Напоминание

"Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".


Автор: Фищук Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "УВК 1" структурное подразделение детский сад
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ гимназия «УВК №1»

структурное подразделение детский сад

воспитатели: Фищук Татьяна Михайловна,

Колупаева Ольга Николаевна

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является

первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому

не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников

основ культуры рационального природопользования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с

момента

прихода

детей

в

первую

младшую

группу.

Главным

обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание

воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются

в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием

манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на

добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и

действия.

Их

непроизвольное

и

непродолжительное

внимание

легко

сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом

или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго

заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече-

ние продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий,

частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это

абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета

и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают

реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания

маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия

взрослого с ними:

мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их

переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

медленная выразительная речь, многократные повторения одного и

того же;

подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с

одного вида деятельности на другой;

использование

приемов,

вызывающих

положительные

эмоции

малышей;

осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и

словах) образца для подражания;

частые похвалы в адрес малышей.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном

развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним,

сопровождаемые

словом,

по

этому

воспитатель,

прежде

всего

сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление

первоначальных

основ

экологической

культуры

-

это

накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и

явлениях

природы,

окружающих

малышей,

входящих

в

круг

их

жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться

различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми

они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные

свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер

поверхности, а также познать видимые составные части предметов и

объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной

деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе

является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его

принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования

элементарных

умений

правильного

взаимодействия

с

растениями

и

животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами,

наглядными способами функционирования в совершенно определенных

условиях — это и есть формирование первоначальных экологических

представлений, которые являются основой правильного отношения к живым

существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по

себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и

возможности

действовать

с

ними.

Правильное

отношение

к

живым

существам, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном

участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на

поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на

общение

с

ними.

Такая

деятельность

должна

быть

окрашена

положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что

говорит и делает воспитатель. Важное место занимает игра — несложна

сюжетная

или

подвижная,

с

имитацией

движений

животных

со

звукоподражанием им.

Задача экологического воспитания детей 3-4 лет - заложить первые

ориентиры в мире природы, растений и животных как живых существ,

обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание

необходимости одного - двух условий для их жизни. Ведущим фактором в

интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный

образ предмета, действия с ним. Ведущими видами деятельности в

экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно

повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и

практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки,

предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как

можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи,

фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они

скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами.

Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять

за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют

практические моделирующие действия,

когда воспитатель изображает

руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в

воздухе длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты.

Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия

подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель

осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом

возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей

деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и

хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет

выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят

образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»,

«Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах

многократно

рассказывает

и

разыгрывает

с

куклами

би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде

хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой(в

его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды),

знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании,

дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему

домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки

Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность,

развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология

экологического

воспитания

младших

дошкольников

включает следующие компоненты:

разнообразные

циклы

наблюдений

в

повседневной

жизни (за

аквариумной рыбой, елью на участке в зимнее время, цветущими

растениям). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет

детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными

явлениями,

которые

сопровождаются

ежедневным

ведением

календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием куклы;

участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые

фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их

изображением

проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его

роста с помощью зарисовки;

совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по

уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к

трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание

иллюстраций в книгах;

проведение экологических занятий и досугов.

Список использованной литературы

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –

СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им.

А.И. Герцена, 2014. – 321 с

2. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н.

Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

3.

Голицына

Н.

С.

Экологическое

воспитание

дошкольников.

Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое

пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического

образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок.

Методика

экологического

воспитания

дошкольников:

Учебное

пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в

детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7.

Николаева

С.

Н.

Методика

экологического

воспитания

дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования

детей. – М.: Академия, 2002.

9. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников //

Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.

10.

Поломошнова

О.

Ю.

Об

экологическом

воспитании

дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С.

47-49.



В раздел образования