Напоминание

Формирование самостоятельности детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема


Авторы: Москвитина Наталья Юрьевна, Иванцева Ангелина Константиновна
Должность: доцент кафедры дошкольного и начального образования, студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: научная статья
Тема: Формирование самостоятельности детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование

самостоятельности

детей

младшего

школьного

возраста как психолого-педагогическая проблема

Москвитина Н.Ю.,

Иванцева А.К.

Вопросы

развития

самостоятельности

детей

всегда

волновали

психологов и педагогов, потому что самостоятельность – одна из основных

характеристик ребенка, развитие которой во многом зависит от взрослого.

Анализ

психолого-педагогических

исследований

показывает

разнообразие подходов к определению понятия «самостоятельность».

М.И. Махмутов определяет самостоятельность как интеллектуальные

способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно

учиться.

Н.А. Половникова считает, что готовность учащегося своими силами

продвигаться в овладении знаниями это и есть самостоятельность, кроме того

это свойство личности, проявляется в желании своими силами овладеть

знаниями и способами деятельности.

Н.Г. Алексеев считает, что самостоятельность как свойство личности,

характеризуется

двумя

взаимосвязанными

факторами:

совокупностью

знаний, умений и навыков, которыми владеет личность, и ее отношением к

процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления.

И.С.

Кон

включает

в

понятие

«самостоятельность»

сразу

три

взаимосвязанных качества: первое - независимость как способность самому,

без подсказок от окружающих, принимать и реализовывать свои решения,

второе - ответственность, то есть готовность отвечать за результат своих

поступков, и третье – уверенность в реальной социальной возможности и

моральной правильности своего поведения.

С.Ю. Головин связывает самостоятельность с активной работой мысли,

чувств, воли учащихся, потому что считает что самостоятельность- это

свойство личности, которое проявляется в критичности, инициативности,

адекватной оценке и чувстве личной ответственности за свое поведение и

осуществляемую деятельность. В таком двухстороннем процессе развитие

мыслительных и эмоционально-волевых процессов становится необходимой

предпосылкой

становления

самостоятельных

суждений

и

действий

обучаемого, а складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности

суждения и действия укрепляют и формируют способность добиваться

успешного выполнения принятых решений несмотря на возникающие

трудности.

К. К. Платонов считает, что самостоятельность как волевое свойство

личности проявляется в умении планировать, анализировать и осуществлять

свою деятельность без руководства посторонних и без их помощи.

М. В. Гамезо, И. А. Домашенко считают, что ориентационные и

оценочные действия человека, связанные с умением не поддаваться

влияниям посторонних факторов, отвлекающих от достижения цели, а также

критически оценивать советы и предложения других и действовать на основе

своих

убеждений

являются

ведущими

качествами,

определяющие

самостоятельность.

И.В. Гребенников и Л. В. Ковинько определяют самостоятельность, как

одно из ведущих качеств личности, которая проявляется в умении ставить и

добиваться своих целей, при этом ответственно относиться к своей

деятельности. Педагоги обращают внимание на деятельностную сторону

этого качества.

Л.П.

Федоренко

рассматривает

самостоятельность

«как

волевое

качество, выражающееся в умении сознательно направлять свою учебную

трудовую и общественную деятельность, свое поведение, соответственно

собственным взглядам и убеждениям, преодолевая препятствия на пути к

достижению поставленной цели».

Из всех вышеприведенных рассуждений следует, что самостоятельность

выступает важным признаком человека не только как личности, но и как

субъекта деятельности. Философ Э. Ильенков считает, что человек как

личность умеет «самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в

ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого».

Л.И.Анцыферова придерживается похожей точки зрения и полагает, что

человек всегда самостоятельно строит свой собственный уникальный путь.

Некоторые ученые в области психологии определяют самостоятельность

как

свойство,

характеризующее

одну

конкретную

сторону

личности,

например, качество воли, качество ума или мышления. Так знаменитый

психолог А. Г. Рубинштейн под самостоятельностью воли понимает

«неподверженность чужим влияниям и внушениям, когда сам человек

усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не

иначе».

Т.Н. Тищенко полагает, что самостоятельность - это осознанная

деятельность, которая выполняется без посторонней помощи и приносит в

работу часть своего личного.

Детскую самостоятельность чаще всего рассматривают, как умение

ребенка

действовать

без

помощи

взрослого.

Ребенок

становится

самостоятельным, освоив определенное содержание, средства и способы

действия. Отличительной особенностью самостоятельности детей младшего

школьного

возраста

является

организованность.

Инициатива

детей

обращается на то, чтобы действовать по своему усмотрению, несмотря на

требования взрослых. В этом возрасте ребята умеют направлять свою

инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им дело

или свой замысел в соответствии с требованиями старших. По утверждению

психологов,

дети

младшего

школьного

возраста

проявляют

свою

самостоятельность

в

подражании

и

воспроизводящей

деятельности.

Становление самостоятельности в младшем школьном возрасте проходит

чаще всего ровно. Как правило, этот процесс осложняется в подростковом

возрасте.

В.Е. Сыркина полагает, что развитие самостоятельности учащихся

осуществляется по разным направлениям, в зависимости от специфики

школьных

предметов,

например,

самостоятельность,

приобретенная

школьником

в

процессе

изучения

природы,

отличается

от

той

самостоятельности, которая развивается на уроках технологии.

Л.П.

Аристова

понимает

самостоятельность

как

проявление

способностей личности ученика в деятельности, осуществляемой без

вмешательства со стороны.

Л.В. Мардахаев под активной самостоятельностью понимает наличие

интеллектуальных способностей ученика и его умений самостоятельно

выделять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и

процессов, а затем с помощью абстрагирования и обобщения раскрывать

сущность новых понятий.

При характеристике самостоятельности младших школьников, важно не

забывать, что ее проявление еще неустойчиво и носит ситуативный характер.

Стремление к активной деятельности и самостоятельности определяют

характерные качества психики младшего школьника: эмоциональность,

впечатлительность, подвижность, а также внушаемость и подражательность.

Нужно

помнить

и

об

импульсивности

детей,

то

есть

склонности

незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов,

побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех

обстоятельств.

Младшие

школьники

эмоциональны,

они

не

умеют

сдерживать свои чувства и контролировать их проявление. Кроме того, они

непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха.

Школьников отличает большая эмоциональная неустойчивость и частая

смена настроения, а потому самостоятельность является очень важным

волевым качеством. Нужно помнить, что чем меньше школьник, тем слабее

его умение действовать самостоятельно, он еще не умеет управлять собой,

поэтому

подражает

другим.

В

некоторых

случаях

отсутствие

самостоятельности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и

хорошему, и плохому. Поэтому важно, чтобы примеры поведения учителя и

окружающих людей были положительными.

Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов,

является наиболее важным для развития у детей различных качеств, с

помощью которых они смогут реализовать себя в жизни, таких как:

произвольность, творческая активность, самостоятельность, уверенность,

настойчивость,

сдержанность

и

ответственность.

Одним

из

главных

направлений становления ребенка в этом возрасте является развитие

самостоятельности, ведь именно это качество определяет его успешность в

дальнейшей жизни.

Самостоятельность

формируется

постепенно

по

мере

взросления

ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В то же

время на каждом этапе необходимо рационально поощрять независимость

детей,

развивать

необходимые

навыки

и

способности.

Ограничение

самостоятельной деятельности детей приводит к подавлению личности,

порождает

негативные

реакции.

В

задачи

процесса

формирования

самостоятельности исследователи включают не только совершенствование

знаний, умений и навыков, но и развитие соответствующих мотивов.

Самостоятельность тесно связана с таким психологическим аспектом

как воля, где ребенок сознательно регулирует свое поведение и деятельность,

которая выражается в умении преодолевать трудности при достижении

поставленной цели.

Младший школьник настроен оптимистично, чаще всего любит играть и

фантазировать. Это натура интересующаяся, личность в целом независима,

которая имеет свои собственные мнения и суждения и не всегда принимает

мнение другого человека без доказательств. В то же время авторитет

взрослого, его мнение, по-прежнему в значительной степени определяет

поведение

младшего

школьника.

Все

это

напрямую

влияет

на

взаимодействие ребенка с окружающим его миром. Тем не менее, ребенку

трудно

поддерживать

постоянное

добровольное

внимание

в

течение

длительного времени, чтобы запомнить значительное количество материала.

Принимая во внимание данную особенность, педагог вполне может

использовать в обучении младшего школьника самостоятельную работу,

которая поможет ребенку запомнить необходимый ему объем материала.

Отличительная черта любого младшего школьника

- интерес

к

окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о

предметах, которые его окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому

учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми

знаниями. Помощью в этом ему будут служить разнообразные формы

самостоятельной работы, которые помогут ребенку поэтапно изучать

окружающий мир.

В

младшем

школьном

возрасте

можно

успешно

формировать

самостоятельность, опираясь на характерные особенности психики младшего

школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к

самостоятельности,

проявляющейся

в

психологической

готовности

к

самостоятельным действиям. У младших школьников возрастает потребность

в самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение,

быть самостоятельными в делах и оценках.

Самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на

каждом возрастном этапе имеет свои особенности. При этом в любом

возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать

необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности

ребенка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.

В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности

оказывает не только учебная и игровая, но и трудовая деятельность.

Особенностью

этого

возрастного

периода

является

то,

что

ребенок

проявляется интерес в большей степени не к результату, а к процессу труда.

В

связи

с

тем,

что

все

психические

процессы

в

этом

возрасте

характеризуются

непроизвольностью,

младший

школьник

не

всегда

действует по образцу, часто отвлекается, у него получаются какие-то

случайные детали, он начинает придумывать что-то своѐ. Если младший

школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него

развивается

не

только

самостоятельность,

но

и

ответственность

за

выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей

сказывается в их умении оценивать работу и поведение других людей.

Большое значение имеют чувства, связанные с успешно выполненной

работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то

делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что

он оказывает помощь взрослым.

Развитию самостоятельности у младших школьников способствует

создание ситуации выбора. Как отмечает С.Ю. Шалова, «ситуация выбора

предполагает определенную степень свободы, т.е. возможность человека

самому определять наиболее подходящий в данной ситуации вариант

поведения или способ решения проблемы и т.д., и в то же время нести

ответственность за свой выбор, а значит, за результаты своей деятельности. В

педагогическом процессе важно, чтобы это была «позитивная» свобода –

свобода для проявления социально и личностно значимых качеств, для

реализации

способностей,

составляющих

индивидуальный

потенциал

каждого обучающегося».

Таким

образом

в

младшем

школьном

возрасте

развитие

самостоятельности происходит наиболее эффективно, так как дети в этом

возрасте

настроены

оптимистично,

у

них

присутствует

интерес

к

окружающему

миру

и

начинает

проявляться

потребность

в

самостоятельности, но в то же время авторитет взрослого остается значимым

для ребенка, что позволяет педагогу или родителю направлять деятельность

ребенка в нужное русло. Необходимо помнить, что каждый ребенок

индивидуален и степень проявления самостоятельности у всех разный

Таким образом, самостоятельность - одно из ведущих качеств личности,

выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и

добиваться

их

достижения

собственными

силами.

Самостоятельность

предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению,

способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой

обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных

решений.



В раздел образования