Напоминание

Слово о Лесе


Автор: Татьяна Евгеньевна Козичева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52" г. Курска
Населённый пункт: Город Курск
Наименование материала: Разработка внеурочного мероприятия
Тема: Слово о Лесе
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов № 52».

Открытое внеклассное мероприятие - устный журнал

« Слово о лесе.»

Открытое внеклассное мероприятие - устный журнал

« Слово о лесе.»

Тема: Как красивы леса России.

Цель: Рассмотреть основные виды и характеристики лесов России;

формировать у обучающихся интерес к изучению природы своего

края, своей Родины; воспитывать любовь к природе, развивать

творческие способности детей.

Оборудование: стенгазеты, рисунки, компьютерная презентация,

репродукции советских и русских художников.

Ход мероприятия.

1.

Организационный момент. (Звучит мелодия «Шумы леса.»)

Слайд 1.

Вступительное слово ведущего: «Ребята, вы все знаете с какой

целью мы с вами собрались. Сегодня мы поговорим о великом

творении природы – о лесах нашей великой Родины. Велико

значение леса в природе и для человека. А что такое лес?»

2.

Основное мероприятие- содержание:

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Многие думают, что лес – это просто

множество деревьев, растущих в одном месте. Но это не совсем так.

Во фруктовом саду тоже много деревьев, но это не лес. Не

назовешь лесом и деревья, посаженные вдоль полотна железной

дороги на протяжении многих десятков, а иногда и сотен

километров. Чтобы понять, что такое лес, нужно рассмотреть

отдельные деревья в нем и их совокупность, проследить влияние

деревьев друг на друга, на окружающую среду – климат, почву,

растения, животных. Мы знаем, что наш лес состоит из сосны, ели,

дуба и других деревьев.

Слайд 2.

ВТОРОЙ УЧЕНИК:

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Слайд 3.

ТРЕТИЙ УЧЕНИК:

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

Слайд 4.

ЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕНИК:

То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным срубленного пня,

Зальется иволга короткой четкой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Слайд 5.

ПЯТЫЙ УЧЕНИК:

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от щедрости твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

ШЕСТОЙ УЧЕНИК:

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Слайд 6, 7,8,9,10.

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Сосна. Сколько картин посвятил этому дереву

Шишкин! Вот « Сосны, освещенные солнцем », « Сосновый бор »,

«Рожь », « Верхушки сосен », « Корабельная роща ». А сколько

стихотворений посвящено сосне!

ВТОРОЙ УЧЕНИК:

О, этот ствол, звенящий, рослый,

Упругий, с кроною сквозной,

Меня вы покорили, сосны,

Гвардейской выправкой лесной.

ТРЕТИЙ УЧЕНИК:

Оттенок меди, сила стали –

Отменный прочности залог:

Вы нас надежно прикрывали

В минуты гроз, в часы тревог.

ЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕНИК:

Но прошумело лет немало,

К вам старость горькая пришла,

Вас, поседевших доканала

Своими зубьями пила.

ПЯТЫЙ УЧЕНИК:

У ног моих ветвей сплетенье…

В последних отблесках зари

Вы, словно павшие в сраженье,

Недвижные богатыри.

ШЕСТОЙ УЧЕНИК:

Сосна нашла широкое применение в народном хозяйстве. Из

одного кубометра древесины получают 18 кг скипидара, 65 кг

смолы, 5 кг канифоли, 20 кг угля, 11 кг уксусной кислоты, 2,6 кг

метилового спирта.

А вот могучий величественный дуб удивляет своим долголетием.

Но вы забыли об осине, которой постоянно пользуемся. Это дерево

обладает двумя ценнейшими свойствами. При горении ее древесина

не дает копоти, так как в ней не содержится смолянистых веществ,

а широкие поры древесины помогают ей хорошо впитывать

ядовитые вещества.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы с вами вспомним какие есть леса, какие

деревья в них растут, кто обитает.

1. Игра « Угадайте лесных обитателей».

Слайды: 11 -24.

1.Фотография леса.

2.Сосновый лес.

3.Березовая роща.

4.Осиновые колки.

5.Липовая роща.

6.Подберезовик.

7.Лисички.

8.Белыц гриб.

9.Опята.

10.Клюква.

11.Голубика.

12.Брусника.

13Черника.

14Морошка.

2.Что растет и кто обитает в лесах?

Первая команда. В ельнике? (ель, черника, мох, кислица, тетерев,

белка, клест и др.)

Вторая команда. В сосновом бору? (сосна, лишайники, кислица,

кедровка, соболь, волк, лиса, белка и др.)

Третья команда. В дубовом лесу? (дуб, боярышник, терн, ландыш,

дубовый шелкопряд, рябчик, белка, лиса и др.)

3.Соберите пазлы.

4.Интересные сведения о растениях леса. (краткие сообщения

учащихся. )

ВЕДУЩИЙ: (Подведение итогов игры.)

Природа Русская моя-

Она чудесней всех.

Зимой – бела,

Весной – светла,

А летом – краше всех!

Почему леса разные? Хвойные, лиственные, смешанные. Ответить

на этот вопрос помогает история развития лесов.

Слайд.25.

СЕДЬМОЙ УЧЕНИК: После отступления ледника заселение

лесами Европейской части нашей Родины шло двумя волнами. С

востока из - за Урала постепенно надвигались хвойные деревья,

главным образом ель и сосна.

Эти неприхотливые к климатическим условиям породы заселили

огромные пространства севера и области, расположенные по

левому берегу Волги. С другой стороны, из Западной Европы, с

Карпат и равнин, наступали лиственные породы, преимущественно

дуб, липа, клен.

Слайд: 26 – 28.

ВОСЬМОЙ УЧЕНИК:

Эти две зеленые волны столкнулись где – то в районе современной

Москвы и образовали смешанные леса. Подмосковные леса можно

разделить

на

смешанные,

хвойные

и

лиственные.

Леса

Подмосковья

это

остатки

дремучих

былинных

Брянских,

Мещерских

и

Мордовских

лесов,

еще

в

далекие

времена

спускавшихся тремя большими языками на юг. Между этими тремя

потоками, протянувшимися в виде отростков от великого северного

лесного массива, оставались безлесные участки, которые наши

предки называли полями.

ДЕВЯТЫЙ УЧЕНИК:

Всем известно, например, Куликово поле в Тульской области, где

Дмитрий Донской разбил татар. На окраине этих полей, ближе к

лесу, в котором всегда можно было укрыться от набега кочевников,

селились славянские племена. Позже на тех окраинах возникли

большие города. Так, например, Москва была основана на окраине

большой поляны, носившей название Ходынское поле.

ДЕСЯТЫЙ УЧЕНИК:

Лес – наше богатство. Но у леса много врагов: болезнетворные

грибы, насекомые – вредители, человек, огонь. Деревья сильно

страдают от многочисленных и разнообразных болезней.

ОДИННАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Один из главных источников их заболеваний – грибы. Они

поселяются в стволах деревьев и поражают древесину не щадя ни

молодых, ни старых деревьев.

ДВЕННАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

По внешнему виду можно отличить зараженное грибом дерево от

здорового лишь внимательно присмотревшись. И замечаешь где –

нибудь около сломанного сучка торчащий небольшой нарост,

слегка похожий на шляпку обыкновенного гриба, или копыто. Это

дерево заражено грибом. Но не все грибы наносят вред лесу.

СЕДЬМОЙ УЧЕНИК:

Во влажные годы в лесу обилие грибов: подосиновиков, рыжиков,

опят, белых, маслят, груздей. Грибной промысел- дело нужное,

доходное. Белый гриб – самый вкусный из грибов. Хорошо

известно, что он богат витаминами: в нем найдены антибиотики. И,

наконец, он содержит противоопухолевые вещества.

ВОСЬМОЙ УЧЕНИК:

В лесу очень много лекарственных трав. Душистый ландыш –

лечебное средство от некоторых сердечных болезней. Валериана-

благотворно действует на нервную систему, успокаивает ее.

Крушина, малина, черника издавна применяются в медицине от

разных болезней. Шиповник – поставщик витаминов.

ДЕВЯТЫЙ УЧЕНИК:

В кедровых лесах Восточной Сибири произрастает растение

женьшень. Корень женьшеня пользуется большой славой и

спросом, как важнейшее лечебное средство.

ВЕДУЩИЙ: Да, цветы – это украшение леса.

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета Земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.

ДЕСЯТЫЙ УЧЕНИК: слайды: 29 – 34.

В лесах водятся разные звери: ежи, белки, куницы, лисы и др,

обитает много насекомых – жук – олень, комары, мухи, клещи и др.

Много птиц – куропатки, рябчики, тетерева, кедровки и др. Нельзя

забывать,

что

лес

лучший

врач.

В

живописных

местах

расположены

все

лучшие

санатории.

А

для

детей

лес

исключительно полезен: розовеют щеки, повышается аппетит.

В одном литре воздуха на улице города в 70 раз больше бактерий,

чем в парке.

В чем здесь загадка? Почему среди деревьев воздух содержит

гораздо меньше болезнетворных бактерий? Многие растения

выделяют особые пахучие вещества – фитонциды. «Фитон» в

переводе с греческого означает « растение», « цид» происходит от

латинского глагола « убивать». Фитонциды уничтожают не только

различных простейших и бактерий, но и крупных насекомых:

комаров,

клещей,

мух.

Так,

фитонциды

дубовой

листвы

уничтожают возбудителей дизентерии. Фитонциды сосны убивают

возбудителей туберкулеза. Поэтому зелень и, главным образом

деревья так полезны для здоровья человека.

ВЕДУЩИЙ:

Слайд 35.

Главный враг леса огонь.

Он уничтожает все на своем пути. Не щадит он ни деревьев, ни

животных. Лес после пожара – это страшное зрелище. Берегите лес

от огня.

ОДИННАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Сайды: 36, 37.

Велика водоохранная роль лесов. Поверхность России равнинная,

есть и горы, но равнин больше. Все главные реки берут начало на

равнинах. Свои воды они выносят в южные или в северные моря.

Волга, Днепр, Дон, Северная Двина, Печера и др.

Происходит потеря воды сушей. Вся талая вода во время разливов

уносится реками. Потеря воды не восполняется осадками. Суша

теряет воды больше, чем ее поступает. Постепенно и реки

понижают свой уровень и мелеют. И опять выручает лес. В лесу из

опавшей листвы и мелких веток образуется подстилка. Она, как

губка, жадно впитывает воду. От нее и почва под лесом

пропитывается влагой. Весною, когда в лесу тает снег, вся вода

поглощается влагой.

То же происходит и с дождевой водой.

Зеленый шатер затеняет почву от солнца. Она не прогревается, не

сушится. Вода из верхних горизонтов просачивается вглубь. Там

она скапливается. Подземная вода дает начало ключам. От них

зарождаются реки. Вот почему лес имеет большое водоохранное

значение.

ДВЕННАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Посадка леса по берегам реки, по оврагам, по ложбинам,

лесозащитные полосы в степных районах позволяют покончить с

недостатком влаги в наших степях. Лес – наш оплот. Он

предоставляет людям возможность дать сокрушительный отпор

пустыне.

ВЕДУЩИЙ:

Лес не только наш защитник и опора. Лес – это источник красоты.

Он вдохновляет художников, писателей, композиторов своими

неповторимыми красками и музыкой на прекрасные творения.

Самые лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Лес в разные времена года, особенно осенью, привлекал внимание

художников. Среди них особенно выделялся Иван Иванович

Шишкин. За его любовь к лесу и за написанные им картины, его

назвали певцом леса.

ТРИНАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Слайды: 38,39.

В картине «Сосновый бор» все залито ярким солнцем. В теплых

лучах нежатся стройные сосны, журчит по чистому каменистому

дну лесной ручеек. Пейзаж в картине Шишкина светел, чист,

безмятежно радостен. В 1884 году появляется захватывающая по

силе образа картина Шишкина «Лесные дали». Перед зрителем,

который видит пейзаж как бы с горы, расстилается широкая

панорама

лесов.

Один

за

другим

виднеются

невысокие,

сглаженные временем, горные хребты Урала, густо поросшие

хвойными лесами. Их ритм придает всему пейзажу величавый

покой, широту. Чуть поблескивает вдали горное озеро. Все одето

утренним туманом. Седой Урал раскрывается перед нами во всей

своей мощи и величии.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Слайд: 40.

Необыкновенной бодростью теплотой веет от поэтической картины

«Березовая

роща»,

выполненной

другим

выдающимся

пейзажистом Архипом Ивановичем Куинджи, с поразительным

мастерством передавшим состояние жаркого летнего дня. Как

радует глаз эта залитая солнцем, манящая свежей зеленью лесная

поляна! Исключительно сильно передано естественное солнечное

освещение.

ПЯТНАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Слайд: 41

А кому не знакома «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана,

вдохновенного певца русской природы? Яркий солнечный день,

тишина, « в багрец и золото одетые леса». «Пышное природы

увяданье», изображенное на картине, не вызывает уныния, а

создает радостное ощущение обновления жизни.

Слайд: 42.

На картине « Золотая осень» другого художника – пейзажиста Ильи

Семеновича Остроухова показан лиственный лес в роскошном

осеннем убранстве. Впереди два красивых раскидистых клена;

сквозь золотое кружево листьев, освещенных неярким солнцем,

просматриваются дорожка и другие деревья. Тишина. В воздухе

медленно – медленно кружат опадающие желтые листья. Пейзаж

отличается спокойствием и пластичностью.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Слайд: 43.

А вот морозный солнечный день. Утопая в глубоком снегу, стоят

нарядные белоствольные березы, протянувшие свои ветви к

сияющему небу. В картине Игоря Эммануиловича Грабаря «

Февральская лазурь» передана красота зимнего леса, радующая

глаз яркими красками.

Все эти картины русского леса доставляют глубокую радость,

пробуждают в нас чувство гуманизма и беззаветную любовь к

своей родине.

СЕМНАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

Немало почитателей леса среди поэтов и писателей. Сибирская

тайга прекрасно описана в произведениях Мамина–Сибиряка.

Степные

леса

хорошо

обрисованы

в

произведениях

Ивана

Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого. Большим

ценителем леса был Антон Павлович Чехов. В лесе он видел

источник здоровья человека и его духовной красоты. Особенно

глубоко и вдохновенно чувствовал красоту леса Тургенев. Большой

художник слова, он с непревзойденным мастерством сумел

нарисовать картины природы. Вот отрывок из рассказа «Лес и

степь».

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ УЧЕНИК:

« Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над

вами; длинные висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб

стоит, как боец, подле красивой липы… Далее, далее, глубже в

лес… Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и

кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели

верхушки, словно падающие волны…

И как этот же лес хорош поздней осенью… Ветра нет, и нет ни

солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе

разлит осенний запах… Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев

мирно белеет неподвижное небо; кое – где на липах висят золотые

листья…

ВЕДУЩИЙ:

Слайд: 44.

Лес – верный друг и помощник человека. Посмотрите, что дает нам

одно дерево. Народная мудрость гласит: человек прожил не зря,

если он посадил хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать

наше зеленое богатство, а не уничтожать его.

Слайд: 45, 46, 47, 48, 49.

Я ночи из лесу не вышел,

Про коло бродив целый день.

Уж как вода, все выше, выше.

Деревья затопляла тень.

Янтарь стволов и зелень хвои-

Все черным сделалось теперь.

В лесу притихло все живое,

И стал я чуток, словно зверь.

А наверху, над мглою этой,

Перерастя весь лес, одна,

В луче заката, в облик света

Горела яркая сосна.

И было ей доступно, древней,

Все, что не видел я с земли:

И сам закат, и дым деревни,

И смоль озерная вдали.

После этих прекрасных строк Солоухина мы предлагаем вашему

вниманию видеоролик.

Ребята мы завершаем наш устный журнал. Всегда помните о лесе,

любите его. А сейчас ответьте, понравился ли вам наш журнал?

Хотите ли вы и дальше изучать нашу природу на таких

мероприятиях?

(Ответы учащихся).

ВЕДУЩИЙ:

Спасибо всем, кто пришел и участвовал на этом мероприятии.

Большое спасибо.

Список использованной литературы

:

1.Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия

развития, 1997.

2.Биологические экскурсии: Книги для учителя. И. В. Измайлов, В.В.

Михлин и др. М.: Просвещение, 1983.

3. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. Саратов: Лицей, 2005.

4. Пивоварова Г. П.

По

страницам занимательной

географии. М.:

Просвещение, 1990.

5. Якуш Г. Н. Занимательная география. Минск: Народная Асвета, 1974.



В раздел образования