Автор: Максименко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: Хабаровский край г. Амурск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимоотношения в семье
Раздел: среднее образование
Краевое государственное казённое учреждение «Организация,
осуществляющая обучение для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей Детский дом №12»
Тематический воспитательский час:
«Конфликты в семье»
Воспитатель:
Максименко Е.В.
Амурск
2021г.
Цель: развитие адекватных форм межличностных отношений, освоение
способов разрешения конфликтов.
Задачи: 1.Обучить и овладеть приёмами межличностного взаимодействия,
способам разрешения конфликтов.
2.способствовать развитию личностных качеств и умений, способствовать
развитию социально – психологической компетентностей подростков.
3.формировать умения устанавливать взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми, формировать адекватные формы поведения.
Целевая группа: воспитанники 15-17 лет.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Методы обучения: беседа, дискуссия, игры, упражнения на применение
знаний на практике.
Формы обучения: работа в команде, группах.
Ход воспитательского часа
1.
Орг. момент.
2.
Вводное слово педагога: « Для каждого человека самое главное в
жизни это его семья. Вы находитесь на пороге взрослой жизни. Совсем
скоро вы уже будете создавать свои семьи и хочется у вас спросить.
3.
Основная часть.
Разминка – шутка: « Почему семья называется семьёй?»
( ответ первого воспитанника является основой для второго вопроса)
Например, « потому , что там 7 человек, семь - я»
Вопрос: « Почему там 7 человек?»
Ответ : « В семье есть мама, папа, дети».
Вопрос: « А почему у мамы с папой много детей?»
Ответ: « Потому, что они любят друг друга ».
Когда все воспитанники ответят, педагог сравнивает первый ответ в начале
разминки с ответом последнего участника.
Предлагается выполнить упражнение 1: « Семья – это ….»
Педагог раздаёт желтые треугольники – лучи и на них предлагается
воспитанникам написать определение: « Семья – это …»
Пока воспитанники выполняют задания, педагог на доске крепит диск –
середина будущего солнца с надписью « Семья»
Затем с обсуждением педагог рядом крепит вокруг диска лучи солнца.
Упражнение 2.
Педагог предлагает обсудить воспитанникам ситуации, которые могут
помешать созданию и существованию счастливой семьи.
Можно педагогу сравнить с тучами, холодным дождём.
На листах – тучах воспитанникам предлагается записать самостоятельно
возможные проблемы: измена, непонимание, вредные привычки, аборт,
семейные конфликты.
Педагог размещает листы – тучи поверх солнца « Семья»
- Сегодня я предлагаю обсудить такую проблему , которая затрагивает
каждую семью и встречается в наших взаимоотношениях с окружающими.
Это конфликты. Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды и
радости бывают в каждой семье, но достойно решать конфликты удаётся не
всем, иногда не хватает выдержанных эмоций, житейской мудрости.
Есть такое мудрое высказывание: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
-Какие эмоции вызывает у вас это высказывание?( надежность, уверенность,
защита, спокойствие и др.)
-А какие эмоции вызывает слово « конфликт?»
(ругань, слёзы, драки, ссоры, обиды, синяки и др.)
Упражнение 3.
Педагог раздаёт каждому воспитаннику бумажные салфетки и предлагает
выполнить следующее задание:
- Оторвите верхний правый угол;
- Оторвите нижний левый угол;
- Оторвите верхний левый угол;
- Оторвите середину.
Вопрос педагога: « Почему салфетка получилась разная у всех?»
( люди все разные, у каждого свой характер, взгляды на жизнь)
- Как вы думаете, почему возникают конфликты между людьми?
Вывод: конфликтом обычно считают противоречия и разногласия,
возникающие между людьми из-за несовпадения интересов.
- Могут ли люди обходиться без конфликтов? (нет, неотъемлемая часть
человеческих взаимоотношений, конфликты – нормальные явления нашей
жизни) Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех
схожие : несовпадение целей, желаний, неуважение, неумение общаться.
Упражнение 4.
-Я предлагаю вам подумать, какие «плюсы» и « минусы» может иметь
конфликт?
Воспитанники распределяют понятия « плюсы конфликта» и « минусы
конфликта» на бланке в колонки.(« плюс»- в конфликте выясняется истина,
признак действия коллектива, выявляется мнение каждого, человек
раскрывается, происходит утверждение личности, достигается результат;
« минусы»- падает настроение, ухудшается здоровье, нет желания работать,
учиться, мысли только о конфликте, появляется раздражительность,
страдают все члены семьи.
Педагог понятия соединяет между собой, а воспитанники распределяют в
колонки на бланке.
-Вы всё правильно распределили, несмотря на « плюсы» конфликта всё же
лучше обходиться без него, потому что мы испытываем более сильные
эмоции когда сталкиваемся с конфликтом? ( педагог ещё раз проговаривает
« минусы» конфликта.)
Упражнение 5.
- Итак, конфликт разгорелся, но всякий конфликт можно решить мирным
путём. Сегодня постараемся найти верные решения конфликтов в семье. Есть
5 способов разрешения конфликта, они все разные и по частоте и по
эффективности. Вы должны правильно на бланке соотнести способ
разрешения конфликта и его определение. Какие же есть способы выхода из
него?
Способы выхода из конфликта:
1.
Соревнование ( соперничество) – наименее эффективный, но наиболее
часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят
добиться своего в ущерб другому.
2.
Приспособление – означает принесение в жертву собственных
интересов ради другого.
3.
Компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигнутое
путём взаимных уступков.
4.
Уход от конфликта – уклонение, конфликт не разрешен, открыт.
5.
Сотрудничество – когда участники приходят к решению, которое
устраивает обе стороны.
После выполнения задания совместно с педагогом происходит
обсуждение этих способов.
- Как вы думаете каким способом удобнее всего разрешать конфликт,
какая стратегия более выигрышная? ( компромисс)
- А какими стратегиями вы сами пользуетесь чаще в жизни?
4.Заключительная часть.
Педагог предлагает воспитанникам встать в круг, взяться за руки и
каждый скажет о том, что надо сделать, чтобы избежать конфликта.
(чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным, в споре
уметь выслушать собеседника до конца, уважать чувства других, не
сердиться, улыбнись, относись к людям так как ты бы хотел, чтобы они
относились к тебе, извинись если ты не прав, не критикуй постоянно
других, сохраняй терпимость в любых ситуациях.)
Слово педагога:
В семье нельзя жить без противоречий, люди всегда
будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти
противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить
душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться
предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно
уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими
словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок,
рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И
наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах
других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-
то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется
верным».
Воспитанник:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
6.
Рефлексия.
Какое впечатление оставил воспитательский час? Прибавилось ли
уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться
способами предотвращения и погашения конфликтов? (ответы
воспитанников)