Напоминание

Пожарная безопасность


Автор: Зайцев Андрей Геннадьевич
Должность: Преподаватель - организатор ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 18"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Пожарная безопасность
Раздел: среднее образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: Пожарная безопасность

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала

Время проведения: 45 минут

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Цель урока: создать условия для выполнения практик ориентированного задания по составлению правил противопожарной

безопасности

Задачи:

обучающие: изучение материала о причинах пожара, о государственной противопожарной службе, о правилах личной

безопасности при пожарах;

развивающие: дальнейшее формирование мета предметных знаний и умений (см. Планируемые результаты);

воспитывающие: формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности

пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасности при пожаре, расширение кругозора

учащихся.

Планируемые результаты изучения темы:

личностные: оценить роль огня в жизни человека; предусмотреть опасности, связанные с огнём; развивать творческие

способности; осознавать успешность своей деятельности;

мета предметные умения:

познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл терминов,

устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию, переводить

информацию в разные формы предъявления;

регулятивные: принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать

последовательность действий по выполнению задания;

коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, работать в паре, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение;

предметные:

знать термины: «Пожар», «Пожарная охрана», телефоны пожарной охраны, полиции, скорой помощи;

использовать полученные знания в различных ситуациях.

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: вербальные — речь учителя; визуальные — иллюстрации, компьютерная презентация учителя; таблицы по теме.

ТСО — компьютер, мультимедийный проектор.

Образовательные

ресурсы:

Смирнов

А.Т.

Основы

безопасности

жизнедеятельности:

учеб.

для

учащихся

5

класс.

Общеобразовательное Учреждений/ М.: Просвещение, 2015.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуальная и в парах.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Меж предметные связи: биология, физика.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Мета предметные

Личностные

Формирование современной культуры без-

опасности жизнедеятельности на основе осознания и

понимания необходимости защиты

личности;

Знать термины «Пожар», «Пожарная охрана»;

знать номера телефонов пожарной охраны и сообще-

ние данных диспетчеру.

Знать правила личной безопасности при по-

жаре.

понимание значимости современной культуры

безопасности жизнедеятельности для личности;

знания безопасного поведения при пожаре,

умение применять их на практике;

умение предвидеть возникновение опасных си-

туаций по их характерным признакам»

умение принимать обоснованные решения в

конкретной опасной ситуации с учётом реально

складывающейся обстановки.

Познавательные УУД:

Осуществлять

поиск

информации

в

соответствии с учебным заданием, извлекать

информацию из источников и предъявлять её в

различных формах.

Определять значение и смысл терминов.

узнать, как защитить свои жилище от по-

жара;

правило безопасного поведения при пожа-

ре в жилище;

правила безопасного поведения при эва-

куации.

Регулятивные УУД:

Владение основами самоконтроля, самоо-

ценки, принятие решений и осознанного выбора

в учебной и познавательной деятельности. Сфор-

мировать взаимоотношения с окружающими.

Коммуникативные УУД:

организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность со сверстниками и

учителем;

работать индивидуально и в группе: находить

общее решение и разрешать различные ситуации

связанные с пожарами на основе согласования

позиций и учёта интересов, формулировать, ар-

гументировать и отстаивать свою позицию.

определять

потребность

в

изучении темы, проявлять готов-

ность к сотрудничеству

усвоение правил

индивиду-

ального безопасного поведения при

пожарах, угрожающих жизни и здо-

ровью людей, правил безопасного

поведения при эвакуации;

формирование ответственно-

го отношения к учению, готовности

и способности к саморазвитию и

самообразованию.

формирование

понимания

ценности здорового, разумного и

безопасного образа жизни;

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

Организационн

ый. Мотивация

к учебной

деятельности

Задача

этапа:

настроить

уча-

щихся на работу,

создать атмосфе-

ру комфорта и

доброжелательно

сти

Приветствие.

Проверка готовности учеников к

уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя

вставанием. Готовность

рабочего места. Включение в

работу.

Регулятивные: Сформировать

взаимоотношения с окружающими.

Коммуникативные: Владение

приёмами и навыками общения со

взрослыми.

Проверка

до-

машнего

задания.

Актуализация

знаний и фикса-

ция затруднений в

деятельности

Задача этапа:

проверка знаний

учащихся по

пройденной теме.

Проверка домашнего задания в

форме кроссворда, написанного на

доске. (Приложение 1)

Предлагает детям посмотреть

презентацию о Прометее и ответить

на вопрос: «Зачем Прометей принёс

огонь людям»? Какую опасность

несёт людям этот подарок? О чём

будем говорить на уроке?

Отгадывают кроссворд,

отвечая на вопросы.

Смотрят презентацию,

отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в

тетрадь.

Пр.: знать термины по теме «ПДД»;

уметь извлекать информацию из

презентации.

Р.: принимать и сохранять учебное

задание.

Формулировка

темы урока и

постановка цели

урока

(целеполагание)

Задача этапа:

подвести

учащихся к

самостоятельно

му определению

темы и цели

урока

Предлагает обучающимся

проблему: «Огонь — друг или враг

человека?»

Обсуждают проблему в

парах. Предлагают свои

варианты решения.

Осознают недостаточность

своих знаний по теме.

Формулируют цель

изучения темы для себя.

Л: определять потребность в

изучении темы, проявлять готовность

к сотрудничеству.

К: участвовать в диалоге, уметь

выражать свои мысли.

Р: определять лично значимую цель в

рамках учебной темы.

Основной этап

Задача этапа:

1. Пожар. Причины пожара.

Смотрят презентацию,

Пр.: знать термины «Пожар»,

Учебно-

познавательная

деятельность.

поиск новых

знаний

учащимися

путем

сопоставления,

рассуждения,

анализа

Рассказ учителя с использованием

компьютерной презентации.

Учитель предлагает

самостоятельную работу с текстом

учебника: «Прочтите текст на

странице 58 и ответьте на вопрос —

Что такое Пожар?». «Подумайте и

ответьте, какие действия людей

могут привести к пожару?»

«Прочтите стр. 59-60 учебника и

ответьте, какие причины пожара вы

не назвали?»

2. Пожарная охрана.

Предлагает прочитать с. 62

учебника, записать термин

«Пожарная охрана» в тетрадь,

ответить на вопросы— назовите

номер телефона пожарной охраны,

какую информацию вы должны

сообщить диспетчеру пожарной

охраны.

3. Правила личной безопасности

при пожарах.

Предлагает самостоятельную

работу в парах по вариантам,

посмотрев презентацию, прочитать

с. 63 учебника (1 в.), с. 64 — второй

текст «Пожар в подъезде» (2 в.); с.

64 текст 3 «Пожар в кабине лифта»

и «Пожар на балконе» -3 вариант.

Формулирует (Приложение 2)

практик ориентированное задание

по вариантам: составить схему:

1 вариант. «Правила личной

слушают рассказ учителя,

изучают текст учебника,

отвечают на вопросы

учителя, записывают

термины в тетрадь.

Составляют схемы своего

варианта, предъявляют свои

ответы учителю и классу.

Анализируют схемы,

«Пожарная охрана»; знать номера

телефонов пожарной охраны и

сообщение данных диспетчеру. Знать

правила личной безопасности при

пожаре.

Л: проявлять интерес к учебной теме

и готовность к сотрудничеству.

П: осуществлять поиск информации в

соответствии с учебным заданием,

извлекать информацию из источников

и предъявлять её в различных формах.

Определять значение и смысл

терминов.

К: адекватно отвечать на

поставленные вопросы, работать в

паре, внимательно слушать и слышать

партнёра.

Р: принимать и сохранять учебное

задание/, устанавливать

последовательность действий по

выполнению задания, преодолевать

затруднения.

безопасности при пожаре в

квартире»

2 вариант. «Правила личной

безопасности при пожаре в

подъезде».

3 вариант. «Правила личной

безопасности в лифте и на

балконе».

Осуществляет визуальный контроль

за выполнением заданий.

дополняют ответы соседних

вариантов.

Продолжение

основного этапа.

Закрепление

Учебно-

познавательная

деятельность

Задача этапа:

Поиск новых

знаний

учащимися

путем

сопоставления,

рассуждения,

анализа

(Диагностика

освоения

содержания темы)

Предлагает обучающимся

письменно выполнить задание

(индивидуально):

1)

Вставьте пропущенные в тексте

слова:

- «Пожаром называется

______________________________

-Большая часть пожаров

происходит по вине самих людей,

от их _________________ в

обращении с огнём.

- Пожар может возникнуть всюду,

где огонь оказался без ___________

-Пожар легче ______________, чем

потушить. Поэтому в повседневной

жизни необходимо строго

соблюдать правила пожарной

______________

Дополните информацию: «В

Российской Федерации создана

специальная система,

направленная на борьбу с

пожарами». Выберите правильный

ответ. а) пожарная охрана; б)

Выполняют задание и

предоставляют учителю

результаты деятельности.

П: предъявлять информацию в

различных формах.

Р: принимать и сохранять учебное

задание. Преодолевать затруднения

при выполнении задания.

общественная организация «Юный

пожарник»; в) структура

«Пожарные России»; г) Главное

управление по борьбе с пожарами.

Письменный контроль выполнения

задания.

Интеллектуаль

но-

преобразова-

тельная

деятельность.

Задача этапа:

закрепить

полученные в

ходе урока

знания,

активизировать

вербальную

память

учащихся, речь.

2)Предлагает обучающимся,

работая в паре, выполнить за 5

минут практик ориентированное

задание: составить правила

противопожарной безопасности.

Если будут затруднения, то можно

обратиться к причинам пожаров.

Контроль за выполнением задания,

коллективное обсуждение.

Выполняют в парах практико

ориентированное задание,

предъявляют варианты

ответов. После обсуждения

записывают в тетрадь.

Пр. Знать термины: пожар, пожарная

охрана. Знать номера телефонов

пожарной охраны, причины пожаров,

правила пожарной безопасности.

Уметь позвонить в Пожарную охрану,

быстро и чётко доложить дежурному

о пожаре.

П: уметь анализировать и обобщать

информацию.

К: с достаточной полнотой выражать

свои мысли, работать в паре.

Р: устанавливать последовательность

действий по выполнению задания.

Преодолевать затруднения.

Рефлексия.

Задача этапа:

выявить

насколько

обучающиеся

были

заинтересованы

на

уроке.

1. Подведение итогов. Предлагает

обучающимся ответить на вопрос:

«Изучив материал, правильно ли вы

ведёте себя в квартире, чтобы не

случилось беды?», Сможете ли вы

без паники спасти себя и близких

людей в случае пожара у себя дома?

Самоанализ, самооценка.

Высказывают своё

отношение к уроку.

Л: проявлять желание к самооценке,

осознавать успешность своей

деятельности.

К: с достаточной полнотой выражать

свои мысли.

Р: принимать учебную задачу для

самостоятельного выполнения.

Оценивать результат своей

деятельности и планировать

дальнейшее своё развитие.

Домашнее

задание.

Задача этапа:

продолжить

закрепление

Формулирует домашнее задание.

Изучить параграф 2.5, устно

ответить на вопросы после

Воспринимают домашнее

задание, уточняют.

Р: принимать учебную задачу для

самостоятельного выполнения.

Оценивать результат деятельности и

полученных

знаний во

внеурочное

время

параграфа. Формулирует и

комментирует практик

ориентированное задание —

решить ситуационную задачу: «Вы

находитесь дома. Заметили, что на

балконе от брошенного сверху

окурка начали гореть различные

вещи. Каковы будут ваши действия?

Как вы понимаете народную

мудрость а) спички не игрушка,

огонь не забава; б) слёзы пожара не

тушат.

планировать дальнейшее развитие.

Приложение 1

Кроссворд «Водитель»

По горизонтали:

3. Выделенный на середине многополосной дороги участок, служащий для защиты от транспортных средств пешеходов, застигнутых на

проезжей части дороги. (Островок безопасности)

7. Отдельный элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. (Тротуар)

8. Служба, контролировавшая состояние и передвижение транспортных средств (до введения ГИБДД). (ГАИ)

По вертикали:

1.

Место постоянного дежурства полиции на опасных и оживлённых участках дороги. (Пост)

2.

Участок проезжей части дороги, обозначенный знаками и выделенный для движения пешеходов через дорогу. (Переход)

3.

Элемент дороги, использующийся для остановки транспорта и движения пешеходов (в местах, где нет тротуаров). (Обочина)

4.

Круговая дорога. (Кольцо)

5.

Размётка, обозначающая пешеходный переход. (Зебра)

6.

Регулировщик, несущий службу на определённом участке дороги (устарев.) (Постовой)

1

2

3

4

5

6

7

8

Приложение 2.

Правила личной безопасности при пожаре в квартире.

Что необходимо сделать

Что делать нельзя

1.

1.

2.

2.

3.

3.



В раздел образования