Автор: Глотова Галина Михайловна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКОУ "Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова" (дошкольная группа)
Населённый пункт: с.Дерезовка; Верхнемамонский район; Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Глотова Г.М. воспитатель ВКК
МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя
Советского Союза Василия Прокатова»
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются
те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать
процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом
занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в
решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов
обучения и современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и
коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и
средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и
отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и
средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном
образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических
и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,
формы и методы их применения для совершенствования деятельности
специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и
других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и
коррекции детей.
ИКТ включает в себя:
компьютер и интернет
телевизор
видеомагнитофон
видеокамера и фотоаппарат
DVDи CD
радио
игровые приставки
мобильные телефоны
магнитофоны
мультимедиа и интерактивная доска.
Цель ИКТ в дошкольном образовании:
повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-
образовательный процесс информационных технологий в соответствии с
ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
обеспечение взаимодействия с семьёй;
обеспечение открытости работы дошкольного образовательного
учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной
почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-
ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);
облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
возможность самореализации;
возможность самообразования.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы;
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других
педагогов России и других стран;
Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и
в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
Создание презентаций для повышения эффективности образовательных
занятий с детьми;
Использование ИКТ для проведения родительских собраний или
консультаций специалистов для родителей;
Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования
фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как
фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и
демонстрировать их;
Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро
создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между
сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по
различным направлениям деятельности;
Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
Создание медиатек, которые представляют интерес не только для
педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
Помогает формировать информационную культуру у детей;
Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает
образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный
подходы в обучении;
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя
увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт
ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез,
сравнение и др.);
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности;
Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а
ждёт, пока он сам исправит их;
С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития
педагога.
Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:
Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет
компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень
готовности
педагогов
к
массовому
применению
информационных
технологий в образовательном процессе.
Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной
техникой.
Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность
использования компьютерной и коммуникационной техникой
воспитателями в детском саду.
Отсутствие
методики
использования
ИКТ
в
образовательном
процессе ДОУ.
Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу
деятельность, на данный момент не разработано методической литературы
по использованию ИКТ в практике ДОУ.
Не сформулированы единые программно-методические требования к
применению ИКТ в образовательной деятельности.
Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в
свою деятельность.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,
необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах
образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность
педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной,
яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием
звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с
её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения
и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности
образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного
общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями
других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение
мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали
информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения
педагога с ребёнком они не могут и не должны.