Напоминание

" Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Глотова Галина Михайловна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКОУ "Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова" (дошкольная группа)
Населённый пункт: с.Дерезовка; Верхнемамонский район; Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Глотова Г.М. воспитатель ВКК

МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя

Советского Союза Василия Прокатова»

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются

те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать

процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом

занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в

решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов

обучения и современных информационных технологий, в том числе и

компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и

коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и

средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и

отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и

средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном

образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических

и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формы и методы их применения для совершенствования деятельности

специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и

других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и

коррекции детей.

ИКТ включает в себя:

компьютер и интернет

телевизор

видеомагнитофон

видеокамера и фотоаппарат

DVDи CD

радио

игровые приставки

мобильные телефоны

магнитофоны

мультимедиа и интерактивная доска.

Цель ИКТ в дошкольном образовании:

повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-

образовательный процесс информационных технологий в соответствии с

ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

обеспечение взаимодействия с семьёй;

обеспечение открытости работы дошкольного образовательного

учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной

почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;

повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);

облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-

ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);

облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);

обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);

возможность самореализации;

возможность самообразования.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,

группы;

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других

педагогов России и других стран;

Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не

писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и

в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

Создание презентаций для повышения эффективности образовательных

занятий с детьми;

Использование ИКТ для проведения родительских собраний или

консультаций специалистов для родителей;

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования

фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как

фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и

демонстрировать их;

Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро

создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между

сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по

различным направлениям деятельности;

Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;

Создание медиатек, которые представляют интерес не только для

педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

Помогает формировать информационную культуру у детей;

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес;

Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает

образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный

подходы в обучении;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт

ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);

Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез,

сравнение и др.);

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности;

Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а

ждёт, пока он сам исправит их;

С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития

педагога.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:

Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет

компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень

готовности

педагогов

к

массовому

применению

информационных

технологий в образовательном процессе.

Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной

техникой.

Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность

использования компьютерной и коммуникационной техникой

воспитателями в детском саду.

Отсутствие

методики

использования

ИКТ

в

образовательном

процессе ДОУ.

Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу

деятельность, на данный момент не разработано методической литературы

по использованию ИКТ в практике ДОУ.

Не сформулированы единые программно-методические требования к

применению ИКТ в образовательной деятельности.

Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в

свою деятельность.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,

необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах

образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность

педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной,

яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием

звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с

её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения

и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности

образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного

общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями

других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение

мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали

информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения

педагога с ребёнком они не могут и не должны.



В раздел образования