебно-методического и технологического обеспечения;

качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других

информационных источниках



В раздел образования