Автор: Фищук Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "УВК 1" структурное подразделение детский сад
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
МБОУ гимназия «УВК №1»
структурное подразделение детский сад
воспитатели: Фищук Татьяна Михайловна,
Колупаева Ольга Николаевна
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является
первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому
не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников
основ культуры рационального природопользования.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с
момента
прихода
детей
в
первую
младшую
группу.
Главным
обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание
воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются
в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием
манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на
добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и
действия.
Их
непроизвольное
и
непродолжительное
внимание
легко
сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом
или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго
заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече-
ние продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий,
частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это
абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета
и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают
реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания
маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия
взрослого с ними:
мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их
переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
медленная выразительная речь, многократные повторения одного и
того же;
подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с
одного вида деятельности на другой;
использование
приемов,
вызывающих
положительные
эмоции
малышей;
осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и
словах) образца для подражания;
частые похвалы в адрес малышей.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном
развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним,
сопровождаемые
словом,
по
этому
воспитатель,
прежде
всего
сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление
первоначальных
основ
экологической
культуры
-
это
накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и
явлениях
природы,
окружающих
малышей,
входящих
в
круг
их
жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться
различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми
они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные
свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер
поверхности, а также познать видимые составные части предметов и
объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной
деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе
является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его
принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования
элементарных
умений
правильного
взаимодействия
с
растениями
и
животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами,
наглядными способами функционирования в совершенно определенных
условиях — это и есть формирование первоначальных экологических
представлений, которые являются основой правильного отношения к живым
существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по
себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и
возможности
действовать
с
ними.
Правильное
отношение
к
живым
существам, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном
участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на
поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на
общение
с
ними.
Такая
деятельность
должна
быть
окрашена
положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что
говорит и делает воспитатель. Важное место занимает игра — несложна
сюжетная
или
подвижная,
с
имитацией
движений
животных
со
звукоподражанием им.
Задача экологического воспитания детей 3-4 лет - заложить первые
ориентиры в мире природы, растений и животных как живых существ,
обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание
необходимости одного - двух условий для их жизни. Ведущим фактором в
интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный
образ предмета, действия с ним. Ведущими видами деятельности в
экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно
повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и
практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки,
предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как
можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи,
фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они
скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами.
Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять
за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют
практические моделирующие действия,
когда воспитатель изображает
руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в
воздухе длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты.
Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия
подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель
осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом
возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей
деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и
хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет
выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят
образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»,
«Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах
многократно
рассказывает
и
разыгрывает
с
куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде
хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой(в
его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды),
знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании,
дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему
домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки
Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность,
развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Технология
экологического
воспитания
младших
дошкольников
включает следующие компоненты:
разнообразные
циклы
наблюдений
в
повседневной
жизни (за
аквариумной рыбой, елью на участке в зимнее время, цветущими
растениям). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет
детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными
явлениями,
которые
сопровождаются
ежедневным
ведением
календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием куклы;
участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые
фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их
изображением
проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его
роста с помощью зарисовки;
совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по
уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к
трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание
иллюстраций в книгах;
проведение экологических занятий и досугов.
Список использованной литературы
1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –
СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им.
А.И. Герцена, 2014. – 321 с
2. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н.
Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
3.
Голицына
Н.
С.
Экологическое
воспитание
дошкольников.
Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое
пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического
образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников:
Учебное
пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в
детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.
Николаева
С.
Н.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования
детей. – М.: Академия, 2002.
9. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников //
Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
10.
Поломошнова
О.
Ю.
Об
экологическом
воспитании
дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С.
47-49.