Напоминание

Взаимоотношения в семье


Автор: Максименко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: Хабаровский край г. Амурск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимоотношения в семье
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное казённое учреждение «Организация,

осуществляющая обучение для детей – сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей Детский дом №12»

Тематический воспитательский час:

«Конфликты в семье»

Воспитатель:

Максименко Е.В.

Амурск

2021г.

Цель: развитие адекватных форм межличностных отношений, освоение

способов разрешения конфликтов.

Задачи: 1.Обучить и овладеть приёмами межличностного взаимодействия,

способам разрешения конфликтов.

2.способствовать развитию личностных качеств и умений, способствовать

развитию социально – психологической компетентностей подростков.

3.формировать умения устанавливать взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми, формировать адекватные формы поведения.

Целевая группа: воспитанники 15-17 лет.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Методы обучения: беседа, дискуссия, игры, упражнения на применение

знаний на практике.

Формы обучения: работа в команде, группах.

Ход воспитательского часа

1.

Орг. момент.

2.

Вводное слово педагога: « Для каждого человека самое главное в

жизни это его семья. Вы находитесь на пороге взрослой жизни. Совсем

скоро вы уже будете создавать свои семьи и хочется у вас спросить.

3.

Основная часть.

Разминка – шутка: « Почему семья называется семьёй?»

( ответ первого воспитанника является основой для второго вопроса)

Например, « потому , что там 7 человек, семь - я»

Вопрос: « Почему там 7 человек?»

Ответ : « В семье есть мама, папа, дети».

Вопрос: « А почему у мамы с папой много детей?»

Ответ: « Потому, что они любят друг друга ».

Когда все воспитанники ответят, педагог сравнивает первый ответ в начале

разминки с ответом последнего участника.

Предлагается выполнить упражнение 1: « Семья – это ….»

Педагог раздаёт желтые треугольники – лучи и на них предлагается

воспитанникам написать определение: « Семья – это …»

Пока воспитанники выполняют задания, педагог на доске крепит диск –

середина будущего солнца с надписью « Семья»

Затем с обсуждением педагог рядом крепит вокруг диска лучи солнца.

Упражнение 2.

Педагог предлагает обсудить воспитанникам ситуации, которые могут

помешать созданию и существованию счастливой семьи.

Можно педагогу сравнить с тучами, холодным дождём.

На листах – тучах воспитанникам предлагается записать самостоятельно

возможные проблемы: измена, непонимание, вредные привычки, аборт,

семейные конфликты.

Педагог размещает листы – тучи поверх солнца « Семья»

- Сегодня я предлагаю обсудить такую проблему , которая затрагивает

каждую семью и встречается в наших взаимоотношениях с окружающими.

Это конфликты. Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды и

радости бывают в каждой семье, но достойно решать конфликты удаётся не

всем, иногда не хватает выдержанных эмоций, житейской мудрости.

Есть такое мудрое высказывание: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

-Какие эмоции вызывает у вас это высказывание?( надежность, уверенность,

защита, спокойствие и др.)

-А какие эмоции вызывает слово « конфликт?»

(ругань, слёзы, драки, ссоры, обиды, синяки и др.)

Упражнение 3.

Педагог раздаёт каждому воспитаннику бумажные салфетки и предлагает

выполнить следующее задание:

- Оторвите верхний правый угол;

- Оторвите нижний левый угол;

- Оторвите верхний левый угол;

- Оторвите середину.

Вопрос педагога: « Почему салфетка получилась разная у всех?»

( люди все разные, у каждого свой характер, взгляды на жизнь)

- Как вы думаете, почему возникают конфликты между людьми?

Вывод: конфликтом обычно считают противоречия и разногласия,

возникающие между людьми из-за несовпадения интересов.

- Могут ли люди обходиться без конфликтов? (нет, неотъемлемая часть

человеческих взаимоотношений, конфликты – нормальные явления нашей

жизни) Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех

схожие : несовпадение целей, желаний, неуважение, неумение общаться.

Упражнение 4.

-Я предлагаю вам подумать, какие «плюсы» и « минусы» может иметь

конфликт?

Воспитанники распределяют понятия « плюсы конфликта» и « минусы

конфликта» на бланке в колонки.(« плюс»- в конфликте выясняется истина,

признак действия коллектива, выявляется мнение каждого, человек

раскрывается, происходит утверждение личности, достигается результат;

« минусы»- падает настроение, ухудшается здоровье, нет желания работать,

учиться, мысли только о конфликте, появляется раздражительность,

страдают все члены семьи.

Педагог понятия соединяет между собой, а воспитанники распределяют в

колонки на бланке.

-Вы всё правильно распределили, несмотря на « плюсы» конфликта всё же

лучше обходиться без него, потому что мы испытываем более сильные

эмоции когда сталкиваемся с конфликтом? ( педагог ещё раз проговаривает

« минусы» конфликта.)

Упражнение 5.

- Итак, конфликт разгорелся, но всякий конфликт можно решить мирным

путём. Сегодня постараемся найти верные решения конфликтов в семье. Есть

5 способов разрешения конфликта, они все разные и по частоте и по

эффективности. Вы должны правильно на бланке соотнести способ

разрешения конфликта и его определение. Какие же есть способы выхода из

него?

Способы выхода из конфликта:

1.

Соревнование ( соперничество) – наименее эффективный, но наиболее

часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят

добиться своего в ущерб другому.

2.

Приспособление – означает принесение в жертву собственных

интересов ради другого.

3.

Компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигнутое

путём взаимных уступков.

4.

Уход от конфликта – уклонение, конфликт не разрешен, открыт.

5.

Сотрудничество – когда участники приходят к решению, которое

устраивает обе стороны.

После выполнения задания совместно с педагогом происходит

обсуждение этих способов.

- Как вы думаете каким способом удобнее всего разрешать конфликт,

какая стратегия более выигрышная? ( компромисс)

- А какими стратегиями вы сами пользуетесь чаще в жизни?

4.Заключительная часть.

Педагог предлагает воспитанникам встать в круг, взяться за руки и

каждый скажет о том, что надо сделать, чтобы избежать конфликта.

(чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным, в споре

уметь выслушать собеседника до конца, уважать чувства других, не

сердиться, улыбнись, относись к людям так как ты бы хотел, чтобы они

относились к тебе, извинись если ты не прав, не критикуй постоянно

других, сохраняй терпимость в любых ситуациях.)

Слово педагога:

В семье нельзя жить без противоречий, люди всегда

будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти

противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить

душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться

предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно

уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими

словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок,

рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И

наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах

других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-

то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется

верным».

Воспитанник:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

6.

Рефлексия.

Какое впечатление оставил воспитательский час? Прибавилось ли

уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться

способами предотвращения и погашения конфликтов? (ответы

воспитанников)



В раздел образования